Изучение поведения холоднокровных животных
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 20805 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Автором статьи приводятся подробные описания особенностей поведения представителей некоторых видов холоднокровных позвоночных животных. Предлагается инструкция для школьников, которая позволит им изучить разные аспекты поведения пойкилотермных животных при содержании их в неволе. Видоспецифичность поведения животных в настоящее время хорошо изучена этологами и признаётся ими как научная реальность. Что же касается наличия существенных индивидуальных отличий в поведении (в пределах одного биологического вида), то они чаще признаются за теплокровными позвоночными животными (птицами и млекопитающими). Однако было бы ошибкой считать, что поведение рыб, земноводных и пресмыкающихся индивидуальной специфичностью не обладает. Эта проблема, применительно ко всем названным группам холоднокровных позвоночных, изучена в настоящее время ещё недостаточно и поэтому, безусловно, должна вызывать интерес у исследователей. Биологии пойкилотермных животных, содержащихся в неволе, традиционно посвящаются статьи в сборниках научных трудов зоопарков. Так, например, в Межведомственный сборник научных и научно-методических трудов Московского зоопарка, который был издан в 2013 г. [1], помещено 5 статей, в которых рассматриваются разные аспекты биологии и содержания в условиях неволи холоднокровных позвоночных животных: 1 из них была посвящена морским рыбам, 1 – земноводным и 3 – рептилиям. Всего в данном сборнике было опубликованных 11 работ. К сожалению, в более новых выпусках этого издания количество работ, в которых рассказывается о представителях данной группы животных, значительно уменьшилось. Например, в сборнике 2014 г. [2] лишь 1 статья из 10 опубликованных посвящена именно холоднокровным животным (точнее, змеям). В сборнике 2015 г. находим 3 статьи из 14 опубликованных: 1 – о морских рыбах, 2 – о рептилиях: алжирском и японском полозах [3]. В сборнике 2016 г. – 1 статья из 14 опубликованных [4]. В сборнике 2018 г. – 2 статьи из 16 опубликованных [5]. Очевидно, что количество печатных работ о биологии рептилий, содержащихся в условиях Московского зоопарка, в каждом конкретном сборнике сравнительно невелико. Отметим также, что большинство статей сотрудников зоопарков ориентировано на рассмотрение проблем содержания, разведения и лечения рыб, земноводных и пресмыкающихся. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что спектр безусловнорефлекторных реакций представителей конкретного вида даже у пойкилотермных позвоночных животных достаточно широк. Он в значительной мере определяет специфичность поведения данного вида. Интенсивность проявления многих безусловнорефлекторных реакций может меняться в зависимости от степени воздействия на организм тех или иных факторов среды. Для холоднокровных животных, как известно, первостепенным по значимости среди абиотических факторов является температура. Кроме того, разнообразие поведенческих реакций, характерных для пойкилотермных позвоночных, дополняется формирующимся у каждой конкретной особи спектром условных рефлексов, к образованию которых, как известно, способны не только птицы и млекопитающие. Есть основания полагать, что безусловнорефлекторный и условнорефлекторный компоненты (в сочетании друг с другом) способны сформировать у конкретного холоднокровного организма целый комплекс индивидуальных особенностей поведения, которые наиболее детально могут быть изучено именно при содержании животного в условиях неволи и организации наблюдений за ним. Автором данной статьи на протяжении ряда лет проводилось исследование, целью которого было изучение различных аспектов поведения представителей некоторых видов холоднокровных позвоночных животных в условиях неволи. При этом особое внимание уделялось процессу выявления у них индивидуальных черт поведения. Объектами изучения явились представители разных видов экзотических аквариумных рыб, несколько особей озёрных лягушек, африканских шпорцевых лягушек и экзотических неядовитых змей (в частности – королевских питонов), на протяжении многих лет содержащихся нами в домашних условиях. К основным методам исследования относились: сплошное протоколирование элементов поведения наблюдаемых животных, хорошо известная зоологам методика временных срезов, подробное описание феноменов поведения отдельных особей в тех или иных экспериментальных ситуациях. Далее в статье приводятся некоторые результаты этого исследования и их обсуждение. Подчеркнём, что подобные работы вполне доступны и для школьников. Они могут проводиться учащимися у себя дома, в случае содержания ими в условиях неволи представителей тех или иных видов холоднокровных животных. Очевидно, что полноценные результаты наблюдений и опытов могут быть получены юными исследователями только в том случае, если деятельность школьников будет умело координироваться и направляться методически грамотным учителем биологии. Общеизвестно, что у представителей разных видов аквариумных рыб достаточно быстро вырабатывать пищевые рефлексы на стук по стеклу аквариума или зажигание света над ним (если сразу же после этого животным подаётся корм). Как показали результаты наших наблюдений, эти рефлексы сохраняются у рыб минимум несколько дней даже после того, как перестают подкрепляться. Многолетнее изучение поведения аквариумных рыб позволяет нам утверждать, что у однополых и одновозрастных особей – представителей одного и того же биологического вида – формируется определенный спектр элементов поведения, относительно стабильный в конкретных условиях содержания животного и характерный для данного этапа его жизненного цикла. Однако интенсивность, частота и другие проявления поведенческих реакций могут существенно различаться у конкретных особей. Приведём некоторые примеры проявления этих различий у холоднокровных животных одного биологического вида, пола и возраста. Нам неоднократно приходилось наблюдать не только самцов, но и самок мраморного гурами, которые отличались друг от друга принципиально разной степенью агрессивности, как в отношении особей своего биологического вида, так и в отношении представителей других видов рыб, находящихся в этом же аквариуме. Мраморный гурами - цветовая форма суматранского подвида гурами обыкновенного (Trichogaster trichopterus). Эта рыба традиционно считается миролюбивой [6]. Однако результаты наших наблюдений показали, что во взрослом состоянии мраморный гурами может быть весьма агрессивен. У нас в аквариуме жила особь этого вида, настойчиво преследовавшая молодых макроподов (Macropodus opercularis), которые существенно уступали ей в размерах. Аналогичным образом она вела себя и в отношении представителя иной цветовой вариации того же вида лабиринтовых рыб – золотого гурами (Trichogaster trichopterus sumatranus var. Gold). В процессе проведения исследования, после многократного проявления агрессивности некоторыми гурами, нам приходилось изолировать их в отдельном искусственном водоёме, чтобы оградить действительно мирных рыб от постоянного угнетающего их преследования со стороны доминирующей особи. Индивидуальные особенности поведения были зафиксированы нами и при наблюдении за скаляриями (Pterophyllum scalare) - рыбами, относящимися к семейству Цихловых (Cichlidae). Так, например, одна из них имела привычку, находясь около аквариумного фильтра-аэратора, многократно ловить челюстями появляющиеся из него пузырьки воздуха, которые после этого лопались у рыбы во рту [8]. Мы много лет содержали в аквариумах скалярий, но с подобным поведением этих рыб более не встречались. Следовательно, у отдельных особей данного вида могут проявляться необычные, присущие только им поведенческие реакции. В плане обсуждаемой проблемы интересна и хорошо известная склонность скалярий в молодом возрасте образовывать стабильные пары рыб, которые затем приступают к размножению именно в этом составе и сохраняют верность друг другу до гибели одного из партнёров. Данная черта поведения, как известно, характерна для некоторых наиболее эволюционно продвинутых животных, относящихся к птицам и млекопитающим. Индивидуальные особенности поведения характерны и для амфибий одного и того же вида. В 2002 г. нами были приобретены две самки озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus), имеющие почти одинаковые ростовые и иные внешние характеристики. На 4-5-й дни после помещения этих животных в акватеррариум обе эти особи отложили икру (при отсутствии самцов данного вида), в чём на данном этапе жизни в условиях неволи проявилось их сходство в поведении. Однако при дальнейшем содержании этих животных в общем акватеррариуме нами были зафиксированы и индивидуальные отличия между ними. Первая особь значительную часть времени наблюдения находилась на суше, а пребывая в воде – обычно держала над её поверхностью верхнюю часть головы (таким образом, чтобы глаза и ноздри находились в воздушной среде). Вторая особь в период наблюдения находилась почти исключительно в воде, у самого дна искусственного водоема. Эти индивидуальные различия в поведении регулярно подтверждались промежуточными результатами исследования. Значительный интерес вызывает изучение поведения экзотических видов земноводных, многие из которых стали объектами лабораторных исследований. Именно к таким видам относится африканская гладкая шпорцевая лягушка (Xenopus laevis), всю свою жизнь проводящая в водной среде. Нами было изучено брачное поведение представителей этого вида бесхвостых амфибий. Проявляется оно следующим образом. Самец стремительно захватывает самку с помощью передних конечностей: либо сверху, либо снизу. Иногда им осуществляется захват оснований бёдер самки или задней части её туловища. Затем тело самца начинает мелко дрожать. Вероятно, это дрожание инициирует самку к откладыванию икры. В таком состоянии животные могут лежать на дне (иногда – оба вверх брюхом, при этом самец по-прежнему удерживает самку передними конечностями). В состоянии такого плотного парного контакта животные могут плавать или «висеть» у поверхности воды, осуществляя процесс лёгочного дыхания. В последнем случае тела животных обычно располагаются в вертикальной плоскости. Однако некоторые самцы шпорцевой лягушки могут вести себя и по-другому. В момент подъёма к поверхности для замены воздуха в лёгких они отпускают самок, но затем, сразу же после возвращения на дно искусственного водоёма, находят недавно оставленных ими партнёрш по размножению и снова фиксируются на их телах с помощью своих передних конечностей. Нередко одну самку одновременно захватывают своими конечностями два самца. Бывают ситуации, при которых один самец удерживает самку за туловище чуть выше основания задних ног, а второй – в области грудного отдела, чуть ниже передних конечностей. При этом оба самца в момент фиксации на теле самки бывают повёрнуты друг к другу головами. Немаловажный практический интерес для профессионалов-биологов и любителей содержания рептилий в условиях неволи вызывает проблема инициирования процесса питания у змей. Известно, что некоторые из этих рептилий могут подолгу отказываться от корма, и не всегда без вреда для собственного здоровья. Основными причинами весьма длительного отказа от корма, несмотря на наличие оптимальных температурных и иных условий в террариуме, могут быть: индивидуальные, возрастные, половые или видовые особенности змей; стресс, связанный с недавним отловом в природе или переселением в новый террариум; неспособность рептилии в краткие сроки перейти в условиях неволи на питание непривычными для них неживыми грызунами; различные хронические заболевания. Слишком затянувшийся период голодания змей для представителей некоторых из них может привести к ярко выраженному негативному результату, вплоть до летального исхода. При содержании королевских питонов (Python regius) мы неоднократно сталкивались с этой проблемой. Долгое время отказываясь от корма, животные существенно теряли в весе. Если для взрослых питонов этого вида долгая голодовка – нередкое явление, которое не приносит вреда здоровью, то для очень молодых особей она может быть опасной для жизни. Чтобы предотвратить эти возможные печальные последствия, приходится искать специальные приёмы, которые способны подтолкнуть голодающую змею к началу процесса питания. Ослабленных особей иногда приходилось кормить принудительно. Впоследствии животное восстанавливало собственный энергетический ресурс и переходило к самостоятельной охоте на грызунов или других кормовых животных. Нами была разработана следующая техника принудительного кормления этих змей, которая нередко приводила к положительному результату. Сидящим человеком тело змеи бралось на левую руку, её пальцами осторожно, но плотно зажималась шея рептилии у самого основания головы. Затем правой рукой к челюстям змеи подносилась голова мёртвого грызуна. Её заострённой частью челюсти пресмыкающегося раздвигались, голова кормового животного помещалась между ними, а затем подводилась к глотке рептилии. После этого челюсти молодого питона несильно сжимались сверху и снизу пальцами правой руки человека и фиксировались в таком состоянии на 5-10 секунд. Обычно за это время активно сопротивлявшаяся змея несколько успокаивалась, либо набрасывала петли своего тела на «пойманную жертву» (срабатывал безусловный рефлекс хищника). Затем змею осторожно клали на стол. Ещё несколько минут питон лежал в неподвижности, не выпуская голову грызуна из челюстей, а затем начинал медленно заглатывать кормовое животное. После окончания этого процесса и перемещения мыши в центральную часть тела змеи за счёт работы мускулатуры пищеварительной системы рептилии, исследователь аккуратно брал животное и помещал его в террариум. Как выяснилось, описанная выше техника кормления не является универсальной. Отдельные особи королевских питонов активно сопротивлялись при попытках принудительного кормления, а помещённую в ротовую полость пищу всегда выбрасывали, не приступая к её заглатыванию. Повторные попытки принудительного кормления в этих случаях, как правило, также не были эффективными. Следовательно, при отработке и совершенствовании техники принудительного кормления в каждом конкретном случае могут потребоваться уточнения, с учётом видовой принадлежности рептилии, её индивидуальных поведенческих особенностей и физического состояния. Наряду со сказанным выше следует отметить, что в нашей практике содержания королевских питонов было одно молодое животное, которое в первый же день после его приобретения, длительной транспортировки и помещения в новый, непривычный для себя террариум, последовательно съело четырёх мелких грызунов. Это не характерно для представителей данного вида змей, которые, как указывается в литературе, обычно очень склонны к стрессу, и в подобной ситуации – к длительному отказу от корма даже в оптимальных температурных и иных условиях. Следовательно, можно утверждать, что и для королевских питонов характерны проявления индивидуальных особенностей поведения. В настоящее многие учащиеся увлекаются содержанием в домашних условиях различных представителей экзотических видов рыб, земноводных и пресмыкающихся. Подготовленный в методическом отношении учитель имеет возможность организовать эффективную исследовательскую деятельность таких школьников, предлагая им инструкции-задания, которые могут быть с успехом использованы юными натуралистами в процессе изучения биологии своего домашнего питомца. В заключительной части статьи приводится разработанная его автором инструкция для учащихся, ориентирующая их на процесс ознакомления с внешним обликом и поведением любого наземного позвоночного животного. __________________________________________________ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА И ПОВЕДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНОГО ЖИВОТНОГО 1. Каково название вида животного, его систематическое положение? Ответ на это вопрос можно узнать у учителя или используя справочную литературу. 2. Какова форма тела животного? На какие отделы оно делится? 3. Чем покрыто тело животного? Каково состояние кожи (сухая, влажная)? В каких местах может обитать животное с такими покровами? Какова окраска покровов? Какое значение может иметь такая окраска в жизни животного? 4. Какова форма головы животного? Сильно или слабо развиты челюсти? С чем это связано? Одинаково ли развиты нижняя и верхняя челюсти? Как это можно объяснить? Какая из челюстей подвижна по отношению к черепу? Есть ли зубы на челюстях? Какие они? Велики ли размеры глаз? Подвижны ли глаза? Заметен ли зрачок? Какой он формы? Имеются ли подвижные веки? Есть ли ушные раковины? Каковы их размеры? Подвижны ли они? Какова роль ушных раковин в жизни организма? Есть ли ноздри у животного? Каковы их расположение и значение. Каковы длина и ширина головы животного? Какова роль головного отдела в жизни этого организма? 5. Есть ли шейный отдел у животного? Шире или уже он по сравнению с головой и туловищем? Гибкая ли шея у этого животного? Каково значение шейного отдела в жизни данного организма? 6. Какова форма туловища у животного? Однотонно ли оно окрашено? Каковы размеры туловища (по сравнению с другими отделами)? Какова половая принадлежность изучаемого животного? Сколько конечностей имеет животное? Каково их расположение? Каково значение туловищного отдела в жизни организма? 7. Одинаково ли развиты передние и задние конечности? С чем это может быть связано? Одинакова ли подвижность конечностей и их роль при передвижении? Какую форму имеют конечности животного? С чем это связано? Из скольких (и каких) отделов состоит каждая из конечностей? Каковы размеры отделов конечностей? Одинаковое ли число пальцев на передних и задних конечностях? Одинаково ли развиты пальцы на каждой конечности, а также на передних и задних конечностях (в сравнении)? Имеются ли когти? Есть ли плавательная перепонка между пальцами? Почему? Какую работу удобно выполнять конечностями такого типа? Какие функции может выполнять каждая из конечностей? Подвижно ли животное? Какие «действия» (виды активности) характерны для поведения животного? 8. Есть ли хвост у животного? Какова его длина? Одинакова ли ширина (толщина) хвоста в различных его участках? Чем покрыт хвост? Подвижен ли он? Какое положение занимает хвост во время передвижения животного, в момент отдыха, во время сна? Какие функции в жизни животного он может выполнять? 9. Быстро ли передвигается животное? Быстро ли реагирует на движения человека и другие воздействия из внешней среды? Почему животное именно таким образом реагирует на эти воздействия? Какое значение эти реакции имеют в жизни животного? Контактирует ли это животное с другими животными своего вида? Что собой представляет это «общение»? 10. Боится ли животное человека? Проявляет ли признаки агрессии? В чем это выражается? Берет ли животное корм из рук? Какие корма предпочитает? Приближается ли к человеку? Идет ли на руки? Стремится ли скрыться от наблюдателя? Насколько сложно поведение животного (по сравнению с теми, которых тебе уже приходилось изучать ранее)? Чем именно поведение данного животного сложнее или проще изученных вами ранее? Насколько активно изучаемое животное (в сравнении с другими, уже известными вам ранее)? Использование данной инструкции при проведении наблюдения за живым биологическим объектом поможет юному исследователю составить достаточно полное представление о внешности животного, а также о его индивидуальных и видоспецифичных чертах поведения. Результаты исследовательской работы школьника могут быть доложены им на очередном заседании биологического кружка, с последующим обсуждением итогов этой деятельности всеми присутствующими. ЛИТЕРАТУРА 1. Научные исследования в зоологических парках. Выпуск 29. Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Под ред. д.б.н. С.В. Попова. - М.: Московский зоопарк, 2013, 210 с. 2. Научные исследования в зоологических парках. Выпуск 30. Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Под ред. д.б.н. С.В. Попова. – М.: Московский зоопарк, 2014. – 232 с. 3. Научные исследования в зоологических парках. Выпуск 31. Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Под ред. д.б.н. С.В. Попова. — М.: Московский зоопарк, 2015. — 208 с. 4. Научные исследования в зоологических парках. Выпуск 32. Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Под ред. д.б.н. С.В. Попова. — М.: Московский зоопарк, 2016. — 168 с. 5. Научные исследования в зоологических парках. Выпуск 33. Сборник научных исследований / Ответ. ред. Е.С Непринцева. — М. : Колор Витрум, 2018. — 162с. 6. Гуржий А.Н. Аквариумистика. Большая энциклопедия. – М.: Вече, 2010. – 218 с. 7. Кулев А.В. Некоторые обитатели аквариума школьника // Биология в школе, 2019. №3. – С.71-78. 8. Кулев А.В. Рыбы семейства Цихлиды в аквариуме школьника // Биология в школе, 2017. №1. – С. 66-74. © Александр Кулев, 2020 Дата публикации: 09.07.2020 13:21:01 Просмотров: 1653 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |