Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Изучаем фауну России. Европейский речной бобр

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 22776 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом и на уроках биологии.


Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается здесь в научно-художественном стиле, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога инструкции для проведения домашнего изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Бобр – крупный водный грызун, живущий в реках Европы, Азии и Северной Америки [4]. Грузный и сильный, с двумя парами долотообразных зубов, которые могут свалить небольшое деревце в считанные минуты, речной бобр является одним из лучших строителей в мире животных [5]. Это один из самых дружелюбных, обаятельных и привлекательных обитателей лесных рек России. Встреча с бобром в условиях дикой природы – подлинный праздник [1]. Сегодня вы узнаете много нового и интересного об этом замечательном создании природы.

Внешний облик европейского речного бобра

Бобр – самый крупный грызун нашей фауны. Телосложение массивное. Длина тела 75-120 см, вес около 20 кг [11]. По некоторым данным – до 30 кг [1]. Длина хвоста 30-40 см [5]. Глаза и уши маленькие, передние конечности короче задних. Хвост плоский, широкий, лопатообразный, покрыт роговыми щиткам и редкими волосами. Между пальцами задних конечностей – плавательные перепонки [11]. Передние довольно маленькие лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены длинными сильными когтями для копания. Плавая, бобр сжимает передние лапы в кулачки и отталкивает ими всякие помехи. Передними лапами он носит ветки и глину, прижимая их к груди и нижней челюсти [10]. Мех состоит из длинных, грубых остевых волос, а также из мягкого, волнистого подшерстка [11]. Ость задерживает изолирующий слой воздуха, позволяющий животному не замерзнуть под водой [5]. Цвет меха разнообразный, от светло-каштанового до черного [11]. Наиболее часто встречаются особи с мехом бурых оттенков [4].

Места обитания, образ жизни и поведение бобра

Бобр - обитатель различных ландшафтов, но всегда связан с водой. Чаще всего населяет берега медленно текущих речек, озер и прудов [11]. Важным фактором, определяющим их место жительства, является наличие на берегу деревьев мягких лиственных пород и прибрежных травянистых зарослей, которые составляют основу рациона бобров [4]. Большую часть времени это животное проводит в воде [11]. На суше бобр неуклюж, медлителен, в воде же до удивления проворен [6]. Плавая у поверхности, так глубоко погружают в воду заднюю часть своего тела, что над водой выдаются только ноздри, глаза, уши и средняя часть спины, а корень хвоста находится под водой. Продвигаются вперед при помощи одновременных, реже попеременных толчков задних ног. Быстро ныряя, бобры сильно отталкиваются кверху своими веслообразными, покрытыми широкой плавательной перепонкой задними ногами, ударяют с громким шумом хвостом по поверхности воды и быстро погружаются почти в отвесном направлении [3]. Во время ныряния при необходимости могут оставаться под водой до 15 минут [7].
Комфортно ощущать себя в водной среде бобру помогает целый комплекс приспособлений: наглухо закрывающиеся под водой уши и ноздри; прозрачные пленочки, защищающие глаза при нырянии; задние ноги, выполняющие функции ласт; плоский лопатообразный хвост, выполняющий функцию руля. Интересно, что его значение заключается не только в этом. Хвост является третьей точкой опоры при подгрызании деревьев и «хлопушкой» для предупреждения сородичей об опасности.
В процессе пребывания бобра в холодной воде его тело защищает от теплопотерь прекрасный, идеально густой мех. Ведь количество пуховых волос на брюхе зверя достигает двадцати с лишним тысяч на квадратный сантиметр. Такой мех требует «обработки»: расшепленным надвое когтем одного из пальцев бобр тщательно расчесывает свою необыкновенную шерсть и смазывает ее выделениями специальных сальных желез.
Особого внимания заслуживает приведенная в литературе информация об использовании бобром своих замечательных зубов. С размаху вгрызаясь в ствол дерева кривыми резцами верхней челюсти, бобр с огромной мускульной силой прижимает к ним резцы нижней челюсти, оставляя на твердой древесине глубокие борозды [1]. Тонкую ольху он способен повалить десятью, а то и восемью укусами, иву же двенадцати сантиметров диаметром - за три минуты [10].
Эти же зубы могут соскабливать тонкие волоконца, которыми хозяйственный зверь укрепляет пол в жилище, сооружая здесь нечто вроде матраса. Губы бобра плотно смыкаются позади резцов, что, во-первых, препятствует проникновению стружки в рот, а во-вторых, дает уникальную возможность работать под водой, не боясь захлебнуться [1].
В крутых берегах бобр роет сложные норы, их отверстия открываются под водой. На низких берегах и мелководьях строит из ветвей, скрепленных илом, хатки. Форма их коническая или куполообразная, высота до 1-2 м, диаметр основания до 3 м и более [11]. Стенки хатки могут достигать 1 м, что крайне важно для ее обитателей [2]. Каждая хатка имеет пару выходов под воду. Это строение настолько прочно, что даже медведю не под силу добраться до жилого помещения хозяев. Внутри хатки просторно, сухо и чисто, поскольку бобры являются животными весьма опрятными, а температура даже в сорокаградусный мороз не опускается ниже нуля [1].
Для поддержания в ручье или речке постоянного уровня воды бобры из обрезков стволов деревьев, ветвей, дерна и ила строят плотины [11]. Шедеврами бобрового зодчества оказываются плотины, длина которых превышает подчас 200 метров [1]. Одна из наиболее крупных бобровых плотин имела длину 700 м и могла выдержать вес нескольких лошадей с всадниками [2]. Самая большая из известных бобровых плотин имела в длину 1200 метров, а в запруде за ней к этому времени насчитывалось сорок бобровых хаток [10]. Сооружается плотина из воткнутых в дно толстых кольев, переплетенных сучьями, прутьями и стеблями тростника. Получается своеобразный плетень, обмазываемый впоследствии землей и быстро твердеющим на воздухе илом. Прорвать такое заграждение потоки воды в реке не могут [1].
В быстрых ручьях плотина бывает выгнута против течения, чтобы ослабить напор воды. Ту же особенность имеют и некоторые плотины, построенные людьми. У одного из концов иногда устанавливается сток, чтобы предохранить плотину от повреждений во время паводков. Порой ниже по ручью строятся плотины поменьше, чтобы поднять уровень воды за главной плотиной и тем самым уменьшить давление на нее. Дополнительные плотины сооружаются и выше по ручью, чтобы затопить площадь побольше и расширить доступ ко все новым деревьям для строительства и добывания корма [10]. Интересно, что в большинстве случаев обязанности архитекторов выполняют самки. Самцы же преимущественно играют роль рабочих и доставляют материал [3]. Хвостатые «инженеры» внимательно следят за состоянием плотин и немедленно устраняют все протечки. Добротная плотина может служить десятилетиями; в хатке за это время сменяется несколько поколений бобров [2].
Бобр способен подгрызать деревья толщиной до 1 м. Поваленное дерево разгрызает на части и затем сплавляет к своим убежищам. Для сплава роет каналы длиной в сотни метров, шириной до 0,5 м и глубиной до 1 м. Активен в сумерках и ночью [11]. Выбираясь на берег, бобры держатся очень настороженно и часто прерывают работу, чтобы посмотреть по сторонам. Обедать они предпочитают у самой заводи, куда притаскивают отгрызенные ветки. При появлении опасности они сразу же ныряют [10].
Нет в многоликом мире природы животного, сравнимого с бобром по трудолюбию: без дела не сидит ни единого часа. Он постоянно чинит плотину, подновляет хатку, углубляет и чистит каналы, регулирует уровень воды в водоеме. Свой «хлеб насущный», как уже отмечалось ранее, он тоже добывает трудом [6]. .
Бобры являются очень общительными животными. Иногда, находясь в хатке и тесно прижавшись друг к другу, они ведут свои «задушевные беседы». Ворчанье, стоны и всхлипывания напоминают человеческие голоса [1]. В зимнюю спячку не впадают [7].

Питание бобра

Летом питается листьями и молодыми побегами деревьев и кустарников, стеблями и цветками различных растений. Осенью, зимой и весной ест зеленую кору, ветки и корневища. На зиму делает запасы корма (ветки и корневища). Запасы хранятся в воде около жилищ [11]. Рядом с хаткой в проточной воде бобры крепят множество хлыстов берез, осин, тополей, ив. Из хатки проголодавшийся хозяин ныряет в воду, отгрызает кусок от своих запасов корма и возвращается обратно. На зиму, длящуюся в средней полосе России почти полгода, обычная бобровая семья запасает до тридцати кубометров отборной древесины [1].
Крупные резцы бобра растут постоянно, чтобы компенсировать их снашивание, когда зверь грызет дерево в процессе своего питания. Коренные зубы, расположенные в задней части рта, являются мощными жерновами, с легкостью перетирающими волокнистые корни и другую жесткую растительную пищу [5].

Размножение бобров

Бобры размножаются один раз в году. Их характерной особенностью являются то, что взрослые животные создают пары на всю жизнь [5]. Спаривание происходит весной. Беременность 105-107 дней. В выводке один-пять детенышей [11]. Они рождаются пушистыми, с полуоткрытыми глазами. Видят бобрята с первых минут жизни. Голодные зверьки толкаются и влезают друг на друга, торопясь добраться до одного из четырех материнских сосков. Кормя детенышей, бобриха нередко присаживается на задние лапы.
Обучение плаванию и нырянию – очень важный шаг в развитии малышей. Бобрята в первые дни обычно еще слишком легки, чтобы нырять. В самом начале они остаются в хатке с матерью, усердно ее сосут и быстро набирают вес. Но уже с первой недели жизни бобренок при необходимости способен плавать. На суше бобриха часто возит детенышей на своем широком плоском хвосте, а иногда, к удивлению наблюдателей, поднимается на задние лапы, а детеныша держит передними – совсем по-человечьи [10].
К началу зимы дружная бобровая семья состоит примерно из десяти членов: пары родителей и двух выводков бобрят, появившихся на свет в прошлом и в этом году [1]. В двухлетнем возрасте бобрята обнаруживают, что стали лишними в семейном кругу, и отправляются куда-нибудь строить собственное жилище [10]. Молодые особи достигают половой зрелости в возрасте 2,5 лет. Максимальная продолжительность жизни бобра - до 20 лет [5]. В условиях дикой природы живут обычно меньше, около 10-12 лет [3].

Роль бобра в природе и жизни человека

В природе на бобров охотятся крупные хищные млекопитающие. На бобрят нападают хищные птицы. В телах бобров поселяются паразитические организмы, находящие в них среду своего обитания. Бобры регулируют рост различных древесных пород в лесу. Деятельность этих животных приводит к заболачиванию почвы, повышению уровня воды в реках, появлению новых небольших водоемов.
Бобры реанимируют среду обитания, делают ее такой, какой она была до эпохи мелиорации. Водная среда, созданная бобрами, привлекает к себе многих других животных. К поваленным деревьям приходят поглодать кору лоси, олени, зайцы и мыши. На водоемах появляются и гнездятся водоплавающие птицы (особенно много бывает уток). За ними сюда приходят лисы и волки. Селящаяся в этих водоемах рыба привлекает норку, скопу, выдру. Ученые утверждают: ни одно млекопитающее на Земле, исключая человека, не влияет так сильно на формирование ландшафтов, как бобры.
Интерес человека к бобру всегда был велик: у него вполне съедобное мясо, дорогой мех. Охотились на бобров разными способами. Их стреляли из засад, выуживали металлическими сетками, давили петлями, отлавливали капканами. Так к концу девятнадцатого века этот зверек был практически истреблен. Спохватились в двадцатых годах, положение решено было исправить [6].

Меры по охране бобра и результаты восстановления его численности

Первым шагом на пути сохранения бобра был запрет охотничьего промысла. Все места, где «огонек бобровой жизни» еще теплился, взяли под строжайшую охрану. Начались мероприятия по реакклиматизации животных (возвращения их в прежние места обитания). Значительный вклад в дело сохранения и восстановления численности бобра внесли заповедники – Воронежский, Хоперский, Березинский, Печоро-Илычский, где чудом уцелели поселения этих животных.
Меры по сохранению бобра оказались неожиданно эффективными. В 1960-х годах бобров стало уже столько, что охота на них возобновилась. Но, правда, ненадолго. Невиданная по своим масштабам засуха 1972 года, уничтожившая пожарами многие места обитания бобров, в некоторых регионах вновь поставила их на грань выживания. Положение усугубилось еще и тем, что в конце семидесятых годов резко возрос спрос на ондатровые шапки. Еще один удар ждал бобров в начале 1990-х годов, когда, в связи с распадом СССР, перестала существовать отлаженная система охраны этих животных. Спасло боров, можно сказать, чудо – их мех вышел из моды. Норковые, песцовые, овчинные и многие другие меховые изделия быстро вытеснили с рынков все, что делалось из бобровых шкурок. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы многострадальные животные смогли свободно «вздохнуть» и поправить свое положение [6].


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Почему бобры не впадают в зимнюю спячку?
2. Почему у бобра задние конечности развиты значительно сильнее, чем передние?
3. Первичноводными животными называются те, кто в процессе эволюции возник в воде и там же остался. Вторичноводными называют тех, чьи предки на протяжении жизни многих поколений существовали на суше, а затем снова вернулись в воду. К какой из этих двух групп животных вы отнесли бы бобра? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Кто из лесных хищных животных может представлять реальную опасность для бобра?
5. Какие особенности поведения бобра напоминают человеческие?
6. В чем заключаются принципиальные отличия строительной деятельности бобров и человека?
7. У всех ли грызунов новорожденные детеныши имеют такой же внешний облик, как только что появившиеся на свет бобрята? Приведите необходимые примеры.
8. Почему в условиях дикой природы бобры живут меньше, чем в зоопарках?
9. Чем акклиматизация животных отличается от реакклиматизации?
10. Найдите ошибки в предложенном ниже тексте. Объясните, в чем заключается ошибочность приведенных фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
«Была в моем далеко ушедшем детстве история, за которую мне, честно говоря, теперь очень стыдно. Беззаботно гулял я по лесу, и вдруг вижу – на поляне, недалеко от хатки, стоящей метрах в пяти от ближайшего водоема, деловито копошится семейство бобров! Взрослые и детеныши с удовольствием поедали побеги древесных растений. Поэтому, наверное, и не заметили моего приближения. Очень контрастные, пятнистые тела животных хорошо выделялись на фоне зеленой листвы, а зрение в те годы у меня было отличное. Но все равно очень хотелось подойти поближе, а еще более того - поймать бобренка и подержать его в руках! Где же тут удержишься от соблазна – ведь почти в каждом из мальчишек сидит охотник! Но вот сделал я неосторожное движение - и все пропало! Семейка бобров стремглав бросилась к виднеющемуся среди травы темному входу в хатку. Я – за ними! Но зверьки оказались быстрее, да и ближе меня они были к своему жилищу, через несколько секунд уже оказались в безопасности. Разозлился я сильно и на себя, и на прытких животных! Все равно, думаю, достану бобренка из его жилища. Но не тут-то было! Часа полтора провозился, в поту весь, но так и не смог разобрать крышу и стены бобровой хатки! Не помогли ни собственные пальцы, ни длинная крепкая палка, которой я пытался вскрыть эти «неприступные бастионы». Сдался, расстроенный очень я пошел домой. А уже назавтра вся эта история вызывала у меня самого чувство недоумения. Взрослые рассказали мне, что у всех грызунов мощные и острые зубы, укус которых мог иметь для меня очень неприятные последствия. Да и вообще, зачем это я увязался за этими животными, к чему мне нужно было обязательно пытаться поймать бобренка? Не пищу же себе я тогда добывал! И смешно, и стыдно за себя было! А еще через пару дней я снова пошел в лес, нашел то же самое жилище бобров и долго с удовольствием наблюдал их необычные повадки!»
11. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Почитайте эти тексты своим товарищам, найдите ошибки, внесите необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

1. В хатке бобров даже зимой довольно тепло, а запасенного ими корма хватает на всю зиму. Поэтому бобры не впадают в зимнюю спячку.
2. Более развитыми задними конечностями бобр с силой отталкивается от воды при плавании, а от земли – при беге или ходьбе. Поэтому они должны быть более развитыми, чем передние.
3. Бобр относится к вторичноводным животным. Давние предки всех современных млекопитающих жили на суше и произошли от тоже первоначально сухопутных животных – рептилий.
4. Вероятно, на зазевавшегося бобра могут нападать медведь, волк, рысь. Маленький бобренок может стать жертвой лисицы, ястреба, филина и других относительно крупных хищных млекопитающих и птиц.
5. У человека и бобра много общего. Ведь для бобра характерны: семейный образ жизни, «коллективный труд», разнообразное общение друг с другом, строительство «домов» и плотин, похожие на издаваемые человеком звуковые сигналы. Самка бобра может держать детеныша передними конечностями, подобно женщине, держащей ребенка в своих руках.
6. Безусловно, строительная деятельность человека намного масштабнее и разнообразнее, чем у бобра. Нельзя сравнивать и уровень сложности их построек. Кроме того, содержание и мотивы строительной деятельности бобра в значительной мере инстинктивны, что вряд ли можно сейчас сказать о человеке.
7. У представителей многих видов грызунов (например, у крыс) детеныши рождаются голыми, слепыми и совершенно беспомощными, чем они значительно отличаются от новорожденных бобрят.
8. В дикой природе многие причины могут привести к преждевременной гибели бобра. К ним относятся болезни, нападение хищников, недостаток нужных кормов, стихийные бедствия, трагические случайности. В условиях неволи, как правило, животное с такими проблемами не сталкивается или встречается с ними намного реже. Поэтому представители большинства видов животных в неволе живут значительно дольше, чем в дикой природе.
9. Акклиматизация – расселение животных на тех территориях, где их ранее никогда не было. Реакклиматизация предполагает повторное заселение животными тех территорий, на которых они ранее встречались, но по каким-то причинам там исчезли.
10. В предложенном тексте имеются следующие ошибки. Хатки бобров не стоят в нескольких метрах от водоема, они частично погружены в воду. Окраска тел бобров не пятнистая, а однотонная, светло-каштановая, бурая, либо почти черная. Вход в хатку бобра находится под водой. Бобры – очень осторожные животные. Поэтому вызывает сомнение сам факт неоднократного наблюдения за бобрами «со стороны», тем более – без специально сконструированного для этого укрытия и без бинокля…

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ БОБРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о бобрах, обитающих на территории России.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузов Е. Как бобры зиму скоротали // Свирель. - М.: Лазурь. – 2010. - №
2. Берни Д. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы. Пер. с англ. – М.: Махаон, 2011.
3. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
4. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
5. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
6. Назаров И. Келецкие новоселы // Муравейник. – М.: ОИД Медиа-Пресса. – 2006. - № 11.
7. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
8. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
9. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
10. Тэннер О. Бобры и другие обитатели пресных вод: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985.
11. Флинт В.Е. Млекопитающие СССР. – М.: Мысль, 1970.



© Александр Кулев, 2018
Дата публикации: 17.11.2018 21:28:41
Просмотров: 1976

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 70 число 15: