Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Кобзев



Изучаем фауну России. Белый аист

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 23391 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.



Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Наверное, все знают эту красивую, величественную птицу, являющуюся близким родственником не менее известных цапель. Белый аист необыкновенно популярен у жителей нашей страны, с ним связано множество поверий, большинство из которых является вымыслом. Он, якобы, и от пожаров оберегает, и детей в клюве приносит, и достаток в доме обеспечивает. Человек, который обидел аиста, долго не проживёт, а дом его сгорит – другие аисты отомстят за собрата… Конечно, в наше просвещённое время мало кто верит в старые сказки, но всё-таки постараемся отделить правду от вымысла, познакомившись с приведённой ниже информацией. Ведь она соответствует научным представлениям об этом замечательном представителе мира пернатых…

• Внешний облик

Белый аист – крупная птица на высоких ногах, с длинной шеей и длинным клювом. Чёрно-белое оперение у взрослых птиц удачно дополняется красным клювом и красными ногами. У молодых птиц клюв и ноги чёрные. Оперение в основном белого цвета, с контрастно-чёрными маховыми перьями. Длинные, похожие на ходули ноги приспособлены для передвижения среди высокой травы и по мелководью. Они позволяют аисту при необходимости достаточно быстро перемещаться в поисках пищи. Направленные вперёд пальцы у самого основания соединены перепонкой, что позволяет аисту не проваливаясь перемещаться по мягкому грунту.

Вес самца 2,6-4,4 кг; самки 2,3-4 кг. Размах крыльев у белого аиста немного превышает 1,5 м. Длинные широкие крылья сберегают силы аиста при длительных миграциях, давая возможность без труда парить в восходящих потоках тёплого воздуха. Самцы немного крупнее самок, но по внешним признакам отличить их почти невозможно.

• Распространение

Белый аист широко распространён в Европе, в Северо-Западной Африке, в Малой Азии и Закавказье, в Средней Азии. На этих территориях он гнездится. Зимует эта птица в Африке, южнее Сахары. Белый аист – обитатель сырых, богатых водой мест, в которых он добывает основной корм – лягушек. Часто встречается в местностях, где имеется сочетание довольно старых поселений человека, больших луговых и болотных пространств, и встречаются крупные деревья.

• Образ жизни и поведение

Белый аист – единственная наша птица, во взрослом состоянии не имеющая голоса. Его используют только птенцы, выпрашивая пищу, но лишь до месячного возраста. Позднее они переходят на щёлканье клювом, которое впоследствии становится средством звукового общения аистов. Выглядит это следующим образом. Стоя на гнезде, аисты приветствуют друг друга, громко стуча клювами. При этом они сначала запрокидывают голову, потом кладут её на спину и снова выносят вперёд. Одновременно они поднимают и распускают хвост и широко раскрывают крылья. Щёлканье клювом служит и сигналом приветствия, обращённым к другому члену пары или птенцам, и угрожающе-предупредительным сигналом, обращённым к чужому аисту.

Звук получается громким и звонким, поскольку птицы используют ротовую полость в качестве резонатора, втягивая язык глубоко в гортань. Стуку клювом может предшествовать шипение. Характерная поза для белого аиста – стояние с поджатой ногой. В таком положении он может находиться очень долго. Во время отдыха аист стоит на одной ноге, положив голову на спину. Клюв при этом погружён в приподнятые длинные перья шеи. В такой позе птица может совершенно расслабиться.

При взлёте аист кажется тяжёлым и неуклюжим. Ему приходится изо всех сил бежать несколько метров с расправленными крыльями, прежде чем удаётся оторваться от земли и полететь, совершая мощные взмахи крыльями. В полёте ноги и шея вытянуты. Аисты могут подниматься в воздух очень высоко, до 3500 м. С восхитительным мастерством они способны на такой высоте обуздать и использовать воздушные потоки любой силы. Однако парящий и планирующий полёт возможны лишь днём, после того как от сильно прогретой солнцем земли начнут подниматься столбы горячего воздуха. Таким образом исключается версия, согласно которой аисты пересекают пустыни по ночам. По этой же причине они не летают над поверхностью моря. Посадка аистов на землю выглядит захватывающе: прежде чем грациозно приземлиться, они опускаются вниз по крутой спирали.

В конце лета – начале осени начинается отлёт аистов на места зимовки. Он может затянуться до октября. Сначала самостоятельно, раньше взрослых, улетает молодёжь. Родители отправляются в тёплую Африку в сентябре. По другим данным, улетевшие из родных мест взрослые дети позже вновь находят своих родителей, чтобы вместе со старшими птицами отправиться в своё первое путешествие в Африку. Птицы летят стаями в дневное время и на небольшой высоте, часто прибегая к парящему полёту. У летящего аиста хорошо видны пальцеобразно расставленные маховые перья. Осенняя миграция у белых аистов происходит значительно медленнее весенней. Известно, что во время весеннего пролёта аисты в среднем преодолевают около 200 км в сутки. На зимовках они образуют многотысячные скопления. В обратный путь молодые отправятся лишь на следующий год. В Западной Европе некоторые птицы остаются зимовать в местах гнездования, особенно в мягкие зимы.

Для наблюдений за миграцией птиц издавна применялось кольцевание, но в последнее время появились и другие способы. Один из самых информативных (правда, довольно сложных и дорогих) – спутниковое слежение. Для этого на птиц надевают небольшие передатчики, которые постоянно подают сигналы на спутник. Белый аист стал один из первых видов, снабженных такими приборами.

• Питание

В поисках пищи белые аисты важно расхаживают по лугам и полям. В период размножения, кроме традиционного корма – лягушек, поедают других мелких позвоночных, включая змей, птиц и млекопитающих. Отмечены случаи поедания аистами мышей, полёвок, маленьких зайчат и крапчатых сусликов. Иногда аист затаивается у норы грызуна и, как только тот высовывается наружу, пронзает его ударом клюва. Рыбу аист заглатывает головой вперёд. У него очень чувствительные челюсти, позволяющие легко обнаруживать в воде добычу. Объектами питания этих птиц являются также черви и моллюски.

Аисты любят сезон вспашки земли и охотно следуют за плугом, склёвывая ставших заметными грызунов и беспозвоночных. В ясные дни аист, подобно птицам-падальщикам, с высоты высматривает погибших животных.

Аист ворует яйца всех птиц, гнездящихся на земле. Уничтожает ещё не летающих мелких птенцов. Кроме того, аист нападает на пчёл, поэтому пасечники нередко считают его своим врагом. Во время миграции часто переходит почти полностью на питание насекомыми, предпочитая крупную саранчу, за что и получил в Африке прозвище «саранчовая птица».

• Размножение и развитие

В настоящее время область гнездования белого аиста отдельными пятнами охватывает север Африки Западную и Восточную Европу, юго-восточную и среднюю часть Азии. Места гнездования белых аистов очень разнообразны. Это могут быть обломки стволов или толстые ветви старых деревьев, скалы, водонапорные башни, крыши домов, церковные колокольни. Аисты – не сторонники уединения. Ведь в одной кроне могучего дерева может быть до 9 занятых гнёзд.

Эти птицы – верные и любящие супруги, привязанные к своему «очагу», к которому они ежегодно возвращаются, если, конечно, не погибнут во время долгого и трудного пути в Южную Африку и обратно. Весной с мест зимовки первыми прилетают самцы. Они занимают старые гнёзда и стойко защищают их от притязаний «чужаков», иногда выдерживая даже кровопролитные схватки. Старые гнёзда аисты (самец и самка) ежегодно подновляют, достраивают. Так образуются массивные, весящие несколько центнеров сооружения. Поперечник таких гнёзд обычно бывает не менее метра. Старые гнёзда могут иметь диаметр около 2 м. На внешней стороне гнёзд аистов часто устраиваются воробьи.

В случае необходимости птицами может быть построено новое гнездо, на что у них уходит обычно около 8 дней. Основанием для гнезда служат палки и ветви толщиной с большой палец взрослого человека, а также комки земли и куски дёрна. Второй слой составляют более тонкие ветви, стебли тростника и листья камыша. Внутренняя часть гнезда выстилается пучками травы, навозом, соломой, тряпками и перьями. Изредка белые аисты строят и второе гнездо, которое служит им для сна или как караульный пост.

Кладка состоит обычно из 3-6 белых яиц, которые откладываются самкой с интервалом в 2 или даже 3 дня. Вероятно, на количество яиц в кладке влияют кормовые условия года. Кроме того, молодые, впервые приступающие к размножению птицы, откладывают меньше яиц, чем более взрослые. Примерно 30 суток яйца насиживают оба родителя. Процесс насиживания начинается с первого или со второго яйца. Поэтому птенцы вылупляются не одновременно. Результаты исследования, проведённые в Воронежской области, указывают на тот факт, что наиболее часто выводки этих птиц содержат 3 или 2 птенца. Аистята вылупляются зрячими, покрытыми белым пухом, но беспомощными. Поэтому одному из родителей приходится ещё много дней защищать их от холода, дождей или сильной жары. Чаще всего последний вылупившийся аистёнок не выживает. Он слишком хил, чтобы состязаться со своими старшими братьями и сёстрами за корм, который приносят родители. В итоге его выталкивают из гнезда или даже проглатывают мать либо отец.

После того как птенцы выклюнулись, один из родителей остаётся рядом, охраняя их, а другой улетает на поиски корма. Когда он возвращается с зобом, наполненным пищей, улетает тот, кто охранял аистят. При гибели одного из родителей весь выводок может оказаться обречённым на смерть от голода. Птенцов в самые первые дни их жизни взрослые птицы выкармливают дождевыми червями, затем лягушками, ящерицами и мышами. Самка и самец безостановочно приносят пищу и отрыгивают её в центр гнезда. Воду доставляют в клювах и выливают её прямо в рот птенцам. Подросшие птенцы при появлении родителя бросаются ему навстречу и даже пытаются вырвать у него принесённый корм. Исключительная прожорливость приводит к тому, что аистята растут и развиваются очень быстро. Через два месяца усиленного питания птенцы весят уже больше 3 кг. В полуторамесячном возрасте молодые аисты начинают готовить себя к полёту. Стоя в гнезде, они усиленно машут крыльями и подпрыгивают.

Птенцы сидят в гнезде по 2 месяца, иногда несколько более того. Но связь с гнездом у вылетевших птенцов может продолжаться до дня отлёта на места зимовки. Такое поведение птиц наблюдали в Ленинградской области. Вечером, перед заходом солнца, весь выводок возвращался в гнездо, а взрослые самец и самка ночевали на соседних деревьях – каждый раз на одном и том же месте. Приблизительно две недели птенцов после их вылета из гнезда ещё кормят родители. Молодые птицы самостоятельными становятся примерно в возрасте 70 дней, но лишь на 4-5 году своей жизни достигают половой зрелости и способны основать собственную семью. Продолжительность жизни белого аиста - до 35 лет. По другим данным – до 20 лет.

• Взаимоотношения с человеком

В Средней и Западной Европе белый аист издавна считается символом счастья, не говоря уж о вере в то, что эти птицы приносят в дом детей. Обласканные людьми, белые аисты издавна гнездятся на крышах и трубах деревенских домов. Этому, безусловно, способствовало устройство людьми искусственных оснований для гнёзд, например из корзин или старых тележных колёс. Результаты наблюдений, проведенных в Ленинградской области, позволяют заключить, что внедрение аистов на новые для них территории оказалось возможным лишь благодаря помощи, которую оказал им человек. Оказалось, что специальное привлечение этих птиц может значительно увеличить их численность.

В Западной Европе и на некоторых российских территориях наблюдается сокращение численности белого аиста, несмотря на любовь и покровительство со стороны человека. Причины этого, вероятно, нужно искать не в преследовании людьми или разорении его гнёзд. Основная причина – сокращение кормовой базы. Осушение болот и заболоченных лугов, превращение их в сельскохозяйственные угодья приводят к тому, что аисты уже не могут здесь успешно охотиться и выкармливать потомство. Аисты покидают эти территории, и число гнездящихся здесь пар постепенно сокращается. В индустриальных странах многие аисты сталкиваются с электрическими проводами и их либо ранит, либо убивает током.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Какие птицы являются близкими родственниками белого аиста?
2. Какова окраска клювов и ног у молодых и взрослых белых аистов?
3. В какое время аисту бывает легче летать: ранним утром или в середине солнечного дня? Почему ты так думаешь?
4. Чем парение отличается от других способов полёта?
5. Что представляет собой звуковое общение между белыми аистами?
6. Для чего именно используют аисты свои возможности звукового общения?
7. Почему аисты любят стоять на одной ноге?
8. Что должен сделать аист, чтобы взлететь?
9. В каком положении находятся шея и ноги аиста во время полёта?
10. Что заставляет аистов готовиться к отлёту?
11. Где зимуют белые аисты?
12. Как ведут себя эти птицы в процессе весенних и осенних миграций?
13. Миграционные пути белых аистов выглядят не как прямые линии от мест гнездования к местам зимовки, а скорее напоминают зигзаг. Почему?
14. Какие способы используют исследователи-биологи для изучения миграций белых аистов?
15. Чем питается белый аист?
16. Где эта птица любит охотиться?
17. Каковы места гнездования белого аиста?
18. Что означает словосочетание «моногамная семья»?
19. Каковы размеры и масса гнезда белого аиста?
20. Из каких материалов строит белый аист своё гнездо?
21. Почему в разных гнездах аистов может быть неодинаковое число яиц и птенцов?
22. Почему самый младший аистёнок в гнезде обычно не выживает?
23. Выскажи предположение: почему в гнезде аистов обычно 3-6 яиц, а не 1 или 18?
24. Что является причиной быстрого роста и развития птенцов белого аиста?
25. Какую помощь белым аистам может оказать человек?
26. Почему на многих территориях численность белого аиста сокращается?

27. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.

« Как же приятно бывает вспомнить свои былые детские годы! Раннее утро в одной из деревенек, затерянных на просторах Белоруссии. Я, городской мальчишка, здесь отдыхаю в период летних каникул. Выхожу на крыльцо, смотрю на крышу соседнего дома. Там закреплена людьми шина от грузового автомобиля. Она стала основой для гнезда белых аистов. Птицы-хозяева с гордым видом стоят около уже построенного ими жилища. Самец намного крупнее и ярче самки, поэтому различить их не составляет труда. Более месяца строили птицы своё гигантское гнездо, и вот наконец –то оно готово! Я любопытен, как все мальчишки. Позавчера, когда птиц не было рядом, захватив с собой папин полевой бинокль, я забрался на крышу нашего дома. Он ведь намного выше, чем тот, на котором поселились аисты. Гнездо ещё было пустым. Вчера я повторил попытку и, к своей радости, обнаружил на дне четыре больших пятнистых яйца! Вероятно, сегодня самка начнёт насиживание, не подпуская к отложенным яйцам неуклюжего самца до момента вылупления птенцов. Как же я ждал этого события! И примерно через месяц оно свершилось! Я снова разглядывал гнездо с крыши нашего дома. Лежащие в нём птенчики были абсолютно голыми и беспомощными. Мать время от времени согревала их своим телом, садясь в гнездо, а самец активно охотился. Через некоторое время к нему присоединилась и самка. Все птенцы, к моей радости, росли быстро и во второй половине лета, оперившись, вылетели из гнезда. Давно уже нет той старенькой деревеньки, да и птицы из наблюдаемого мною выводка белых аистов наверняка закончили свой жизненный путь, ведь прошло с тех пор более сорока лет. А вот моя память о них по-прежнему жива…»

28. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

Близкими родственниками белого аиста являются, например, чёрный аист, серая и белая цапли, выпь.

В середине солнечного дня аисту летать будет легче, чем ранним утром. Эта птица часто использует парящий полёт, а он возможен тогда, когда солнечными лучами хорошо разогрета поверхность земли, и тёплые потоки воздуха поднимаются от неё вверх.

При парении птица держит крылья почти в неподвижности, расставив их в стороны. Скорость полёта невысока. Высота полёта сохраняется. При планировании крылья тоже практически неподвижны, но наблюдается постепенная потеря высоты полета. Скорость его невысока. При машущем полёте птица делает активные движения крыльями вверх-вниз. Скорость полёта более высока, чем в предыдущих двух случаях. При пикировании, не характерном для аистов, птица перемещается вниз почти вертикально и с очень большой скоростью.

Перелётное беспокойство у птиц является инстинктивной реакцией на сокращение длины светового дня. Затем к этим стимулам присоединяется бескормица в сочетании с низкими температурами окружающего воздуха. В местах, где зимние холода не наступают, а корма оказывается достаточно, многие птицы могут остаться на зимовку, не совершая длительные перелёты. Такое иногда случается и с белыми аистами.

Птицы летят на зимовку не по прямой линии, а, скорее, по зигзагу, отклоняясь от основного маршрута и выбирая места, наиболее благоприятные для остановок с целью отдыха и кормёжки.

Если бы самка аиста откладывала бы в гнездо только 1 яйцо, численность птиц стала бы очень низкой, или они вымерли бы вообще. Избыточное количество птенцов в гнезде привело бы к массовой их гибели от голода, поэтому откладка множества яиц оказалась бы невыгодна с энергетической точки зрения. Природа, как известно, рациональна… Кроме того, большое количество птенцов потребовало бы строительства ещё более крупного и тяжёлого гнезда, подходящее место для которого было бы найти ещё труднее.

В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: самец и самка белых аистов внешне практически не отличаются друг от друга. Гнездо белые аисты строят за несколько дней, а не за месяц, как это указано в тексте. Самка аиста, как и других видов птиц, не может за один день отложить несколько яиц. Окраска у них белая, а не пятнистая. Самка и самец насиживают кладку, сменяя друг друга. «Новорождённые» птенцы белых аистов - не голые, а покрыты пухом. Самый маленький птенец обычно погибает. В тексте же указано, что все птенцы оперились и вылетели из гнезда.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ОБЫКНОВЕННОГО БЕЛОГО АИСТА

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о белых аистах.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белый аист // Наша флора и фауна. – М., 2013. - № 24.
2. Биология лесных птиц и зверей. Учеб. пособие для лесохоз. и биол. специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1975.
3. Бичерева М.А., Бичерев А.П. Распространение, численность и особенности экологии белого аиста Ciconia ciconia на Смоленщине // Русский орнитологический журнал. – 2016. – Том 25.
4. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
5. Всё о птицах России. – СПб: ООО СЗКЭО, 2014.
6. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. – Прага: Артия, 1984.
7. Домбровский К.Ю. Места гнездования белого аиста Ciconia ciconia в Ленинградской области // Русский орнитологический журнал. – 2007. – Том 16.
8. Жизнь животных. Том шестой. Птицы / Под ред. В.Д. Ильичёва, А.В. Михеева. – М.: Просвещение, 1986.
9. Климов С.М. О гнездовании белого аиста Ciconia ciconia в Липецкой области // Русский орнитологический журнал. – 2009. – Том 18.
10. Красная книга Казахской ССР. - Алма-Ата: Кайнар, 1978.
11. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Т. 1. В 2-х томах. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983.
12. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
13. Мир дикой природы. Африканские просторы. – М.: Росмэн, 1997.
14. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
15. Нумеров А.Д., Пивоварова Е.А. Белый аист Ciconia ciconia в Воронежской области: современная численность, распространение и экология // Русский орнитологический журнал. – 2019. – Том 28.


© Александр Кулев, 2020
Дата публикации: 11.10.2020 01:42:38
Просмотров: 1360

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 62 число 6: