Опыты3 (подборка стихотворений)
Семён Прокатов
Форма: Стихотворение
Жанр: Поэзия (другие жанры) Объём: 260 строк Раздел: "Все произведения" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
СОЗВЕНЫ* Отнеси строку, отмеченную знаками ”+”, к предыдущей или к последующей, или к обеим сразу, или игнорируй её; подумай над тем, что получается, выбери один из 4-х вариантов по своему вкусу, расставь соответствующие знаки препинания – это будет твоё прочтение, твоя версия стиха, содержащая твою мысль. НА РАССВЕТЕ Теряет, обессилев, ночь свои обширные владения + не одобряя изменения + привычное ночное бдение обиженно уходит прочь + приходит время пробуждения + вот-вот проснутся петухи – топтать наседок без смущения + реализуя вдохновение + поэты местного значения пытаются слагать стихи + испытывая упоение + под утро подавляет сон бессонницы сопротивление + с высокого благословения + во сне нисходит озарение на сочиняющих персон + в знак несомненного почтения + проснувшись, ублажает кур петух, взъерошив оперение + и наступает облегчение + звучит во сне стихотворение, поёт заснувший трубадур. ЗОЛОТОЙ ПЕСОК Без разницы – что в лоб, что по лбу, не в бровь, так в глаз, не в глаз – в висок: песок освобождает колбу, закончив заданный урок + особый, временной песок + последних лет неспешный ток, песок, который остаётся, не прерывает ручеёк – он обмелел, но всё же льётся + блестя песчинками на солнце + сухой пустынный ветер рвётся в моё закрытое окно – во внешний мир моё оконце – и это всё, что мне дано + экран застывшего кино + окно, мне кажется, давно мерцает кадром постоянным, я попрывык, но всё равно стремлюсь к просторам заэкранным + к местам то ясным, то туманным + я шёл путём довольно странным сквозь строй препятствий и преград, то перспективным, то обманным, вперёд, на месте и назад + в чаду взысканий и наград + дубил мороз, жёг снегопад, дождём и солнцем закаляло – я жил и прожитому рад, и не ропщу. А всё мне мало. ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ Ещё страдает немотой кино, из граммофонов слышится Шаляпин, спиртное как-никак запрещено, а джентельмены пьют и носят шляпы + как будто есть благословенье Папы + молитву совершив, слегка накапать в нетерпеливый жаждущий стакан, потом отдаться алкоголю в лапы и задеревенеть, как истукан + закутавшись в дурманящий туман + мужчина в шляпе, а в душе – пацан, всегда до недозволенного падок, слегка подпитый или сильно пьян – запретный плод желателен и сладок + одна из неразгаданных загадок + не изменил другой миропорядок, комфорт души, бездумия уют. Певцы в неподобающих нарядах кричат под грохот струн, а не поют + о том, что круто, про того, кто крут + с экрана говорят, но больше врут и алкоголь, обманчиво-некрепкий, в рекламе пива беспрерывно льют. А джентельмены пьют и носят кепки + не нужно ни причины, ни зацепки + дитя свободы современной лепки не знает блогочестие и честь, устои стариков разносит в щепки, но джентельмен – он джентельмен и есть. ХУДОЖНИК Он всемогущим был, как бог, и неуёмным, словно дьявол. Не стал бы, если б даже мог раздумывать об этом здраво + чтоб на себя найти управу + он ежедневную забаву забыть, как еженощный сон, и не глотать свою отраву не в силах – слишком увлечён + неисправим и обречён + не подавляя громкий стон внутри себя, но внешне тихо, поддерживал небрежный тон – его рукой водила прихоть + неудержимо, даже лихо + он возбуждался, как шутиха, огнём взмывающая ввысь, когда советовали: ты хоть передохни, угомонись + всё нарисовано, окстись + горел бессловно, но как рысь, сверлил советчиков глазами, и снова чувственная кисть ласкала сонный холст мазками. ОЖИДАНИЕ Я жду и жду, что кто-то позвонит. У преданных друзей свои заботы – один в гостях и травит анедоты, другой – турист, и укатил на Крит + мой телефон – молчун, беззвучно спит + моя квартира, как монаший скит на островке в шумящем океане, но в звукопоглощающем тумане, а я всё жду, что кто-то позвонит + звонок раздастся – поздний или ранний + спасая день от тихих ожиданий разрушится молчанья монолит, и мне вполне удастся сделать вид, что не было сомнений и терзаний + я жду и жду, что кто-то позвонит + исчезнет вдруг тягучесть немоты, наладится общения транзит, мой телефон опять заговорит, и голос в трубке спросит: как там ты? НА СКАМЕЙКЕ В ТЕНИ От людей и солнца прячась в тень, в тень деревьев на скамье-причале, на причале парка целый день день за днём он проводил в молчанье + как в дремоте, словно укачали + в сонном взгляде тусклый блик печали, блик печали – ей пять тысяч лет, лет гонений – отовсюду гнали, гнали, но везде остался след + он невинен, но держал ответ + он привык к чередованью бед, бед в короткой, мизерной юдоли, той юдоли, от которой нет, нет пути к другой, счастливой доле + он чужак, бродяга поневоле + кожа щёк потрескалась от соли, соли от просохших горьких слёз, слёз от унижения и боли, боли от того, что перенёс + засосали мысли, как насос + в согбенной фигуре был вопрос, был вопрос беззвучной укоризны, укоризны к черноте полос, траурных полос на платье жизни + он сидел недвижно, словно врос + ветерок трепал смешной зачёс, лысину лаская шаловливо. Поправляя прядь седых волос, он сидел в раздумье молчаливом. ОРЛЯНКА Не смотри с презрительной усмешкой на игру подброшенных монет. Выпадает то орлом, то решкой, кто-то в курсе – почему, мы – нет + нам хоть бы намёк или совет + все стремятся отыскать ответ к издавно поставленной задаче, угадать изломы колких бед, распознать крутой виток удачи + метками случайность обозначить + тот, кто в курсе, порешил иначе: пусть игрок не знает тайный ход случая, пусть неудачник плачет, а удачливый пускай поёт + пусть не знают – нечет или чёт + пусть имеет шансы и урод, и красавец заглотнуть приманку. Если всё известно наперёд, то какой же смысл играть в орлянку? + пусть надежда делает подлянку + пусть считают рудную обманку ценным минералом до поры. Тот, кто в курсе, прав – нельзя изнанку раскрывать участникам игрЫ + Игры на удачу – не дары + правила незыблемы, стары, и стремленье выиграть старо – банк сорвать, богатый клад отрыть и монету бросить на ребро + не предвидя – контра или про + выиграть – и в шляпу ткнуть перо, проиграв, не чувствовать вины. Тот, кто в курсе, делает добро – перед ним все игроки равны. НЕ СПИТСЯ Позвольте мне договорить до точки, а то и так почти дошёл до ручки, унынье выпускает коготочки, сомненье, не смущаясь, строит штучки + запутываясь в пальмовом лесочке + обыденность кладёт свои примочки, мечта пускает дымные колечки, бессовестная правда катит бочки, наносит ложь гуманные просечки + непрочна крепость из гнилой дощечки + я не могу уже плясать от печки, не выдержать мне повседневной качки, я перебрал все мудрые словечки из толстой и когда-то полной пачки + не спится от лекарственной накачки + не поделив рассвет, горланят птички, в лучах восхода греются, мерзлячки. И вспыхивают мысли, словно спички, превозмогая боли и болячки + проносятся в неудержимой скачке + одни, друг с другом вовлекаясь в стычки, непримиримы, как призывы к стачке, другие, по заведенной привычке таятся, словно денежки в заначке. ОБГЛОДАННЫЙ МОСОЛ Её высочества поэзии его нижайшество посол, я отошёл от дел. На пенсии грызу обглоданный мосол + не то чтоб рад, но и не зол + к запоям старости пришёл от лёгкой выпивки отрочества и на похмелье пью рассол из-под солений стихотворчества + неприхотливый, незаносчивый + кусок – отраду одиночества, свою закуску не отдам другим, стихами озабоченным, на рифмы жадным грызунам + я кость обгладываю сам + придирчивых мужчин и дам стремление вполне приличное – поймать таких, как я, с поличным и слегка пошлёпать по задам + а что, ведь дело-то обычное + поэзия, её величество, в монаршей милости своей не запрещает в дело личное вовлечь читающих людей + отрыжкой грызуна костей + нацеливать ружьё страстей, натягивать раздумий лук, завязывать в узлы сетей сплетенье ласк и оплеух + но мой огонь почти затух + я напрягаю чуткий слух и слышу веские претензии к его нижайшеству послу её высочества поэзии. * Меня много лет занимает мысль о том, что творческий процесс наглухо закрыт для читателя, который видит застывший, окаменелый результат. Эта мысль отражена в ряде стихотворений, в особенности, в коротеньком «Поэт». Там высказывается соображение, что стих – «рифмованный ритмический бетон», и есть такие строки: «Обожжена стихом, / твердеет, как шамот, / сырая глина мысли.» Как дать читателю потрогать «сырую глину мысли», когда она уже затвердела, как шамот? Попытки придать одному стихотворению многовариантность делались давно. В качестве примера приведу «расколотый» сонет А.А.Ржевского «Сонет, заключающий в себе три мысли», опубликованный в 1761 г. Под названием сонета автор поместил указание: «Читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия», т.е. сначала «полный» сонет, затем составляющие его «полусонеты». А что, если вставлять дополнительную отдельную строчку между последней строкой предыдущей строфы и первой строкой последующей? Эта строчка рифмуется с указанными строками или соответственно с предпоследней и второй. Дополнительный стих и следующий за ним пишутся со строчной буквы; знаки препинания в дополнительном стихе и предшествующем ему не ставятся. Дополнительный стих, выделяется знаком «+» с обеих сторон чтоб визуально выделить из остальных. У читателя есть 4 возможности, указанные в преамбуле. Я называю эту дополнительную строку «соединительным звеном», а стихотворение с его использованием – «созвеном». Соединительное звено – мостик между двумя мыслями, придающий некоторую видимую гибкость, непрерывность поэтическому процессу в противовес законченности, неизменности, окаменелости, причём, сам читатель решает, пользоваться ему этим мостиком или нет, и если пользоваться, то куда по нему идти – вперёд или назад. Другими словами, читатель частично вовлекается в творческий процесс, становится его участником. Можно несколько расширить вовлечение читателя, усложнив созвен введением дополнительных соединительных звеньев в середину строфы, между внутренними стихами. Стихотворение, которым начинается этот цикл, именно так и сделано. © Семён Прокатов, 2008 Дата публикации: 04.03.2008 05:54:14 Просмотров: 3621 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииСветлана Осеева [2008-10-06 22:55:06]
|