Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Изучаем фауну России. Стрекозы

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 27591 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные в статье материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.


Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, в связи с остротой экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Организуя процесс изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать задачи обучения детей, развития их интеллекта, но и осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.
После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности.
Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

В летние дни вблизи рек, прудов и озер крупные, стройные, с длинным брюшком насекомые пронизывают воздух, словно крылатые сверкающие стрелы. Это всем известные, разноцветно окрашенные, блестящие стрекозы. Они носятся в маневренном полете, совершая головокружительные виражи. Но есть среди них и такие, которые летают медленно, как бы неохотно.
Известно, что изобретателю вертолёта Игорю Сикорскому идея работы нового летательного аппарата пришла именно во время наблюдений за полётом стрекоз. Четыре передвижные роторные лопасти вертолёта, так же как четыре крыла стрекозы, одновременно создают как подъёмную, так и движущую силу…

• Внешний облик

Кто не знает стрекоз, кто не любовался их полетом - иногда стремительным, иногда почти парящим? Чьи взоры не привлекали блеск переливающих иногда всеми цветами радуги крыльев, яркая окраска их тела? У каждого народа есть свое название для стрекоз, и часто не одно! Это показывает, что издавна стрекозы привлекали к себе внимание. Многие поэты - В. Гёте, А. Толстой и другие, вдохновленные красотой и изяществом этих насекомых, писали о них стихи.
Многие люди, наблюдавшие взрослых стрекоз в природе, полагают, что эти насекомые очень привлекательны на вид. И действительно, тело стрекозы стройное, а тонкие прозрачные крылья напоминают кружева. Но на голове этого, казалось бы, безобидного животного, расположены мощные верхние челюсти с заострёнными зубцами. Глаза большие, фасеточные. Задние ноги взрослых стрекоз длинные, подвижные и приспособлены к тому, чтобы хищник, схватив добычу на лету, мог бы удобно прижать её к своему рту.
Иной облик имеют водные личинки стрекоз. Тела многих из них укорочены, крылья отсутствуют; на брюшке имеются жабры, которые у различных видов устроены неодинаково.

• Питание

Стрекозы — дневные хищники, приспособившиеся к ловле в воздухе мелких насекомых. Во время охоты стрекоза видит одновременно все, что происходит спереди, сбоку и сзади нее. Огромные глаза этого насекомого занимают почти всю поверхность крупной, очень подвижной головы. Они позволяют издалека видеть потенциальную жертву и контролировать ситуацию практически во всех направлениях. Длинные ноги усажены жесткими волосками, образующими сеть, в которую во время полета попадаются мухи, комары и мошки. Охотятся стрекозы на строго ограниченных охотничьих участках и по определенным правилам. Охотничьи владения крупных стрекоз занимают несколько сотен квадратных метров. Средние по размерам насекомые довольствуются участками, гораздо меньшими по площади.
Крупные стрекозы постоянно патрулируют в охотничьих угодьях, изгоняя оттуда соплеменников. Мелкие стрекозы обычно охотятся из какой-нибудь «засады»— с наблюдательного пункта на кончиках стеблей трав или веток кустов и деревьев. В процессе охоты стрекозы могут зависать на месте или развивать большую скорость, лететь вперёд или назад, медленно и плавно или резко и быстро, внезапно менять направление, пикировать… Деятельны стрекозы в теплое время дня, на солнце. Вечером, когда темнеет и становится прохладно, стрекоза садится на камышинку или ветку и в застывшем, вялом состоянии проводит ночь, снова начинает летать, согретая ярким утренним солнцем.
Личинки стрекоз живут в стоячих и медленно текущих водоемах. Они хищники, ловят рачков, насекомых, мелких пиявок, а крупные даже головастиков и мальков рыб при помощи ловчего аппарата — маски.

• Размножение и развитие

Яйца стрекозы откладывают в водную среду. Из яиц выходят живущие и развивающиеся в воде личинки, мало похожие на взрослых насекомых. Правда, и у них огромные, фасеточные глаза, но удивительно отличается строение нижней губы. Она огромная, образующая так называемую маску. Если посмотреть на голову личинки стрекозы снизу, сразу бросается в глаза притянутая к ней широкая пластинка с двумя когтями на переднем крае. Это и есть маска. Если захватить такую маску кончиками пинцета и оттянуть вперед, видно, что она длинная, членистая, способная выбрасываться вперед. Быстро выдвигая вперед такую маску, хищная личинка схватывает свою добычу, затем, складывая нижнюю губу, подносит ее к крепким верхним челюстям и, удерживая жертву крючками маски, поедает ее.
Личинки отличаются большой прожорливостью, быстро растут и многократно линяют. Многие из них охотятся с помощью мгновенно выбрасывающейся вперёд маски, о чём уже было рассказано ранее. Другие же – роются в тине с другой маской. Они как будто ковшом цедят всё съедобное из ила.
Дыхание у личинок стрекоз, как и у настоящих водных животных, осуществляется за счет кислорода, растворенного в воде. Они не должны подниматься к поверхности воды или вылезать на берег, чтобы дышать. Растворенный в воде кислород проникает в организм личинки стрекозы не только через любой более тонкий участок покровов, но в основном через поверхность специальных дыхательных органов. У личинок более мелких равнокрылых стрекоз (лютки, стрелки) дыхательными органами служат листовидные трахейные жабры, находящиеся на заднем конце брюшка. Трахейными они называются потому, что их пронизывает густая сеть трахейных трубочек.
Дыхание с помощью трахейных жабр осуществляется очень сложным путем. Кислород проникает через покровы жабр в гемолимфу (кровь насекомого), а оттуда выделяется в трахеи, по которым уже в газообразном состоянии он переносится ко всем частям тела, как это имеет место и у всех насекомых, живущих на суше и дышащих кислородом воздуха. Такой способ дыхания показывает, что стрекозы имели предков, личинки которых жили на суше и вторично перешли к жизни в воде. Об этом свидетельствует и наличие у личинок многих стрекоз одной пары дыхалец, служащих для воздушного трахейного дыхания. Трахейные жабры служат личинкам стрекоз не только для дыхания, но и для движения - они действуют, как хвостовой плавник рыбы, когда личинка переплывает с места на место.
Даже у тех стрекоз, у которых есть трахейные жабры, большая часть потребляемого кислорода поступает в организм не через них, а через стенки задней кишки. Показательно, что те личинки стрелок или люток, у которых искусственно удалены трахейные жабры, могут как ни в чем не бывало жить и развиваться. Личинки, если их кто-нибудь схватит за жабры, сами обламывают их, как это делает со своим хвостом в случае опасности ящерица (автотомия). Личинки с обломанными жаберными листочками дышат, набирая воду через заднепроходное отверстие в задний отдел кишечника и выталкивая ее; кислород проникает в трахейную систему через богатые трахеями стенки задней кишки. У личинок крупных стрекоз, таких, как коромысло и другие "неравнокрылые", вообще не бывает наружных трахейных жабр, и дыхание осуществляется только путем "вдохов" и "выдохов" воды через анальное отверстие в заднюю кишку.
Для многих личинок стрекоз характерно реактивное движение - они с большой силой выбрасывают из кишки воду и таким образом получают ускорение в противоположную сторону. Получается резкий «прыжок» в воде, который может спасти жизнь личинке при нападении на неё более сильного хищника.
По мере роста личинки у нее появляются зачатки крыльев, и, когда личинка достигает окончательной величины, она расстается с водной средой, чтобы уже вне воды пройти последнюю линьку и превратиться во взрослое насекомое.
Закончившие своё развитие личинки выползают по стеблям растений в воздушную среду, последний раз сбрасывают с себя наружный хитиновый покров; окончательно превращаясь во взрослое насекомое, расправляют сложенные на спине крылья и через некоторое время взлетают. Все эти процессы (за исключением момента взлёта) происходят не мгновенно. После выхода из воды личинка стрекозы обсыхает, вскоре на ее спине, а затем и голове появляется трещина, и спустя некоторое время через нее из последней шкурки личинки вылезает взрослая стрекоза, вытаскивающая из оболочек ног личинки свои конечности. Молодая стрекоза отползает от старой оболочки и снова затихает. Ее сморщенные крылья, сперва не превышающие зачатков, бывших у личинки, под давлением полостной жидкости (крови) расправляются и затвердевают. На расправление и затвердевание крыльев уходит около 6 часов.

• Многообразие стрекоз. Подотряд Стрекозы равнокрылые

Стрекозы разделяются на два подотряда: равнокрылые и разнокрылые. У равнокрылых стрекоз передние и задние крылья одинаковы по форме и размерам, в покое они складываются вместе и отводятся назад и вверх, располагаясь параллельно телу. Летают эти насекомые гораздо хуже, чем разнокрылые. Размеры тел у равнокрылых стрекоз намного меньше, чем у разнокрылых. К тому же равнокрылые стрекозы выглядят значительно стройнее.
Голова крупная, с грызущими ротовыми органами и широко расставленными сложными глазами, которые у них, в отличие от разнокрылых стрекоз, отделены друг от друга большим промежутком. Так же, как у разнокрылых стрекоз, более 80 процентов их мозга отвечает за обработку визуальной информации. Брюшко очень тонкое и длинное, на его конце располагаются небольшие парные выросты (церки). У всех самок равнокрылых стрекоз имеется яйцеклад.
Отложенные взрослыми насекомыми яйца могут пребывать в стадии покоя до тех пор, пока температура воды не повысится. После этого из них вылупляются мелкие личинки, у каждой из которых на конце брюшка есть по три лопасти (лепестка), которые выполняют функции жабр. У более коренастых личинок жабры располагаются внутри брюшка.
Личинки равнокрылых стрекоз обычно развиваются быстрее, чем разнокрылых. На скорость развития личинок стрекоз существенное влияние оказывает температура воды и доступность пищи.
К подотряду Стрекозы равнокрылые относится семейство Красотки. Это насекомые средней величины (их размах крыльев 60 — 75 мм), с более или менее сильно окрашенными крыльями.
У стрекозы, имеющей название красотка-девушка, тело бронзово-зеленое, крылья у самок светло-дымчатые, у самцов почти сплошь синие. Размах крыльев 58— 75 мм. Представители этого биологического вида встречаются по всей Европе, в Северной Африке, в Азии до Японии.
Красотка блестящая - стрекоза, по внешности и размерам похожая на красотку-девушку, но у самок крылья бесцветные, а у самцов только середина крыльев синяя. Взрослые особи летают низко над водой, вдоль речек и берегов озер и прудов. Полет медленный, порхающий, так что издали красоток, особенно самцов, можно принять за бабочек. Равнокрылые стрекозы не так сильно зависимы от солнечного света, как разнокрылые, что позволяет их самцам защищать свою территорию даже в пасмурный день.
Личинки, длиной около 30 мм, обитают в мелких водоемах с обильной растительностью. Они плавают неохотно, чаще медленно ползают по растениям. Питаются личинками поденок. Распространены красотки блестящие по всей Европе, в Азии до Байкала.
К этому же подотряду относится семейство Лютки. Оно представлено мелкими стрекозами с размахом крыльев 40—55 мм. У большинства видов тело зеленое, с металлическим блеском. В покое передние и задние крылья не складываются вместе, а лишь направляются назад и вверх. Познакомимся более подробно с конкретным представителем этого семейства.
Лютка-невеста очень стройная, изящная и нарядная стрекоза. Тело зеленое, металлически-блестящее, у самок бока груди желтые, у самцов с голубовато-сизым налетом. Личинки, длиной до 26 мм, обитают в неглубоких водоемах. Они быстро плавают, изгибая брюшко и размахивая хвостовыми лопастями. Питаются мелкими беспозвоночными. Распространена лютка-невеста по всей Европе и в Азии до Японии.
К подотряду Равнокрылые относится также семейство Стрелки. По величине и форме стрелки похожи на люток, но у самок большинства видов брюшко светло-зеленое или коричневатое, а у самцов ярко-голубое с черными пятнами. Держатся по берегам водоемов, летая невысоко над растительностью. Личинки обитают в небольших непроточных водоемах. Стрелка красивая имеет длину тела до 35 мм, размах крыльев до 50 мм. Распространена эта стрекоза в Европе, на Кавказе, в Средней Азии и на юге Западной Сибири.

• Многообразие стрекоз. Подотряд Стрекозы разнокрылые

Это крупные, ярко окрашенные насекомые с длинным телом и удивительными летательными свойствами: две пары крыльев работают независимо друг от друга и способны менять угол, частоту и амплитуду взмахов, позволяя стрекозам при необходимости летать задом наперёд. Летательные мышцы располагаются в груди насекомого. У разнокрылых стрекоз задние крылья в своём основании заметно шире передних. В покое крылья распростерты в стороны под прямым углом к телу.
Сложные глаза обычно соприкасаются друг с другом или разделены очень узким промежутком. Они обладают стереоскопическим, почти круговым обзором. Насекомое способно нацеливаться на свою потенциальную жертву с высоты до 12 метров. Именно у этих стрекоз наиболее сильные грызущие ротовые органы. Брюшко часто широкое. Ноги используются для удержания на различных поверхностях и захвата добычи в полёте, но почти не приспособлены для ходьбы. Разнокрылые стрекозы встречаются повсеместно, за исключением полярных регионов, но более половины видов живут в тропиках.
Самка откладывает яйца в воду, прикрепляя их к побегам растений, в которых она предварительно выгрызает отверстия. Вылупившиеся личинки - без длинных лопастей на конце брюшка. Они начинают активно охотиться на головастиков, мальков и других мелких животных, включая себе подобных. Подвижная нижняя губа разнокрылых стрекоз (маска) выстреливает вперёд, хватая жертву парными выростами с когтями на концах. В покое маска сложена под головой и грудью, иногда выступая за передние ноги. Личинки разнокрылых стрекоз растягивают и сокращают брюшную мускулатуру, и вода проходит через расположенные в брюшке жабры. За период индивидуального развития у них бывает от 10 до 20 линек, а живут они от трёх месяцев до десяти лет.
К этому подотряду относится семейство Дедки. Его представители - стрекозы средних размеров (длина брюшка 30— 40 мм, размах крыльев 65— 75 мм). Глаза у них разделены узким промежутком. Голова и грудь желтые или зеленовато-желтые с черными полосами. Дедка обыкновенный имеет черные ноги, длину тела 45— 50 мм, размах крыльев до 70 мм.
В Европе, Закавказье и Средней Азии встречаются представители семейства Бабки. Это стрекозы средних размеров (длина брюшка 30— 40 мм, размах крыльев 6 5—80 мм), с зеленым, блестящим телом. Летают быстро, часто даже в сумерках или в пасмурную погоду. Самки откладывают яйца на лету, ударяя концом брюшка по воде. Личинки с толстым, широким брюшком, обитают в густых подводных зарослях стоячих водоемов. Бабка бронзовая - бронзово-зеленая стрекоза средних размеров (размах крыльев 67— 78 мм). Встречается по всей Европе, в Азии до Дальнего Востока, на север проникает за полярный круг, на юг — до границы лесной зоны.
Кроме уже названных выше двух семейств, к подотряду Стрекозы разнокрылые относится семейство Стрекозы настоящие. Это насекомые средних и крупных размеров. Летают быстро. Они способны залетать очень далеко, за много километров от водоемов, появляясь даже на улицах крупных городов.
Стрекоза четырехпятнистая - представитель данного семейства - довольно крупная, в размахе крыльев достигает 80—90 мм. Окраска ее скромная, буроватая, но она легко узнается по наличию небольших темных пятнышек, находящихся посередине переднего края всех четырех крыльев. Полет очень сильный, поэтому четырехпятнистая стрекоза может летать и в ветреную погоду, когда другие стрекозы прекращают лёт; часто улетает очень далеко от водоемов. Кроме того, стрекозы именно этого вида иногда совершают массовые перелеты. При этом все обитающие в данной местности особи летят одновременно в одном направлении. Настоящей стаи, как у птиц, не образуется, промежутки между особями довольно значительные, 5— 20 м, и летят они каждая сама по себе, но, куда ни взглянешь, всюду видны неторопливо перемещающиеся в одном направлении стрекозы. Общая ширина полосы переселяющихся таким образом насекомых может достигать нескольких километров. Процесс этот продолжается в течение нескольких часов, иногда даже 2— 3 дня. Личинки этих стрекоз крупные, длиной 24—28 мм, грязно-коричневого цвета. Обитают в самых различных стоячих водоемах, преимущественно в тех, где много растительности. В России встречается всюду, кроме Крайнего Севера.
Стрекоза кровяная – ещё один представитель семейства Стрекозы настоящие. Длина тела этого насекомого - до 40 мм, размах крыльев 50— 60 мм. Окраска тела сверху изменчивая: от оранжево-красной до желтовато-коричневой. Взрослые особи летают с середины лета по осень, держатся около различных водоемов, на лесных полянах и вдоль дорог. Распространена стрекоза кровяная в Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Южной Сибири.
Стрекоза болотная, как и другие виды, имеет свои отличительные внешние особенности. У этого насекомого грудь темная, со светлыми боковыми пятнами, а между основаниями крыльев желтая. Длина тела до 45 мм, размах крыльев до 65 мм. Взрослые особи летают с начала мая до августа, осенью собираются у заборов и столбов. Встречается в Европе, на Кавказе и в Южной Сибири.
Стрекоза желтая не всегда имеет фоновую окраску, отражённую в её названии. Самки действительно сплошь желтовато-коричневые, у вот самцов тело коричневато-красное. И у самцов и у самок в основании крыльев большие желтые пятна. Длина тела у этих стрекоз до 35 мм, размах крыльев до 60 мм. Взрослые особи появляются в середине лета и держатся до поздней осени. Они любят греться на солнце, сидя на каком-нибудь сучке. Если подходить к ним осторожно, не делая резких движений, то могут подпустить очень близко. Встречается в Европе и Азии, кроме Крайнего Севера.
Пожалуй, наибольшее впечатление особенностями своей внешности производят насекомые, относящиеся к семейству Коромысла. В этой группе - наиболее крупные (длина тела до 80 мм, размах крыльев 90 — 110 мм), быстро летающие, ярко окрашенные стрекозы. Они очень осторожны, для отдыха забираются куда-нибудь повыше и близко к себе не подпускают. Личинки крупные, длиной до 45 мм, обитают в стоячих или слабопроточных водоемах. Питаются различными беспозвоночными, но охотно хватают головастиков и мальков рыб.
Коромысло большое - крупная стрекоза (размах крыльев до 105 мм). Крылья желтоватые, прозрачные, грудь сверху между крыльями с четырьмя голубыми пятнами. Взрослые особи встречаются с конца июня по сентябрь в Европе, Закавказье, Средней Азии и Сибири до Байкала.
Коромысло синее - стрекоза почти таких же размеров, как и коромысло большое. Ее грудь сверху в передней части с двумя зелеными удлиненными пятнами. Взрослые особи встречаются с середины июня до поздней осени в Европе и на Кавказе.

• Роль в природе и жизни человека

Значение взрослых стрекоз и их личинок в природных сообществах достаточно велико. Они являются регуляторами численности других насекомых, живущих как в водной, так и в наземно-воздушной среде; объектами питания различных животных (как позвоночных, так и беспозвоночных); хозяевами паразитов.
Стрекозы всегда вызывали интерес у исследователей как существа, великолепно освоившие полёт и обладающие прекрасным зрением (как на малом, так и на большом расстоянии).
Личинки этих насекомых могут существенно повлиять на поголовье молоди рыб, в том числе – разводимой человеком. Поэтому крупные личинки стрекоз оказываются весьма нежелательными в выростных прудах с мальками ценных видов рыб.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Каковы особенности внешнего облика стрекоз?
2. Как ведут себя взрослые стрекозы в процессе охоты?
3. Что такое маска и как она используется личинками стрекоз?
4. Чем личинка стрекозы похожа не взрослое насекомое, а чем отличается от него?
5. Что представляют собой фасеточные глаза?
6. Каким образом происходит дыхание взрослых стрекоз и их личинок?
7. Как выглядят трахеи?
8. Как личинками стрекоз осуществляется реактивное движение?
9. Расскажите о том, как происходит появление на свет взрослой стрекозы?
10. В чём заключается биологический смысл разделения между личинками и взрослыми стрекозами сред обитания?
11. Назовите основные внешние отличия, существующие между равнокрылыми и разнокрылыми стрекозами.
12. Назовите по одному представителю равнокрылых и разнокрылых стрекоз.
13. Что понимается под «визуальной информацией»?
14. Какие животные могут стать жертвами взрослых стрекоз и их личинок?
15. Почему развивающаяся личинка стрекозы многократно линяет?
16. Какова роль стрекоз в природе и жизни человека?
17. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
«Сегодня я снова нашёл несколько минут для того, чтобы посидеть на берегу реки и понаблюдать за порхающими над её гладью стрекозами. Эти двукрылые красавицы снова поразили меня своей красотой, изяществом и быстротой передвижения в воздухе. Вот одна из них опустилась совсем рядом со мной на узкий лист растения и начала жевать его своими мощными челюстями. Наверное, проголодалась. Я старался сидеть неподвижно, с восторгом разглядывая огромные глаза насекомого, его тонкие прозрачные крылья и длинное брюшко. Но в какой-то момент я пошевелился, испуганная стрекоза мгновенно взмахнула крыльями и взлетела, сверкнув на прощание своим изумрудным телом. И тут моё внимание привлекла личинка стрекозы, вылезающая из воды по стеблю растения. Она расправила свои прекрасные крылья ещё на глубине, и сейчас с них медленно стекали сверкающие под солнечными лучами капли воды. Удивительное зрелище! Через несколько минут стрекоза обсохла, взмахнула упругими крыльями и начала свой первый в жизни стремительный полёт… Успеха тебе, юная красавица! Полюбовавшись на чудесных насекомых, я встал и отправился домой. Настроение было прекрасным, и «виноваты» в этом были замечательные насекомые – стрекозы!»

18. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

Разделение сред обитания между личинками и взрослыми стрекозами позволяет им избежать конкуренции друг с другом, поскольку первые охотятся на мелких водных животных (червей, личинок членистоногих животных, мальков рыб), а вторые - на летающих взрослых насекомых (мух, комаров, слепней, бабочек).
Визуальная информация - это совокупность сигналов и образов, получаемая стрекозами с помощью фасеточных глаз и мозаичного зрения.
Развивающаяся личинка стрекозы многократно линяет, поскольку быстро растёт, а её тело сковывается почти нерастяжимым хитиновым покровом. Сбрасывание этого покрова позволяет за краткий период времени быстро увеличить размеры тела, до момента затвердения нового покрова и до следующей линьки.

В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности:

Каждая стрекоза имеет не по два, а по четыре крыла. Эти насекомые питаются животной, а не растительной пищей. Личинка стрекозы не имеет развитых крыльев, подобных крыльям взрослых насекомых, и, следовательно, не может расправить их под водой. Взрослая стрекоза появляется на свет, сбрасывая покровы личинки, не на глубине, а в воздушной среде, закрепившись на побеге растения. Следовательно, многие «результаты наблюдений», изложенные рассказчиком, не являются достоверными с научной точки зрения.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ СТРЕКОЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о стрекозах.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М, 2003.
2. Жизнь животных. В семи т. / Гл. ред В.Е. Соколов. Том 3. Членистоногие. – М., 1984.
3. Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя. – М., 1993.
4. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М., 1991.
5. Махлин М.Д. Занимательный аквариум. - Л.: Лениздат, 1990.
6. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М., 2010.
7. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М., 1991.
8. Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых. - Прага, 1977.
9. Стрекоза // Наша флора и фауна. – М., 2013. - № 5.
10. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - №6.
11. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
12. Уолтерс М. Насекомые. Всемирная иллюстрированная энциклопедия. – М., 2014.

© Александр Кулев, 2022
Дата публикации: 18.02.2022 22:21:03
Просмотров: 1166

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 78 число 68: