Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Обзоры конкурсов




Юлия Чиж [2008-06-21 14:16:10]
Краткий обзор номинации "Поэзия" конкурса "Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах..."

1.

Твердил, пригладив чубчик,
Ивашке Никодим:
«Суди поменьше, внучек,
и будешь не судим!
Полно по мИру татей
И прочих… Даже им
Не шли своих проклятий
И будешь не судим!»
Запомнил мудрость эту
Ивашка без труда.
И дедову завету
Он следовал всегда.
И рос – сама покорность.
Телок – ни дать, ни взять! –
Утративший способность
Судить и рассуждать.
Поладить в оккупации
Он с новой властью смог,
Промямлив: «Рад стараться!», -
И взяв под козырёк.
Пусть в работёнке грязной,
Но – сытны были дни.
Он выполнял приказы,
А, вот, судить – ни-ни!…

…И, к слову, деда заповедь
сбылась, как никогда:
повешен партизанами
Ивашка… Без суда.

Тема конкурса "Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах" включает в себя осмысление событий 1941-1945 гг. последующими поколениями, выраженное художественными средствами.
Неоднозначное у меня отношение к присутствию данного стихо в конкурсе. С одной стороны – работ мало, отлично, что разместили. С другой стороны… Выпадает из темы, на мой взгляд. Хорош "друг"- предатель (или – человек с повышенным инстинктом самосохранения? или – сочувствующий оккупантам и ненавидящий существующий строй? или – пофигист, которому всё равно, что делать и с кем?).
Мне кажется, что автор просто взял наиболее подходящую к теме ВОВ из ранее написанных работ, не очень-то задумываясь над темой конкурса. По уровню стихосложения - очень хорошо. По соответствию теме – нет.


2.

Лежит старик в канаве, грязью измазанный.
Кровь со лба в лужу капает,
Землю сжимает в руке и чувствует,
Запах гнили до тошноты пробирающий.
Пахнет парнями лысыми, что кресты
Фашистские на тела накалывают,
Кричат речевки нацистские,
Руки к солнцу от сердца прикладывают.
И не хочется им покаяться,
Идут гордо в форме рейхстаговской.
Вот, как победа легко забывается,
Умер старик в канаву брошенный.

Белый, вольный стих. Стихотворение о том, что Победа, в общем-то, напрасна – идеи Гитлера живы. Актуальная тема. Но… из другой оперы. Тему в этом случае можно было бы обозначить, как "Влияние событий ВОВ на современность".

3.

Я не был на войне. Ни той, ни этой.
Я в танках не горел. Не мерз в снегу.
Не грел я губ трофейной сигаретой,
не целовался с пулей на бегу...

Я знаю о войне по старым фото,
по письмам, потемневшим в беге дней,
и, по словам, неловким отчего-то,
что довелось услышать как-то мне.

А в тех словах – война была другая.
Не за Победу, не за Отчий кров.
В ней каждый жил, себя оберегая
от пуль шальных, дождей и дураков.

В ней каждый жил. От ночи и до ночи.
Ел, пил, ругался, взводных матеря,
тащил свой воз, посильный, и не очень
и лозунгам не сильно доверял.

В такой войне консервов лишних банка
ценилась много выше, чем медаль,
и умереть под гусеницей танка
там не старались - жизни было жаль.

Война – не праздник, не парад, не марши,
война – лишь боль, и страх, и глад, и грязь,
и шли по ней отцы и деды наши
не званой смерти искренне боясь.

И все же, из окопов на рассвете
вставали роты, и, примкнув штыки,
в атаку шли... И были цепи эти –
как жизнь неодолимы и крепки.

...Так и запомнил я рассказ случайный.
И, потому, сегодняшних огней
душа бежит с какой-то болью тайной,
хотя и не был я на той войне.

Слабое стихотворение. В тему попадает. Автор знаком с основами стихосложения – быстренько написал экспромт и "закинул" в конкурс на "авось".
"…и шли по ней отцы и деды наши" – по войне шли? Аналог "с песней по жизни" (с). В общем, не тот уровень, который хотелось бы видеть .



4.

Нет. Не был я на той войне –
Родиться в срок не подфартило.
И нет пока моей могилы,
Где было б горестно родне.
Нет памятных речей и слёз.
Нет ран – зарубок о сраженьях.
Нет скорбных дум о пораженьях
И о победах. Нет берёз,
Чернеющих на кромке пашен,
В тот, роковой для жизни, срок.
Но слышу тихое: "Сынок,
Нам было умирать не страшно
За Родину, за завтра наше,
В надежде, что минует чаша
Такая. Да храни вас Бог".

Попадание в тему – 100%. Взгляд современного человека на события тех лет. Почему лиргерой сожалеет о том, что не родился тогда? Возможно, считает, что это было "его" время.
" Но слышу тихое: "Сынок,
Нам было умирать не страшно
За Родину, за завтра наше,
В надежде, что минует чаша
Такая. Да храни вас Бог". " – "завтра наше" минует чаша смерти… Многие и шли в бой не столько за Родину, за Сталина, сколько (в первую очередь) за детей своих.



5.

Толпа на рынок - день-то выходной,
Текла рекой, в заботах утонув.
Внезапно полетели над толпой
Слова из песен. Все про ту войну,
Что уносила жизни молодых,
Ломала судьбы под напев свинца.
Под камуфляжами тела у них,
Три возмужавшие в войне лица.
Один – в асфальт уперши костыли,
Другой – протез запрятав под рукав.
Огонь глаза их другу опалил,
У них навек свет солнца отобрав.
Сердец слова летели в микрофон,
Шрапнелью горькой били по душе,
Торжественны, как колокольный звон…
Остановился. Не спешит уже,
Захвачен песней, попритих народ.
Порою где-то заблестит слеза…
Сердцами песни трио им поет
И боль виною хлещет по глазам


Ну, инвалиды, конечно пели. Только всё больше по поездам да по питейным заведениям. И поодиночке. Впрочем – в жизни бывает всякое. И возможно, что историческая правда соблюдена. Но… какие камуфляжи, в таком случае? Это уже из 70-80 гг прошлого столетия.
"Под камуфляжами тела у них,
Три возмужавшие в войне лица. " – очень корявая фраза. Под камуфляжами три лица, возмужаВШИе в войне? Сам факт, что под камуфляжами тела присутствуют – сомнений не вызывает.
Слабый уровень стихосложения, к сожалению. И попадание в тему – 0%



6.

На карточке боец
с клинком у поясницы.
Войне давно конец,
а смерч атаки снится.

Когда с передовой
в санчасть внесли солдата,
хирург махнул рукой
и матюкнулся сжато.

Вздохнул: "Спасти нельзя,
и пух ему – землица".
А тот открыл глаза
и подмигнул сестрице.

И улыбнувшись ей,
сказал: "А я не сдался.
Не надо много дней,
дай ночь одну для вальса".

Слова солдата мне
на камне надо высечь:
«Не надо много дней,
дай вальс один из тысяч».

Фильм был советский с подобным сюжетом.
На карточке боец
с клинком у поясницы. – кто ж бойцу клинок к пояснице приставил? Потому как… иначе – ракурс у бойца на фото весьма странный. Со спины снимали?
Слабо, вторично.




7.

Письмо от деда было кратким:
«Живой,
здоров,
сейчас под Краковом,
Крепитесь,
близок час Победы,
И кончатся все наши беды…»
А вскоре
из газет узнали,
Какой «… ценою город взяли».
Как «…в благодарность за Победу,
Всех лично
маршал поздравлял!»
И только
в госпитале
деду
«Пустой рукав поцеловал…».

Эх… Кроме фразы «Пустой рукав поцеловал…» - пересказ известных событий. Взгляда "из сегодня" не нашла.



8.

Пишу о том, о чём писать не смею,
Но почерк ровно пачкает тетрадь;
И до тех пор, пока не осмердею,
Я неустанно буду повторять:
«Я перед Вами встану на колени -
Отцы и Деды – те, кто брал Рейхстаг;
За то, что мы ПОБЕДУ прогалдели
И продали Россию за пятак».

Не люблю обобщений. И за других отвечать не люблю. Каждый обязан говорить за себя.
Пишу о том, о чём писать не смею,
Но почерк ровно пачкает тетрадь;
И до тех пор, пока не осмердею,
Я неустанно буду повторять –пачкать тетрадь не стоило бы… до осмердения…
Попадание в тему – 100%. В остальном – высокопарность. И нарушен пункт "Положения"

9.

Ты выжил. Вспоминаешь беды.
Пьешь горя горького бальзам
И умираешь в День Победы
Вдогонку фронтовым друзьям.

В "Положении" указан минимум – 12 строк с пробелами. Для кого?

10.


Советским военнопленным, погибшим на родине.

“У нас нет военнопленных, есть только предатели.” И. Сталин

Охотник в засаде спокоен и чуток,
Собака в азарте дрожит как струна...
А я прошу: «Не стреляйте в уток!
Ведь ваша чаша и так полна!»
Манок - провокатор зовет: «Садитесь!»
Охотник поднял винчестер свой...
А я кричу: «Да вы что, окститесь,
Они же вернулись к себе домой!»
А из засады гремит дуплетом
И утки падают в камыши...
А я шепчу: «Боже, что же это?
За что он, Господи, их, скажи?»
На глади озера кровь и перья,
Охотник новый заряд вогнал...
А я молчу. Что сказать теперь мне?
Я стиснул зубы и застонал.
А утки снова к родным пенатам
И счастьем полон весенний крик...
А я молю об одном: «Не надо!
Не надо целиться больше в них».

Не смей, усатый, целиться в них!

садитесь-окститесь, вогнал-застонал, камыши-скажи и т.д.
Попадание в тему – 0. Качество исполнения на троечку по пятибальной системе.


11.


У амбразуры

Смелыми Сталин гордится,
Смелого любит народ.
Смелого — пуля боится.
Смелого — штык не берет...

Алексей Сурков «Песня смелых», 1941

Им говорили: «Пули – дуры»
Их уверяли: «Пуля – нуль»,
А он лежал близ амбразуры,
И было в нем с десяток пуль.

А в штабе бились над вопросом
С большой моральной стороной:
- Матросов он иль не Матросов,
Герой он или не Герой?

А в нем сидели пули- дуры,
Такой солдату выпал рок.
Лежал он возле амбразуры,
Он просто сделал, все, что смог.

Десять раз прочла стиш. Есть в нём что-то глубокое, облачённое в рубище. Действительно же: солдат выполнил приказ, и ему всё равно во что оценят живые его смерть.
Гениальным это сти не назовёшь, но и слабым тоже не получается – погрешишь против правды Попадание в тему – 100%.


12.

Девятое мая, девятое мая,
Печальный и радостный день,
В аллеях и парках горит не сгорая
Весенним пожаром сирень.

Горит над могилами павших когда-то,
Горит над рядами колонн,
Горит над могилой любого солдата
Пусть даже без имени он.

Девятое мая,девятое мая,
День братской любви и тепла,
Когда мы отцов и дедов вспоминаем
И память о павших светла.

А те, кто остался, наденьте медали,
Пусть солнце металл золотит,
Вас мало осталось, вы старыми стали,
Но праздник и вас молодит.

Девятое мая, девятое мая,
Печальный и радостный день
Пусть память как факел горит, не сгорая,
Как скромная эта сирень.

Это не поэзия. Вернее – для стенгазеты вполне сгодилось бы. Где-то в 50-е годы прошлого века. Возможно, что и Госпремию автор бы получил. Жаль… родиться опоздал.

Страницы: 1

Александр Амусин [2008-06-21 21:39:17]
Юленька! спорить не буду, но взгляд в Поэзии! Каково жить то с одной рукой! одной строкой нужно говорить больше чем сотней! И вообще в поэзии ищут поэтический взгляд, а не констатацию времени... Увы, меня так учили!
Всего Вам доброго!

Ответить
Юлия Чиж [2008-06-23 00:38:00]
Александр,
именно поэзии в Вашей работе я и не нашла, к сожалению.
Могла бы отделаться общей фразой: не соответствует "Положению". Т.к. 12 строк, заявленных Вами, при классической разбивке выглядят следующим образом:

Письмо от деда было кратким:
«Живой, здоров, сейчас под Краковом,
Крепитесь, близок час Победы,
И кончатся все наши беды…»
А вскоре из газет узнали,
Какой «… ценою город взяли».
Как «…в благодарность за Победу,
Всех лично маршал поздравлял!»

И только в госпитале деду
«Пустой рукав поцеловал…».

10 строк.

смотрим ритмический рисунок:
-/--/--/- (9)
-/-/-/---/ (10)
-/-/----/ (9)
-/-----/- (9)
-/---/--/ (9)
-/-/-/-/- (9)
/--/----/ (9)
-/-/---/ (8)
-/--/---/- (9)
-/-/---/ (8)

смотрим форму рифмовки:

аавв
аавс
вс

Смотрим качество рифм:

кратким-Краковом приблизительная рифма
Победы-беды точная рифма, но штамп
узнали-взяли глагольная рифма, приблизительная, бедная
Победу-деду - точная рифма, штамп, тавтология
поздравлял-поцеловал глагольная рифма, бедная

Смотрим причинно-следственную связь:

1.
Письмо от деда было кратким:
«Живой, здоров, сейчас под Краковом,
Крепитесь, близок час Победы,
И кончатся все наши беды…»

всё нормально. вполне могло быть на самом деле. просторечное письмо от бойца.

2.А вскоре из газет узнали,
Какой «… ценою город взяли».
факт, конечно. только чаще около репродукторов собирались люди. Левитана послушать.

3.
Как «…в благодарность за Победу,
Всех лично маршал поздравлял!»
И только в госпитале деду
«Пустой рукав поцеловал…»

Маршал поцеловал? Который всех, кто Краков освобождал, лично поздравлял.
Лично - это к каждому подойти, руку пожать, обнять.
Скорее... маршал всех скопом поздравлял. И только деду... "пустой рукав поцеловал".


Александр,
тема весьма и весьма сложная. Должна быть продумана до мельчайших деталей. И работа не должна вызывать ни одного вопроса.
Думаю, что Вам по силам написать такую работу.

Творческих успехов в дальнейшем!

Страницы: 1