Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Владислав Эстрайх



«Культ соломьяной стрихи и важких чобит…»

Марина Шамсутдинова

Форма: Эссе
Жанр: Литературная критика
Объём: 7426 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Сегодня ночью приснились похороны Юрия Григорьевича Каплана - киевского поэта, мастера, чью студию «Третьи ворота» я посещала в Киеве в 2000 годы. Убили Каплана давно,в 2009 году его забила ногами алчная домработница и ее хахаль из-за горстки золотых цепочек и чего-то из одежды. Такая вот страшная насильственная смерть… А сегодня в моём сне он снова умер и огромная толпа его хоронила…
Может быть сегодня - это была его биологическая смерть, не насильственная и тогда, Юрий Григорьевич вместе с нами пережил бы весь этот шабаш ведьм и русалок, увидел бы всё своими глазами и успел бы перед смертью передать свой титул Председателя земного шара – преемнику.
Помню в 2000 году я активно писала свою поэму «Судьба божественного ветра», была в ней и вставка о раскулачивании, о деревенской жизни, была и финальная строчка

«Не минует опала пана
Голодраного горлопана»

Помню, как моя знакомая и коллега Женя Чуприна – поэтесса и куртуазная маньеристка выступила на обсуждении и сказала, что моя поэма плохо пахнет и что это мое творчество из серии «Индо взопрели озимые». То есть писать о земле и крестьянах уже не комильфо.
А Юрий Григорьевич вспомнил про своего друга – поэта Васыля Стуса ( чьё имя сейчас стало культовым) так вот Васыль Стус предостерегал от «Культа соломьяной стрихи и важких чобит».
То есть известный украинский поэт предупреждал от сползания в деревенщину, в примитивизм и гламурный наив? Может быть… Культурный, образованный поэт видел свою страну сильной и могущественной державой, а не барышней, которую валяют под телегой проходящие мимо солдаты отчего в ее волосах запутываются соломинки и мякина.

«…Уже тогда, когда родные с детства,
простые, грешные, честнее правды лица
вдруг двинулись, заголосили разом
над головой твоей, уже тогда,
над головой твоей, уже тогда,
когда в дремоте дорогих околиц
ты чуял неподвижность, а вода
в твердеющих артериях бежала,
и на тебя табун катил (смотрите – вот он!
кричала поражённая толпа
и пальцы жёлтые в твой бок тянула)…»
Из «Писем»
№29
«Сны меня вымучивают. Символы: блуждаю по какому-то бесконечному зданию (своей большой души?), где громадные комнаты (пустые) ещё более громадных ожиданий (пустых). ..»
***

Все Киев снится мне в прекрасных снах:
цвет спелых, налитых черешен первых
и зелень хвои. Выдержали б нервы:
ведь впереди — твой крах, твой крах, твой крах…


Разделение на поэтов деревенщиков и поэтов деятельного крика тогда было в самом разгаре. Деревня многим интеллигентам казалась чем то отсталым, неприличным, грубым.
Деревенские жители переселялась в города и ассимилировалась, но во снах им все равно «Снится мне деревня, отпустить меня не хочет родина моя»
Как писал известный поэт Анатолий Передреев в стихотворении «Окраина»

ОКРАИНА

Околица родная, что случилось?
Окраина, куда нас занесло?
И города из нас не получилось,
И навсегда утрачено село.
Взрастив свои акации и вишни,
Ушла в себя и думаешь сама,
Зачем ты понастроила жилища,
Которые ни избы, ни дома?!
Как будто бы под сенью этих вишен,
Под каждым этим низким потолком
Ты собиралась только выжить, выжить,
А жить потом ты думала, потом.
Окраина, ты вечером темнеешь,
Томясь большим сиянием огней,
А на рассвете так росисто веешь
Воспоминаньем свежести полей.
И тишиной, и речкой, и лесами,
И всем, что было отчею судьбой...
Разбуженная ранними гудками,
Окутанная дымкой голубой!

1964
Но время прошло и сейчас нас все активнее впихивают в постиндустриальную эпоху. Заводы и фабрики разрушаются в угоду западным конкурентам и вот уже «Культ соломенной стрихи « снова востребован. Глиняные дома под соломенной крышей стоят дороже коттеджей, вышитые рубашки дороже деловых костюмов, а изящные трости сменяют в руках бутафорские вилы.
И вечно молодая Женечка Чуприна или ещё какая Евгена одевают на головку веночек или кастрюльку.Или фотаются с вызывающим видом на фоне картинки я украинка я бандеровка… хотя имя украинка в Европе все больше ассоциируется совсем с другой профессией, вдольдорожной. Не говорят же – снял вчера двух бандеровок! И вот уже гоголевско-булгаковские панночки-ведьмы с распущенными волосами разливают на лысой горе или в гламурных салонах ведьмин бесовской напиток. Ибо если отметать поганой метлой всю русскую культуру вместе с языком и религией, которая большей частью и вобрала в себя светлые славянские мифы и традиции, то приходится подбирать и скрести по сусекам то, что осталось в забросе. Женское колдовство, чаровнитство, опаивание, животную сексуальность и свальный грех на Ивана-купалу…
Цитата из статьи Богема на майдане»
« Подруга куртуазных маньеристов и постдекадентка несколько лет назад перестала писать стихи по-русски и перешла на украинский. Она не любит русский мир… я осознала себя настолько украинкой, что, даже будучи русской поэтессой, перешла на украинский язык в 40 лет, стала писать по-украински.»
А вот стихи Жени, что я слушала в студии у Каплана


***
Камин. Вишневый сад. Колье из бриллиантов.
Трехспальная кровать.
Сиамских кошек -- пять. Две моськи с кучей бантов. --
Чего еще желать?
На окнах от дождя бесчисленные лужи,
Сквозь шторы -- лунный свет,
Да строчку от тебя, да молодого мужа --
На склоне лет!


SUBLIMATIO
Стихи росли. Несмелые пока,
В одну иль две строки еще длиною,
Когда весенним ливнем с потолка
Прорвался унитаз над головою.
Известка превратилась в облака,
И где-то в глубине ее творожной
Рождалось и стекало с потолка
То, без чего цветенье невозможно.
Стихи росли под ливнем с потолка
И расцветали бешено и странно,
И сердцевина каждого цветка
Как небеса была благоуханна.
И весь мой дом заполнила река,
К соседям вниз извергнуться готова,
И щедро проливалась с потолка
Капризной красоты первооснова.

А сейчас она пишет нечто похожее, но попроще…Язык обязывает)

Одна дама огрядна у Овручі
Сраченятком не влазила в обручі,
та знайшлись шанувальники,
і не тут, а в Італії,
так що зараз вона вже не в Овручі.

Жив добродій один в Броварах.
Три квартирі у Києві мав.
Добрих брокерів знав,
подобово здавав
і все нив про фінансовий крах.

Одна хвойда обсілась у Львові,
Голубої, ну звісно же, крові,
наче місто хороше,
в хлопців водяться гроші,
Але бридко, що треба - на мові

Ото я була на репетиції, кричала у мікрофон "***!", "Масони!", "Бридко!", "От же ж курвячий син!" - это милое желание выражаться по- особому.
Какой из всего написанного вывод? Да никакой угодно… Можно сказать что такая культура хорошо оплачивается и надо же как-то и на что-то жить, можно сказать что у многих моих ровесниц поэтесс , тех с кем я начинала и кого лично знаю, никогда не было и наверное уже не будет, детей, а я имею все шансы через пару лет стать бабушкой… И такая вот вечная гламурная молодость заставляет искать секрет макропулюса… и никогда не стареть и не мудреть…Культ наслаждения и безответственности… Разводить кошек, цветы и затевать революции, зная, что твои дети не будут умирать на баррикадах.
Кастрированные самки самые злобные существа на планете, это уже биологи давно открыли… А стыд и скромность – это удел лузеров, таких как я, потому что у меня дочка растет и сыночек и стыдно перед ними бегать в неглиже и делать обложки книги с поросшим мохом лобком…
Мои стихи и без этого ...


Украина – страна крематорий,
Бухенвальд или просто Освенцим.
Здесь стреляют с консерваторий
По майдану и некуда деться.
И только визг
Безвиз.

25 ноября 2016


© Марина Шамсутдинова, 2019
Дата публикации: 17.08.2019 17:15:29
Просмотров: 1656

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 46 число 26: