Альфия Умарова
Полученные рецензии (всего - 45) Альфия Умарова [2015-03-29 22:59:51]
Мила, спасибо на добром слове. На самом деле это очень незатейливая зарисовка. Незатейливая, но искренняя. Мило. Грустно, но жизнеутверждающе. Коротко, но может вырасти в рассказ. В общем...автор, вероятно, педагог. Ответить История очень драматичная – скорее, здесь хороший сюжет для кинофильма. А как проза – сделано не совсем удачно. Несколько затянутое, скучноватое начало, и, самое главное – все слишком строится на сюжете, а не на внутреннем динамизме. Такая история могла случиться в жизни, да, она волновала бы сердце именно своим реализмом – но что дало перенесение ее в литературу? Очень мало. Только иногда ритм прозы становится художественным и создает настоящее напряжение:
«…Там вошла в воду - прямо в платье и босоножках, дошла до глубины и… поплыла. Выбралась на песчаный берег островка посредине реки. Села, обхватив колени руками. Над рекой стоял туман, от воды шел пар, вставало солнце. И Нину трясло - от утренней прохлады, мокрой одежды и внутренней дрожи. В горле стоял ком, но слез не было. Так и сидела у воды, мокрая, дрожащая, с сухими пылающими глазами…». Или это: «У нас, мама, не Танька слепая, а ты…» Но таких моментов мало. В этом рассказе есть тот недостаток, что был когда-то у наших неплохих писателей-деревенщиков советского времени: слишком много суровой искренней правды, но мало художественности. Нужно не рассказывать, а показывать. Это не всегда надо делать впрямую. Вспомните рассказы Хэмингуэя, Чехова, Бунина. Там ведь не просто было пронзительное, реальное описание жизненного факта – там - и это самое главное - еще есть внутренние, «подводные» течения прозы. То, что и делает литературу литературой. Как это выражается? У всех по разному… Вот в этом рассказе надо бы сделать так, чтобы читать многие моменты в нем было бы не скучно прежде всего. Удавалось же так нескучно и по настоящему глубоко создавать образы автору в рассказе о молодой и старой Петровне… забыл сейчас его название. Там ведь просто симфония, песня была, эпос лился. А здесь – идея пронзительная, но написано как-то слишком жизненно, реалистично, что ли. Словно автор старался ничего не упустить и пересказать дословно то, что было на самом деле. А надо, мне кажется – сочинять. Точнее – создавать - нечто авторское на основе того, что случилось в реальности на самом деле. Ответить 2+2 =4 Все правильно. И объяснения подруги Алины в конце – ожидаемы. Словно на приеме у психолога. Все хорошо, бойко написано, но не очень художественно. Потому что здесь нет тайны. А тайны нет, потому что есть у героев рассказа в их поступках только лишь человеческий эгоизм, но нет человеческих чувств. Есть у них постоянная логическая попытка все понять, взвесить, рассчитать какой-то эликсир удачи – и при этом сыграть, соврать, причем, эксплуатируя самые глубокие человеческие чувства: нам врут, что нас любят, так и мы будем врать, что они гении… Ничего не волнует, так пишутся неплохие увлекательные женские романы, где подлинность переживаний заменяется их симулякрами. Да, конечно, эти люди из рассказа не выдуманы, их много в жизни – но разве жизнь такими людьми прекрасна? Да, ими. Но как раз тем, что в них скрыто. Она прекрасна тем, что есть у них в глубине души, у каждого человека, и писатель (художник) обычно эти хрустальные глубины вскрывает, как бы пыль протирает… Внутри все не так, там нет логики и игры, там два плюс два не равно четырем… Альфия, вы просили моего мнения, я его сказал, надеюсь, тут обиды никакой, тем более что сам я не такой уж мастер и мне мало что удается. Просто такой вот мой взгляд на искусство слова вообще. Ответить Альфия, "Игру" я прочитал, как вы просили. Мое мнение, разумеется, весьма субъективно. Любое произведение я сужу по тому, стало мне лично немного лучше, светлее, появились какие-то новые мысли, или нет. После этой миниатюры мне осталось никак. Почему? Может быть, здесь есть многое, но нет главного - глубины переживания одиночества. Например, если в ващей миниатюре с шоколадными глазами чувствовалась легкая, но феерическая жажда жизни, то здесь тема задана глубже - но глубоко не вскопана. Вот вышла эта главная героиня из магазина с этим мужчиной,разъехались они, а для меня: ну и что? А почему она одинока со своими сыновьями, какие черты ее характера привели к этому, что делала в жизни не так, как она жила - хоть намеком бы дать, как это умел Чехов одной-двумя глубинными предложениями?...Вот в вашем рассказе с судьбой умирающей одинокой старушки - там сердце волнует. А здесь нет. Я понимаю - это всего лишь миниатюра. Но и это - всего лишь мое мнение.
Да, подумал, сейчас, что в рассказе есть все-таки в самом начале намек, штрих на то, почему так сложилась ее жизнь : "Она все делала правильно" Всегда, во всем - правильно. А надо, может быть, было иногда сделать что-то крайне неправильно... И не было бы этих игр. Но вот этот штрих в рассказе пропадает и не усиливается где-нибудь в конце. Рассказ ведь, как и любое другое произведение - это ведь целый созданный мир, с его рождением, смыслом, потерями, достижениями, смыслом. Если бы Бог создавал наш мир, как недописанную миниатюру - что бы получилось? Ответить Это настоящая проза. Та вспышка случайностей, когда нечто рождается вдруг, и сразу со всем смыслом и подсмыслами, и объяснять ничего не надо - все сразу понятно, все прямо входит в сердце. Это как в жизни на самом деле: ничего, что есть самое главное, самое пронзительное - нельзя объяснить, доказать, понять. Надо только просто любить без объяснений. Правда, мне лично не хватает точных литературных попаданий, удачных метафор, вроде этой: "Цепляется за жизнь, бегущую быстрым весенним ручьем сквозь пальцы, - таблетками, травами, скипидарными ваннами..." - то, что делает прозу литературой, живописным полотном. Но в данном случае это и не очень важно. Ответить В этой мини-зарисовке есть прекрасное место: горячие глаза цвета шоколада. Убери их, и все станет тривиально. А так - нет. Вообще рассказ похож на отличную мини на красивых ногах посреди обычного города и невзрачного пейзажа. Такое почему-то возникло сравнение... Ответить "Просто о жизни"... такова ткань Ваших рассказов. И понимаешь, что жизнь так сложна, что никогда не постигнешь ее смыслов, и такие она выдает изгибы, что каждый раз удивляешься заново. Эта история, рассказанная Вами, очень точная и правдивая. Я даже удивилась - откуда у Вас, молодой женщины,такое тонкое знание всех оообенностей старческой жизни(мне-то они хорошо известны). И так мне жалко Вашу героиню, несмотря на все ее грехи и ошибки. Это такая больная тема - отношения родителей и детей. Как бы ни были родители виноваты( ну, конечно, кроме совсем ужасных, преступных случаев), Я ДУМАЮ, ЧТО ДЕТЯМ ВСЕГДА СТОИТ ПРОЩАТЬ СТАРИкОВ. И вообще надо научиться прощать.
Что касается литературной стороны рассказа,очень хорош язык, особенно в первой части, где повествование идет устами героини. Я всегда завидую знанию такого языка - как говорят "на улице" - и вместе с тем умению сохранить чистоту речи. Очень хороший рассказ! Ответить А мне очень по душе такой финал. Если Вы когда-нибудь дочитаете мою "Соню Батурину", увидите - тоже именно такой там конец.
А вообще - так горько, грустно читать такие истории. Ну,действительно "просто о жизни". И меня всегда охватывает почему-то чуть чуть виноватое чувство - словно я живу в другом измерении, и со мной этого не может быть, а другим помочь гнечем да и невозможно было бы. Проблема параллельных существований... А все ведь рядом с нами, сравнительно благополучными... Ответить Светлана Оболенская [2009-03-31 09:21:17]
Рецензия на: Альфия Умарова - "Скорый. Фирменный (Под мерный стук колес)" С большим удовольствием прочитала Ваш рассказец. С самого начала очень понравилось - так живо описано начало поездного путешествия, которое я очень,очень люблю. Я и спала всегда прекрасно в поезде на этих чуть влажных простынях, и поглядывала ночью,когда все уже спят, в окошко - что там, в пути? - и тут же легко засыпала. И все разговоры,все времяпровождение вагонное - очень достоверно,узнаваемо и очень "вкусно" написано. Спасибо. Ответить Очень хороо, и анекдот Никулина понравился, Я думаю, что с тех - советских времен все так изменилось, так усовершенствовалось, что лыковские мужички со своим словарем сейчас очень уступали бы студентам в мастерстве нецензурной лексики. А про себя скажу: мое отношение к мату совершенно изменилось с тех пор. Употреблять его я не научилась и уж не научусь, конечно, но я абсолютно смирилась с ним в литературных произведениях и даже считаю его очень полезным, если он служит раскрытию мысли автора или характеристике героев. Наверное, это началось для меня с Венички Ерофеева, с его "Петушков". Ответить Матерщина это яркая, порой неадекватная психологическая реакция человечества на внешнее воздействие окружающей среды.
Кто-то видит в этом компенсационный механизм для частичной нейтрализации отрицательного воздействия внешней среды, кто-то считает её сленговым атавизмом с которым необходимо бороться все допустимыми методами - вплоть до расстрела. Жесточайшие споры по поводу искоренения или, наоборот, поощрения этого социального аффекта, существующего, как на уровне отдельной личности, так и на уровне всего славянского социума, так вот эти споры идут с переменных успехов в продолжение многих веков покуда существовал человек. Когда одна из сторон начинает применять мат в качестве аргументов, то перевес в споре становится на стороне применяющих его, когда разнообразие недопустимых, асоциальных оборотов из хулиганских слов иссякает, перевес превращается в его противоположность - недовес. Но за последнее время, как мне кажется, намечается прорыв в этом споре в сторону, которая удовлетворит всех участников этого непримиримого, великого противостояния. В настоящий исторический период, даже на уровне правительственных указов идет повсеместная борьба за чистоту нашей речи, особенно устной, и в кабинетах правительственных органах разрабатываются, в духе рыночной экономики, все различные схемы штрафных механизмов, которые должны способствовать пополнению бюджета страны за счет матерящейся публики. Чем больше матерщины - тем больше штрафов – тем богаче становится наша страна. Вот намечающийся идеальный принцип борьбы с этим асоциальным явлением. Как мне показалось, Вы правильно подметили, мой любимый автор, одну неувязочку - по мере уменьшения числа матерящихся, уменьшаться и денежные поступления в казну, что может поставить страну на грань экономического коллапса, как, в своё время, масштабная борьба с алкоголизмом поставила государство в ряды слабо развитых африканских стран. Чтобы такого не случилось и мат в своем развитии и тем самым упрочении экономики страны продолжал процветать на радость нам и нашим детям, нужно вырабатывать стимуляторы поощряющие его. Ваша миниатюра является как бы примером такой стимуляции. Смех её, миниатюры, вызванный появлением новой поросли матерщинников, обладает не убийственным, а стимулирующим воздействием на живучесть всеми нами любимого, в той или иной мере, мата. Да будет он во веки веков на здравие славянских народов. Ответить Виктор Борисов [2009-03-28 12:36:29]
Рецензия на: Альфия Умарова - "Скорый. Фирменный (Под мерный стук колес)" Просто шикарно.
Супер.!!!!!!!! И, наверное, буду и в дальнейшем, после каждого прочтения, писать так же восторжено и однозначно. Сколько раз прочту - столько и восхищусь. Ответить " ... Хочешь добрый совет на будущее? Знаешь, Алин, чем бы ты взяла этого Виталика? Только не смейся. Скажи, а ты пыталась ему внушить, что он - гений? Зря улыбаешься, дорогая! От этих слов он бы попал в зависимость от тебя, как наркоман. Мужику внушить это - перво-наперво, если хочешь его завлечь и накрепко привязать. И не важно - в чем он гений! Всегда найдется сфера, в которой мужчине хотелось бы ощущать себя на голову выше других. Уверяю тебя, для постели он и другую нашел бы, а вот слушать о своей гениальности...
Для них это так же важно, как нам, женщинам, признание, что любят нас не только за красоту, но и за нашу прекрасную душу. Ведь знаем, что врут, а все равно что бальзам на сердце!.. Спрашиваешь, кто из женщин станет утверждать всерьез о гениальности своего мужчины? Отвечу: только умная и даже мудрая женщина. А ты разве у нас не такая?! - хитро улыбнулась Софья ". Это не Софья улыбнулась , а Альфия ! Правильно мыслишь , о женщина ! Любой мужчина - гений , и тут не может быть двух мнений! Ответить Георгий Лахтер [2008-11-11 19:39:47]
Рецензия на: Альфия Умарова - "Ташкент, родители, железная дорога... " Всё знакомо до боли. "О, шашлык - это просто песня! Ароматы дымка, маринада, лука, взбрызнутого капелькой уксуса..." Краски Ташкента переданы сочно. Спасибо!Захотелось на Родину. Ответить Михаил Лезинский [2008-11-08 16:08:29]
Рецензия на: Альфия Умарова - "Скорый. Фирменный (Под мерный стук колес)" Знакомая картина! Помотался я по Руси великой , а по миру не наездился и понял , прочитав вас : нет ничего милее , как ездить просто пассажиром . Туда-сюда , сюда-туда ... Было б КУДА !
Здоровья вам , Альфия Умарова , в поездках . И всегда возвращаться туда , где вас ждут! Ответить Тамара Ростовская [2008-11-01 19:46:22]
Рецензия на: Альфия Умарова - "Скорый. Фирменный (Под мерный стук колес)" Замечательно.Очень живые картинки и диалоги.Будто и я с вами еду.Я редко смеюсь,но в одном интересном месте заржала.Кажется, опечатка переоделись в тренинги.Проверьте.Спасибо за живой,интересный рассказ. Ответить Да, Альфия, претензий к профессионализму письма и на этот раз никаких. И читается захватывающе. Но... Кажись со страстями-то перебор? Черт его знает... В общем, для меня лично "Признание" на голову выше этого рассказа. Ответить |