Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Не верь сказкам про смирение c завязанными глазами

Наталья Гвелесиани

Форма: Эссе
Жанр: Размышления
Объём: 5131 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Наталья ГВЕЛЕСИАНИ



НЕ ВЕРЬ СКАЗКАМ ПРО СМИРЕНИЕ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ


Согласно Симфонии по Библии – слово «смирение» встречается во всем библейском тексте… всего 7 раз!
А слово "послушание" и того меньше - только 5!

Причем, даже в этих редких упоминаниях смирение и послушание нигде не рассматриваются как едва ли не самые главные добродетели, как то пытаются представить своим членам и обществу, наверное, все исторические церкви.
Наверное, историческая церковь (в отличие от подлинной вселенской – небесной – Церкви) хочет таким образом внушить всем почтение к некоторым своим правилам, обычаям и постановлениям, которые были бы совершенно неудобоваримы без приправы из «смирения и послушания».

А между тем Господь Иисус Христос призывал нас всего лишь к кротости (скромности), милосердию и правдолюбию. Призывал нас к Любви.
А Любовь есть не смирение с любой фальшью, любой несправедливостью, любой подлостью.

Так как же нам быть, если любая историческая церковь твердит: «Смирись, гордый человек! Будь послушен церкви, потому что только церковь угодна Богу!».
Как говорит в моем романе «Мой маленький советский союз» его главная героиня:
«Не верь глупым сказкам про смирение с завязанными глазами. Не смиряйся ни с чем лилипутным!..»
***
Попробуем разобраться, что же такое – подлинное смирение?

Я думаю, что подлинное смирение – это благоговейное вибрирование в святой Божьей Воле, радостное следование Ей. Поскольку там, где Божья Воля - Жизнь.
Эта Жизнь, пока мы на Земле и пока она в нас – может быть полна трудностей, горечей и разочарований, полна гонений. И, тем не менее, – полна и Радостью.

Плод подлинного смирения – это когда человек очень хорошо всмотрелся в себя с помощью Божьей Благодати – и увидел свою тень, которую отбрасывают его так называемые добродетели. Не говоря уже о прямых недостатках и пороках.
А после – Бог своей очистительной Благодатью многое из этого попалил, превратив в Любовь.
И тот стал – скромным, милосердным, любящим. Стал интересоваться Истиной как Правдой Божьей.
Стал борцом за Истину.
Вот что за этим стоит.

Однако в Библии этот процесс не описывается с помощью слов «смирение» и «послушание». Поскольку на самом деле это процесс покаяния и возрождения.

Историческая же церковь явно злоупотребляет акцентами на тех или иных словах, не имеющих в Писании приписываемого ею значения. Смещая акцент с радостного следования Божьей Воле – следованию воли церкви, всем ее решениям и постановлениям, которые могут быть ошибочными. Как то было, к примеру, во времена инквизиции. (Под исторической церковью я имею ввиду католиков, православных, протестантов, вообще любые конфессии).

Скорей всего, во времена первых христиан - не было слова "cкромность".
И то, что стоит за этим словом - называли смирением. Или – кротостью.
Не делая на этом акцента.

Постепенно, с появлением государственной церкви, когда она оказалась приспособленной под нужды государства, а, значит, отчасти, подпала под влияние духа мира сего, возникла необходимость удерживать ее паству методом кнута и пряника.
Тогда-то смирение с послушанием и стали считать фундаментом всех добродетелей.
Христиане, особенно в монастырях, прибегали к сложным и трудным аскетическим подвигам, чтобы его выработать.
А речь шла - всего лишь о скромности.
Которой не нужны такие великие жертвы.

Скромность не от природы (хотя она может и сочетаться с природной скромностью) называется смирением. Она развивается в результате самовоспитания.
Это - золотая мера вещей.
Чрезмерность, как и недостаток - признак нарушения меры.
Скромность не от природы (смирение в узком смысле) – лишь одна из составляющих подлинного смирения.

А еще в подлинное смирение обязательно входит душевное благородство.
Это когда человек никогда не смиряется ни с каким злом как внутри, так и вовне. Но при этом остается великодушным.
Он может даже не смириться с ложным толкованием смирения. И так проявить свою скромность!

Как личность я намного мельче своего мировоззрения. Потому что мировоззрение мое всеохватно. А личность не успевает пока она на Земле – охватить так много.
Утешает только то, что мелкость нашего «я» - онтологическая данность и только чеcтное осознание этого факта дает надежду на спасение. Подлинно продвинутого человека отличает не идеальность, а стремление к Идеальному, умение видеть свое несовершенство не менее, а то и более, чем общее, присущее всем. Не просто видеть – тонко различать его нюансы. А далее – с Божьей помощью, работа над собой, без чего стремление остается чисто умозрительным действием – приближением Идеала к себе, маленькому.
Духовный человек никогда не думает о себе, как о духовном, так как чем выше поднимается он по библейской лестнице Иакова, конец которой бесконечен, тем ярче, глубже открывается перед его внутренним взором его нижнее измерение, подлежащее неуклонному преодолению. Как только подумал о себе высоко – прощай подъем.
Причем, остановка в подъеме происходит и если подумал о себе слишком плохо и впал от этого в уныние. Что бывает опять-таки от гордости, когда представляешь о себе, что что-то значишь.


© Наталья Гвелесиани, 2020
Дата публикации: 26.08.2020 09:23:02
Просмотров: 1515

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 71 число 94: