Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Виталий Пажитнов



Богдан и ступка

Светлана Беличенко

Форма: Рассказ
Жанр: Детская литература
Объём: 5839 знаков с пробелами
Раздел: "Проза для детей"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Познакомила мама Богдана с новым приспособлением – ступкой называется. Мальчик рассматривал громадную штуковину. Она была тяжёлая, каменная, тёмно-серого цвета с вкраплениями, похожими на кристаллики морской соли. Мама сказала, что материал, из которого изготовлена кухонная помощница – гранит, он очень надёжен и прочен.
– Это комплект из двух предметов. Они связаны друг с другом как единое целое, – рассказывала мама.
– Прям как мы с тобой? – догадался мальчик.
– Да, как мы с тобой, – согласилась мама.
– Ступка, она без пестика не работает, – поясняла женщина, указывая на массивную толстостенную чашу полусферической формы. – Да и пест без своей подруги – не работник, – при этих словах мама показывала цилиндрическую полированную палочку со скруглёнными концами.
– Ух ты, вот это да! – восхищался шестилетка, разглядывая «агрегат».
– А что вообще в этой штуке делают? – поинтересовался мальчик.
– Да много что можно делать. Вот, например, у нас папа кофе любит. И не покупной, а чтоб обязательно в зёрнышках, чтоб сами обжарили, перемололи, помнишь, я давеча кофе жарила?
О, да! Богданчик помнил этот густой насыщенный аромат, который будто бы проникал внутрь человека через поры кожи, с ног до головы пропитывая его устойчивым кофейным запахом. Даже на следующий день в садике как-то учуяли, что мама Богдаши кофе жарила, а потом варила, хоть Богдаша кофе и не пробовал даже. А еще в тот день соседи по подъезду прибегали, поинтересоваться, откуда это так «кофейней пахнет». А ещё папа на следующий в день в автобусе ехал, так его весь автобус расцеловать был готов за то, что папа весь салон ароматной арабикой благоухать заставил, и всех сонных утренних пассажиров так взбодрил, будто свежей чашечкой эспрессо напоил.
– Так вот, – продолжала мама, – кофемолка у нас сломалась, а ступочка наша родимая вместе с пестиком выручила нас. Потом мама рассказала мальчику, что ещё в ступе можно растирать и толочь все, что вздумается. Ведь именно так поступали древние люди. Тогда ещё не было мельниц для производства муки, всяких современных измельчителей для овощей, фруктов и орехов, блендеров и кухонных комбайнов, хорошо знакомых многим современным хозяйкам. Сначала и самой ступки-то не было. Прообразом её служил обыкновенный камень с выемкой, на котором при помощи другого камня, округлого, растирали или толкли семена, съедобные корешки, зёрнышки, делали муку.
– А из чего люди муку делают? – заинтересовался мальчик.
– Из зёрен. Например, пшеницы, тогда получается пшеничная мука, – объяснила мама.
– А ещё какая мука бывает?
Ну например, если рис перемолоть – рисовая мука будет, если гречу – гречневая, а если, например, кукурузу – кукурузная мука тогда получится, – тут мама открыла кухонный шкафчик и показала сыну запасы риса, гречи, гороха. В хранилище ещё лежал пакетик грецких орешек и очищенных жареных семян подсолнечника.
– Интересно-то как, – констатировал Богданчик.
Однажды в субботу, когда младшая сестрёнка, годовалая Иришка, была у бабушки, а родители ушли по делам, Богдаша пошёл на кухню и вытащил ступку из нижней полки шкафа. Пест лежал в ней же. Богдаша погладил руками шершавые наружные стенки чаши, а потом решил испытать устройство на деле. Достал пакетик риса и через два часа перетёр его в пыль, правда кое-где в так называемой муке можно было нащупать разного размера рисинки: половинные, четвертные или совсем крошечные твёрдые кусочки. Ведь работа требовала огромной силы, которой у маленького Богдаши было не очень много.
В воскресенье картина повторилась. На сей раз обработана была греча, извергавшая головокружительный аромат полей после своего преображения.
В понедельник Богдашу не взяли в детский сад. Воспитателям показалось, что у него горлышко красное. Впрочем, этот факт не удивителен, учитывая, что Богдася вопил на всю улицу что называется «во всё горло», когда гулял на площадке перед садиком. Ну, делать нечего, привела мама Богдана домой, выговор ему за его уличный ор сделала, кастрюлю с ещё горячим супом и другую, с тёплыми макаронами, показала, сковородку с котлетами на стол поставила и побежала на работу. «Не маленький уже, сам напортачил, сам и разбирайся!» – кинула она вслед. «Ну ничего, я набедокурил, маме проблемы создал, я ей и помогу», – подумал Богдаша и принялся за дело.
На этот раз подвергнутым обработке оказался горох. Во вторник всё повторилось, но уже с орешками. Они были мягонькие, маслянистые. Мальчик легко справился с ними. Потом настала очередь семечек. Так к середине недели, Богдаша перемолол и перетёр всё, что только можно. Все свои переделки он уложил в пустые стеклянные банки с деревянными крышками на резиночках, которые толпились тут же, на полке. А иначе зачем бы они тут стояли пустые, не заполненные?
В четверг мама решила сварить гречневую кашку, полезла в шкаф и...
– Богда-ан, – сурово закричала она из кухни.
– Что? – спросил послушно прибежавший сын.
– Что ты наделал? – говорила мама рассерженно, показывая на Богдашины «произведения».
– Я вообще-то тебе помогал, – удивился тону матери мальчик.
– Хм, пожалуй, нежная кашка для Иринки получится, – быстро нашлась мама, почувствовав искренность в словах сына. – Спасибо тебе, помощник мой! – похвалила она Богдашу.
Ещё никогда брат так не радовался приезду сестры, как в этот раз. Мама действительно сварила Иришке «Богдашину» кашу. «Теперь на быстрорастворимых кашках сэкономим, – радовалась мама, – ишь, как уминает, а как просто-то: кипяточком заварил, чуть на плите подержал, и всё – готово. Хорошо, когда такой хозяин-то в доме есть! И как я раньше сама-то до этого не додумалась?!»
Уже через неделю от Богданкиных заготовок и следа не осталось – всё съели. А Богданчик теперь «главный по ступкам» в доме считается: то клюкву перетрет, то чеснок растолчет. Любой продукт у него порошком или пастой становится. Мастером заделался.


© Светлана Беличенко, 2016
Дата публикации: 24.07.2016 23:27:19
Просмотров: 2975

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 79 число 15:

    

Рецензии

Сергей Мерчанский [2016-07-30 13:37:30]
а моя мать всегда гнала меня с кухни и говорила, что у меня руки не оттуда выросли. а вот бабушка всегда поощряла моё творчество. так что я блины и рыбу учил готовить свою жену. а один раз чуть тёщу не прибил сковородкой, потому что не знал, что из неё ручка вынимается. а я блины перебрасывал. вот как!

Ответить
Вообще мужчины могут не хуже, а иногда и лучше женщин готовить (это, конечно, от конкретного человека зависит). Лично моё мнение - ребёнка независимо от пола нужно приучать к готовке и вообще ко всякой полезной деятельности с самого раннего возраста. Знаю детей, которые в 4-5 лет прекрасно нарезают огурцы и помидоры в салат, чистят овощи, выпекают блинчики на блиннице. И это чудесно!
Юлия Чиж [2016-07-30 10:22:45]
напомнили одну ситуацию)
мелкому было год и восемь, вроде. точно 2-х лет ещё не было. только-только переехали в своё жильё. за день до ситуации отпраздновали переезд. я тортик испекла. на следующий день разбирала вещи. понимаю, что ребёнок затих. пошла посмотреть, чем же он таким занят. вхожу в кухню, около батареи сидит моё сокровище рядом с какой-то лужей и муку в неё сыплет. а лужа-то непростая: яйца (со скорлупой), майонез, сахар... 1989 год. время дефицита. волосы на затылке чуть-чуть пошевелились, честно говоря. но... похвалила. и сказала, что одну деталь только не учёл - кастрюлю забыл)
до сих пор готовит с удовольствием, не боится экспериментов. а накричала бы? одним безруким стало бы больше, думаю.

спасибо, Светлана) не ваш рассказ бы - и не вспомнилось. а тут сразу не один эпизод в памяти всплыл)

Ответить
Вам спасибо за отзыв. А ситуация, описанная в рассказе, очень даже реалистична. Прототип героя - мой сын. Тот ещё разбойник. Иногда такое сотворит - и смеяться, и плакать хочется одновременно. Реагирую так же. Творчество и желание экспериментировать нужно поддерживать. Я даже когда-то написала шуточный научный трактат "О пользе купания в луже для психического, эмоционального и интеллектуального здоровья детей". Сейчас не могу найти это произведение на компьютере, ну да и ладно. Смысл уже из названия понятен.
Юлия Чиж [2016-07-30 22:21:39]
хм.. так и наша реальная. ни слова не придумала. мелкого в 3 года отправила в развивающие кружки (бальные танцы, рисование), он там и английский учить начал. в школу пошёл в 5 (мужской хоровой лицей, потом гимназия). университетский диплом в 20 защитил. при этом заучкой никогда не был. занимался только тем, что нравилось. ни к чему не принуждала никогда.
ЗЫ: лужи были нормой, было дело - в костре стоял, кроссовки сжёг (как сам не сгорел - не понятно), ноги ломал, металл слушал, на ролёвки бегал. но и в оперный с удовольствием ходил, читал много. разносторонне развивался, в общем.
Мама поступила мудро, не поругала сына. Она могла накричать, как обычно бывает, но не поддалась эмоциям. Мгновенно среагировала. Мальчикам необходима поддержка, ведь они должны научиться работать руками. Это самое важное для будущего мужчины.
Скорее это рассказ для родителей, многим из них можно было бы более осознанно подходить к разным ситуациям с детьми. Меня мама в детстве чаще хвалила, чем ругала.
Удачи Вам!
Илья

Ответить
Спасибо, Илья!
Я как раз на то и рассчитывала, что родители иногда читают вместе с детьми. Так что есть шанс, что не только дети, но и родители для себя что-нибудь почерпнут.
Владислав Эстрайх [2016-07-25 11:49:21]
Хороший рассказ

Ответить
Спасибо, Владислав.