Лёшка учится читать
Светлана Беличенко
Форма: Рассказ
Жанр: Детская литература Объём: 9786 знаков с пробелами Раздел: "Проза для детей" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Лёшку решили учить читать в четыре годика, чтобы потом в школе ему легче было. Да и вообще – «любишь сказки, люби и сам читать», – говорили родные. Мама с бабушкой себе уже все связки понадрывали, ведь Лёшка ныл и ныл: «Ещё, ещё, ещё почитайте!» – На него никакого голоса не хватит, – говорила мама бабушке. – Это точно, у меня уж и сил-то никаких нет, – говорила бабушка маме. Решили: купить азбуку, и – вперёд. Сказано – сделано. Лёшка никак не мог усидеть на диване. Ножки его постоянно дрыгались, а иной раз он закидывал одну из своих гибких ножек на плечо и чесал за ухом. Первые страницы букваря прошли на ура. – А-а-а-а-а-а, – говорил мальчик, – указывая на ряд букв «а», – о-о-о-о-о, – читал он букву «о», – у-у-у-у-у-у, – читал он «у», иногда подвывая волком. – Молодец, внучек, – хвалила бабушка. Но, когда начались слоги, Лёшка упорно сопротивлялся. – Са-со-су, – твердила мама. – Сь-а, сь-о, сь-у, – сопротивлялся Лёшка. – Не «сь-а, сь-о, сь-у», – передразнивала мама и медленно повторяла: «Са-со-су!» Но мальчик упорно настаивал на своём. Так он издевался над мамой и бабушкой примерно три месяца. С ссорами и руганью, слезами и уговорами за это время с грехом пополам продвинулись только до двадцать четвёртой страницы азбуки. А всего в книге было чуть более ста страниц. И прочитав полезную книжицу от начала до конца, любой ребёнок должен был гарантированно научиться читать. А Лёшка выделывался. Сложные буквы, такие, как «эль» и «эр», которые мальчик ещё плохо выговаривал, совершенно не хотел осваивать. Вместо «ла» у него получалось «увэ-а», а вместо «ра» он произносил что-то похожее на «гэ-а». – Мало того, что буквы плохо выговаривает, так ещё и в слоги их соединять не хочет! – досадовала мама, – уж я объясняла ему, объясняла, слышать не хочет! Лёшка каждый раз открывал первую страницу и читал: «А-а-а-а-а». Он смотрел на бабушку своими ясными светло-голубыми глазами и ждал похвалы. – Ну это же мы уже читали, Лёшенька, – приговаривала бабушка. – Я – молодес? – спрашивал внук. – Молодец-то, конечно, молодец, только это мы уже читали, надо дальше читать. – А я конфетку получу? – Получишь, если ещё одну страничку прочитаешь. – Ладно, бабушка, ты начни, а я продолжу, – кокетливо предлагал Лёшка и ложился под стол. Бабушка задумчиво сидела на диване. – Бабушка, ну читай уже! – требовал своим звонким голоском мальчик. – Ма, – произносила баба. – «Ма», – четко повторял внук. – Ма, – опять произносила баба. – Снова «ма»? – вытягивал шею из-под стола внучок. – Да, «ма». Повторяй немедленно! – требовала бабуля. – Ма! – выполнял команду подчинённый. – А теперь скажи все слово, – умоляла бабушка. – Какое такое слово? А тут ещё и слово какое-то есть что ли? – издевательским тоном спрашивал наглец. – Конечно! Ма...-ма, какое слово? – спрашивала начинающая сердиться пожилая женщина. – «Ма...-ма», – с такой же продолжительной паузой повторял экзаменуемый. – Ну ты побыстрее-то скажи, не останавливайся, понимаешь? – заклинала бабуля. – Ма, – молниеносно выстреливал хулиган. – Ну какое «ма», Лешка, там же два слога было: «ма-ма», – раздражалась баба. – Ма-ма, – по-французски, с акцентом на последний слог говорил проказник. – Всё, не могу больше! У меня давление аж подскочило! – кричала бабушка и выходила из комнаты. Тогда в комнату заходила мама: – Сынок, ну ты понял, какое слово было? Догадался, да? Ну так скажи, – молила она. – Не знаю, – отвечал фантазёр. И только тогда, когда мама в бешенстве хватала книгу, чтобы выкинуть её на помойку, ведь «всё равно от неё никакого толку нет», маленький мучитель, наконец, робко выговаривал: – Может быть, «мама»? – Ну конечно! – кидалась мама ему на шею, готовая вот-вот броситься на кухню за «наградительной» конфетой. – Да он просто над нами издевается! – заключала, наконец, бабушка, судорожно капающая капли валерианы в стакан воды. Так продолжалось бесчисленное множество раз. Лёшка не раз и не два терял букварь, проливал на него чай и размазывал кашу по буквам и картинкам. Несколько самых сложных тем он вообще выдрал. Какие-то страницы погрыз, обложку разодрал, а листок с мягким знаком в клочья изрезал ножницами. Повторяя свои бесконечные «А-а-а, о-о-о, у-у-у» мальчик всё настойчивей требовал конфеты. Прочитает строчку и кричит: – Я прочитал, я молодес, конфету мне скорей давайте! – Не получишь больше конфет! Не умеешь ты читать! Всё, больше на слабину меня не возьмёшь! – отвечала мама. – Ну вот, – обижался выдумщик, – ну и ладно! – грозно топал он пухленькой ножкой и уходил реветь. Всякий раз, когда книга для обучения чтению терялась, мама исправно отыскивала её и возобновляла попытки выучить строптивого сына. Тогда он с завидной методичностью протестовал, проявляя незаурядную изобретательность: намеренно путал слоги, читая вместо «са» – «га», вместо «па» – «ма», позже придумал путать слова: вместо «папа» читал «мама», а вместо «сестра» – «брат». Потом вообще довёл маму до белого каления, когда стал читать, полностью переделывая предложения. С довольной ухмылкой он произнес: «У Ю-ры со-ба-ка. Со-ба-ка Бо-бик. У Ю-ры кол-бас-ка. – На, Бо-бик, кол-бас-ки». Мама заглянула в учебник, и чуть не упала с дивана от неожиданности. Крупными буквами там было написано: «У Шу-ры кош-ка. Кош-ка Мур-ка. У Шу-ры мо-ло-ко. – На, Мур-ка, мо-ло-ка». «Вот засранец!», – подумала мама. Но пик издевательств пришелся на случай, когда маму и вовсе псих разобрал. Лёшка стал целые абзацы сочинять: «Мыш-ка ры-ла нор-ку», начал он. Мама глянула в книгу. Все было абсолютно точно. «Продолжай», – сказала мама. – «В нор-ке о-ка-за-лась кон-фета, – читал мальчик, – на-до бы э-ту кон-фе-ту от-дать сво-е-му-сы-ниш-ке»... Мама начала выходить из себя. – Немедленно отдай книгу! – грозно сказала она. – Не-а, – ответил мальчик, отодвигая азбуку и не давая матери увидеть, что написано на странице. – Дай посмотреть! – кричала женщина. – Мам, я без конфеты вообще дальше читать не буду! – упирался сын. – Ну и не читай тогда вовсе! Неучем будешь! А моё терпение лопнуло! Больше с тобой заниматься не буду. Во-об-ще! Вот учись, как хочешь, сам учись, а не выучишься, так тебя и в школу не возьмут. А не возьмут, так будешь голодом сидеть – я на тебя работать не буду! – выдала гневную тираду мама. Лёшка захлопнул букварь и со злости швырнул его на пол. – Ну раз так, то и не надо мне ваше чтение! На том все и успокоились. Долго тянулись холодные зимние вечера. Мама и бабушка согревались горячим чаем, укрывшись тёплым пледом. Лёшка рвался к ним. – Уйди от нас, безграмотный! – ругались женщины. – Иди свои мультики смотри – читать-то всё равно не умеешь. – Ну почитайте, пожалуйста, рассказы кто-нибудь, – стонал страждущий. – Ничего мы тебе читать не будем. Иди картинки рассматривай... Лёшка долго вытерпеть такого положения вещей не мог. Стал искать опять куда-то пропавшую азбуку. Искал-искал, не нашёл. Стал к маме приставать: – Мам, а купи мне новый букварь, пожалуйста, я тебе честно обещаю, что учиться по-хорошему буду, правда-правда. – Ничего покупать не буду, старый ищи! – не шла у него на поводу мама. Бабушке стало немного жалко Лёшку. – Может, куплю я ему пропажу с пенсии-то? – робко советовалась она с мамой. – Не надо, бабуля, потерпи, ещё чуть-чуть, и он у нас шёлковый станет, – отвечала мама. – Мамочка, ну не хочешь покупать, тогда поискать помоги, пожа-алуйста, – клянчил Лёшка. – Не буду, вот из вредности, как ты: не буду, и всё! – ловко отражала нападение мама. – Ну и ладно. На помощь Лёшке пришла бабушка. Она днём и ночью протирала шкафы, полочки, перебирала Лёшкины игрушки, потрошила кладовку, но ничего не находила. – Что-то ты часто прибираться стала, бабуля, – удивлялась мама. – Так ведь весна скоро, а весна порядок любит. Ещё вот думаю диван отодвинуть надо, под диваном пол вымыть – пыльный, наверное, – рассказывала бабушка. К сожалению, и там никаких сюрпризов не обнаружилось. Но бабуля не сдавалась: то буфет на кухне разберёт, то письменный стол выпотрошит, то всю одежду из комода вытряхнет – нигде не попадалась заветная книжица. «В платяной шкаф он её, что ли, засунул?» – думала бабушка. Придя с работы, мама застала в доме полный кавардак. – Что это вы тут делаете? – с ходу стала расспрашивать она. – Платяной шкаф перебираем, – отвечала бабушка, – пыль вытряхиваем. «Что-то слишком много пыли стало в этом доме в последнее время», – про себя подумала мама. – Ну что, есть чего? – интересовалась баба у внучка, который тряс тяжёлое зимнее мамино пальто. – Нет, ничего, – с грустью отвечал тот, – а у тебя? – И у меня ничего, – чуть не рыдала бабуля, прощупывающая Лёшкину ватную куртку с огромными карманами. Так продолжалось бы ещё очень долго, если бы бабуля не сломалась. – Не могу я так больше! Всё – сдаюсь! Я так больше не играю! Не могу я на страдания парня смотреть! – сообщила она. – Да ты погоди, баба! Ещё немного, и он сам и книжечку найдет, как миленький, и прочитает всё, погоди! Нужно его ещё маленичко «помариновать», – настаивала мама. – Не могу я больше мариновать никого! Теряем время! – громыхнула бабушка и твёрдой уверенной походкой окончательно решившего что-то человека отправилась в магазин... А Лёшка и правда послушный стал. Наверное, его до нужной кондиции «домариновали». Читал Лёшка теперь прекрасно, хоть и по слогам. От книг его было не оторвать. Стихи читал: про лошадку, про медвежонка, про зайчика, историей про Винни-пуха увлёкся, собирался за лето всю повесть прочитать... Как осилил Лёшка грамоту, так и старый букварь нашёлся, в щёлке, между задней стенкой комода и стеной. «Ох, и Лёшка, ох и шалопай!» – прошептала бабушка, доставая неожиданную находку. © Светлана Беличенко, 2017 Дата публикации: 05.02.2017 20:27:54 Просмотров: 2519 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |