О фильме Тарас Бульба
Михаил Берсенев
Форма: Очерк
Жанр: Публицистика Объём: 7718 знаков с пробелами Раздел: "Все произведения" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В результате мини – опроса среди знакомых, выяснилось следующее. Часть зрителей считают, что фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» - это историческое кино, рассказывающее о становлении казачества. Другая часть, что это история трагичной любви. Я же поддерживаю точку зрения, что «Тарас Бульба» - это история о русском духе. Противоречивом, кипучем, могучем, который, не задумываясь, готов отдать жизнь за родную землю. О духе, который бьется искусным воином с неприятелем с одной стороны, но и допускает смертельные для себя вольности с другой. Например, напиться во время боевого похода до беспамятства, и в результате стать легкой добычей врага. Полагаю, это из цикла «умом Россию не понять». При этом русский дух являет миру чудеса стойкости. Остапа, старшего сына Тараса Бульбы, с раздробленными руками и ногами, подвешивают на крюк во время казни. Неописуемая боль, но герой Вдовиченкова дал слово на плахе перед палачами, что, не смотря ни на какие страдания, мучители не услышат даже стона умирающего православного. И слово свое сдержал. А ведь это русский дух, подвергшийся лютой казни, висит живьем на крюке в лице Остапа. Другой образчик русского духа кроется в характере младшего сына Бульбы – Андрея (Игорь Петренко). Андрей тоже храбр, искусен в бою. Но он более нежный персонаж. Интересуется науками, латынью, радеет за то, за что и мы радеем в 21-м веке: законы и их соблюдение, желание справедливого суда, понятности и стабильности. У Андрея понятие отчизны другое. Для него отчизна это то, чего ищет душа, что дороже для него всего на свете. Отчизной Андрея, по чудному зигзагу судьбы, стала полька, дочь главного врага казаков. В итоге он предал отца, свою землю, друзей, и даже память убитой поляками матери. И это тоже обратная сторона русского духа, духа ищущего, сомневающегося, подчас предающего. Этому самому русскому духу в фильме, да и в жизни, свойственна общинность. Более того, Тарас Бульба обращается к казакам в те далекие времена словом «товарищи». Товарищ – это обращение еще пару десятков лет назад являлось основным на просторах бывшего СССР. В своей речи Бульба радеет за товарищество на русских землях. За братство. Не из тех ли времен тянутся корни Советской власти, колхозов, совхозов, государственной собственности? Запорожская Сечь в фильме – некая модель такого колхоза. Беглый люд собирается в Сечи, у них ни кола, ни двора. Пьянящий запах свободы манит в Сечь, где охотно пьют, дерутся, тренируют военные навыки. Но это не мятежный и неуправляемый народ. В Сечи есть атаман, есть правила жития, даже зачатки суда. Правда, суда скорого, лютого. Обычное у нас дело: махнули изрядно други спиртного, по пьяни один казак ни за что убил другого. Жертву в гробу хоронят, но под гроб тот заживо замуровывают и убийцу. Обоих закидывают землей. Жестокая справедливость в головах с чубами при виде такой своеобразной слоеной могилы восторжествовала. Русский дух жаждет справедливости. Русский дух влюбчив до беспамятства и помутнения разума. Андрей, младший сын Бульбы, разом и навсегда влюбляется в дочку главного врага – польского воеводы. Шел младой казак с хлебобулочным изделием, жевал его, чесал «репу», увидал красавицу и пропал. За свою любовь русский дух в лице Андрея готов жизнь отдать, отречься от отца, родины, исконной веры, простить убийство родной матери и даже рубить своих же собратьев. От любви русский дух слепнет и ныряет в эту самую любовь, как в омут. При этом знает, что, скорее всего, погибнет, но все равно погружается в нее с головой. Более того, над ним смеется и сам объект любви, но русскому духу и это нипочем. Девиз – либо все, либо ничего. Русский дух великодушен. Бульба спасает от смерти стоящего одной ногой в могиле «жида», как сказано в фильме. Но на другом полюсе этот же самый русский дух в лице Бульбы изрекает историческое: «Я тебя породил, я тебя и убью!». И не пугает вовсе, а убивает-таки. Все тот же великодушный дух. Детям смотреть фильм о русском духе «Тарас Бульба» противопоказано. Понятно, что 16-й век. Не с лютиками народы друг к другу в гости ходили. Но фильм изобилует сценами чрезмерной жестокости. Вспоротые животы, рубленные вдоль, поперек, сверху, вниз, по диагонали раны, отсеченные головы, конечности, раздробленные кости – всего этого с лихвой. Такого полно в современных криминальных программах и бандитских детективах. Куда ни глянь, всюду плоть россиянина режут, кромсают, вспарывают. Море крови в картине считаю перебором. Спецэффекты и комбинированные съемки в фильме весьма недурны на фоне шквала кино и теле мусора на наших экранах. Правда, есть вопросы. Почему в сцене штурма крепости ляхи такие косые? Что ни лях на стене, то не может попасть с трех метров в лезущего по веревке казака. Глаза у ляхов обычные, не раскосые, но стреляют они как-то особенно криво. А вот удачный режиссерский ход – прыжки казаков прямо на конях в реку с обрыва. Даже за одну эту сцену фильм стоит посмотреть. Теперь об актерских работах. Удивил Бортко другим Боярским. Вместо черной шляпы – чуб, вместо привычного Д’Артаньяна – француза, вполне убедительный казак. Интересное перевоплощение. Владимир Вдовиченков отработал убедительно на протяжении всей картины. У Игоря Петренко сцена признания в любви не слишком удачна, как мне кажется, не поверил я ему, не убедительно. А вот сцена с пирогом, где он впервые видит красавицу-дочку польского воеводы и влюбляется в нее с первого взгляда, при этом, пытаясь неуклюже показать свою силу и удаль, ухватившись за колесо кареты, Игорю явно удалась. В грязь свалился он залихватски. Женщины в зале хихикнули, как и полька на экране. Верю, что Тарас Бульба внешне был похож на Богдана Ступку. Многогранная работа украинского актера. Еще по талантливому перевоплощению запомнились братья, что прощаются, возможно, навсегда, когда половина казаков уходит из польских земель в Сечь, чтобы защитить ее от набега басурман, а другая половина остается. Маленький эпизод с эпизодическими актерами, но очень достоверно сыгранный двумя немолодыми мужиками с чубами. Удивительна работа Бориса Хмельницкого неким мистическим и скорбным совпадением. В фильме он умирает со словами о том, что пусть пребывает в силе земля русская на долгие времена. Также спокойно подсчитывает, сколько ляхов он положил в битве, причем с математической точностью: «Семь ляхов саблей изрубил, девять – копьем». К сожалению, потом Хмельницкий умирает уже в реальной жизни, а русская земля, как он и говорил в фильме, живет и борется, как может. Хотелось бы несколько слов сказать и о музыке к фильму. Вроде бы она подходит, но ощущение, что некий груз привесили к ушам, не покидало еще с полчаса после просмотра. Саундтрек получился слишком резким, бьющим по перепонкам, местами раздражающий. В целом от просмотра картины осталось ощущение торжественности. Это насквозь патриотичный фильм с лаконично подобранным актерским составом. Ради этого ощущения убежденности в силу русского духа фильм следует посмотреть. Он прибавляет веры в Россию и, как ни странно, оптимизма, несмотря на потоки крови. Верится, что коли наши предки были такими стойкими, то часть той отчаянной храбрости и любви к земле русской все же передалась генетически и ныне живущим. По пятибалльной шкале фильм тянет на твердую четверку. Зрелищность где-то на 3,5. Показать любовь, как мне кажется, не очень удалось – на 3 максимум. Юмор отсутствует, разве что черный, когда в немытое ведро палач бросает словно в баскетбольную корзину отрубленную голову. А вот за тематику картины, за идею взяться за непростого в экранизации Гоголя, за торжественность и своеобразный оптимизм создателей картины – твердая пятерка. © Михаил Берсенев, 2009 Дата публикации: 19.04.2009 13:11:01 Просмотров: 2845 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииИлона Муравскене [2009-04-21 22:40:04]
Хорошая рецензия.
Хотя мне фильм не очень понравился. Вроде все в нем хорошо, но совершенно не могла смотреть сцену казни Остапа. Не могла. Жестоко. Ответить Михаил Лезинский [2009-04-21 01:38:14]
Первыми казаками Запорожской сечи , были православные евреи . И не даром казаки - украинцы ведут свой род от хазар . То есть , потомки евреев . В Великую Отечественную войну об этом вспомнили и казачьими войсками командовал еврей Доватор .
Жаль что об этом помнят только историки . Ответить |