Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Петр Муратов



Послушание духовному учителю: польза и вред

Наталья Гвелесиани

Форма: Статья
Жанр: Размышления
Объём: 8310 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Наталья ГВЕЛЕСИАНИ


ПОСЛУШАНИЕ ДУХОВНОМУ УЧИТЕЛЮ: ПОЛЬЗА И ВРЕД


Часто в наших церквях - как христианских, так и представляющих религии Востока - можно услышать призывы к послушанию.

Но что подразумевается под словом "послушание"?

Чаще всего под этим словом подразумевают - отказ от своей воли.

По умолчанию предполагается, что она - непременно "злая", то есть состоящая из греховных желаний падшего человеческого естества.

Даже если б это было и так, то - простое подавление или самоподавление, в лучшем случае, приведут лишь к невротическим реакциям.

А в худшем - сделают индивида ведомым "бараном", даже если он и выбьется в дальнейшем в своей среде в лидеры.

У нас люди не привыкли руководить собой - сами (это считается чуть ли не ересью), они послушно идут за некими лидерами - за теми, кто сегодня более обольстителен. А потом - так же, не думая - устремляются за другими "пастухами", сменившими прежних в результате конкурентной борьбы.
Причем, "пастухи" - это тоже ведомые. Их ведут такие же ведомые - рангом повыше.

Это потому что их всех когда-то учили - идти за чужой волей.

А это - сатанинский подход. Он превращает людей в социальных роботов - прекрасный объект для манипуляций.

Ведь только своей волей и своей головой можно выбирать между злом и добром.

И уж тем более - между преходящими и Вечными божественными ценностями.

А своей головы и воли - нет.

Добрая воля - это воспитанная, а не подавленная воля, зло из которой вытеснено в подсознание и незримо подтачивает все человеческие поступки, мешая обрести подлинное счастье.
Настоящая педагогика - это антиавторитарная педагогика (Например, вальдорфская педагогика, гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили, педагогика основателя детского отряда «Каравелла» писателя и педагога В. П. Крапивина).

Антиавторитарная - не значит, что воспитатели пускают воспитание на самотек или что воспитатель не пользуется у воспитанников авторитетом. Все как раз наоборот. Разница в том, что тут не требуется отказ от своей воли и умения мыслить, а не наоборот.

Какое же это имеет отношение к духовному учительству? Можно ли применить принципы антиавторитарной педагогики к духовному водительству не только детей, но и взрослых?

Я думаю, что следование таким принципам и есть признак подлинного духовного Учителя.

Такое следование с большой отрадой для себя я увидела, например, в трудах американской христианской проповедницы 19в, основательницы Церкви Адвентистов Седьмого дня Елены Уайт (1827-1915). (Это не значит что ее последователи - современные адвентисты - так уж следуют на практике этим прекрасным заветам).

Приведу лишь одну цитату из ее текстов на тему воспитания:

"Дисциплина разумного человека отличается от дрессировки бессловесного животного. Животного учат подчинению своему хозяину. Для животного хозяин является разумом, суждением и волей. Этот метод иногда ошибочно применяют и в педагогике, превращая детей в более чем послушных роботов. Ум, волю, сознание нельзя подчинять контролю другого. Это не Божий план, чтобы подавлять чей-то разум. Тот, кто принижает или уничтожает личность, берет на себя ответственность, которая не приведет к добру. В присутствии старших дети могут казаться вымуштрованными солдатами, но при отсутствии контроля может оказаться, что характеру не хватает ни силы, ни твердости. Не научившись управлять собой, такой человек впоследствии не будет признавать никаких ограничений, кроме требований родителей или учителя. Вдали от родителей он не будет знать, как ему использовать свою свободу, и может выбрать путь потворства своим слабостям, что приведет его к гибели.
У некоторых учеников трудно выработать привычку послушания, они не признают подчинение своей воли;
в таких случаях учителю необходимо смягчить свои требования по отношению к ним. Силу воли нужно направлять и формировать, но не пренебрегать ею и не подавлять. Сохраняйте силу воли, в жизненной борьбе она будет весьма необходима.
Воля — это управляющая сила природы человека, сила решения или выбора. Каждому ребенку нужно дать понять, что такое настоящая сила воли, как велика ответственность, заключающаяся в этом даре. Каждый здравомыслящий человек имеет право выбора. В каждом жизненном испытании Слово Божье предлагает нам: «Изберите себе ныне, кому служить» (Ис. Нав. 24:15). Каждый может подчинить свою волю Божьей воле, может избрать послушание Ему и, таким образом связав себя с Божественной силой, выстоять там, где ничто не вынудит его сделать зло. В каждом юноше, в каждом ребенке заложена способность с Божьей помощью воспитать честный характер, чем и определится его благородная жизнь.
Родители и учителя, воспитывающие в ребенке самообладание путем наставления, используют наиболее полезный и успешный метод. Со стороны такое воспитание может показаться неэффективным, и оно, возможно, не так высоко ценится, как усилия тех воспитателей, которые полностью подчиняют своей власти ум и волю ребенка. Однако только время покажет, какой метод воспитания лучше.
Мудрый воспитатель всегда стремится завоевать доверие учеников и укрепить их чувство уважения к себе. Доверие всегда располагает и утверждает в детях и подростках чувство собственного достоинства. Каждый человек, и даже маленький ребенок, ценит оказываемое ему доверие. Право каждого — уважать чувство собственного достоинства. Не нужно подвергать детей постоянному контролю, — подозрительность деморализует, культивируя то самое зло, которое хотят предотвратить. Вместо того чтобы постоянно следить и подозревать, воспитателям следует, заметив беспокойство ума, так на него повлиять, чтобы предотвратить проступок. Больше доверяйте своим ученикам, и мало кто из них захочет потерять это доверие.
Следуя этому же принципу, лучше попросить, чем приказать. Тот, к кому обращаются с просьбой, имеет возможность доказать свое благородство. Его послушание является результатом выбора, а не принуждения. "

Думаю, что цитата дает исчерпывающее представление о разнице между так называемым "послушанием" как подавлением воли, а фактически - индивидуальности со всеми ее потенциальными возможностями - и Послушанием как слушанием наставлений учителя, который завоевывает внимание мудростью и своими человеческими качествами на основе уважения к каждой личности.

Кроме того, теоретическая подготовка, по Е. Уайт, как и в антиавторитарной гуманистической педагогике Ш. А. Амонашвили или детском отряде "Каравелла" писателя и педагога В. П. Крапивина, как и в вальдорфской педагогике - неразрывно связана с овладением практическими умениями и навыками. Это в буквальном смысле слова обучение живой жизнью (На лоне природы как у Е. Уайт, в плавании на парусниках как у В. Крапивина и т.д.; здесь овладевают не только начатками теоретических наук, но и ремеслами, умением обрабатывать землю, пользоваться как шпагой, так и шваброй и т.д. и т.п.).
Рутинные повседневные обязанности с одной стороны и бездумные развлечения и забавы с другой - при таком подходе, преобразившись, превращаются в гармоничное единство труда и отдыха, соблюдать которое не трудно - в единство одухотворенного творческого труда и такого же одухотворенного позитивного отдыха.
Это не только единство души и духа, но и единство души и тела, а еще точнее - триединство дух-душа-тело с преобладанием духа, который ни в коем случае не подавляет ни души, ни тела, а лишь способствует гармоничному использованию ко благу их добрых сил.

Итак, так как же отличить подлинного учителя от лжеучителя, называет ли он себя обычным либо духовным учителем (как было показано выше - это не может быть разделено)?

Подлинный Учитель, подражающий во всем Христу (а это обязательное условие!) и следующий в духе всем его заповедям, руководствуется принципом, который звучит в изложении Елены Уайт так:

"Дисциплина разумного человека отличается от дрессировки бессловесного животного. Животного учат подчинению своему хозяину. Для животного хозяин является разумом, суждением и волей. Этот метод иногда ошибочно применяют и в педагогике, превращая детей в более чем послушных роботов. Ум, волю, сознание нельзя подчинять контролю другого. Это не Божий план, чтобы подавлять чей-то разум. Тот, кто принижает или уничтожает личность, берет на себя ответственность, которая не приведет к добру". (Е. Уайт – «Воспитание»).


© Наталья Гвелесиани, 2016
Дата публикации: 23.01.2016 12:30:33
Просмотров: 1926

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 7 число 57: