Стихотворные тексты на уроках зоологии: таракановые, богомоловые, прямокрылые
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 15073 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В статье обосновывается целесообразность использования на уроках поэтических произведений о животных при обучении школьников зоологии. Приводятся методические рекомендации, связанные с использованием стихотворных текстов на уроках биологии. Все имеющиеся в статье поэтические произведения написаны ее автором и опробованы им в личной педагогической практике. В настоящее время уже не вызывает сомнения, что правильное использование на уроках и во внеклассной работе художественных текстов может быть весьма полезным в педагогическом отношении. С.В. Суматохин [7] обращает внимание на тот факт, что художественный стиль и язык словесного искусства литературы воздействует на воображение и чувства читателя, характеризуется образностью, эмоциональностью. С.В. Суматохин также полагает, что при обучении биологии знакомство учащихся с произведениями художественной литературы, содержащими описания биологических объектов и явлений, позволяет развивать у школьников любовь к живому, формировать интерес к изучению природы. Кроме того, чтение и обсуждение художественных (в том числе поэтических произведений) на уроках биологии позволяют заметно активизировать познавательную деятельность школьников. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6]. Методика работы со стихотворными текстами при организации познавательной деятельности школьников также была всесторонне рассмотрена в публикации Г.Е. Окуневой применительно к урокам анатомии человека. Этот материал, со ссылкой на данного автора, приводится в моей более ранней статье [3]. При работе с поэтическими произведениями на уроках и при проведении внеклассных занятий могут быть использованы иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии, заимствованные педагогом из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации. Очень желательно также, чтобы к каждому стихотворению учителем были заранее продуманы вопросы и задания для школьников. Впрочем, как показывает моя личная практика, вопросы к тексту стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Безусловно, это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Важно понимать, что работа со стихотворными текстами может эффективно применяться как при первоначальном восприятии школьниками материала, так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В данном процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются разнообразные приемы познавательной деятельности. Очевидно, что это способствует развитию мышления у школьников. К сожалению, приходится констатировать, что грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных для учащихся седьмых классов по-прежнему очень мало. В этой связи автор данной статьи поставил перед собой вполне конкретную задачу - создать «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы. Мною лично было написано около 150 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных. В концепцию написания большинства стихотворений входили: 1. Биологическая информация, подлежащая усвоению. 2. Интересная сюжетная линия. 3. Философская идея. 4. Эмоциональный посыл. Ниже приводятся примеры этих стихотворений, вопросы для их обсуждения с учащимися, краткие ответы на них. ТАРАКАН Наглый рыжий таракан К нам пришел из тёплых стран, Ведь комфорт он любит очень С темнотою тихой ночи... Он - стремительный бегун, Из буфета он прыгун, Но его рекорды эти Ценит мало кто на свете! Бурый простенький наряд Некрасив на первый взгляд. Понимаю я порой - Не влечёт и на второй... Уважения лишён, Но совсем не удручён! Безразлично наше мненье... Вновь бежит поесть варенья! Обсуждение стихотворения с учащимися: 1. К какому отряду относятся тараканы? 2. Откуда пришел рыжий таракан в Россию? 3. Почему тараканы имеют темную окраску тела? 4. Как можно назвать такой тип окраски? 5. Почему тараканы на Северо-Западе России живут только в домах человека? 6. Почему таракан является ночным животным? 7. Чем может питаться таракан в жилище человека? Краткие ответы на некоторые из вопросов: Тараканы относятся к отряду Таракановые. Ученые полагают, что тараканы, обитающие в настоящее время в Европе, попали туда из Азии и (или) Африки. Затем рыжий таракан (прусак), обосновавшийся в Германии, проник и в Россию. Специалисты единодушны в том, что тараканы начали свое существование в жарком климате, а впоследствии с участием человека или самостоятельно продвигались на север. Темная окраска тела этих насекомых является покровительственной. В северных регионах они живут только в домах человека, поскольку весьма теплолюбивы. Вероятно, тараканы являются ночными животными, т.к. в это время меньше опасность стать добычей хищника. Эти животные едят любые продукты растительного или животного происхождения, ткани, кожу, бумагу и многое другое. БОГОМОЛ Не обнаружен снова вами! Он на растении сидит, Большими круглыми глазами Вокруг внимательно глядит... Его "молящееся" тело - Как символ кротости души. Однако выводы ты делать Об "ангелочке" не спеши... Он все "детали" замечает. Что выражает это взор? Увы, но взгляд тот означает Для многих - смертный приговор... Для бабочки он - наказанье! Мгновенный следует бросок, И легкокрылое созданье - Лишь пищи лакомый кусок! Обсуждение стихотворения с учащимися: 1. К какому отряду относятся богомолы? 2. С чем связано название этого животного? 3. Каково строение глаз богомола, если учесть, что он относится к насекомым? 4. К какому отряду относится бабочка – возможная жертва богомола? 5. Почему бабочка не замечает охотящегося богомола? 6. Какие части тела богомола принимают непосредственное участие в схватывании добычи? 7. Почему пойманное богомолом насекомое практически не имеет шансов спастись? Краткие ответы на некоторые из вопросов: Богомолы относятся к отряду Богомоловые. Животное во время охоты держит свое тело почти вертикально, а передние конечности, имеющие заостренные шипы, складывает таким образом, будто совершает молитву. Если рядом оказывается подходящая жертва, богомол делает молниеносный прыжок и зажимает добычу в смертельных тисках, освободиться из которых практически невозможно. Богомолы обычно имеют покровительственную окраску и маскирующую форму тела, во время охоты практически неподвижны, поэтому они незаметны для своих потенциальных жертв СВЕРЧОК Вновь готовит свой смычок Ближе к ночи мой сверчок! Тонким голосом поет, Спать мне вовсе не дает! Рассказал он в песне мне, Как прекрасно при Луне Вдруг в любви признаться ей - Даме трепетной своей! Ночку всю он не молчал - До рассвета он звучал! Я надеюсь, что сверчок Стать женатым нынче смог. Пусть бы деток он растил Из своих последних сил; Петь бы громко перестал, Спать бы ночью не мешал! Ночь, однако, настает, А сверчок опять поет! Видно, бедный мой сверчок Завести семью не смог... Обсуждение стихотворения с учащимися: 1. К какому отряду относятся сверчки? 2. Что представляет собой «скрипка» сверчка? 3. Кроме сигнала для «дамы», какую роль играет «песня» сверчка? 4. Почему самец сверчка поет именно в ночное время? 5. Сбудутся ли надежды автора стихотворения на то, что сверчок, наконец, станет семейным, будет старательно ухаживать за подрастающим потомством и в этой связи перестанет ночью мешать спать человеку? Почему вы так думаете? Краткие ответы на некоторые из вопросов: Сверчки относятся к отряду Прямокрылые. «Скрипка» сверчка – первая пара крыльев (надкрылья). Их быстрое трение друг о друга приводит к возникновению звуков, которые называются пением этого насекомого. Это не только «песня любви», предназначенная для самок, но и угрожающий сигнал для других самцов. Самцы сверчков – территориальные животные. Каждый самец стремится захватить собственный участок, от которого с помощью «песни» отпугивает других самцов. Ранее на Руси говорили: «Каждый сверчок знает свой шесток», и это изречение, безусловно, было справедливым. Надежды автора на то, что сверчок станет «семейным» и в этой связи перестанет петь, не имеют никаких оснований. Эти насекомые семей не образуют, их потомство растет самостоятельно. МЕДВЕДКА Из норы выходит редко Родич саранчи медведка. В почве роется она - Жить во тьме обречена... Не близка ей красота: Ноги словно у крота, Характерен бурый цвет - Ярких красок вовсе нет! Тело панцирем покрыто, А изящество забыто - Названа "по делу" ведь - Косолапит, как медведь! Я боюсь - приснится мне Эта "прелесть" в жутком сне! Обсуждение стихотворения с учащимися: 1. Какие признаки, должны быть у медведки как представителя отряда Прямокрылые? 2. Почему передние конечности медведки расширены и уплощены? 3. Почему медведка имеет бурую окраску? Ведь существо, живущее в почве, могло бы не иметь красящих веществ (пигментов) на поверхности тела. Очевидно, что в абсолютно темных норах окраска животного незаметна. 4. Каково значение «панциря», покрывающего тело медведки? Из какого вещества оно состоит? 5. Сделайте предположение о том, насколько развито зрение у медведки по сравнению со многими другими насекомыми. 6. Предположите, чем или кем может питаться медведка, учитывая тот факт, что она близкий родственник саранчи. Краткие ответы на некоторые из вопросов: Бурая окраска тела медведки, вероятно, является покровительственной. Она может быть связана с тем, что животное временно покидает свои норы в ночное время и при свете Луны может подвергаться нападению хищников. Кроме того, некоторые хищники могут выкопать медведку и в дневное время. В такой ситуации покровительственная окраска также может быть весьма полезной. Можно предположить, что, по сравнению с другими насекомыми, которые во взрослом состоянии активно летают и редко прячутся в норы (или не делают этого совсем), у типичного роющего животного медведки зрение развито не очень хорошо. Медведка, как и саранча, питается в основном подземными частями растений, нанося таким образом вред сельскому хозяйству. САРАНЧА Незаметных насекомых, Так биологам знакомых, Можно кое-где найти, Продвигаясь по пути. Только знай - настанет время, И сплотится это племя. Миллионные скопленья Вызывают удивленье! Туча саранчи летит, Разжигая аппетит, И садится в "чистом поле", Где, страстям давая волю, Пожирает все вокруг... Но у нас есть добрый друг! Вот летит кормить птенцов Стая розовых скворцов! Ринг! Скворцы и саранча! Схватка будет горяча! Миллионы насекомых К этой битве не готовы! Отступает вражье племя! Не надолго! Минет время - "Легионы" там и тут В бой упрямо вновь пойдут! Может статься, что опять И скворцам не совладать Будет с этими врагами! Дело уж тогда за нами... Докажи, пройдя невзгоды, Что не зря ты "царь природы"! Обсуждение стихотворения с учащимися: 1. Почему в определенные периоды времени появляются большие скопления саранчи, готовые к перелетам? 2. Почему саранча приносит такой большой урон? 3. Способностью к полету обладают взрослые насекомые или их личинки? 4. Почему подрастающим птенцам всех видов птиц необходима именно животная пища? 5. Зависит ли численность саранчи от численности скворцов и наоборот? Почему? 6. Как может меняться это соотношение с течением времени? 7. Почему в некоторых случаях розовые скворцы могут не справиться с «полчищами» саранчи? Краткие ответы на некоторые из вопросов: Численность саранчи в результате размножения в благоприятных условиях среды быстро растет. В периоды своей максимальной численности одиночная саранча становится стайной, мигрирующей, что позволяется ей захватить территории с новым пищевым ресурсом и найти необходимые условия для размножения. В личиночной стадии саранча передвигается по земле, взрослые же насекомые перелетают огромными стаями. Урон, наносимый саранчой, связан с огромной численностью особей в перелетающих с места на место стаях этих насекомых. Птенцы нуждаются в полноценном животном белке, поэтому практически все виды птиц выкармливают потомство исключительно или преимущественно животной пищей. Кроме того, животная клетка, покрытая только наружной мембраной и не имеющая толстой клеточной стенки из целлюлозы, легче разрушается пищеварительными ферментами птенца. Поэтому во многих случаях животная пища перевариваются быстрее, чем растительная. Отметим особо, что скворцы (и это отличает их от многих других воробьиных птиц) даже во взрослом состоянии тяготеют к преимущественно животной пище. Находясь в разновозрастной стае, взрослые розовые скворцы могут активно докармливать уже летающих молодых птиц, которые при этом быстро набираются сил. Рост численности саранчи в природе подавляется ростом численности розовых скворцов. Однако саранча, используя богатые пищевые ресурсы предоставляемых человеком сельскохозяйственных угодий, размножается гораздо быстрее, чем, например, скворцы. Поэтому растущая численность насекомых может периодически выходить из-под контроля питающихся ими птиц и других хищников. Тогда и наблюдается явление, описанное в стихотворении. В последующих статьях мы познакомим учителей-биологов с другими стихотворениями о животных, написанными для работы с учащимися седьмых классов. Как и в этой статье, педагогам-практикам будут предложены методические материалы, которые позволят организовать эффективную мыслительную деятельность школьников при обсуждении ими содержания стихотворений. ЛИТЕРАТУРА 1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003. 2. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007. 3. Кулев А.В. Стихотворные тексты на уроках зоологии. Простейшие, кишечнополостные, черви // Биология в школе, №3ю 2018. 4. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. 5. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М.: Мир, 1991. 6. Окунева Г. Е. Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006. 7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6. 8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7. 9. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989. © Александр Кулев, 2018 Дата публикации: 04.04.2018 01:39:37 Просмотров: 2071 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |