Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Московский дворик Поленова

Евгений Девиков

Форма: Стихотворение
Жанр: Гражданская лирика
Объём: 68 строк
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


На дивном берегу Оки
неподалёку от Тарусы
возили камни мужики,
ровняя донные “торосы”.

И говорили меж собой,
открыв бутылку об колено,
что в этой заводи речной
купальню делает Поленов.

Сюда он ездил на пленэр*
когда желтели клёнов листья.
Он молодым давал пример
искусной и правдивой кисти.

И объяснял ученикам,
что значит в живописи честность :
―Поверьте собственным рукам .
Они вам принесут известность!

Природа хороша собой.
Вы, живописцы, с ней не спорьте
и небо краской голубой
не троньте, чтобы не испортить.

Пишите просветлённо быт,
отмытый от мещанской грязи.
Быт живописцами забыт,
но не в быту живём мы разве?

...Тот мир, к которому он звал,
от слёз и горестей был горек,
и для души он создавал
лужайчатый “Московский дворик”. **

―Но полно Вам, – звучал укор.
За критику не обессудьте,
а то, что Вы зовёте "двор",
на самом деле перепутье.

Там две тропы, как две судьбы
сошлись у общего колодца,
и одиноко близ арбы
играют дети чем придётся.

Вдали бабёнка семенит,
выплёскивать ведро помоев.
Нашёл ли здесь Ваш светлый быт
отображение живое?

Ах, критики! Ах, знатоки,
вы смотрите насквозь и дальше.
Гляжу на Русь из-под руки
и сердцем не приемлю фальши.

Лужайка солнцем залита.
Трава, былинки да цветочки ―
божественная красота
в отрадном сердцу уголочке.

А замкнут ли забором двор,
где нежится босое детство, ―
мой не об этом разговор,
а что им выпадет в наследство:

те купола, та чистота ,
вся эта свежесть и натура,
иль унижений маята
и лавочник, глядящий хмуро.

Он был художник, и мечту
лелеял без восторгов внешних.
Полотна посвящал Христу,
стоял за праведных и грешных.

И это был его Христос ― ***
не замордованный мессия.
Он сердцем зорок, ликом прост
и за спиной его ― Россия.

——
* Пленэр ― вольный воздух. Живопись на пленэре художники предпочитают живописи в помещении.
** Василий Дмитриевич Поленов, "Московский дворик". 1878. Пейзаж. Масло.
*** Цикл полотен Поленова, посвященный Иисусу Христу. Художник , работая нал циклом, не придерживался строгих религиозных канонов в изображении образа Христа и потому подвергался преследованиям царской цензуры. Картина "Христос и грешница" была допущена к выставке только с разрешения императора Александра III, а выставка цикла "Земная жизнь Христа" в 1904 году открылась только после комиссионного обследования полотен гражданской, военной и духовной цензурами.


© Евгений Девиков, 2014
Дата публикации: 22.07.2014 02:08:09
Просмотров: 2450

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 59 число 31: