Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Обзоры конкурсов




Кайлин Лорен [2009-01-24 19:47:23]
Охота на химер и погружение в мечты (конкурсный обзор)
Размышления на тему произведений конкурса.
Без предисловия, пожалуй.

«1985-й»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=4412

Год, в котором была минута, а в ту минуту все могло пойти иначе, и сколько таких мгновений в жизни каждого, но герою запомнилось одно - поворотное, ключевое, которое становится манией или мечтой, может, простым любопытством «если бы»…
Известные сюжетные детали (машина времени, ритуалы из фильмов, хоть без дьявола обошлись) собираются в мистико-фантастический механизм для воплощения мечты. Здесь исповедь героя сменяется фантастическим компонентом, выталкивается мистическим и завершается романтико-утопичным. Верно ведь: за мечтой не угнаться, и в каждом варианте жизни она останется недостижимой, как «если бы».
Когда дело доходит до кульминации и исполненного желания, то кажется, что подготовка затянулась. Средства перевесили цель на весах сюжета, концовка смялась (или начало затянулось). Развязка же иссякла, как будто все силы и чувства героя ушли на колдовство у компьютера.

«Медвежий капкан. Отрывок из романа»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=2013

Множество ловушек для героя готовит сюжет: нарушенные правила, «песец», и жажда наживы, которая становится для героя роковой. От особенностей работы водителей до правил сообщества охотников, о дорогах севера и мистическом вороне - отрывок вместил многое, и в этом состоит его энергетика, подкормленная мыслями главного героя.
Мечты героя – молниеносны, как и повороты сюжета. Была ночь, дорога, зверек, тишина, крик птицы и мороз… Череда событий уплотняется, когда герой переходит за грань, где он уже не хозяин своих желаний, а попал в их капкан.
Краса хищников, терзающих птиц, становится кульминаций… Но корни мыслей и поступков главного остались где-то в предыдущих и следующих главах…

«СОКРОВИЩЕ»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8375

В рассказе обыграна старая (со времен существования денежных и родственных отношений) тема легкой наживы – наследство. Корыстные намерения персонажей выпячиваются в тексте, и строится юмор рассказа на нелепости некоторых фраз, сравнений. Однако они не играют с воображением, не оживают. Говорящие фамилии, жалкое (на первый взгляд) наследство; причуды старика вписываются в стандартную схему рассказов о неудачливых наследниках.
Название определяет поведение героев, но не отличает их друг от друга. И финал оказывается не таким уж неожиданным.

«Тысяча жизней»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=2256

Таинственная атмосфера, выстроенная на протяжении первых абзацев, исчезает после слов о самом интересном. Тысячу жизней невозможно описать в одном рассказе, как и пережить. Беглый конспект без углубления в переживания главной героини вряд ли расскажет о сокровенных мечтах. Тем более, характер героини не раскрыт и ничего не сказано о том, что Анюта желала прожить несколько жизнь.
Лишь небольшой намек на целостность дают туман и гранат. Образы возникают и в концовке, когда героиня встречает саму себя. Однако процесс ее путешествия выглядит бесконечным и бесполезным, судя по «вопросам», которые решает героиня (встает ли у друга или не встает; как скрыть следы похмелья). Сюжет рассказа рассыпался на несколько эпизодов, связанных лишь именем героини.

«Звёзды»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=330

Легенда о листе и звезде должна была отразить человеческое бытие. Грязная и большая лужа – жизнь, лист – человек, который стремится к мечтам-звездам, а те, на проверку, оказываются не такими мудрыми, как красивы.
Здесь можно уловить мысли о красоте внешней и внутренней, о поиске места в жизни (в луже). Но…
Лист, который думает о сотворении мира, звезда, посылающая к Дьяволу – философские мысли о скоротечности жизни постепенно наполняются жаргонными словами «пялишься», «проваливай». Философский аспект рассказа сводится к бытовому, эмоциональный теряет блеск, тускнеют герои. Положительно в сюжете то, что лист, падая в лужу, оказывается на небе. Однако описано это бледным (много повторов) языком.

«Диван»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=3266

Когда нет ничего светлого вокруг, остается смотреть только назад, в прошлое, куда возвращает героя диван, случайно увиденный на свалке.
Один предмет из детства вызывает цепочку воспоминаний, не всегда приятных, но честных. Но даже сквозь годы герой не задается вопросом «почему». Диван лишь подцепляет ниточку памяти, а клубок так и остается под кучей мусора.
Можно ли сказать, что прошлое стало его химерой? Мечты есть у каждого, но они живут до тех пор, пока нужны человеку. Здесь же нет причинной связи между диваном и теперешней жизнью героя, даже нет связи между прошлым и характером героя, потому что имя и лоскуты воспоминаний не склеились в единую картину судьбы.

«КТО ЖЕ ТЫ, ОТТО ГРАБ?»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8408

Мистическая история о памяти вещей, которая может изменить нового хозяина. «А Данила ее с того самого вечера изменился необыкновенно» - перемены автор обозначает сразу, не строя на этом интригу. Тайная страсть, которая заставила героя купить каску, живет теперь вне. Когда герой становится рабом каски, меняется акцент повествования. Теперь о событиях повествуется со стороны жены - жертвы перевоплощения супруга в солдата немецкой армии.
Вместо глубинных мотивов преобразований героя автор уделяет внимание внешним, более явным и даже жестоким. Остается неясным: чья это была тайная страсть или вовсе не страсть, а причуда едва не сломала жизнь молодым людям. Однако то, что выход лежал именно в уничтожении каски – понятно с самого начала. Рассказ насыщен психологичными деталями, но только герои слишком лишены воли.

«El mundo es un teatro»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8409

Можно ли построить новый рассказ на известной фразе «Весь мир театр». Можно. Если быть хорошим режиссером.
Театр – где игра, а где жизнь, похоже, не знает никто, даже рассказчик.
Герой становится обитателем своих иллюзий, принимает жизнь за театр, играючи причиняет боль другим, потому повествование напоминает лихорадочный бред.
Мальчик, утративший реальность, родители, которые хотят познакомить героя с будущей невестой, и Тали - воплощение любви – в рассказе достаточно образов, но нет стержня, на котором они были бы нанизаны. Нет четкости в отображении героя. Нет четкости в описаниях его мыслей и поступков. Некоторые фразы чрезмерно длинные и малоинформативные, с повторами и логическими неувязками.
«Как вспыхнуло ее лицо, высвеченное прямо наведенным ослепительно белым лучом, как бросилась защищать свою любовь!» - неловкое строение фразы, пропущено местоимение, но в тексте их слишком много…

«Тоннели Отрывок из романа "Одинокая звезда"»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=7440

Свет в конце тоннеля или тоннели - предвестниками смерти. Сюжет похож на смерч, в котором мелькают куски судеб, мотивов, описаний. Вырванные из контекста сюжета страсти, слишком быстро нарастающий конфликт, и сомнительное решение о самоубийстве главного героя.
«Своим поступком он заслужил презрение всего мира» - мотивы выглядят хлипкими и наивными. Герои и их поступки – шаблонными, поскольку не раскрыты характеры (возможно, это было сделано в романе). Создается впечатление, что персонажи бегают, суетятся («А она понеслась дальше и скоро очутилась внизу»), но не задумываются над этим.

«Фобия — 3. Часть 2»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=4629

«Впрочем, каковы семена, таковы и плоды их…» - стоило ли говорить во вступительной части пример о возмездии, которое сводит в могилу мстителей, а потом раскрывать такой же случай на примере ведьмы и ее клиентки. Такой подход убил интригу.
Исход действа очевиден, а ритуалы и заклинания становятся основным «смыслом» произведения. Конечно, ржавые иглы, труп лягушки, проколотый палец и нитка создают необходимый внешний антураж. Однако без углубления в историю Веры, без иллюстрации чувств, которые привели женщину к такому решению, история остается только сказкой о ведьме и мести.

«Иду за ней»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=5602

Красиво, метафорично – поиск единственной женщины сквозь века, перевоплощения и путешествия.
Рассказ – мозаика эпизодов, осколков, эпох, и мне кажется, что ее не нужно собирать. Просто идти за героем, который пытается поймать любимую.
Может, потому что путешествие слишком затянуто, или потому что оно однообразно (не увеличивает надежды героя), или не хватает остроты в конфликте, но пройденный путь быстро забывается. Почти ничего не остается в итоге от рассказа, кроме красивых слов о героине и многоточий.

«Соль с ароматом фиалки»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8551

Рассказ начинается с аромата фиалки и заканчивается им. Фиалка, по сути, должна быть главным мотивом, которая поддерживает цепочку воспоминаний героини. Но цветок этот появляется только в одном эпизоде, когда героиня видит себя маленькой в саду – то светлое, что греет ее.
Конечно, рассказ о любви к Алику и несостоявшейся. Его история могла быть ключевой опорой сюжета, но таковой не становится. На первый план выносятся то разговоры на отдаленные темы, то описания жизни в немецком городке, уж больно похожи на энциклопедические.
Сюжет петляет от эпизода к эпизоду, обрастая ненужными сведениями (о реках, о семье и родственниках), окончательно теряет структуру. Диалоги между героями также вобрали слишком много тем и очень растянуты.
Бросается в глаза одинаковый синтаксис абзацев: «Я родилась, Я живу, Я достала»; «держась за руки», «взявшись за руки» - повторы.
«На белой рубашке полосатый галстук. На следующей фотографии ему пятьдесят семь лет» - галстуку
И другие замечания.
История утонула в избыточных размышлениях о времени, любви, других данных, не толкающих сюжет с места.

«ОТРАЖЁННЫЙ»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8554

Рассказ отражает взросление героя, которое сравнивается с простудой, болезнью, у которой были другие корни – тоска. Познав смерть друга, он понимает, что теряет часть себя, и в зеркале видит свою химеру – отражение, реальное лицо мира, откуда хлынули воспоминания.
Чувства героя раскрываются в описании любви к умершей девочке, ее письма. Однако тема, как и сам герой – гораздо (шире), впрочем, как и жизнь каждого. Для семнадцатилетнего одного мгновения достаточно, но не для человека, вспоминающего прошлое.
«…я недоверчиво относился к легкости возникающего настроения - меня донимала ещё одна роковая болезнь - тоска. Однако всё было слишком хорошо, чтобы думать об этом много» - что «все» имеет в виду герой: тоску (слишком хорошую) или болезнь? Герой не думает об этом много, но других мыслей в рассказе нет.
«Хотелось писать стихи, пусть даже и чувствовалось в этом занятии какая-то неловкость. Я не хотел, чтобы кто-нибудь застал меня за этим делом» - хотелось/хотел – повтор однокоренных
«темные зрачки» - светлых не бывает
И много, много местоимений.

«Афоризмы без границ»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8500

Читая афоризмы, я забыла о теме конкурса.
Наблюдения и мысли хороши, попадались испытанные, проверенные временем, и такие, что действительно открывают «химерность» человеческого бытия.
Может, дело в том, что афоризмы безграничны, как и мечты?

«Мечты сбываются…»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8608

Зачем так, двойная игра на трагедии: приют для сирот и смерть сироты. Обычно финалы, в которых мечты сбываются после смерти, персонажи ощущают облегчение. Но у мальчика была впереди вся жизнь, и его гибель – трагедия. Во-первых, потому что рассказ пресный, и может вызвать ответные «чувства» читательские только самим фактом сиротства, тоски. Во-вторых, описания долгожданной встречи очень скупые, чувства не фонтанируют.
«Визг тормозов…. Удар…. Мир перевернулся» - констатация факта, рассказ-конспект.
«Один Витя методично обследовал забор на предмет лазеек, на то у него были особые причины» - канцелярский стиль.


«СКАЗКА ДЛЯ БАБУШКИ»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8694

Милое произведение о сказочной новогодней ночи. Двенадцать ударов – двенадцать сказочных мгновений, и внучка, в которой воплотилась мечта бабушки.
Но можно было выжать из сюжета больше, дополнить образы, поиграть на контрастах и выразить мысли не так сумбурно.
Чувственный слой удался, но картинки размытые.


«Елабужский синдром»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=6400

Бойкое начало, без прелюдий, и сразу о темпераменте героя (рассказчика) и не только. Об искусстве и других «побочных эффектах» вечности и лечения: иронично, живописно.
Емко написано, энергично.

«О, призрачность телесных единений»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8824

Сюжет хорошо подкован цитатами, видными историческими фигурами, да и интригующими подробностями. Химерный сон Куракина, химерная увлечение Екатерины и совместный химерный сон Казановы и желанной женщины – переплетение страстей, известных имен - три характера, три случая сведены в сюжете. Рассказ – прежде всего, исторический снимок в деталях, конечно, цитаты замедляют повествование, и интрига кроется только в вопросе, заданном также цитатой. Рассуждения, оживленные героями, удачны и хороши, но злоупотребление цитатами (крупными и современными) можно было избежать. Художественность языка на высоте во всех смыслах.

«Одержимые»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=5400

Красивая история о молодом художнике, который хотел рисовать только правду жизни в мире, построенном на иллюзиях и обмане. Любовь к красоте и мастерство скульптора могут изменить взгляд на историю, сделать женщину вечно красивой. В первой сцене хорошо показана реальная страсть мальчика, желающего стать настоящим художников. Суета событий, смерть учителя, успех юного мастера чередуются во второй части рассказа, и несколько спешно проходит история о женщине, которой посвящена была лучшая работа скульптора.
Откуда-то в рассказе о древней цивилизации начинают мелькать канцелярские фразы: «вследствие этого отсутствие талии», и речь до этого раскрывающая красоту тела и души вдруг становится суше, деловитее, констатируя факты: «Впрочем, Тутмоса это не расстроило, он тут же вспомнил, что уже очень давно нравиться жене визиря Секмеха».
Во второй части рассказа язык усыхает.
На мой взгляд, рассказ мог быть живописнее, и не только потому что речь в нем идет об искусстве и о женщине, прославленной своей красотой.

«Свет любви»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8854

Свет любви – ну, почти аура. История о любви и предательства – написано наивно и поверхностно, и не только из-за избитого сюжета: один предает, но сразу находится другой, и героине лишь надо разобраться в чувствах.
Скорее всего, дело в избранной форме: диалог утомляет, потому что он слишком длинный, и рассказ кажется однообразным.
Пресловутое «Она» тоже не внушает доверия. Героиня так и остается местоимением – без характера, прошлого. Неосязаемая, как облако и крохотная «золотинка» - интуиция, взялась неизвестно откуда (хм, а до этого где была). Множество вопросов оставляет рассказ. В нем нет красочности и сочности, которая бы заставила забыть о таких простых вопросах, как: что это вообще было с героиней?

«Виртуальная любовь»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8878

Незамысловатая история о любви, которую очень часто описывают лишь потому, что она несчастной бывает. Виртуальная – приставка, дань моде, но и на этом поприще чувство постигает неудача, еще более трагичная. Трагизм определяется и тем, что главная героиня – инвалид, потому заведомо становится ясно, что никакого романа (дальше виртуального) быть не может. Все сводится к взрослому чувству когда-то добрых детских глаз. А вот отношения описаны скупо и схематично, и страсть неубедительна. Не озвучены разговоры, не оживлены мечты: «их отношения стали более фривольными» или «их отношения с девушкой давно перешагнули все моральные запреты» - сухая констатация плоха для раскрытия такой темы. Мало описаний, много речевых повторов.
«Бегом сбежал вниз по лестнице» - тавтология.
«Дошёл до ближайшего магазина, купил две бутылки водки и выпил их из горла на лавочке в ближайшем сквере. Стало легче» - не верится, что стало легче.

«Прости, Петрарка!»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8635

За каждой разбитой судьбой – неосуществленная мечта. Рассказ напоминает расследование, потому что история трагична, виной трагедии убийство, и знание причин не вернет прошлого, не перестроит судьбу.
За прозвищем «Петрарка» кроется человек несобранный и обреченный. Может, потому сюжетная линия так круто обходит столкновение с ним, как и брат (рассказчик), помогая на расстоянии.
Без научного факта и уголовного дела был бы сюжет цельным – нет. А жизнь такова, что не всегда удается докопаться до сути, потому и просит брат прощения. Хороший рассказ, хороший сюжетный ход.

«Поздней осенью»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8896

Возвращение прошлого и возращение в прошлое тяжело дается герою, который отказался от всего, что было. Химерой становится память про то, как он предал отца, и наказание за грех настигает его поздней осенью, под старость.
Постепенно погружаясь в мир прошлого, опускаясь с этажей городской и обеспеченной жизни до реалий маленького родного городка, герой вспоминает, теряет лоск, раскрывается.
Пьянчужка, женщина, случайно попавшая в его дом, как напоминание о прошлом преследует его. Она гонит героя в старую церковь, где он осознает свою кару, вспоминая отца и мать. Глубокий рассказ, в котором художественно передаются переживания героя, без прикрас описывается грязь быта и отношений.

«Майор НКВД»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8917

Химеры власти, химеры в руках людей. Почти мифическая личность, которая могла изменить историю, герой рассказа – майор Волошин. Власти «изнутри», о врагах народа и тугом портфеле с делами, о том, как каждый мог оказаться под прицелом.
Альтернативная история в руках «невидимого для постороннего глаза островок, где люди оставались просто людьми». Однако и этот островок стал местом рождения плана, который мог бы изменить ход известных событий. Все-таки рассказ посвящен историческим событиям, характерам, фигурам и тому времени. Хотя, конечно, именно характер героя предопределил историю, но и сюжет сделал героев одинаково верными, справедливыми, разумными – да, только механизм может противостоять механизму. Впрочем, убедительно.

«Гундосиха»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8941

Нет ничего хуже, чем ненужные люди, покинутые, но вдвойне хуже, если для кого-то присутствие пропавшего становится несбыточной мечтой.
Первая часть рассказа – трагическая история женщины, от которой отказался сын.
Вторая – желание девочки найти бабушку.
«С самого детства Оле хотелось иметь бабушку» - здесь и начинается химерная часть рассказа, путь к исполнению мечты, который обрывается также трагично.
Вторую часть следовало бы развернуть, познакомить с миром девочки, не перенявшей характер отца. Слишком бегло получилось.
К концу рассказ лишь свелся к тому, чтобы показать людскую жестокость по отношению к близким.
«сидела одинокая фигура и тонким голосом пела» - фигура петь не может
«Все селяне, живущие много лет рядом с ней, знали о ее безвредности и нужде» - лишнее местоимение «ней»
«Как-то на день рождения Оли папа пообещал купить ей подарок» - лишнее «ей»
Несколько пропущенных запятых.

«Химеры»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8945

Жизнь после смерти или мечты лошади – кажется, читателю предстает выбор. Может, выбирал главный герой, может, так проявлялось его подсознание…
Пересечение двух параллельных миров состоялось. Живо и убедительно выглядит «бытие» маркетолога в офисе и жеребца на лугу, «сознание» мечется из одного мира в другой, приспосабливаясь, меняясь… переходя.
Интересное художественное упражнение, но неживое.

«Потерянный рай»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=677

Банальное название соответствует банальной истории о разбитой любви, пожалуй, излишне говорить о новизне сюжета в данном случае. Единственный выход из положения – оригинальное изложение.
Сравнение любви с солнечным светом, поиск спасения от серых будней, превращение героя в волшебника ради новой любимой – нельзя назвать оригинальными ходами…. Завершается история падением с небес на землю, хозяйственными заботами, от которых герой убегает в начале рассказа. Вероятно, навстречу очередной любви.
Громоздкие описания, построенные на штампах, не приносят рассказу свежести: «Навстречу и параллельно ей двигались такие же безликие автомобили, а по протёртым подошвами белёсым тротуарам семенили на коротеньких ножках бесцветные пятна прохожих, погружённых в свои будничные заботы, озирая тусклыми взглядами блёклый пейзаж прозаических будней»
Причем сосредоточенность на описаниях внешнего мира в рассказе заменяют внутренний мир героя, не раскрывая его.

«Я просто тут живу»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8980

Очень неоднозначно отношусь к рассказам, в которых сразу видно, что «герою надо сочувствовать». Потому что считаю такие сюжеты легким путем к сердцу читателей. Мечта героини очевидна: жить как все, быть здоровой. Но у нее есть только виртуальная жизнь, а иной не будет.
Девочка учится играть, манипулировать людьми, пока что этого не замечая (это я домыслила). Нашла средство. Впрочем, виртуальная любовь – путь к разочарованию (что будет показано еще в двух рассказах этого конкурса).
Написано душевно, трудные будни бабушки и внуки в подробностях: путь туалет, в ванную, воспоминания об аварии. Но развития героиня не получила, мало глубины.

«Мечты русского поэта»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=7318

Мечты о «высоком» ослепляют глаза, заставляя не замечать насущное. Постепенно герой разоблачается, и от поэта остается лишь эгоист, который не ценит отца, а живет лишь снами.
Сон – химера для героя – открывает и закрывает повествование, показывая, как он бежит от реальности, от застолья, описанного как можно нелицеприятно (и реалистично). В рассказе есть попытка показать героя изнутри – сновидение, и снаружи – тост. И можно сказать, что в какой-то степени мечты определяют поведение, а реальность – мечты. Соприкосновение двух миров не происходит, впрочем, и герой не изменяется и не раскрывается читателю. Возможно, потому его мечта недостижима…
«он стоит на высокой сцене, перед ним полный зал зрителей. На нем надет чистошерстяной костюм»… - на зрительном зале или герое?
«накинута элегантная прозрачная шляпка» - накинута шаль
«За столом расселась торжественная компания», затем «Присутствовала и праздничная компания» или «На сей раз Никите Петровичу Скрябину в день «варенья» удалось собрать представительное собрание» и
«Помимо именинника и его сына Афанасия, за столом восседали еще шестеро мужчин» - не многовато ли о компании, собрании или шестерых мужчинах за столом?
Описание размывается…
«Поэт моментально потерял сознание и рухнул на диван. Двое гостей закинули ноги молодого человека на диван» - повтор «на диван»
Впрочем, в каждом рассказе можно найти огрехи, а вот мечта блеклая, на самом деле, под стать герою.


«Без вершин и пропастей»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=679

Печаль героя убедительна, показана отчетливо уже в первом эпизоде: невыносимый взгляд кота из часов, тихий плач жены, бессонница. Намеки на женщину-мечту, утраченное счастье позже раскрываются в исповеди. Но другие намеки, вроде цыганки и желтой дороги, странного города и его обычаев дают лишь кусочки картинки даже той жизни, что в рассказе называется реальностью. Даже трудно определить, что загадочнее и эфемернее: реальность или мир с женщиной в белом платье из лепестков?
Сказалось то, что в фокус сюжета попал только конец пути героя – встреча с воплощением мечты, исповедь и гибель.
Его странности, обвинение в сумасшествии могли бы сделать более выпуклым.
Край «без вершин и пропастей» тоже заслуживал внимания, как и тот, иной мир, к которому стремился герой.

«Красное небо»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=8410

Поначалу очень не хватает фактов, эпизодов, и такие фразы, как:
«Чем ближе я был к Небу, тем чаще мне попадались мерзавцы, готовые убивать за инъекции, за крупицы желтого металла, чтобы купить нужные уколы и оружие у скитальцев. Верхние уровни кишели убийцами» - рождают больше вопросов, чем приближают к разгадке. Но потом становится ясно, что главный герой также ничего не знал о данном мире, шел практически вслепую. Однако «до действия» первая часть рассказа все равно напоминает набросок к роману, где позади строк осталось начало пути, мир, из которого герой хочет выбраться. Впрочем, его миссия много поясняет, и получается, что из-за собственной ошибки создатель мира стал его заложником, роботом, которого очеловечила мечта о небе. Хотя по прочтению рассказа очень хочется увидеть и лабиринт, и небо.

«Школа для дураков»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9013

«И верила в волшебство и в Белого оленя, и в добрую фею, и в Деда Мороза, и хотела, чтобы Пашка тоже верил. Так же, как я....» - не только верила, но и делала. Рассказ о людях, об отношении к слабым и незащищенным. Что делает нас чуткими и наоборот.
Вместо стандартных фраз о рассказе, рождаются мысли о его содержании, значит, удалось затронуть читателя. Здесь идет речь о физических недостатках, делающих детей изгоями, однако, наряду с этим, живут, кипят, рождаются мысли о хрупкости бытия, о мечтах, ведущих каждого, о любви.
Многогранный рассказ, в котором тема изгоев становится то фоном для раскрытия проблем героини, то основной линией, определяющей ее судьбу.

«Чашка чаю»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9053

«Слова «Долг», «Добро», «Справедливость», «Сострадание» так почасту звенели теперь в доме, что хотелось немножечко зла» - герой сумасброден и честен, чем симпатичен. Началось все с чашки чая. Нет, все-таки с героя, потому что характер удался, и с него зародился невообразимый сюжет.
Безобидная мечта, простые слова и поступки составляют жизнь, а «жизнь она умела…».
Но не без автора в рассказе все закрутилось, заискрилось. Кое-где недосказано, обтесано, шершаво и… экспрессивно.

«Мильон Лешки Менделея»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9054

Из грязи в князи, из бомжа в олигархи…
Жизнь в конспекте. Неважно даже кем был герой и как попал на свалку, в остатке будет лишь одно – красивый сон среди свалки.
Как сознается автор история героя «хрестоматийна» из учебника по рыночной экономике.
Может, потому не вызывает сопереживания он и его печень. На самом деле, героя хоть и много (о нем), но мало. Того, что выделило бы его среди других, кроме способности различать металлы…

«Балерина»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9044

Любовь к незнакомке завершается либо свадьбой, либо разочарованием.
Но в любом случае не сам сюжет вызывает нарекания, а исполнение – небрежное и поверхностное.
Миниатюра должна быть гармонична, а рассказ – глубже. Это набросок.
«Хотя бывает и хуже, дворик был старым и все знали друг друга, да и во дворе было чистенько, хороший дворник – редкость в наши дни» - две мысли в кучи, что хуже, когда хуже – не поймешь. Повторы бывает, был, было
«Её я заметил совершенно случайно, есть у меня вредная и наверное дурацкая привычка курить по ночам» - привычка – это не единичный случай, заметил бы рано или поздно…
«Мое внимание привлекло движение в окне третьего этажа, окно занавешено плотной шторой, внутри горел неяркий, видимо ночной свет, который бросал на окно силует» - три раза «окно», пропущены запятые, сумбур
«С того вечера все и началось, я каждую ночь наблюдал в окне напротив спектакль одной балерины для одного зрителя» - сомнительно, что никто другой больше не видел – выйти на балкон может любой житель
Перебор с местоимениями по тексту.

«Сон разума рождает чудовищ»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9121

Читая эссе, все думала, когда же начнутся живые примеры, но рассуждения продолжались, нанизывались и, по сути, не открывали ничего нового. Канцелярский язык, конечно, подходит для публицистики, но усыпит читателя, ожидающего увидеть сон разума…
Рассуждениям не хватает им практической части, которая бы оживила эссе.

«Пересечённые параллели»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9124

Ничто не предвещало таких судьбоносных перемен. Однажды утром в офис к преуспевающему адвокату – главному герою – пришла девушка открыла ему другую жизнь. На единственном пересечении держится сюжет.
Герой волшебным образом легко вжился в другую роль, стоило ему увидеть девушку. Это и настораживает – скоротечность, некая поверхностность событий.
Интереснее было бы услышать не хвалебную оду героя о работе, а химеры, мучавшие его, сны, которые потом воплотились в облике милой гостьи. В общем, мало мяса на костях сюжета. Вторая сторона могла проникать плотнее, могла быть ярче, как и язык.

«Ведьма»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=4071

Иван и Гелла – роман, который не оставляет главного героя в покое. Химера настигает Ивана много лет спустя, только жаль, что истории романа не уделяется внимания.
Сюжет показывает: от судьбы не уйдешь, а захочешь уйти – пожалеешь. Вот ушел герой от ведьмы своей и закончил плохо. Вроде, все логично, но что-то рушит цепочку. Да, причины, мотивы и прошлое – история только о настоящем героя, яви и снах.
Ведьма – Гелла – полеты – может, только мне это покажется избитым, как и необычный секс с девицей, зеленые глаза и зеленый змий…
«Основная часть населения окраинного района мегаполиса»
«способ перемещения в пространстве» - кажется, уже говорила автору избегать канцеляризмов (возможно, ошибаюсь)
«Девчонка материализовалась из-за спины» - материализуются обычно из воздуха, а из-за спины выскакивают и появляются
«Внутри шевельнулся ледяной червячок» - будто он там и раньше жил… образ незавершен
«Низкокачественный алкоголь чугунным ядром бьет в мозг. Он окончательно теряет координацию» - он – алкоголь


«Голос пули»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9155

Человек перед лицом смерти, выбор не в пользу жизни, игры с судьбой. Фаталистично, жестоко - соперничество, борьба за место и время, за первый выстрел. Как друзья становятся врагами.
Конечно, в одном эпизоде нельзя отразить характер человека, и одна промашка не может служить ему приговором, однако полного погружения в персонажей нет. Передать накаленную ситуацию удалось, удалась и пуля. Сюжет не перегружен и динамичен, но поверить каждому герою не удается.

«дом тишины»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9174

Рассказ о том, что даже на краю жизни люди остаются разными, живя и желая, но известно, куда приведут мечты из хосписа. Калейдоскоп судеб – любовь, надежды, вера, прощение – среди лиан капельниц и больничных коек.
Тема острая, не оставит равнодушным читателя чуткого, сочувствующего (снова неоднозначно, сочувствие по умолчанию ли…).
Каждый рисунок быстро рассыпается – меняются лица, обрываются истории, а смысл один… Здесь безнадежная любовь, незавершенные дела, непрожитая жизнь – надежды и мечты угасают. Появление детей в конце даже закономерно – здесь использованы все мотивы, цепляющие нервы читателей.
«Прозрачно-гороховая жижа, напоминающая по цвету желудочный сок» - да, отвращение вызывает, но цвет представить трудно
«За стеклом, сразу за оконной рамой» - а почему не просто «за окном», что уточняет рама?
«Здорово» - вроде больше нигде по тексту автор не выражал отношения
«Часть веток периодически хлещет по окну» - «периодически» - книжно для описания
«Вопрос повис в воздухе, Саньку явно было не до разговоров, она достал наушники из тумбочки и стал слушать музыку, дед покряхтел и отвернулся.
шаловливо играл» - странно, что одно предложение собрало столько разных действий

Он и Она (Сказка о Мечте)
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9207

Мечта индивидуальна, неповторима, как любовь, как избранница. Оживление мечты – идея хорошая, хоть и не новая. Рассказ представляет собой схему отношений, заигрываний, влюбленности.

«Марфа Давыдовна»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9216

«За работой и гулянками Марфе некогда было подумать о будущем: об удобной квартире, мебели, постельном белье, посуде про запас. Ей казалось, что всё это впереди, а пока длится праздник жизни, надо радоваться каждому его дню» - ну точно попрыгунья-стрекоза, и тоже печальная история. Зимняя старость, смена режима, скитания, добрые люди на пути…
Жизнь выкидывает чудеса, бросает человека то вверх, то вниз, и в лицо не поглядит. Героиня изображена хорошо. У меня возник один вопрос: куда в конце рассказа, когда бедствовала тетка, подевались рассказчица (в сюжете все понятно – дальняя, очень своенравная).
Возможно, героиня сама была химерой для родственников, а сама так и осталась без мечты…

«Дэсь»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9228

Каждому – свое, а у некоторых «дэсь». Пульсирующее событиями повествование, пестрое и необычное. И очень контрастная концовка, которая отчего-то заставляет забыть о насыщенности жизни других героев…
«маленькая девочка с динамиком на 50 кГц в горле» - и другие неожиданные сравнения
Легенда о перышке, и бурундучки.
И, вроде, вырвано из контекста, но нарочно сумбурно, потому что вовсе не надо знать все о персонажах, чтобы увидеть разницу и смысл жизни поколений (по крайней мере, я уловила так).

«АДЬЮ – ФАКТ»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9242

Стихами выражается душа, выплескивает сокровенное, и под старость не сдержать чувств. Осень страдает по весне, а человек памятью – суматоха на всю жизнь. Но все проблемы решает проза, признание. Рассказ душевный и теплый, хоть с осенним ветром. Мелодичный стиль, легкий.

«Странники в ночи»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9279

Как осень приходит в жизнь героя любовь: блестящие волосы девушки и желтые листья за окном; странники в акустических колонках и странники на страницах Интернета.
Грустная романтическая история о любви до смерти.
Вроде, все есть для передачи чувств: описания осени, чувства мальчика, портрет красавицы, таинственная незнакомка. Но описания природы обособлены от чувств героя (а ведь могли подчеркнуть его романтизм), переход от мальчика к мужчине не показан (драпировка из типичной истории «охладел к жене», нелюбимая работа), в диалоге, вероятно, легче выражать чувства героев, но мотивации для самоубийства в рассказе нет.
«Та осень была стремительной, яркой, сумбурной. Она ворвалась, как выстрелившее в потолок шампанское, затопила город немыслимым апельсиновым цветом, ударила в голову, опьянила новыми чувствами.
Юра был еще школьником, когда увидел ее впервые» - кого, осень?
«Ей было лет тридцать, но хрупкость и юность души превращали ее в молоденькую девушку, которой можно было любоваться и любоваться, посещая уроки игры на фортепьяно» - думаю, что мальчик не отличал бы «молоденькую девушку» (а бывают старые?) от тридцатилетней.


«Тринадцатое»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9333

Игра с числами – хороша, если отражается на поведении героя, управляет сюжетом, рождает неожиданные повороты. Но здесь все гладко, по плану, и даже появление покойницы не вызывает суеверного страха или удивления.
Кратко о самоубийстве, очень кратко о причине (даже ни слова о том, что герой пытался найти убийцу, о расследовании), еще меньше о главном герое вообще. Он не напоминает человека, разбитого горем или сошедшего с ума. Но нормальный бы не реагировал так спокойно к явлениям покойной.
Герой неживой (как и его подруга), хоть излагает историю гладко, но слишком гладко, пожалуй, без чувств.
"Почему людям свойственно верить своим чувствам, а не разуму? Как рождаются мечты, как влияют они на своего создателя и к чему приводят в конечном итоге? А может быть, призрачные химеры иногда способны воплощаться?"
Герой хотел ее воскресить (химеры - мечты, надежды)? Где его чувства? (вера в чувства) Нет их. Но что вернуло девушку? (к чему приводят мечты) Нет ни сумасшествия, ни причин появления девушки. Герой не проявляет веру, надежду, он вообще не реагирует на явление призрака.

«НевозможНО...»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9342

Да, постичь глубину этого рассказа невозможно запросто, как и чужую душу. Ожившая иллюзия, которая ощущает собственную невозможность, мечтает быть или не быть, наутро забывая о мечтах. Зазеркальное небытие дождя, капель снов, пена на щеке, где и пятно – миры отражения и сны. Невозможное имя Нонны, щетина воспоминаний, пенка ново-бритого дня и надежд – тонки образы, игра на грани.
Воздушно написано и без воздуха будто.

«Смятение»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=9350

Сны наяву, взлеты и падения, главное – не сомневаться в человеке.
«Выход за пределы» обыденной жизни, быть над землей, и с высоты полета орла не замечать морщин земли и мусора цивилизации.
Фантасмагория мечтаний и разочарований, желая достичь предела и посмотреть глаза в глаза, познать Божью благодать… и вдруг камень.
Путешествие с небесной высоты до неземного жара сковороды. Ассоциация мечты с полетом – богатая, хорошо реализована.
«Моего воспарения никто из бодрячков, скрипевших кроссовками о пол, не заметил, и это меня почему-то ничуть не удивило» - тройное отрицание бы убрать…

«Тряпка»
www.wplanet.ru/index.php?show=antext&id=5123

Тряпка – имя, кличка – очень хорошее начало, бьет это «антиимя».
Подумала на первых строках, что речь о человеке. Впрочем, кошка очеловечена и так, ее мысли, мотивы (если можно так сказать). Написано остро, на эмоциях – один, последний день из жизни кошки. Рассказ милый, но кто знает, как они мыслят и чувствуют…
Очеловечивание животных все же на любителя (в плане сюжета), и мечты кошек тоже (в плане темы конкурса).

Спасибо участникам конкурса!

Страницы: 1

Мая Рощина [2009-02-04 13:06:50]
Кейлин, поблагодарила Сола и спохватилась...
Всего Вам! Интересно читать. Сравнивать со своими впечатлениями...
Тяжкий труд.

Ответить
Кайлин Лорен [2009-02-05 20:48:02]
Мая, спасибо)

конкурс удался!

Страницы: 1