Слишком свободный октябрь
Александр Рубис
Форма: Статья
Жанр: Литературная критика Объём: 7935 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В 2021 году мне предложили участвовать в поэтическом конкурсе «Свободный стиль. Октябрь». Требовалось написать стихотворение на свободную тему и прислать его на сайт «Rifmer.com». Оценивали конкурсные тексты пользователи, которые накопили различные привилегии. Такие полномочия в анализе произведений не помогают, но я решил выяснить, насколько рифмерцы заслужили свои регалии. Список критериев оценки работ тоже был сомнительным. Техника (грамотность, рифма, ритм); художественная выразительность (юмор, образы, тропы, лексика); содержание и глубина раскрытия темы; личное впечатление»…. Дело в том, что термин «грамотность» охватывает почти все перечисленное. Что касается личного впечатления, с ним можно только выбрать костюм в магазине. Личными предпочтениями эксперты на литературных конкурсах не руководствуются. И все же упоминание рифм, ритма, троп, лексики и раскрытия темы позволяли надеяться на справедливое судейство. Как показало развитие событий, я ошибся. 1-2 места подарили Лелит и Елене Ядриной. На 3 место передвинули Дмитрия Федоровича. Когда я прочитал стихотворение Лилит «Август» увидел столько недостатков, что не смог о них не написать. СТИЛЬ «Тонет август в дыму, разбросав по границам листья, разжигая костры из последних остатков лета». О каких границах идет речь, непонятно. «Превращаемся в тьму, без неё же и свет немыслим». Почему немыслим? Человек предпочитает жить в мире света, а не тьмы. «И пылают пожары. В последней попытке к бегству время делает новый осенний виток спирали; и влюблённые пары спокойнее ищут место». Время улепетывает так, что пятки сверкают, а влюбленные всего лишь ищут другое место, словно ничего страшного не происходит. «И влюблённые пары спокойнее ищут место, по запретам терновым СВОЕ УЖЕ ОТЫГРАЛИ». О чем тут написано, наверно, одному Богу известно. То ли в карты сыграли, да еще по запретам (хотя правильнее «несмотря на запреты»), то ли играли на пианино. «Разрывая минуты, время у нас не спросит». Время не может разорвать минуты, поскольку оно из них состоит. Кроме того, непонятно, зачем вообще это делать. «Обрастая коростой, СУЖИВАЯ ПРОСТРАНСТВО, мы СТРЕМИТЕЛЬНО мчимся». Непонятно, зачем это делать, да и невозможно такое на высокой скорости. «Превращаемся в тьму». Метафора. Если так говорится о людях, они вряд ли способны превращаться в тьму даже в переносном смысле. Утонуть во тьме или исчезнуть в ней, – еще возможно. «Ощущенья остры, как торчащий остов скелета». Сравнение. Трудно представить себе, что автор считает остовом скелета, и что в нем острое. Правильных вариантов можно было придумать множество: остры, как бритвы; как ножи; как шипы и т.д. «И влюблённые пары спокойнее ищут место, по ЗАПРЕТАМ ТЕРНОВЫМ своё уже отыграли». Эпитет, и тоже странный. Почему запреты терновые? Почему не строгие, например? «Не было уговора, что нам будет так больно, словно из сердца чувства вырывает палач». Сравнение. Вырвать чувства неспособен ни один палач в мире. Даже в переносном смысле это кажется абстракцией. А вот если бы палач вырывал сердце, – из этого можно было сделать хороший образ. «И играет скрипач МЕЛОДИЮ АЛКОГОЛЯ». Эпитет. Бывает мелодия любви, мелодия ветра. И то, и другое выглядит красиво, но словосочетание, которое придумал автор, мягко говоря, неудачное. «Но бессонною ночью память опять встревожит, НАЖИМАЯ НА РАНЫ». Олицетворение (памяти с человеком). Память может встревожить, но надавить на раны она неспособна. «Но бессонною ночью память опять встревожит, нажимая на раны, ШВЫ РАЗВЕДЕТ ПУНКТИРОМ». Метафора. Во-первых, чтобы причинить серьезное беспокойство, достаточно надавить на раны. Во-вторых, развести швы пунктиром нельзя, потому что пунктир – всего лишь прерывистая линия, а не скальпель. «ПО УЮТНЫМ КОФЕЙНЯМ горячий и терпкий КОФЕ ЛЬЕТСЯ густо и вязко». Я не против, чтобы пошел кофейный дождь. К сожалению, это абсолютно невозможно. «И струится по венам не кровь, а коктейль с ликером». Переносный смысл отсутствует, поэтому метафора у автора не получилась. В венах должна быть кровь, а не спиртное. КОМПОЗИЦИЯ «Я лечусь нурофеном, но заболеваю вновь, и, приближаясь к развязке, которой не ожидали, МЫ меняем маршруты». Метод повествования. Предложение пишут либо от первого лица (я лечусь), либо от лица других героев (мы меняем). В одном флаконе «я» и «мы» не сочетаются. ЯЗЫК «Не было уговора, что нам будет так БОЛЬНО, словно из сердца чувства вырывает палач, смакуя по капле БОЛИ». Неоправданный повтор (тавтология). Обычно это означает, что словарный запас автора беден. «Возвращаться непросто после далеких странствий». Не то слово. Возвращаться непросто после ДОЛГИХ странствий. Для пешехода, например, даже три километра – даль, но странствием это не назовешь. «словно из сердца чувства вырывает палач, смакуя по капле БОЛИ». Ошибка в склонении (смакуя по капле кого, что? Боль). «Где уже не случится СЧАСТЬЯ». Неправильное склонение. Не случится что? Счастье. РИТМ Без неё же и свет немыслим; 101001010 / – / – – / – / – Ощущенья остры, 101001 / – / – – / Как торчащий остов скелета. 101010010 / – / – / – – / – Сбой ритма (в слове «остов» ударение падает на первый слог). И пылают пожары. 1010010 / – / – – / – Сбой размера (7 слогов вместо 6). В последней попытке к бегству 01001010 – / – – / – / – Сбой ритма (ударение должно падать на первый слог). Льётся густо и вязко 1010010 / – / – – / – В фарфоровые граали. 01001010 – / – – / – / – Я лечусь нурофеном, 1010010 / – / – – / – Но заболеваю вновь, и, 10001010 / – – – / – / – Сбой. (Ударение должно падать на 3 слог). РАЗМЕР В последней попытке к бегству – Сбой размера: слогов 8, а не 9. Словно из сердца чувства – Сбой размера (7 слогов вместо 8). Вырывает палач, – Сбой размера (6 слогов вместо 7). Разведет нас по разным странам, Домам, квартирам, – Сбой размера (5 слогов вместо 6 или 7). Далее идут сплошные семерки, что тоже плохо. Но бессонною ночью Память опять встревожит, Нажимая на раны, Швы разведёт пунктиром. Итог: стилистических ошибок – 15; композиционных – 1; языковых – 3; ритмических – 4; размерных – 4. Всего: 27. Такое впечатление, что голосующие не сравнили этот текст с моим стихотворением «Судость» http://stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl. Более того, они нарушили систему оценки текстов. Поскольку один из критериев – «грамотность», надо учитывать и правила русского языка, и правила создания текста. Я предложил Tria, которая то ли модератор, то ли администратор, найти в «Судости» хотя бы несколько ошибок. В случае ее успеха я снимаю претензии, в случае неудачи – администрация переводит на мой телефон 250 призовых рублей. Деньги, конечно, пустяковые, но в наш неспокойный век надо хвататься за каждую соломинку. Tria ответила, что времени вникать в мои публикации у нее нет, и что «в призёры попадают по другому принципу». О каких принципах идет речь, она объяснить не удосужилась. Я возразил: победителей всегда определяют по одному принципу – находят ошибки, сравнивают тексты, подводят итоги. Судя по критериям, указанным в Положении, «Август» оказаться на 1 месте никак не мог. Не дотягивает до такого почета и «Одиссей» Елены Ядриной Что касается «Ночь зажигает огни» Дмитрия Федоровича можно прочитать там), критика ему тоже не помешает. В общем, администрация презрела правила, которые сама же опубликовала на сайте. Скорее всего, конкурсные тексты оценивали методом «нравится – не нравится», а это примитивно и неправильно. Уважаемые коллеги и читатели, не доверяйте ни организаторам, ни пользователям «Rifmer.com»! Участвовать же в конкурсах этого сайта бессмысленно и даже вредно. © Александр Рубис, 2021 Дата публикации: 06.12.2021 16:14:05 Просмотров: 1189 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |