Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Несколько слов о боевых товарищах...

Павел Сидоренко

Форма: Очерк
Жанр: Историческая проза
Объём: 8141 знаков с пробелами
Раздел: "Все произведения"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В осеннем ночном лесу тихо и немного жутко, только ветер еле слышно шевелит листьями гладкоствольных берез, да ворона когда каркнет. Мужчина в маскхалате мягко спрыгнул с дерева и поправил портупею. Конь, стоящий около, испуганно всхрапнув, переступил с ноги на ногу. Хрустнул под его копытами слежавшийся валежник.
- Тихо, Серко, тихо, немцы близко, - с тревогой прошептал боец. Взяв жеребца за поводья, он сунул ногу в стремя и вскочил в седло.
- Но-о, - военный негромко понукнул жеребца, развернул его и направил прочь. В сторону от железнодорожной станции, занятой фашистами.


Осень 1941 года... На западе ведутся ожесточенные бои. Немецкие войска рвутся вглубь Советской территории. Их превосходство в военной технике очевидно и неоспоримо. Наши воины пытаются сдержать натиск фашисткой махины, но… безуспешно. Потери огромны. Красная армия требует пополнений, как в людской силе, так и в военной технике. Страна вновь и вновь призывает в полки и дивизии своих сыновей.
Именно тогда, в страшное для Советского Союза время, по Приказу Ставки Верховного Командования в провинциальном сибирском городе Бийске в сентябре 1941 года формируется 73-я отдельная сибирская кавалерийская дивизия. «Зачем?» – таким вопросом задавались современники. По их мнению, кавалерия, сыгравшая важную роль в Гражданской войне, теперь, в условиях правил ведения боев 20-го века, морально устарела.
Действительно, нельзя умолять заслуг воздушного и морского флотов, «Бога войны» артиллерии, бронетехники или «Царицы полей» пехоты. И все-таки Ставка приняла правильное решение. Кавалерия явилась еще одним грозным оружием, действенным средством, с помощью которого Советский Союз нанес сокрушительное поражение фашистским захватчикам. Факторы, влияющие на дееспособность тех или иных военных подразделений, мало сказывались на коннице. Она отличалась маневренностью, подвижностью атаки и мощностью натиска.
15-го сентября 1941 года в Бийске на площади Льнокомбината приняли присягу на верность Отечеству Егор Алексеев, Дмитрий Шаманаев, Александр Конев и другие наши земляки. В ночь с 8 на 9 ноября произошло то самое недолгое, но памятное, прощание с матерями, женами и детьми… И вот над вокзалом разносится команда: «По вагонам!» Перестукивались колеса эшелона, везли солдат в европейскую сторону, а дорогой навевались мысли разные. Думы все грустные, да невеселые... Про ожесточенные бои, про огромные потери, про бойцов, оставшихся на полях сражений, и все-таки, нет-нет, да блеснет яркой искоркой в этих нелегких думах воспоминание о любимых людях. О тех, кто остался тяжелым трудом завоевывать Великую Победу в провинциальном сибирском городке над Бией-рекой.
Когда дивизия прибыла в Москву, ее определили в резерв Ставки Верховного Командования. Потом было боевое крещение. 4 августа 1942 года на Брянском фронте после ураганной артподготовки захватчики уверенно пошли в атаку. Незадолго до этого немцы нанесли значительный урон, находящейся на передовой, 55-й кавалерийской дивизии. За одну ночь наша 73-я сменила состав старой и стала именоваться 55-й кавалерийской. Бойцы подпустили фашистов на стометровое расстояние и открыли мощнейший огонь. Ряды захватчиков дрогнули и испуганные, они, спасая свои жизни, начали отступление. Так началось славное шествие 55-й Сибирской кавалерийской дивизии по тяжелым военным дорогам.
И, конечно же, на этом пути были места подвигам. В яростных боях отличился Дмитрий Зубин. Командуя артиллерийской батареей, он, чтобы отбить атаки фашистов и прорвать кольцо, в котором оказалось отделение, вызвал огонь на себя. Много орденов и медалей получил Дмитрий Яковлевич за годы войны. Прославился в боях и Евтей Долгов, с помощью снайперской винтовки уничтоживший за годы войны более семидесяти фашистов.
А как же кавалерийским лошадям без квалифицированной врачебной помощи? Ее израненным «парнокопытным бойцам-товарищам» оказывали Константин Батурин, заведовавший ветеринарной службой в дивизии, а помогали ему Михаил Егоров и Василий Нечаев. Бок о бок с кавалеристами воевали инструктор по ковке лошадей Егор Чубур, снабженцы Николай Красильников, Иван Вепрев и Иван Кондюрин.
9-го октября 1942 года 55-я кавалерийская совершает 670-километровый бросок под Сталинград и начинает громить тылы врага. Шли страшные бои, уходили из строя сыны земли русской. Под городом имени Сталина погибли Андрей Языков и Георгий Шестаков. Тяжело ранило Николая Еремеева. В 1942 году он вернулся домой в Бийск, но ненависть к врагам гнала солдата обратно, поэтому Николай вновь ушел на фронт добровольцем.


Недалеко в чащобе вспорхнула птица и с негодующими криками поднялась над деревьями. Боец, насторожившись, дернул поводья, остановил коня и снял с плеча винтовку. Его вновь окружила звенящая ночная тишина.
- Наверное, показалось, - усмехнулся военный и тронул коня, через секунду раздался выстрел, и кавалеристу показалось, будто кто-то сильно ударил его в спину. Боец, потеряв сознание, упал на шею жеребца.


Героические усилия Советских войск не оставили фашистам ни единого шанса уцепиться за русскую землю и хотя бы немного отдышаться. Развивая успех наступления на Сталинградском фронте, конники 10-го февраля 1943 года вступили на Украину. Они ворвались в тыл врага и уничтожили стратегически важный железнодорожный узел – станцию Дебальцево, тем самым способствуя освобождению Луганска. За эти заслуги дивизии было присвоено почетное звание «Гвардейской».
В боях за Донбасс прославился бывший секретарь краевой комсомольской организации Алтая, инструктор политотдела дивизии, капитан Константин Владимирский. В одном из боев он был тяжело ранен. Его, неспособного сопротивляться, пленили фашисты. В довершении началась гангрена кисти правой руки. От смерти Константина Сергеевича спасла санитарка, ножовкой отпилившая ему зараженную часть. Травма не помешала Владимирскому убежать из плена. Он начинает работу в партизанском отряде инструктором по стрелковому делу.
А в это время подвиги 15-й гвардейской дивизии продолжались. В январе 1944 года на территории Беларуси она совершает глубокий обходной маневр, наносит внезапный удар с тыла по городу Мозырь и освобождает его. За взятие города дивизии присваивается почетное именование Мозырская.
20-го июня этого же года конники пересекают границу СССР и вступают на многострадальную польскую землю. За освобождение городов Хелм и Люблин дивизия награждается орденом Красного знамени и становится Краснознаменной. И это еще не все награды сибиряков. Каждый кавалерист получил медаль «За освобождение Варшавы», а за изгнание врагов с территории Польши дивизия была отмечена орденом Суворова 2-й степени.
27-го января 1945 года конники уже на территории Германии. И чем дальше идет дивизия, тем ожесточенней становятся бои. Преследуя врагов, кавалеристы перерезают коммуникации, связывающие противника в Восточной Пруссии с Берлинской группировкой. В середине марта дивизия выходит к Балтийскому морю и завоевывает города Науэн и Ратенов.
Заканчивается боевой путь бийских конников в Бранденбурге. Все сибиряки награждены медалями «За взятие Берлина».
В мае 1945 года согласно новым правилам военной науки 15-я кавалерийская дивизия преобразовывается в танковую. Однако она сохраняет то название, которое в яростных боях завоевали люди и их верные боевые товарищи – кони. Воины 15-й Гвардейской Мозырской Краснознаменной, ордена Суворова 2-й степени, дивизии, с победой возвращаются домой к своим матерям, женам и детям.


Конь испуганно захрапел и, не глядя на густые ветви деревьев, взял с места в мощный галоп. Он чувствовал, что руки седока ослабли, но с пути не сбивался, безошибочно определяя, в какой стороне стоит кавалерийская дивизия. Еще мгновение и жеребец, тяжело дыша, выскочил на открытую поляну.
- Серко! Серко! - обеспокоено окликнули его сразу с нескольких сторон. К седлу потянулись руки кавалеристов, аккуратно сняли разведчика и понесли в санпалатку. Жеребец, тревожно втягивая воздух ноздрями, проследовал за людьми до самого входа. Через несколько минут вышла санитарка и ласково погладила его:
- Молодец Серко, молодец… Выживет твой хозяин… Выживет и поправится…






© Павел Сидоренко, 2008
Дата публикации: 16.05.2008 12:57:27
Просмотров: 6144

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 65 число 2: