Московский дворик Поленова
Евгений Девиков
Форма: Стихотворение
Жанр: Гражданская лирика Объём: 68 строк Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
На дивном берегу Оки неподалёку от Тарусы возили камни мужики, ровняя донные “торосы”. И говорили меж собой, открыв бутылку об колено, что в этой заводи речной купальню делает Поленов. Сюда он ездил на пленэр* когда желтели клёнов листья. Он молодым давал пример искусной и правдивой кисти. И объяснял ученикам, что значит в живописи честность : ―Поверьте собственным рукам . Они вам принесут известность! Природа хороша собой. Вы, живописцы, с ней не спорьте и небо краской голубой не троньте, чтобы не испортить. Пишите просветлённо быт, отмытый от мещанской грязи. Быт живописцами забыт, но не в быту живём мы разве? ...Тот мир, к которому он звал, от слёз и горестей был горек, и для души он создавал лужайчатый “Московский дворик”. ** ―Но полно Вам, – звучал укор. За критику не обессудьте, а то, что Вы зовёте "двор", на самом деле перепутье. Там две тропы, как две судьбы сошлись у общего колодца, и одиноко близ арбы играют дети чем придётся. Вдали бабёнка семенит, выплёскивать ведро помоев. Нашёл ли здесь Ваш светлый быт отображение живое? Ах, критики! Ах, знатоки, вы смотрите насквозь и дальше. Гляжу на Русь из-под руки и сердцем не приемлю фальши. Лужайка солнцем залита. Трава, былинки да цветочки ― божественная красота в отрадном сердцу уголочке. А замкнут ли забором двор, где нежится босое детство, ― мой не об этом разговор, а что им выпадет в наследство: те купола, та чистота , вся эта свежесть и натура, иль унижений маята и лавочник, глядящий хмуро. Он был художник, и мечту лелеял без восторгов внешних. Полотна посвящал Христу, стоял за праведных и грешных. И это был его Христос ― *** не замордованный мессия. Он сердцем зорок, ликом прост и за спиной его ― Россия. —— * Пленэр ― вольный воздух. Живопись на пленэре художники предпочитают живописи в помещении. ** Василий Дмитриевич Поленов, "Московский дворик". 1878. Пейзаж. Масло. *** Цикл полотен Поленова, посвященный Иисусу Христу. Художник , работая нал циклом, не придерживался строгих религиозных канонов в изображении образа Христа и потому подвергался преследованиям царской цензуры. Картина "Христос и грешница" была допущена к выставке только с разрешения императора Александра III, а выставка цикла "Земная жизнь Христа" в 1904 году открылась только после комиссионного обследования полотен гражданской, военной и духовной цензурами. © Евгений Девиков, 2014 Дата публикации: 22.07.2014 02:08:09 Просмотров: 2450 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |