Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Домажорное настроение

Светлана Беличенко

Форма: Рассказ
Жанр: Детская литература
Объём: 11506 знаков с пробелами
Раздел: "Проза для детей"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Сева учился музыке второй год. Мама чрезвычайно гордилась своим сынишкой.
— Молодец ты у меня, Севушка. И на флейточке играешь, и нотки все знаешь, и поешь хорошо.
— Не волнуйся, мама! Я вот еще немного поучусь, совсем чуть-чуть, и тогда тебя поучу.
— Да мне-то уж поздно, наверное, учиться.
— Ничего не поздно, вот увидишь, когда я тебя учить стану, что это очень даже интересно! И Всеволод свое слово сдержал.
У него как-то незаметно новая привычка появилась — он свое внутреннее состояние стал всегда музыкальными словами описывать. Придет, бывало, из школы грустный, голову понурит и говорит: «У меня сегодня ре минорное настроение, я со своим другом Колькой поссорился!», а мама только плечами пожимает — не понимает ничего. А иногда Сева скажет с гордо поднятой головой: «Сегодня — полный до мажор!»
Сообразила тогда мама, что хоть ей и не хочется, но придется выучить-таки язык музыки, чтобы со своим ребенком на одном языке разговаривать.
Мама набралась смелости и обратилась к Севушке:
— Ты мне, сынок, объясни, что это твое «домажорное» значит? Это плохо или хорошо?
— Это замечательно... Нет, это просто перфектиссимо! До мажор — это почти полное счастье в жизни.
— Почему «почти»?
— Ну, я не знаю... бывает ли самое полное счастье. Наверное, надо говорить всегда «почти»...
— А-а. Вот как! Подожди, я сейчас к себе в блокнотик все запишу, — сказала мама, аккуратно выводя красивым почерком на листке: «До мажор — очень хорошо». — Так, дальше, по порядку. Ре минор, что это?
— Нет, так дело не пойдет, — сказал Севка. — Это не по порядку. Тут особый порядок есть. Э-эх, придется тебе все с самого начала объяснять.
— Ну, давай, объясняй тогда, учи меня уму-разуму, сын.
— Понимаешь, — серьезно начал Сева, — в музыке есть семь нот. Их ты знаешь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
— Да, это я знаю.
— И каждой ноте соответствует две тональности — мажорная и минорная. Мажорная — это, когда радость и счастье, а минорная — это когда грусть и печаль.
— Ага, понимаю, обрадовалась мама. Значит, если ты говоришь что-то, что оканчивается на «минор» или «минорный», то у тебя, получается, какие-то затруднения, а если «мажор» или «мажорный», то наоборот, да?
— Совершенно верно! Молодец, быстро схватываешь! — похвалил маму мальчик. — Ну-ка, назови все известные тебе мажоры и миноры по порядку, — скомандовал он.
— Ага, поняла, сейчас попробую... Э-э-э... До мажор — до минор, ре мажор — ре минор, ми мажор — ми минор, фа мажор — фа минор, соль мажор — соль минор, ля мажор — ля минор, уффф, и, наконец, последняя парочка: си мажор — си минор.
— Умница! — вошел в роль учителя Всеволод.
— А теперь что?
— А теперь я тебе свою систему буду объяснять. Эту систему мы в школе не проходили. Ее я сам придумал. Вот, слушай. Все, что ты сказала — это еще не все. Ты назвала как бы только белые фортепианные клавиши, понимаешь? А есть еще черные — диезы и бемоли...
— Ага, новые слова, — на ходу сообразила мама. Сейчас запишу. Так что, ты говоришь, такое диез?
— О-о-о, — обрадовался Севка, — диез — это сила, диез — это хорошо. Напиши: диез повышает нотку на полтона.
— Полтонны? — переспросила мама.
— Да нет! Какие полтонны, мама, ты чего? Пол-то-на! Впрочем, тебе сейчас знать это вовсе не обязательно. Просто запомни: диез повышает нотку совсем немного, на чуточку, на совсем чуть-чуть.
— Поняла. «Повышает нотку на самую малость», — записала мама.
— Отлично, — сказав это, Сева нарисовал знак диеза.
— Ух ты! Да это же решеточка! — радостно вскричала мама.
— Какая «решеточка»! Лесенка! Наверх-то ведь ты по лесенке поднимаешься, а не по решеточке ползешь.
— Ну, да, — согласилась мама, — по лесенке.
— Во-от. А теперь бемоль. Может, сама догадаешься, что он делает?
— Понижает? — робко предположила мама.
— Правильно, понижает, — и мальчик нарисовал знак бемоля.
— А бемоль на что похож? — поинтересовалась мама.
— А не знаю, — признался учитель, — сама смотри... как думаешь, на что?
— И я не знаю, — растерялась мама.
— Совсем-совсем не знаешь?
— Ну... мне кажется, что это печатная латинская буква «бэ», только низ у нее какой-то каплеобразный.
— Точно. Гениальные мысли на лету выдаешь!
— Хватит меня захваливать, льстец! — заругалась мама, — и льешь, и льешь мне патоку в уши.
— Ладно, поехали дальше. Ты, наверное, заметила, что у меня всякий раз тональности настроения меняются: то до мажор, то ре мажор, а то и фа?
— Ага, только ведь все это означает хорошее, в чем между ними разница, не пойму?
— Во-от! Это же самое главное и есть. В том-то и заключается мое открытие! Я эту разницу распознал!
— Очень интересно, — удивилась мама, — и как же?
— Понимаешь, в каждой тональности свои знаки есть, как в мажорной, так и в минорной. И не так, что в мажоре только диезы, например, а в миноре — только бемоли. Как и в жизни, тут все по-разному бывает. В целом день хороший, но с двумя небольшими оговорками — брюки запачкал и по математике не пятерку, а четверку получил. Итог: настроение си-бемоль мажорное.
— Как си-бемоль-то? Ты про такое и не говорил! — изумилась мама.
— Вот так! Главное не это. Главное — количество знаков. В си-бемоль мажоре два бемоля. Два бемоля — две неприятности. В ре мажоре — один диез. Значит, одна радость, и настроение самое радужное.
Тут мама завалила знатока вопросами.
— А как определить, сколько знаков, и какие они? А бывают в одной тональности и диезы, и бемоли? Как вообще во всем этом не запутаться?
— Ну, ты и закидала меня вопросами! Что делать? — Отвечу по порядку. Во-первых, есть определенная схема, как это все определять. Во-вторых, диезы и бемоли не смешиваются — либо те, либо те, но никак не вместе. И в-третьих, я тебе сейчас таблицу выдам! Я там все для тебя написал! Пока не выучишь, можешь подглядывать. Вот так!
И сын выдал маме таблицу следующего содержания:

Тональность (настроение)------------------Характеристика-------------------Количество знаков

До мажор (домажорное)----------------------Лучше всех-----------------------------------Нет
Соль мажор (сольмажорное)-------------------Хорошо.---------------------------------------#
Ре мажор (ремажорное)-------------------------Хорошо вдвойне.--------------------------# #
Ля мажор (лямажорное)-------------------------Втройне хорошо.--------------------------# # #
Ми мажор (мимажорное)-------------------------Замечательно-----------------------------# # # #
Си мажор (симажорное)--------------------------Прекрасно---------------------------------# # # # #
Фа диез мажор (фадиезмажорное)-----------Великолепно.----------------------------# # # # # #
До диез мажор (додиезмажорное)------------Восхитительно-------------------------# # # # # # #
До бемоль мажор (добемольмажорное)---Хорошо с семью оговорками----♭♭♭♭♭♭♭
Соль бемоль мажор (сольбемольмажорное)Хорошо с шестью оговорками--♭♭♭♭♭♭
Ре бемоль мажор (ребемольмажорное)----Хорошо с пятью оговорками----------♭♭♭♭♭
Ля бемоль мажор (лябемольмажорное)-----Хорошо с четырьмя оговорками ------♭♭♭♭
Ми бемоль мажор (мибемольмажорное)----Хорошо с тремя оговорками---------------♭♭♭
Си бемоль мажор (сибемольмажорное)-----Хорошо, но с двумя "но"------------------------♭♭
Фа мажор (фамажорное)-----------Хорошо, но с одной маленькой неприятностью--------♭
Ля минор (ляминорное)----------------------------------Очень грустно-------------------------------Нет
Ми минор (миминорное)-----------------------------------Грустно ----------------------------------------#
Си минор (симинорное)-----------------------------Плохо, но есть две радости-------------------# #
Фа диез минор (фадиезминорное)-------------Плохо, но есть три радости-----------------# # #
До диез минор (додиезминорное)--------Плохо, но есть четыре радости----------------# # # #
Соль диез минор (сольдиезминорное)----Плохо, но есть пять радостей-------------# # # # #
Ре диез минор-----------------------------------Плохо, но есть шесть радостей-----------# # # # # #
Ля диез минор-----------------------------------Плохо, но есть семь радостей----------# # # # # # #
Ля бемоль минор--------------------------------Почти "очень грустно"----------------♭♭♭♭♭♭♭
Ми бемоль минор--------------------------------Плоховато – много проблем----------♭♭♭♭♭♭
Си бемоль минор--------------------------------Плоховато – есть проблемы-------------♭♭♭♭♭
Фа минор-------------------------------------------Плоховато – несколько проблем----------♭♭♭♭
До минор---------------------------------------Плохо, но проблем не так уж и много-----------♭♭♭
Соль минор------------------------------------Плохо, но проблемы всего две-----------------------♭♭
Ре минор--------------------------------------------------Чуть-чуть плохо------------------------------------♭

— Ничего себе, какая таблица большая! — восхитилась мама упорством и трудолюбием сына.
— Да-а. Я ее долго выдумывал.
— Интересная штука, только я вот одного не поняла. Можно спрошу?
— Спроси.
— Вот почему в до мажоре знаков нет, даже хороших — диезов, а настроение все равно самое лучшее?
— Потому что там счастье само по себе, без всяких даже событий со стороны, вот почему! С диезами-то и так понятно, что настроение хорошее, а ты попробуй, чтобы у тебя просто так настроение было «лучше всех»!
— Понятно. А ля минор, значит, плохо без всяких на то причин?
— Да, вот так вот. Плохо, очень плохо, само по себе...
— Поняла. Ну что, теперь ты мне всегда о своем настроении рассказывай, а я уж попытаюсь догадаться, что произошло, и что к чему.
— Угу.
На следующий день у Севы настроение было сольмажорным. Он по математике пятерку получил, а мама это событие сразу же угадала:
— Наверное, пятерку получил?
— Точно. А как ты догада... Ах, да, я и забыл. А по какому предмету, как думаешь?
— По математике, конечно! Это же твой любимый предмет.
— Ну, мама! Ты прямо экстрасенс какой-то!
Теперь у мамы с Севушкой такое взаимопонимание было, что дай Бог каждому. Придет мама с работы, Севе с папой ужин на стол выставит и говорит:
— Извините, вы поешьте сами, без меня, а я пойду, прилягу, настроение у меня ре минорное, устала.
— Держись, мамочка! Ре минорное — это чепуха, выеденного яйца не стоит, полежишь — и все пройдет, ре минор — как рукой снимет!
Папа смотрит на сына непонимающими глазами: «Что-что, простите, не понял?» А Сева расшифровывает:
— Грустно маме, нужно обязательно что-нибудь хорошее для нее сделать, чтобы бемоль убрался, а потом еще чего-нибудь, чтобы диез появился.
— Ничего не понимаю! — сердился папа. — Ты объясни попроще, как нам нашу прежнюю маму-то вернуть?
— Ну, хорошо. Ты, папа, чай наливай, а я шоколадку достану. Ты ей чашечку подашь, а я — две дольки шоколада.
— Ну, ладно.
Потом мама принимала от своих мужчин подарки и радовалась:
— Теперь, ребята, у меня соль мажор. Сейчас чай допью, и вместе книгу почитаем.
— Ура, подействовало! — радовались папа и Сева.
А на мамин день Сева мамочке такое пожелание написал: «Желаю тебе, мамуля, отныне и навеки, чтобы у тебя всегда дома домажорное настроение было!» А потом приписал: «Ну, и не дома тоже, конечно, можно». А потом Севка и папе предложил придуманной им таблицей пользоваться. И папа пообещал, что когда-нибудь он обязательно Севину классификацию настроений применит.


© Светлана Беличенко, 2017
Дата публикации: 05.07.2017 15:19:19
Просмотров: 2688

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 15 число 87:

    

Рецензии

Владислав Эстрайх [2017-07-06 13:21:17]
Отлично!
Хотя, конечно, ля-минорный концерт Грига у меня с настроением "хуже всех" никогда не ассоциировался Но в качестве "запоминалки" детям - очень даже.

Ответить
Спасибо, Владислав!
Согласна с Вами насчёт концерта Грига и вообще ля-минорных произведений. Оригинальную идею мне подсказал один ребёнок, и я не смогла пройти мимо, поэтому и воплотила его задумку в рассказ. И очень даже рада, хоть и не всё в представленной теории настроений идеально.
Я заменила "хуже всех" на "очень грустно". Кажется, это звучит не так резко. Благодарю Вас за грамотную подсказку! (получилось вставить "смайлик"!)
Владислав Эстрайх [2017-07-07 06:14:52]
Идея действительно интересная и способствует обучению. Но я не намекал на то, что нужно что-то менять Это ведь всего лишь ассоциации, "правильно" и "неправильно" тут быть не может. А красивый смайлик вставить легко - двоеточие и закрывающая скобка.