Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Мелодия журчащих камней (отрывки из книги)

Константин Эдуардович Возников

Форма: Очерк
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 41217 знаков с пробелами
Раздел: "Эссе, очерки, статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Эта книга была задумана мною, как простейший самоучитель по игре Го.
Одновременно я постарался передать в ней то особое очарование, которое охватывает всякого посвящённого, лишь только он услышит негромкую "мелодию журчащих камней".
Автор

Игра вей-чи совершенствует человека.
Конфуций

Го учит человека жить.
(японская пословица)


ГО или ВЕЙ-ЧИ, или БАДУК …

...Неподвижные фигуры людей перед игральной доской. Взгляды сосредоточены, руки рассеяно перебирают камни, которые издают при этом характерный звук, напоминающий журчание горного родника. Они гладкие, как галька, и столь же приятные на ощупь.
Всякий кто хоть раз побывал на серьёзных соревнованиях по игре в Го или в клубе, где собираются сильные игроки, понимает, что Го - это нечто значительно большее, чем просто игра.
Тем более сильные впечатления оставляет игра двух мастеров, наблюдаемая со стороны. Есть в этом что-то мистическое и ритуальное.
Мало кто, соприкоснувшись с Го однажды, впоследствии сомневается в том, что Го это нечто глубокое и таинственное. Но что?!
Признаюсь, что очень трудно дать исчерпывающе точное определение. Это и искусство, и наука, и спорт, и философия, и ментальная практика, и поэзия ...
Число полей на доске – 361. Это соответствует количеству дней в лунном календаре положенному в основу старинных астрологических систем и гадальных практик. Когда-то в древности в Поднебесной доска и камни использовались при гадании по И-цзину - священной книге перемен.
Стороны доски символизируют четыре времени года, а также еще и четыре стихии. Черные и белые камни, используемые для игры, – олицетворяют вечно противоборствующие, но, в то же время, неспособные существовать друг без друга Небесное начало "ян" и Земное начало "инь". Их взаимодействие определяет будущее и создаёт гармонию жизни, которая находит отражение на доске для Го, и в очередной раз подтверждает справедливость и связь законов математики и законов красоты. Ведь за каждым камешком-ходом скрыты, как глубокие расчёты, так и тончайшая интуитивная оценка прекрасного и безобразного.

Действительно, Го - Вей-чи - Бадук существует никак не менее пяти тысяч лет, и за это время игра была доведена до такого совершенства, что сравнение с кристаллом, в котором отражается весь мир, может показаться вполне уместным после более пристального знакомства с предметом. И не исключено, что когда-нибудь и Вам доведется не только увидеть этот кристалл, многогранный и совершенный, но и заглянуть через одну из собственноручно отшлифованных граней в Мир удивительных внутренних отражений. В Мир, где звучит вечная мелодия журчащих камней.

Кто придумал Го? Трудно сказать. Здесь нет прямого ответа. Кто-то однажды подарил эту волшебную жемчужину агукающему человечеству! Никто не знает, кто, где и когда.
Точно так же никто не ведает, откуда взялась эта удивительная игра в стародавнем Китае, где её впервые достоверно фиксирует История. Интересно, что Го непонятным образом сразу появляется практически в готовом и современном виде! Как такое возможно? Один манускрипт, сообщая о происхождении Игры, утверждает одно, а другой – твердит совсем иное. Какому из них верить? Легенды же, которых множество, превосходят друг друга цветистостью речи, изобретательностью и воображением. Они едины лишь в одном: Го – дар богов!
Впрочем, всякому, кто, уже прикоснулся к Го, и, тем более, имел достаточно времени на то, чтобы, как следует изучить саму Игру, всякому, кто получил возможность присмотреться к её удивительной гармонии, красоте и изяществу, каждому такому человеку дано ощутить на себе дыхание «духа Го», и запах тысячелетней тайны!
И тогда становится отчетливо ощутимо и кристально ясно без всяких слов, летописей, трактатов и пояснений, что Го – это не благоприятный результат случайной игры ума находчивого, остроумного и наблюдательного древнего пастуха, кочевника и скотовода! Нет! Го – это тщательно взлелеянный и трудами взращенный плод тонкого и изощренного разума глубокого философа, блестящего математика, талантливого мистика и великолепного поэта!
Кто он? Один ли он? Из какой он или они эпохи? Увы…

***

ТРИ ОТВЕТА НА ТРИ ВОПРОСА

С чего начать прикосновение к Го? Как рассмотреть поближе эту жемчужину, одно из самых драгоценных достояний общечеловеческой культуры?
Жемчужина? Но это всего лишь игра,- воскликните вы! И будете правы и не правы, потому что Го это игра и не игра. Потому что Го – это еще и Боевое искусство, и Практика.
По сложившейся традиции, здесь и дальше, мы все же будем называть Го игрой. Просто игрой, великой игрой, вечной игрой или даже Игрой, но при этом постараемся не забывать, что собственно игра, это только одна из граней этого не простого феномена восточной культуры. Причем грань – далеко не самая значимая.
Го подвластны военная стратегия и моделирование бизнеса, поэзия и тонкий психологический анализ, расширение сознания и психокоррекция.
Игра Го, как волшебное зеркало, способна отразить и показать нам скрытые черты нашего характера, и, как лекарство или тренажер, укрепить и развить наши положительные качества, и в то же время ослабить или исправить отрицательные. Именно по этому её иногда называют Практикой.
На что же похожа Вечная Игра? Такой вопрос не редко задают люди, которые, как говорится, уже слышали, но пока ещё не видели. Вспоминая, мудрую русскую поговорку, о том, что все же лучше один раз увидеть..., попробуем применить её на практике.
Вместе с вами мы разберем правила игры и рассмотрим показательные партии на диаграммах-примерах, а фотографии помогут составить вам определенное представление о её внешнем виде и некоторых традициях.
Но, для начала, я, всё же, попытаюсь ответить на несколько наиболее типичных вопросов Начинающих.
Итак, первый вопрос: На что похожа игра Го?
Ответ: На мозаичное панно, шахматы, шашки, домино, канцелярские счеты, стройплощадку и оперативную карту начальника группы штабов вооруженных сил.
Конечно, вышеперечисленный ряд - шутка, но многое в ней справедливо. Действительно: В Го играют на специальной доске в клетку, отдаленно напоминающей шахматную. Шахматы эта игра напоминает ещё и своей глубиной. Кроме того, при известном воображении, "группы камней", а это основные стратегические единицы в Го, можно уподобить шахматным фигурам. Правда, в отличие от шахмат, они не столь постоянны по своим свойствам, но зато и более многообразны и неповторимы.
Вы, вероятно, уже догадались, что в Го играют "камнями". При этом их выкладывают на доску по одному и по очереди, как в домино. Но, в отличие от большинства игр, где различные фигуры обладают разными свойствами, в Го все камни одинаковы и равны между собой, а индивидуальность их рождается в связи с расположением в пространстве. Последнее роднит Го с шашками, где тоже "все равны" до поры до времени.
По форме и по цвету "камни" напоминают собой косточки от канцелярских счетов, в которых забыли просверлить дырочки. Количество их должно быть достаточным для игры и строго не определено. Однако, в то же время, считается, что полный набор для Го содержит 180 белых и 181 черный камень. Впрочем, все они редко используются полностью.
Ответом на тот же вопрос, на что похоже Го, могли бы послужить и многочисленные поэтические аллегорические именования Го, широко принятые в японской поэзии. Судите сами: «Хо-эн» – «Квадрат и круг». «У-ро» - «Вороны и цапли». «Сю-дан» - «Язык жестов». «Дза-ин» - «Сидящий отшельник». «Ран-ка» - гниющий топор. Последнее название связанно с уже известной вам легендой о дровосеке. В то же время, оно принадлежит ещё и ежегодному печатному изданию Всемирной Федерации Го.

Второй не менее популярный вопрос новичков: как переводится "Го", и что означает это слово? Отвечу: - слово это из японского языка, и является названием игры, вида спорта и комплекта для игры, так же, как, например, "шахматы" или теннис.
Однако, если сказать японцу «го», то он сможет понять это по разному. Например, это может быть: "пять", "государство", "язык" и т.п. Всё это омонимы - слова с одинаковым звучанием, но разные по смыслу. И тут выручает письменность и контекст.
Впрочем, конечно же, сама Го, да и, собственно, слово «го» на самом деле не требует перевода. Это название прочно закрепилось за самой древней и, вполне вероятно, самой интеллектуальной игрой современности не только в самом Японском языке, но и в Русском, Английском, Немецком, Французском, Испанском, Итальянском и многих других.

Часто, знакомясь с Го, задают ещё и третий вопрос. Вопрос, от которого бросает в дрожь любого Мастера.
- В чем же суть Го? – спрашивают любопытные.
Если истолковать его, как простую просьбу объяснить правила игры, то тут всё действительно просто, тем более, что именно этим мы непосредственно займёмся дальше. Но если понимать этот вопрос шире, то попробуйте-ка объяснить, в чём, например, смысл жизни, и вы получите представление о сложности поставленной задачи. Вся штука в том, что для посвященных Го не только игра, и я бы даже сказал, не столько игра…
Не круто ли берем? Думаю – нет. Недаром же существует японская пословица, вынесенная в эпиграф этой книжки, которая гласит: "Го учит человека жить"!

***

А ЕСЛИ СЕРЬЁЗНО…

Вот и наступило время привала. А что за привал без интересной истории, рассказанной бывалым проводником? Настоящий путешественник всегда имеет про запас пару другую баек для новичков. Мы – не исключение.

Это сказка о плуте, имя которому Киби-но-Макиби. История эта приключилась очень давно. Так давно, что уже никто и не знает точно, было ли это все на самом деле, или не было. Только люди рассказывают, будто как-то раз собрался один не глупый человек по имени Киби-но-Макиби в заморские страны, чтобы узнать заморские хитрости, отведать заморских яств и посмотреть своими глазами на заморские чудеса.
Долго или коротко было его путешествие, только попал он в Великую Поднебесную Империю, где нашел великих мудрецов-книжников и стал постигать с их помощью секреты древней мудрости. И все было бы хорошо, да только шибко уж быстро у него это получалось.
О чужестранном умнике, что выведывает секреты древней мудрости, донесли императору, и тот повелел привести к нему иноземца. А придворным мандаринам-книжникам велел допросить того с пристрастием, да пред ясны очи, дабы самому судить о его учености.
Испугались книжники. А ну, как чужеземец окажется учёнее? Худо им придется в этом случае. Нрав у императора крутой, да и судит он скоро. Собрались на совет.
Недолго совещались мандарины, потому, как не было у них на то достаточно времени. Схватили Макиби стражники, и бросили беднягу в темницу без хлеба и воды. Книги же, и те все до одной отобрали.
Только пришла на помощь Киби нечистая сила. Сумел он с ней договориться и получил и еду, и питье и книги важные.
Сильно был удивлен император ученостью чужеземца. Сам хвалил его, в пример ставил, а когда глядел на своих мандаринов-книжников, то хмурил брови. Тут-то один из них и нашелся. Предложил он испытать мудрость Киби-но-Макиби с помощью Вей-чи, мудрейшей из игр.
Император с радостью согласился, потому что ему самому уже сильно хотелось, чтобы его подданные посрамили заморского умника.
Игру назначили на завтра. А для того, чтобы не оставалось у Макиби даже малейшей возможности уклониться или оправдаться, да еще для того, чтобы сломить его дух, снова привели узника во дворец и сообщили новость. Затем, отправив гонца за самым лучшим придворным вейчистом, император с мандаринами вернулись к пирам, а Киби – в темницу. Куда же ещё?
Киби и раньше с удовольствием играл в Го, но схватка с обласканным милостью богдыхана Чемпионом Поднебесной, конечно, не сулила ничего хорошего.
Пришлось снова обращаться к Темным силам. Всю ночь Киби не смыкал глаз, постигая тайны и хитрости Вечной Игры.
И вот, на утро его усадили за красную лаковую доску, а место напротив занял убеленный сединами мудрец с пронзительным взором. Началась игра.
Тут-то и оказалось, что всех знаний и способностей Макиби, вместе со всей волшебной поддержкой нечистой силы, едва только и хватает на то, чтобы играть с китайцем наравне.
И тогда Киби пустился на еще одну хитрость. Изловчившись, он попросту стащил у партнера один камень. Этого вполне хватило для победы, но для сокрытия содеянного, камень, увы, пришлось проглотить.
При подсчете очков возникли подозрения. Знатоки Вей-чи говорили о мошенничестве. И… Киби снова угодил в темницу. На этот раз по подозрению в краже и обмане Сына Неба.
Только, странная вещь случилась. Толи уж дух патриотизма у него был столь силен, толи перспектива жестокой казни вдохновила, но даже напоенный специальными слабительными отварами Киби-но-Макиби, так и не выдал камня тюремщикам!
Согласитесь, для этого нужно иметь особое мужество!

Что за привал, без чашки душистого обжигающего чая? С «дымком», с медом или кусочком рафинада!
Вообще-то, честно говоря, Го, чай и горы связаны между собой тонкой и удивительной связью.
Каждое из трех, само по себе, дарит человеку эффект особого состояния души. Но, когда это случается вместе… Такое - не забывается! И тогда… Тогда снова рождаются стихи, часто принимающие форму «хокку» - традиционного японского трехстишья. Прислушайтесь к ним, и прислушайтесь к себе…

Пью чай из горных трав и играю в Го на плато Чатырдаг

Утро на горном лугу
Вдвое прекрасней
За партией с другом.


***

Ну что ж, вот вы и посвящены в рыцари Го! Вас ждёт первая в жизни самостоятельная партия, а за ней много-много других, за которыми - радость творческих находок, открытия, разочарования, гордость и восхищение совершенством.
В дорогу!

ДОРОГА БЕЗ КОНЦА

Вы уже сыграли несколько партий? Отлично. Продолжайте. Как уже говорилось, Го с наскока не возьмёшь. Нужно некоторое время и экспериментальный опыт, чтобы книжные строки стали действительно знаниями. Десять - пятнадцать вдумчивых партий помогут приобрести его. А время...?
Наверное, наступил тот момент, когда нужно остановиться. Нет, не вообще, а так, для передышки, ибо наш путь в Го подобен дороге, у которой нет конца. Крах и разочарование ждут того, кто торопливо бежит по ней, ни о чём не думая, кроме конечной цели. Никто из смертных не достиг её, и не достигнет, так она далека. Да и есть ли вообще?
Дорога без конца. Этот образ рождает ощущение путника. Пешего или конного, автомобилиста или пассажира авиалайнера,- не важно. Важно то, что все мы в этом мире всего лишь путники. Путники, идущие по разным дорогам. В пространстве и времени, в познании и эмоциях, в созидании и разрушении.
Всем нам знакомо чувство некоторой отстранённости, возникающее у нас в пути, по отношению ко всему, что находится за пределами дороги. Мы принадлежим ей, а она принадлежит нам, а всё что за обочиной - второстепенно и почти нереально. Для того чтобы оно стало частью реального мира, мы должны умерить свой бег и остановиться. Хотя бы ненадолго, но остановиться. Осмотреться, что-то потрогать руками, а что-то попробовать на вкус. И тогда это становится нашей частью, частью мира, который есть.
Пришла пора осмотреться и нам, на нашей дороге. И хотя она и не имеет конца, но, всё же, это дорога не «в никуда». У неё есть определённое направление, угадать которое помогут вот такие передышки на обочине...

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Невозможно сказать абсолютно точно, когда же родилась Го. Если опираться на письменные источники - книги, летописи, указы и тому подобное, то уверенно можно утверждать, что к XVIII веку до Нашей Эры, игра уже была хорошо известна в Поднебесной Империи, сиречь в Китае. Замечательно, однако, что сразу несколько совершенно реальных исторических лиц, из числа сильнейших мира сего, вполне серьёзно заявляли о себе, как об авторах-изобретателях.
Первым объявил себя "отцом" Го, а вернее Вэй-чи, император Яо, правивший в 2357 - 2255 годах до Н.Э. Его приемник, император Шунь, тоже решил поучаствовать в рождении, причем, естественно, как единственный изобретатель. Придворные летописцы всерьёз писали о том, что "Сын Неба" придумал Вэй-чи для "укрепления умственных способностей своего сына и наследника Шан Цзюаня.
Впрочем, некий князь У (1818 - 1767 г.г. до Н.Э.), не согласился с богдыханами, и заявил о своем приоритете. Нам же, наличие конкуренции за престижный титул у власть имущих позволяет сделать вывод, что Вэй-чи была уже достаточно популярна в то время, а значит, создана существенно раньше, и, по всей видимости, простыми смертными.
Во всяком случае, то, что доска и камни для Вэй-чи использовались для гадания по Ицзину, не подлежит сомнению. Однако, Священная Книга перемен написана существенно позже, чем первые упоминания о Вэй-чи. Между тем, вероятно, механизм гадания - намного древнее и той и другой. Исходя из подобных размышлений, некоторые историки Го приходят к выводу, что Вэй-чи зародилась именно как инструмент для гадания, где-то на Тибете более пяти тысяч лет назад. Есть, однако, и другая точка зрения, по которой Вэй-чи - это развлечение, созданное на базе некого арифметического прибора. Своего рода счётов.
По другой версии, прибор был не арифметическим, а космогоническим, что совсем близко к предсказаниям и гаданиям.
В общем, по-видимому, происхождение Го всё-таки связано с какими-то магическими, в понимании древних, действиями, будь то предсказания или что-либо иное. Но предоставим историкам самим разобраться с "тёмным пятном" в биографии Леди, и шагнём через века сразу на два тысячелетия вперёд.
В течении всего этого периода вэй-чи известна только в Поднебесной. Ма Юн - известный китайский поэт пишет в это время поэму посвящённую вэй-чи. Сквозь туман столетий вырисовывается полулегендарная фигура Озана по прозвищу "Квишенг", что означает примерно "святой вэйчист" или "вэйчист - мудрец". Согласно устным приданиям, дошедшим до нас, он умел играть "вслепую". Если учесть, что к концу партии необходимо удерживать в памяти расположение камней на 361 пункте, и, по ходу игры количество операционных единиц (камней, групп и т.д.) всё возрастает, а не уменьшается, как в шахматах, то усилия Озана можно сравнить с усилиями шахматиста, одновременно играющего вслепую 10 - 20 партий. К тому же по числу вариантов (ходов) Го превосходит шахматы во много раз. Так что со времён Озана вслепую в Го ещё никто не играл.
К слову, китайские иероглифы, обозначающие его прозвище, читаются по-японски, как Ки-сэй, то есть, опять же, "Святой игрок". Это прозвище служит титулом в одном из самых престижных профессиональных турниров на островах. В Китае же, сравнительно недавно начавшем восстановление культурных традиций прошлого, титул "Квишенг", созданный как бы по Японскому примеру и собственному прототипу, впервые после трёх тысячелетнего перерыва (!), вновь вызывает почтение и уважение. В настоящее время его с гордостью носит Ни Вейпин, китайский профессиональный игрок в вэй-чи, получивший его пожизненно в 1988 году за великое мастерство и выдающиеся заслуги в деле развития Вэй-чи в КНР.
Итак, прошло две тысячи лет. Через Корею Вэй-чи, переименованная в Бадук, а затем и в Го, попадает в Японию. Событие это происходит где-то в III или IV веке Нашей Эры посредством и усилиями буддийских монахов паломников.
Странная это была эпоха. Буддийские монахи и Даосы, укрывшись за стенами своих монастырей, проводили свободные минуты за сетчатой доской, а в это время, снаружи, по высочайшему Императорскому указу, занятие это преследовалось, как сопутствующее духовному разврату, наравне с вином и азартными играми.
701 год от Рождества Христова - год коренного перелома в истории игры на Японских островах. Разум победил мракобесие. Императорский указ приравнивает Го к игре на музыкальных инструментах и признаёт её не азартной. Го выходит из "подполья".
Примерно этим временем датируются древнейшие в Японии доски для игры - гобаны, что хранятся в лучших музеях страны восходящего солнца, и в том числе - сокровищнице Нара.
В это же время появляется другая полулегендарная фигура, связанная с Го. В хрониках императорского двора Ямато середины VIII века упоминается некий Киби-но-Макиби. Дайдзин по должности, что-то вроде европейского министра без портфеля. Он официально покровительствовал Го, и с этого момента игра становится чрезвычайно популярной в японском обществе.
С именем Киби-но-Макиби, "министра Го", связано несколько старинных японских сказок и легенд, насыщенных любовью и юмором. Одну из них вы сможете найти и в этой книжке во время одного из следующих привалов. Да и вообще, японские народные сказания XI - XVI веков наполнены сюжетами в той или иной мере связанными с го. Видимо игра становится неотъемлемой частью народной культуры и приобретает сверх популярность.
Дело доходит до того, что один из императоров, восторгаясь игрой, решил сделать её своей собственностью! Было заявлено, что в Го достойны играть только императоры и люди, осенённые их милостью. Вся же остальная часть человечества, дерзнувшая прикоснуться к "божественному дару", является, ни много ни мало, - преступниками, оскорбившими Императора, которые подлежат наказанию! Причем действие этого закона распространялось даже на князей! Каково?
Так Го попала в золотую клетку, из которой её выпустил на волю сёгун Токугава. За годы его сёгуната игра вновь распространяется и становится любимой в народе.
Чем ближе мы продвигаемся к нашим дням из глубины веков, тем увереннее становятся наши шаги. Это не удивительно, ведь с развитием цивилизации, всё больше знаний попадает в манускрипты, книги, и другие носители информации, и всё большее количество их, преодолевая время, доходит до нас. Тем ценнее становятся те первые краткие упоминания о вэй-чи и Го в древних рукописях, ведь в них заносились только важнейшие события и люди. А, зачастую, иным из них отведены только даты.
Так вот о датах... 1559 год стал знаменательной датой в истории Го. В Киото, тогдашней столице Японии, в семье мелкого торговца родился один из величайших мастеров Го "всех времён и народов", слава которого не померкла до наших дней.
В возрасте девяти лет мальчик был отдан в буддийский монастырь, основанный ещё в XIII веке святым по имени Нитирэн. Последнему были не чужды мирские забавы, настолько, что ещё при жизни прослыл он выдающимся мастером Го. С той поры в этом монастыре повелось поощрять занятия "языком жестов" - игрой Го.
Мальчик принял буддийское имя Никкай, и после одиннадцати лет, проведённых в стенах обители, ему не было равных в этом искусстве во всей округе. Тогда он оставляет монастырь, что, впрочем, вполне естественно в буддизме. В средние века, в монастырях проводили детство почти все мальчики стран, где эта религия была в почёте. Они получали там не только кров и стол, но и традиционное воспитание и образование. Уход "в мир" был таким же обыкновенным поступком, как и обращение в монахи.
В соответствии с буддийскими традициями Никкай принимает светское имя Хонъимбо Санса.
К этому времени в Японии сложилось весьма своеобразное государственное устройство. Император, оставаясь символом и отцом нации, всё же не обладал реальной политической и военной властью. Страной фактически правил сёгун - князь-феодал, хитростью, жестокостью и силой подчинивший себе всех остальных знатных самураев. Потом наступала очередь его сына или брата, а затем ещё более изощрённый выходец из не менее знатной семьи сменял диктатора на посту в результате дворцового переворота, локальной войны или просто резни, положив основу новой династии сёгунов.
Юность Хонъимбо Санса пришлась на период, когда знать затеяла очерёдную кровопролитную схватку за власть. Свергнув сёгуна из династии Асикагава, генерал Нобунага сам стал главой сёгуната, и сумел подчинить себе большинство знатных самураев. Его вскорости сменил князь Хидэёси - объединитель Японии, и знаменитый, хотя и неудачливый завоеватель. Его попытки завоевать Корею и Китай не увенчались успехом, но Хонъимбо, приближенный ко двору ещё Нобунагой, закалил в этих походах свою волю и характер. Важно отметить, что мастер Го был приближен к сёгуну исключительно за свой дар, а не как воин или чиновник.
Новый сёгун - Иэясу сменил Хидэёси, а его, в свою очередь, сменил сёгун Няэсу. Иэясу стал основателем династии, которая правила островной империей около трёхсот лет, так что страна вступила в период некоторой относительной стабильности.
Сёгуны приходили и уходили, а Хонъимбо Санса оставался. Не было на островах игрока сильнее его, и каждый новый сёгун приглашал на службу мастера, который блеском своей славы и красотой игры был способен украсить любую корону.
К этому времени за Хонъимбо уже закрепилось прозвище "Мэйдзин", то есть виртуоз, великий мастер. Когда-то, впервые слетевшее с уст сёгуна Нобунаги, это восхищённое восклицание, адресованное своему любимцу, ещё почти мальчику, покорившему сюзерена своей превосходной виртуозной игрой,- стало со временем почётнейшим титулом, который на один год получает победитель одного из самых престижных турниров современной Японии.
В 1603 году сёгун Няэсу учредил первую в истории Академию Го. Хонъимбо Санса стал её первым ректором, а ещё трое сильнейших игроков того времени: Иконуэ, Ясуи и Хаяси - профессорами. Все они получили государственное обеспечение. Так ректор стал владельцем 13 гектаров земли, что в условиях Японии - довольно большое поместье, а жалование в 30 тонн риса в год сделало его обеспеченным человеком.
Так, впервые в истории, талантливые спортсмены стали профессионалами. Отныне они могли полностью посвятить себя любимому увлечению, и это принесло свои плоды.
Каждый из них был выдающимся мастером, обладавшим своим собственным стилем и пониманием игры. Каждый из них создал свою школу, в которой разрабатывалась теоретическая база и воспитывалась талантливая молодёжь.
С годами сложилась особая традиция, по которой после смерти главы школы, её возглавлял сильнейший из его учеников. Он же наследовал и фамилию мастера. Так, Санэцу, любимый ученик Хонъимбо Санса, стал Хонъимбо II, его ученик, Доэцу - Хонъимбо III и так далее. На смену Ясуи пришёл Ясуи II, затем Ясуи III, IV, V ...
Соперничество школ в искусстве игры сохранилось до наших дней, а имя Хонъимбо стало ещё и титулом. Титулом не менее почетным и труднодостигаемым, чем Мэйдзин. Как и Мэйдзин, он присваивается сроком на один год, по результатам труднейшего турнира, после которого в течение всего года победитель с гордостью носит фамилию прославленного учителя.
Школа Хонъимбо, пожалуй, была всё-таки сильнейшей. За триста лет звания Мэйдзин были удостоены всего девять человек, семеро из которых носили фамилию прославленного первого ректора государственной Академии Го.
Эти столетия стали "золотым веком" Го. В это время уровень игры становится как бы своеобразным интеллектуальным показателем военачальника, чиновника, воина, политика. Слабо играть в Го считается зазорным для государственных мужей.
Едва ли не вторым по значению праздником Японского государства, после дня рождения Сёгуна, становится день "Осиро-го".
Осиро-го - праздник состязания двух сильнейших игроков, который ежегодно отмечался 17 ноября. На нём обязательно присутствовал сам сёгун с семьёй, избранные дворяне, а также главы четырёх Школ Академии и самые сильные игроки, не входившие в избранную четверку.
Накануне специальный совет всех четырёх Школ-семей выбирал двух достойнейших претендентов для главного события дня - партии в Чёрном зале дворца Сёгуна. Вообще, весь этикет для Осиро-го был разработан и отточен до мельчайших подробностей.
Партия обычно занимала весь день. Хозяева дворца и приглашённые наслаждались "искусством гармонии" воочию, а граждане, собравшиеся на площади, узнавали о ходе игры из сообщений специальных глашатаев.
Однако устраниться на целый день от государственных дел не может себе позволить ни один правитель. Понятно, что и сёгуны не исключение. Но прервать церемонию, уйти с середины игры...?! Подобное немыслимое оскорбление искусства и великих магистров этого искусства не мог себе позволить даже сёгун ! Поэтому, поработав с утра с правительством, он появлялся в Чёрном зале во второй половине дня Осиро-го, в самый напряжённый момент борьбы, и больше уже не выходил из него до полного окончания игры!
Вообще же, нарушение этикета Осиро-го, считалось недостойным поступком и даже могло повлечь за собой опалу. Однажды знатный богатый и влиятельный вельможа по имени Мацуидара нарушил приличия, и громко высказался по поводу происходящих на доске событий. Что из этого вышло, вы узнаете чуть позже, во время следующей остановки на нашем пути к "Синъо" и "Югэн" (тайнам, глубинам, и сокровенному, скрытому, таинственному), как однажды охарактеризовал Го Нобелевский лауреат - выдающийся японский писатель г-н Ясунари Кавабата. Сейчас же, отметим только тот факт, что история эта попала в государственные хроники!
Но продолжим наше путешествие через эпохи. Естественно, что, получив государственную поддержку и всеобщее уважение и одобрение, игра, вернее её понимание, стало углубляться и совершенствоваться. Го стала весьма популярной в народе, а искусные мастера поощрялись крупными денежными наградами и даже дворянскими титулами. При сдаче экзамена на государственный пост, чиновники проявляли также посредством Го и своё умение мыслить. А учитель Го никогда не страдал от голода и безработицы.
Сэнсэй (буквально – рожденный раньше, а по смыслу – старший духом, учитель), вообще очень уважаемая персона в Японии. Обращаясь к наставнику, или просто глубокоуважаемому человеку старшего возраста, японец не скажет "господин", он скажет "учитель". Этим подчеркивается уважение к возрасту, мудрости и профессиональному мастерству. Настоящий же учитель, то есть тот, который профессионально и непосредственно занят обучением молодёжи, тоже всегда вызывал в народе глубочайшее почтение.
Мы уже говорили, что Го-сэнсэю в те времена всегда находилась горсть риса. Многие из них просто бродили по городам и весям страны восходящего солнца, оседая на время, то тут, то там, и раздавая своё искусство всем желающим. И в каждой, даже самой глухой деревне они были желанными гостями.
Подобный образ жизни представлял собою своеобразное "хождение в народ" и не имел ничего общего с нищенствованием. В любой момент, пожелай кто-нибудь из них, и достаток и процветание были бы им обеспечены, ведь учителя Го в то время с радостью принимались ко дворам феодалов, а те почитали это за честь и престиж. Так что явление это гораздо ближе по сути и духу к просветительству и миссионерству. И это действительно так, поскольку Го несёт в себе помимо математических и бытовых знаний ещё и мощный философский импульс.
Нет ничего, что имеет начало, но не имело бы конца. Эта древняя мудрость заранее предупреждает нас о бренности всего земного. Звезда Го закатилась в 1868 году, который принёс Японии революцию "Мэйдзи". Микадо - японский император, покончил с сёгунатом и отстранил потомков Иэясу от власти. Затем он провёл реформы и преобразования, которые открыли дорогу развивающемуся капитализму.
Отметая и отбрасывая анахронизмы и пережитки прошлого, император Муцухито причислил Го к нелепостям феодального времени. Была закрыта Академия, а главы четырёх ведущих школ вместе со своими учениками оказались в опале. Прекратил свое существование и праздничный турнир "Осиро-го", и многие другие романтические традиции и ритуалы прошедшей эпохи.
Нет худа без добра, а добра без худа, - гласит другая древняя мудрость. 1868 год, нанеся удар по Го внутри Японии, выплеснул Вечную игру в Европу вместе с волной дипломатов, военных, торговцев и специалистов. Микадо решительно покончил с традиционной политикой самоизоляции своей островной империи.
Немецкие специалисты, работавшие в то время в Японии, по возвращению на родину привезли с собой знания и умения Го, а также ту преданность и любовь к игре, которая так свойственна её поклонникам.
Не удивительно, что в Германии Го пустила, пожалуй, самые глубокие корни в Европе. Правда, не особенно отстают от неё Голландия и Бельгия, а также Великобритания и страны, возникшие на месте Австро-Венгерской империи.
В империю Российскую же Го, а вернее вей-чи, была привезена ещё в XVIII веке экспедициями и дипломатами, посетившими Китай. Но, к сожалению, как и многое другое в России, Го осталась в "долгом ящике". Да и где нам было-то? Это с нашими-то размерами и социальными потрясениями?
Привозили в Российскую империю описание игры и монахи православных миссий из Японии, Кореи и Китая, но эффект был тот же. Всё тонуло в бюрократических водоворотах "Северной Пальмиры". До Украины же, которая была в то время далёкой провинцией огромного государства, не доходили даже слухи.
А что в самой Японии? Революция "Мэйдзи", нанесла серьёзный удар по Го, но одновременно приготовила почву для небывалого расцвета игры. Так садовник, порой, срезая ветви абрикоса, направляет всю его жизненную силу от корней к обновленным побегам. В течение нескольких десятилетий великие игроки и магистры Го с трудом сводили концы с концами, и еле-еле могли содержать себя и небольшую группу учеников. Но в начале XX века положение резко изменилось. Ведущие японские газеты поддержали Го и оказали финансовую помощь ассоциациям игроков. Крупнейшие издательства стремились увеличить свои тиражи, и выступили инициаторами игр и турниров между знаменитыми игроками и школами.
Так родился бум Го, захлестнувший страну и затронувший даже её соседей. Эхо популярности Го подтолкнуло к возрождению Вей-чи в Китае, где в годы курса Мао Дзедуна и, так называемой, «культурной революции» традиции игры почти погибли. Правда, Тайвань послужил на это время убежищем для вей-чи, игры, пришедшей из седой китайской старины.
Традиционное соревнование и соперничество двух великих культур служит дополнительным импульсом к развитию Го-Вейчи, и как спорта, и как традиционного искусства для каждого из народов. Третье направление - корейское Го, особенно динамично стало развиваться после окончания корейской войны и укрепления экономического положения Южной Кореи.
Бадук - преподаётся во многих корейских школах наравне с математикой и родным языком. Игра чрезвычайно популярна на полуострове, а лига корейских профессионалов высочайшего класса насчитывает сотни Мастеров.

Впрочем, боюсь, что за то время, пока я готовил эту книжку к изданию, многие приведенные в ней цифры просто успели устареть. Ведь последние полтора десятка лет можно назвать настоящим бумом Го в Южной Корее. Игра стала национальным достоянием и общей гордостью корейцев. Бадук практически постоянно транслируют по нескольким каналам телевидения. Задачи «цуме-го», конкурсы и репортажи с основных соревнований ежедневно печатаются большинством газет. Тактику и стратегию игры изучают в бизнес-школах. Существует и высшее учебное заведение – Институт Бадук. В общем – все не на шутку.
В Японии в Го играют сегодня более десяти миллионов любителей, причем все они имеют спортивные разряды. Многие из них организованы в клубы и секции, но с правилами Го и азами игры знакомо практически все островное население почти поголовно. Играми профессионалов руководят две организации: Нихон Киин (Японская ассоциация го), основанная в 1924 году, и Кансай Киин, основанная в 1950 году в районе Осаки.
Профи обеих соперничающих групп состязаются на больших турнирах, в число которых входят уже известные вам "Мэйдзин", "Хонъимбо", а также Дзю-дан (десятый дан), Кисэй, Отэай и т.д. Игры широко освещаются ТВ, радио и прессой. Кроме того газеты печатают и сами партии с комментарием и анализом. Каждый турнир дополнительно издаётся отдельным сборником, а призёры получают астрономические гонорары. Общие тиражи книг и журналов посвящённых Го в одной только Японии превосходят количество шахматной литературы во всём мире!
Аналогичные ситуации сложились в Южной Корее, и в Китае, материковом и островном. Правда в Тайбее существует еще и Образовательный Фонд Го г-на Инга, который не просто поддерживает Го на острове, но и финансирует множество международных проектов, связанных с развитием детского и юношеского вей-чи. На протяжении ряда лет Фонд спонсировал и чемпионаты Европы, проводимые Европейской Федерации Го, которая осуществляет свою деятельность с 1956 года. Кстати, она стала первой в мире (!) международной организацией любителей игры, опередив на 26 лет ВФГ - Всемирную Федерацию Го, которая была создана в марте 1982 года и имеет штаб-квартиру в Токио, на улице Гобанов (!), в здании Нихон Киин (Японская ассоциация Го).

Несколько слов, наверное, нужно было бы сказать и об изменениях, произошедших в мире Го в связи с бурным развитием тонких информационных технологий. Новые средства связи, компьютеры и Интернет – стремительно меняют облик привычного для нас мира. Меняемся и мы вместе с ним.
Говорят, что Го – это своеобразное отражение Большого Мира. Может ли отражение не соответствовать оригиналу?
Сегодня десяток мощных сетевых игровых серверов круглосуточно дежурит в реальном времени, обслуживая текущие партии тысяч вейчистов изо всех уголков планеты. Количество Интернет-сайтов и Интернет-порталов посвященных Вечной Игре напоминает какие-то астрономические величины, а мобильный телефон со встроенным WAP и стандартным набором игр, включающим Го, тихонько попискивает практически у каждого в кармане. Не существует, мне кажется, такого места на Земле, куда не заглядывают спутники связи или не доходят радиоволны связи мобильной. Так что не сильно расстраивайтесь, если в вашем населенном пункте для вас не найдется партнера для игры. Связь! Вот решение.
Кстати, вы уже обыграли свой мобильный телефон? Если нет, то, опять же, не расстраивайтесь. Это случится очень скоро, если вы продолжите занятия. Компьютеры по-прежнему всё ещё очень слабо играют в Го.
Тем не менее, сравнительно давно проводятся ежегодные Чемпионаты мира среди играющих компьютерных программ. И относительно скромные успехи электронных вейчистов объясняются не неумелыми действиями программистов, а невероятной сложностью задачи. Страшно подумать, но общее число вариантов ходов в Го превышает количество атомов в обозримой части вселенной!
Так что награда в полтора миллиона американских долларов, обещанная за победу машины над любителем первого дана, все еще ждет своего героя.
Виртуальные технологии и всемирная паутина открыли доступ десяткам миллионов поклонников Леди Го к её библиотеке. Сотни томов на десятках языков доступны теперь любому мальчишке прямо из дому или через Интернет-кафе.
Учиться - лучше, прибегая к помощи наставника. Это знают все. Сэнсэй – называют его в Японии, и Шифу – в Китае. Во многих крупных городах России и Украины сегодня открыты классы по обучению Го. В большинстве случаев в них преподают вейчисты достигшие мастерского (дан) уровня игры. Подобные классы есть и в Интернете, в том числе и на русском языке.
На последних страничках этой книжки вы найдете перечень основных Интернет ресурсов на русском языке. Там же – их краткое (очень!) описание.
Путеводитель по Го-Интернет-ресурсам еще ждет своих авторов и издателей. Думаю, это дело недалекого будущего. А пока множество людей играют в Го, даже не представляя себе лица своего соперника, и, часто, не понимая языка, на котором тот пытается общаться. Таковы, увы, реалии сегодняшнего дня.
Конечно, сказать по правде, игра в Интернете это – не совсем то Го, в которое ведут Учителя. Истинное Го возможно только «вживую». Но, для одиночек и новичков Интернет-Го – это оперативное и достаточно неплохое решение проблемы партнерства, по крайней мере, на первых порах. Так что сегодня даже одинокий провинциальный любитель Го не оказывается за пределами информационной поддержки клубов и федераций, которые активны практически во всех крупных городах планеты.
Так было не всегда. Первые публикации о Го в широкой печати на русском языке относятся ко временам так называемой Хрущёвской оттепели. Они послужили причиной появления в СССР любителей-одиночек, в результате активности которых, уже в семидесятые годы начался быстрый рост количества и качества поклонников Вечной Игры.
После распада Советского Союза национальные федерации Го России, Украины, Литвы, Латвии и Беларуси стали полноправными членами Европейской и Всемирной Федераций. Существенных успехов добились украинские и российские вейчисты в международных соревнованиях. Среди них бронзовые, серебряные и золотые награды с Чемпионатов Европы, золотые медали с юношеских соревнований и победы в различных крупных европейских турнирах. В общем, Украинские и Российские мастера чувствуют себя вполне уверенно на всех любительских состязаниях любого уровня, включая чемпионат мира, но вот до уровня дальневосточных профи им пока ещё далековато.
1995 год стал замечательным для всего европейского Го, а для украинского Го в особенности. Пятнадцатилетний Киевский школьник Дима Богацкий в напряжённой борьбе завоевал бронзовую награду на Чемпионате мира среди юниоров в Сеуле, оттеснив представителя Тайваня на четвёртое место, а Мики Арасаки из Японии - на шестое.
Такого ещё не было. Впервые за многовековую историю Го европеец опередил "дальневосточных тигров"! И вдвойне приятно, что победителем стал наш с вами соотечественник. Однако следует оговориться, что это всё же юниоры, пусть и очень сильные, но всё-таки юниоры. До уровня профессиональных турниров высшего ранга европейцам ещё очень и очень далеко.
Впрочем, движение начато. Александр Динерштейн и Светлана Шикшина – вот имена первых российских вейчистов сумевших с помощью своих тренеров и корейских наставников преодолеть рубеж 1-го, а затем и 3-го профессионального Дана. Не отстает от них по классу игры и подросший за это время Дмитрий Богацкий.
И всё же… Для серьёзной борьбы за основные титулы планеты ещё нужно не малое время и усилия.
Но как бы ни была далека цель, нам снова пора трогаться в путь. Привал окончен.




© Константин Эдуардович Возников, 2014
Дата публикации: 05.03.2014 05:05:37
Просмотров: 5548

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 69 число 61:

    

Отзывы незарегистрированных читателей

прот. Алексий [2015-10-23 11:59:22]
Замечательный текст! По- хорошему легкий, информативный и увлекательный. Как не хватало какой - нибудь такой книги во времена, когда мне довелось учиться правилам - в 80- 83гг.
Прекрасный язык и некая вдохновленность автора, думаю, обеспечат книге прекрасное будущее и она станет заметной ступенькой "лестницы в небо", по которой пойдут новые поколения поклонников великой игры.

Ответить
Благодарю вас, отец Алексий, за лестную оценку. С удовольствием отправлю экземпляр в подарок, если сообщите адрес. Уверен, что человек, прикоснувшийся к вечной игре, сумеет употребить эту книгу на благое дело. Кстати, она покинула типографию весной 2014, буквально на пороге Крымской весны. Для связи: stozhar@gmail.com