Рептилии в неволе. Содержание и наблюдения
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 19612 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В последнее время школьники и их родители все чаще содержат у себя дома представителей различных видов пресмыкающихся. Рептилии становятся в этом смысле весьма популярной группой животных. Воссоздать естественную среду в террариуме, как правило, не удается. Поэтому у юных натуралистов часто возникают проблемы и трудности, связанные с содержанием пресмыкающихся, неудачное преодоление которых может принести к болезни живущих в неволе рептилий, а нередко - и к их гибели. Во многих литературных источниках (как отечественных, так и переведенных зарубежных) уделяется внимание болезням пресмыкающихся (Васильев, 2003; Гуржий, 2006; Кудрявцев, Фролов, Королев, 1991; Огнев, 2002; Рыбалтовский, 2001; Сосновский, Корнеева, 1986; Чегодаев, 2001, 2002; Шмидт, Хенкель, 2000; Шмитц 2001 и др). Судя по информации, приводимой в перечисленных выше источниках, основными причинами заболеваний рептилий при содержании их в неволе являются: 1. Слишком низкая для конкретного вида пресмыкающегося температура содержания, приводящая холоднокровное животное к снижению уровня обмена веществ, «простудным заболеваниям», длительному отказу от корма, истощению и гибели. Особенно опасна слишком низкая температура внешней среды для экзотических видов рептилий. Однако, и для отечественных видов, адаптированных к снижению температуры, такая ситуация может быть губительной, если она носит затяжной характер, или если животное не подготовлено надлежащим образом к «зимней спячке». 2. Избыточно высокая температура содержания, приводящая к ожогам, общему перегреву организма, тепловому шоку и гибели (последнее наблюдается даже у субтропических и тропических рептилий при температуре воздуха в террариуме свыше + 40;С.). 3. Равномерное нагревание всей поверхности дна террариума, например, расположенными сверху лампами накаливания, что не позволяет рептилии выбрать оптимальную для нее температуру, в соответствии с ее потребностями в данный момент. 4. Инфицирование животных через грязную воду, зараженные или недоброкачественные корма. Необходимо отметить, что, например, пищевые отравления могут вызывать длительное расстройство пищеварительной системы у рептилий и закончиться летальным исходом. 5. Недостаточное количество в предлагаемых кормах кальция, приводящее к серьезным нарушениям обмена веществ у пресмыкающихся, выражающимся, в частности, в разнообразных деформациях скелета и его непрочности. 6. Неполноценное освещение, в спектре которого отсутствуют ультрафиолетовые лучи. При их недостатке предлагаемый животному в составе кормов кальций не будет усвоен, т. к. этот процесс успешно осуществляется лишь при необходимой концентрации витамина D, для синтеза которого в организме рептилии необходим ультрафиолет. Систематический недостаток этих лучей часто приводит пресмыкающихся к потере аппетита, снижению иммунитета; развитию рахита у молодых, быстро растущих животных. 7. Отсутствие витаминных добавок к кормам, что также приводит к разнообразным нарушениям обмена веществ у пресмыкающихся, содержащихся в неволе. 8. Поедание животными субстрата, на котором они содержатся, и как следствие - гибель из-за непроходимости кишечника. 9. Травмирование или поедание животных друг другом при их совместном содержании. 10. Избыточная «скученность» животных, их переуплотненное содержание на слишком маленькой площади террариума Это приводит к инициированию ненужных и часто повторяющихся конфликтов между ними (нередко приводящими к стрессу, избыточно быстрому загрязнению террариума и другим неприятным последствиям). 11. Нерегулярная уборка нечистот, часто приводящая, например, к воспалению анального отверстия у рептилии, нарушению процесса дефекации, заражению крови и гибели. 12. Слишком низкая влажность воздуха и грунта отсутствие вместительного водоема, что необходимо многим видам пресмыкающихся (в особенности - змеям) для нормального протекания процесса линьки. 13. Занесение инфекции в общий террариум с только что приобретенным новым питомцем. Следствием может быть болезнь, а нередко - и гибель «старожилов» этого террариума. Резкое изменение поведения содержащейся в условиях неволи рептилии, а также - ее внешнего облика, в ряде случаев является сигналом нарушения состояния здоровья данного пресмыкающегося. Правда, из этого общего правила есть и свои исключения. Например, внезапно наступивший и довольно длительный (до нескольких месяцев) отказ от кормов у змей (же при оптимальной температуре содержания) является специфической особенностью некоторых их видов и не должно вызывать серьезных опасений со стороны террариумиста. Однако, таких исключений немного. Рассмотрим вполне доступные способы профилактики заболеваний террариумных животных, поскольку лечение уже возникшего заболевания – дело специалиста-ветеринара, и оно не всегда может успешно осуществляться даже профессиональным биологом, а тем более - террариумистом-любителем. Приведенные ниже рекомендации являются обобщением личного опыта автора данной статьи по содержанию различных видов пресмыкающихся. 1. С помощью ламп накаливания или других источников тепла необходимо установить в нем температуру, оптимальную для представителя содержащегося вида рептилий. Важно, чтобы источник тепла располагался на достаточной высоте или быть защищенным от непосредственного контакта с телом животного (чтобы избежать возможных ожогов). Необходимо, чтобы горящая лампа была установлена в одном из углов террариума, а не в его центральной части, чтобы дно террариума нагревалось в разных частях до разных температур. 2. Источник света нужно выключать в ночное время, но только в том случае если температура в террариуме не будет опускаться ниже уровня, допустимого для содержащегося в неволе вида рептилий. 3. Мощность источника тепла должна быть такой, чтобы температура в террариуме также не превышала допустимого уровня. 4. В террариум нужно поместить сосуд с водой, которая регулярно (ежедневно) заменяется новой. Нельзя наливать в поилку воду из природного водоема и не подвергшуюся кипячению с последующим охлаждением, т.к. эта вода может содержать в себе возбудителей многих заболеваний позвоночных животных. 5. Наливаемая в сосуд вода не должна быть очень холодной, в противном случае рептилия может быть простужена. 6. При содержании рептилий, склонных к желудочно-кишечным заболеваниям (например, змей) автор этой статьи регулярно предлагает им в качестве питьевой воды слабый раствор марганцовки. 7. Кормить животных можно только доброкачественными кормами. Приобретение живых кормовых грызунов для змей нужно осуществлять в зоомагазинах, т.к. все животные принимаются туда для продажи только после осмотра ветеринарного врача, о чем должен быть оформлен соответствующий документ (справка). Таким образом можно уменьшить вероятность заражения змеи микроскопическими возбудителями заболеваний, среди которых есть и опасные для человека. Заражение человека может осуществляться через немытые руки после контакта с больной рептилией, с инфицированным оборудованием террариума, фекалиями или другими выделениями животного, а также - посредством укуса животным своего хозяина. В последнем случае опасность заражения значительно возрастает, т.к. возбудители болезни вводятся непосредственно в кровь человека. 8. Рептилиям, содержащимся при оптимальных температурах необходимо обеспечить регулярное кормление, чтобы не допустить истощения животных, снижения их иммунитета и возникновения по этой причине разнообразных заболеваний. При длительном содержании в лабораторных или домашних условиях многих видов ящериц, пожалуй, самой серьезной и трудноразрешимой проблемой является обеспечение их естественными кормами (например, насекомыми) в осенне-зимний период. Основным способом решения этой проблемы является специальное разведение кормовых насекомых (сверчков, пепельных тараканов, дрозофил, мучных хрущей), но это требует дополнительных затрат времени и сил, связанных с уходом за насекомыми; сопровождается неприятным запахом; не всегда приемлемо по эстетическим соображениям; не всегда допустимо с гигиенической точки зрения; может встречать ярко выраженный протест членов семьи террариумиста, и т. д. Ситуация усугубляется тем, что в природных условиях, соответствующих климату нашего региона, поздней осенью и зимой не удается найти летающих или ползающих, а значит - хорошо заметных беспозвоночных, которых можно было бы регулярно отлавливать и использовать в кормовых целях. Допустимым выходом из данного затруднения является заготовка необходимого количества корма для ящериц в весенне-летнее время и хранение его на протяжении осени и зимы в домашних или лабораторных условиях, в замороженном виде. Отлов насекомых различными и хорошо известными энтомологам способами позволит быстро заготовить необходимое количество этих беспозвоночных, которые должны быть умерщвлены без использования каких-либо ядовитых веществ. В большинстве случаев для этого достаточно сжать насекомое пальцами в области головы и груди. Однако, нужно иметь в виду, что среди насекомых есть жалящие формы а также - животные, обладающие сильными острыми челюстями, которые могут повредить кожу человека или заставить его испытать сильные болевые ощущения. В этом случае тело насекомого нужно раздавить не подушечками пальцев, а каким-либо твердым предметом. Если животное не очень подвижно – смертельное для него сдавливание тела можно осуществить с помощью пинцета. Затем берется какая-либо емкость (очень удобны пластмассовые коробочки из-под маргарина или сливочного масла). На дно, плотно друг к другу укладываются умерщвленные насекомые. Сверху на слой насекомых кладутся два листа бумаги, которые вырезаны с учетом размеров и формы дна коробки. На верхний слой бумаги помещается новая порция насекомых, вторым слоем. Сверху опять помещаются два листа бумаги, и т.д., пока емкость не окажется заполненной. Наличие листов бумаги между уложенными слоями насекомых не позволит им «склеиваться» при замораживании. Коробку сверху нужно плотно закрыть и поставить в морозильное отделение холодильника. Когда возникнет необходимость - верхний слой бумаги с находящимися на нем насекомыми можно будет легко извлечь из коробки, разморозить беспозвоночных естественным образом, при комнатной температуре, и покормить ими ящериц с пинцета. 9. В корм ящерицам необходимо добавлять истолченный школьный мел, служащий наиболее доступным источником кальция, необходимым для роста и правильного развития скелета рептилии. 10. Очень желательно установить в террариуме специальную лампу, дающую ультрафиолетовое излучение и предназначенную для рептилий. Такую лампу в настоящее время можно приобрести в зоомагазинах (к сожалению, не во всех). Если это почему-либо невозможно - в корм пресмыкающихся необходимо добавлять витамины (в особенности - группы D, что необходимо для профилактики рахита). Автору удалось успешно вырастить зеленую игуану, не облучая ее ультрафиолетом, но регулярно (1-2 раза в неделю) добавляя в корм поначалу 2-З, а затем - несколько капель тривита (жирорастворимые витамины групп A, D, E). 11. Чтобы избежать попадания в желудок игуан субстрата, который может привести их к гибели в связи с непроходимостью кишечника, можно рекомендовать содержать их в террариуме без грунта, а лишь с положенными на его дно листами бумаги, поставленными искусственным водоемом и кормушкой. Именно таким образом автор статьи содержит в настоящее время зеленую игуану, которая живет у него уже более 7 лет. Аналогично следует поступать с любой рептилией, у которой обнаружены нарушения работы желудочно-кишечного тракта. 12. В одном террариуме можно содержать лишь сопоставимых по размеру рептилий, не проявляющих друг в отношении друга агрессивных действий. В противном случае травматизма или гибели животных не избежать. Некоторые змеи питаются другими рептилиями, что необходимо учитывать при попытках совместного содержания тех или иных видов. Водные черепахи имеют склонность к хищничеству и таким образом могут травмировать других рептилий некрупных размеров. Даже растительноядные черепахи могут оказаться небезопасными для других тоже малоподвижных, но недостаточно защищенных рептилий. Острые когти черепах и края их массивного панциря могут по случайности раздавить или поранить других пресмыкающихся. 13. Пресмыкающихся (в особенности - подвижных ящериц, а также - крупных черепах) нужно помещать в просторные террариумы, в которых они смогут реализовать свои природные потребности в перемещении, и где их движения не будут сильно сковываться стенками террариума. 14. Необходимо регулярно убирать нечистоты, что позволит избежать сильного неприятного запаха и не допустить возникновения у рептилии болезней, связанных с нарушением именно этого условия их содержания. 15. Готовящихся к линьке змей, если в их террариуме нет достаточно вместительного водоема, необходимо систематически купать в тазу с теплой водой, или, по крайней мере, регулярно и обильно опрыскивать. 16. Каждое новое, недавно приобретенное животное, должно проходить длительный карантин в отдельном террариуме. Срок такого карантина - не менее 1-2 месяцев. Автору этой статьи, по разным причинам, приходилось нарушать некоторые из перечисленных выше правил содержания рептилий в условиях неволи. 1. Зеленая игуана содержалась в достаточно тесном террариуме горизонтального, а не вертикального типа (как это обычно рекомендуется в литературе), без ультрафиолетового облучения, но с добавлением витаминов в корма. При этом выросло здоровое и нормально развитое животное. 2. Некоторые виды гекконов, а также – сцинковая ящерица глазчатый халцид, вопреки рекомендациям в литературе, кормились не насекомыми и их личинками, а кусочками говядины с пинцета, и при этом жили годами. 3. Змеи, ведущие в природе ночной образ жизни, годами жили, нормально росли и развивались без облучения ультрафиолетом. 4. Свет в террариуме не выключался круглосуточно, что не приводило к видимым нарушениям поведения или общего состояния здоровья рептилий. Несмотря на относительно удачные итоги содержания пресмыкающихся в перечисленных выше ситуациях, следует отметить, что подобная практика не должна считаться абсолютно нормальной, и допустима лишь в исключительных случаях, при необходимости. В случае появлении первых нарушений состояния здоровья животных она должна быть немедленно прекращена, и для пресмыкающегося необходимо в срочном порядке создать тот комплекс условий, который полностью соответствует его биологическим потребностям. Содержащиеся в неволе рептилии могут с успехом использоваться преподавателем биологии для организации познавательной деятельности школьников на уроке и во внеклассной работе. В отечественной литературе по методике обучения биологии этот вопрос разработан достаточно хорошо. Например, в книге Н.Н. Данилова и С.С. Шварца «Как изучать жизнь животных», вышедшей в свет еще в 1953 г., рекомендуется проследить, как изменяется их поведение с изменением температурных условий. В более поздней работе Н.Л. Соколова (1957 г.) предлагается изучить влияние температуры на активность питания и изменение веса у черепах. Автором подчеркивается, что, если падение веса содержащихся при невысокой температуре животных приближается к 30 %, опыт необходимо прекратить, чтобы не нанести вреда их здоровью. В итоге школьниками может быть сделан вывод о том, что черепахи нуждаются в определенной оптимальной температуре. Если эта температура плюсовая, но она невелика, то черепаха, сохраняя состояние активности, не принимает пищи. Вследствие этого весовой баланс тела животного нарушается и наступает истощение, которое может явиться причиной гибели животного. Вызывает интерес также и рекомендация Н.Л. Соколова изучить в уголке живой природы связь процесса линьки у ящериц и змей с температурным и световым факторами. В качестве подопытных животных предлагаются ужи, желтопузики, прыткие и зеленые ящерицы. Г.С. Нога в книге «Наблюдения и опыты по зоологии» (1979г.) рекомендует учителю предложить школьникам провести сравнение внешнего облика и поведения болотной и среднеазиатской черепах. В настоящее время болотную черепаху можно заменить на американскую красноухую черепаху, которую можно приобрести во многих зоомагазинах. Сравнение предлагается осуществлять по следующим признакам: форма, размеры и окраска панциря; особенности внешнего облика головы и лап животного; объекты питания и поведение животных при этом процессе; особенности передвижения черепах на суше и в воде. В книге приводится инструкция для наблюдения за ящерицами в террариуме, с содержанием которой вполне можно согласиться, за исключением пункта об изучении процесса регенерации хвоста, который предполагает сознательное травмирование юным исследователем подопытного животного. Кроме обсужденных выше вопросов, в этой же книге находим, например, следующие темы наблюдений и опытов над рептилиями: «Особенности размножения ужей в различных условиях» (имеются в виду определенная температура и влажность), «Развитие ящериц и змей», «Питание ящериц и змей», «Сравнение строения ящериц и змей», «Зимовка пресмыкающихся при различной температуре», «Линька ящериц и змей», «Развитие яиц ужа, черепахи, ящерицы», «Оборонительный рефлекс и ориентировка ящерицы, черепахи». К сожалению, ограниченный объем книги не позволяет подробно обсудить каждую из названных тем. В качестве дополнения к уже сказанному об изучении школьниками пресмыкающихся в условиях неволи рекомендую и собственную статью по этому поводу, опубликованную в журнале «Биология в школе» (№ 6, 1997 г.). Индивидуальные исследовательские задания по изучению биологии и экологии пресмыкающихся могут выполняться школьниками, как в условиях уголка живой природы, так и у себя дома. Важно, чтобы эти задания были содержательными, логичными, хорошо продуманными учителем, иначе ответы юных исследователей на поставленные в них вопросы будут слишком общими или хаотичными. ЛИТЕРАТУРА 1. Банников А.Г., Даревский И.С., Денисова М.Н. и др. Жизнь животных. Т.5. – М.: Просвещение, 1985. 2. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971. 3. Гуржий А.Н. Ваш террариум. – М.: Аквариум-Принт, 2006. 4. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. - М.: Лесная промышленность, 1991. 5. Кулев А.В. Содержание пресмыкающихся в условиях неволи и их использование в учебном процессе // Биология в школе. – 2011. - №6. 6. Кулев А.В. Живородящая ящерица как объект исследовательской работы школьников // Биология в школе. – 2012. - №6. 7. Кулев А.В. Зеленая игуана в школьном и домашнем террариуме // Биология в школе. – 2014. - №5. 8. Олдертон Д. Экзотические домашние животные: Энциклопедия. - М.: ООО Издательство Росмэн-Пресс, 2002. 9. Сосновский И.П. Амфибии и рептилии леса. – М.: Лесная промышленность, 1983. 10. Суматохин С.В.Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. - № 5. 11. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. – 2014. - № 4. © Александр Кулев, 2017 Дата публикации: 16.04.2017 00:11:53 Просмотров: 2836 Не одними котиками, собачками да хомячками жив человек. Магазин рептилий поможет вам завести необычного питомца. Главное - не забывайте, что особый питомец требует особого ухода и условий содержания. Интернет к вашим услугам! Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |