Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Музыка сфер ( по мотивам новеллы Г. Гейне "Флорентийские ночи"

Елена Савранская

Форма: Стихотворение
Жанр: Философская лирика
Объём: 161 строк
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


«…Наконец на сцене появилась темная фигура,- словно вышедшая из преисподней.
Это был Паганини в парадном черном одеянии, в черном фраке, черном жилете ужасающего покроя, какой вероятно, приписывался адским этикетом при дворе Прозерпины…» (Г. Гейне. « Флорентийские ночи» **)



Вступление , - диалог друзей :

-------------------------------------

МАРИЯ:
-…А Паганини? Скажите, Вы видели его?

МАКСИМИЛИАН:

- По счастью,- да! И даже Вам скажу,
он явно первый
Средь италийских знаменитостей,-
её краса и слава.
- По портретам, отнюдь не скажешь, что ему близки
Понятья красоты. Скорее, страшен!

-Да, но ни один портрет
не соответствует ему,
Сколь ни пытались,-
никто доподлинно не смог изобразить
и красками запечатлеть натуру мрачную,
Ну, разве что,- глухой
и очень странный живописец,- Лизер.
Он в нескольких штрихах сумел схватить
(в наброске карандашном) его необычайные черты.
Но так правдиво!
И то пугает, право и смешит,-
Как говорил он пафосно порой :
«Моей рукой,-
представьте что водил сам дьявол!»

- Он глухой, Ваш живописец?

- Совершенно! Но при том, читать как будто может
музыку по лицам музыкантов,-
даже в быстрых движениях пальцев!
-Что ж, известно,- существуют люди,
что как будто умеют видеть в жестах- звуки,
в звуках- краски!..
--------------------------------------------------

1.Скрипач

…Едва узнаваем в коричневой рясе, что скрывает члены,
Со странным, искаженным неведомым страданием лицом,
Он возвышается,-словно мрачный дух- над морской стихией…
Сумерки, море в окрасе пламени солнца (оранжево- красном…)
Одеяние не скрывает босых ступней, что попирают обветренные скалы.
-------------------------------------------

Он завис над мрачной бездной,
над котлом завис кипящим :
Ряса, капюшон и пояс из веревки.
Странно руки, что длинны и худощавы
в одержимости трепещут,-
плоть, смычок, в одном порыве.
Руки, струны - там едины.
В мрачной бездне тонет небо:
Воды там закат окрасил
уходящего светила
инфернально - алым светом.
Странных глаз его блистанье,
тайных, скрытых сил сиянье
капюшон сокрыл. Но губы...
Губы тонкие все шепчут.
Что плетут они - заклятья?
Не мечтают ли однажды
вызвать демонов из Ада
или духов,- силы бури
окликать в небес лазури?

Чают выпустить из моря
заточенных в тех глубинах,
в безднах моря погребенных.
(А смычок все режет воздух,
привлекая гул глубинный
бездн морских и высей неба).
Чародей, колдун? - Стихии
гонят волны. Стонут ветры,
Поднимая гул частотный,
Вторя ветрам завываньем.
Из глубин далеких моря
откликаются те силы:
свергнуты из Сфер небесных,
спрятаны царем и в бездне
за печатью Соломона
бьются в крепости железной.

2. Соломон*

Соломон, мудрец - правитель
бросил те горшки во глуби.
Но в лучах заката море
все доносит вопли горя.
Вторят стонам дерзкой скрипки
Скрежет, гул и завыванья...
Ближе вой. Чудовищ злобных
появились очертанья :
крокодил с крылами мыши,
бородатые тюлени
и с оленьими рогами
на главах ужасных, змеи.
Взгляд существ прикован к скрипке,
К взмахам рук костлявых, бледных.
Приближаются к утесам,
Простирают лапы, крылья.
И все ближе стоны, крики.
Мастер, что в порыве странном
капюшон с главы отбросил
Страшен взор. Власы как змеи,-
кудри черные обвили
бледное чело и скулы.

Но пропало наважденье,-
Он один. Уж нет виденья.
(Лишь в поклоне молчаливом
На лице его без грима
странная улыбка мима...)
Кто он? - темный маг искусный,
Жрец стихии, демон скрипки?
Резкие его движенья
Словно взмахи черных крыльев
Демона печали,- бездны
помрачающей сознанье,
убивающей надежды.
Или он всего лишь мастер
звуки извлекать,- что душу
так волнуют страшным пеньем,
в музыку вплетая ветры?

3- Музыка сфер

Музыкант приладил скрипку
К подбородку, что привычно
стал опорой ей. И руки,
струн союз,- рождают звуки.
Вновь удар смычка! И снова
началось преображенье,
изливаясь вдохновенно.
Звуки ширились, вздымались,
Множились, как звук хорала
В сводах гулко отражались.
Бились,- будто места мало,-
вширь и ввысь! Но все пространство
Не объять телесным оком,-
лишь духовным, дерзновенным.
В том пространстве СФЕР мерцанье,
изливающих сиянье.
Льется музыка. В ней скрипка
И скрипач. там светлом лике,
сам как ангел средь Великих,
озарен сияньем света
Новый Человек- планета.

Музыка небес, движенье,
Сфер чудесное вращенье.
В них фигуры пилигримов,
Что влечет неодолимо
Эта музыка, как знамя.
Та, что в нашем сердце снами
Та, что остается с нами!
Странники поют и скрипка
Вторит им с восторгом девы...
И сплетаются напевы:
То как шепот вод печальны,
То звенят как рог пастуший,
то как струны арф и пенье,
То как гимн победный, властный,-
Все равно они прекрасны,
созданы с благоговеньем!
(Им внимают разве- сердцем,
Но внимают с восхищеньем! )

--------------------------------------------------

* Согласно легенде, царь Израильско-Иудейского государства Соломон ( около 965 - 925 гг до н. э.) владел чудесным перстнем- "Соломоновой печатью"- с помощью которого он укрощал демонов.

**
… Новелла "Florentinische Nachte"- едва ли не единственный опыт Гейне в этом жанре. Присутствие главного героя- весьма иронического рассказчика- несколько изменяет серьезность повествования…
Суеверные ЛЕГЕНДЫ,- окружавшие личность виртуозного скрипача Паганини, преподносятся здесь в характерном для Гейне ироническом обрамлении…
…Вместе с тем,- само описание игры Паганини и производимого ею впечатления рождает отношение несколько романтизированное - в чем прослеживают явное влияние творчества Э. Е. А. Гофмана.


© Елена Савранская, 2011
Дата публикации: 13.10.2011 20:11:28
Просмотров: 2849

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 16 число 50: