Елена Сороколетова
Дневник (всего записей - 7) Елена Сороколетова [2009-07-10 22:03:14]
Ерофеев, да не Венедикт. «Если бестолковость – духовность, то мы духовны. Нам, по большому счёту, ничего не нужно. Только отстаньте» Показать отдельно Елена Сороколетова [2009-07-10 22:02:14]
Виктор Ерофеев - cool «Русские – позорная нация. Тетрадка стереотипов. Они не умеют работать систематически и систематически думать…По своей пафосной эмоциональности, пещерной наивности, пузатости, поведенческой неуклюжести, русские долгое время были прямо противоположны большому эстетическому стилю Запада – стилю cool…которому свойственны открытость, прозрачность, внутренняя эротичность, ироничность, подчёркнутая стильность…Мы – нервная, дёргающаяся, застенчиво-нахрапистая масса».
«Мы разочаровали Запад и в чём-то самих себя, оказавшись «другими», не такими, какими бы европейцы хотели нас видеть…Оказалось, что в европейском доме для нас нет даже того угла, который предоставили румынам и прибалтам…» Показать отдельно Елена Сороколетова [2009-07-10 22:00:43]
Виктор Ерофеев «Предсказуемый человек – не русское это дело»;
«Все идут в ногу, мы шагаем – левой. И это переполняет нас законной гордостью. Мы всех хотим научить ходить не в ногу…»; «Мы разочаровали Запад и в чём-то самих себя, оказавшись «другими», не такими, какими бы европейцы хотели нас видеть…Оказалось, что в европейском доме для нас нет даже того угла, который предоставили румынам и прибалтам…»; «В умении всё оправдать заключается русская правда». Признаюсь, люблю, когда мыльные пузыри лопаются. И за это благодарна Гордону, а также за то, что ему стыдно быть похожим на Ерофеева. Показать отдельно Елена Сороколетова [2009-07-10 21:58:32]
Максим Замшев О Г. Иванове …В негромких строчках, во многом искусственных, неожиданно пробивалась великая человеческая боль. Тогда ей было не перекричать шум времени, но сейчас мы её явственно слышим:
Лёгкий месяц блеснёт над крестами забытых могил, Томный луч озарит разрушенья унылую груду, Тёплый ветер вздохнёт: я травою и облаком был, Человеческим сердцем я тоже когда-нибудь буду. …Эмиграция, помноженная на эмиграцию (внутреннюю), дала годы поэтической немоты. Его поэтическое нутро словно залили пыточным железом, и стихотворный организм тщетно силился его переработать… Перед тем как умереть, Надо же глаза закрыть. Перед тем, как замолчать, Надо же поговорить. … никогда не поверишь, что в царской России могла произойти какая-то революция. Тосковали люди! Что поделаешь! По плохому не тоскуют. Не случайно говорят, что всё плохое забывается. Тосковал и Георгий Иванов. Но его тоска несколько иная. Его холодноватый аналитический ум не позволял ему распуститься в золотое ностальгическое нытьё. Его тоска выражалась удивительно достойно: Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только жёлтая заря, Только звёзды ледяные, Только миллионы лет. Ну что, господа моралисты, не по себе вам? Никак не вкладывается Иванов в концепцию потерянного монархического православного рая. Строчку "Хорошо, что Бога нет" не надо понимать как богохульство. Из стихотворного ряда следует совсем другая мысль. Хорошо, что Бога нет там, в России или там, где была Россия. Только с этой утешительной мыслью можно избавиться от чувства раскаяния за бегство, только с этой мыслью можно не думать о возвращении. Нельзя вернуться туда, где ничего нет. Невозможно! Вот это настоящая поэтическая боль гордого и сильного человека. Простота изложения только подчёркивает её. А вторая часть стихотворения только подтверждает всё вышесказанное: Хорошо - что никого, Хорошо - что ничего, Так черно и так мертво, Что мертвее быть не может И чернее не бывать, Что никто нам не поможет И не надо помогать. … в стихах Иванова царит жёсткость и отстранённость. Некоторые его пассажи многим режут ухо. Особо "тонко чувствующие люди" не могут простить ему строки: И неслось светозарное пение Над плескавшей в тумане рекой, Обещая в блаженном успении Отвратительный вечный покой. Так Юрий Кублановский назвал эти строки "метафизической безвкусицей". Хотя, на мой взгляд, это одна из самых трагических и высокохудожественных поэтических мыслей. Слово "отвратительный" в данном контексте характеризует как раз не вечный покой, а лирического героя. Надо прочувствовать драму русского человека, для которого незадолго до смерти даже вечный покой кажется отвратительным. То есть его что-то отвратило от вечного покоя. Это упрёк не Богу, а миру. Упрёк и Западу и Востоку, упрёк самой цивилизации. … Бедный мой ангел, прощай и прости!.. Дальше с тобою мне не по пути. Есть в "Посмертном дневнике" строки, которые замыкают жизненный круг Георгия Иванова. Уже чувствуя холод бездны, он вдруг рисует поразительной чистоты картину Зимний День. Петербург. С Гумилёвым вдвоём, Вдоль замёрзшей Невы, как по берегу Леты, Мы спокойно классически просто идём, Как попарно когда-то ходили поэты. Когда вдумываешься в эти строки, понимаешь, что так они и идут до сих пор, и только им одним известно, где кончается Нева, и где начинается Лета. Показать отдельно Елена Сороколетова [2009-07-10 21:56:01]
Сергей Довлатов "И вообще, чем провинились тараканы?
Может, таракан вас когда-нибудь укусил? Или оскорбил ваше национальное достоинтсво? Ведь нет же... Таракан безобразен и по-своему элегантен. В нём есть стремительная пластика маленького гоночного автомобиля. Таракан не в пример комару - молчалив. Кто слышал, чтоб таракан повысил голос? Таракан знает своё место и редко покидает кухню. Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилище гнусным запахом химикатов". Показать отдельно Елена Сороколетова [2009-07-10 21:54:31]
На смерть Довлатова. Сергей Довлатов (3 сентября 1941 - 24 августа 1990).
"Физическая избыточность... Комплекс исключительности... От горя защищаться бессмысленно. Может быть, даже лучше дать ему полностью вас раздавить - это будет, по крайней мере, хоть как-то пропорционально случившемуся. Если вам впоследствии удастся подняться и распрямиться, распрямится и память о том, кого вы утратили...Если нам удастся это сделать, то и помнить его мы будем дольше - как того, кто больше дал жизни, чем у неё взял". /Иосиф Бродский/ Показать отдельно Елена Сороколетова [2009-07-08 07:44:08]
Марк Богославский о поэзии "В начале всех начал поэзия есть сознание своей вины. Но всегда сквозь чувство вины, заслоняя и вытесняя его, проступает в поэзии сознание своей правоты - перед лицом бога, царя, природы, истории, своей собственной биологической греховности, слабости.
Поэт есть кентавр: существо, совместившее в себе скота и человека. Точно так же погибнет он, если вы эмансипируете его от благородства и величия в их крайних проявлениях. Убейте в поэте скотское начало, очистите его от него - поэт умрёт. . Стихотворец видит мир и свою душу сквозь слово. Не являет их в слове (это делают и учёный и романист), а видит сквозь слово. Слово - это его орган зрения. По меньшей мере, инструмент, с помощью которого он исследует свой внутренний мир и его окрестности. Это его бинокль, микроскоп, телескоп. Слово - это щупальца, с помощью которых стихотворец осязает. Это его чувствилище вкуса, тепла, холода, боли. …главное - это добыть истину, добыть её на такой глубине, где другие не бывали и где она (истина) иная, чем в более близких к поверхности слоях. Лишь умерев в языке, поэт может родиться как личность. Многоголосие - вот одна из решающих примет великой лирики. …гармония, проросшая из дисгармонии, гармония на фоне дисгармонии - тройное блаженство. Поэзия занимает особое - головокружительно высокое - место в ряду других форм духовного творчества. Она есть синтез абстрактного мышления, художественно-пластического восприятия мира, музыки и актёрства." Марк Богославский, поэт, эрудит (мой любимый учитель).г.Харьков [ ныне проживает в Израиле, Натания] Показать отдельно Страницы: 1 |