Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Стихотворные тексты на уроках зоологии. Перепончатокрылые, двукрылые, стрекозы, клопы

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 17398 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В статье обосновывается целесообразность использования педагогом поэтических произведений о животных при обучении школьников зоологии. Приводятся методические рекомендации для учителя, стихотворные тексты, вопросы к ним для школьников, краткие ответы на поставленные вопросы. Все имеющиеся в статье поэтические произведения написаны ее автором и опробованы им в личной педагогической практике.



В настоящее время уже не вызывает сомнения, что методически грамотное использование на уроках биологии художественных текстов может быть весьма полезным в педагогическом отношении. С.В. Суматохин [7] обращает внимание на тот факт, что художественный стиль и язык словесного искусства литературы воздействуют на воображение и чувства читателя; характеризуются образностью, эмоциональностью. С.В. Суматохин также совершенно справедливо полагает, что при обучении биологии знакомство школьников с произведениями художественной литературы, содержащими описания биологических объектов и явлений, позволяет развивать у детей любовь к живому, формировать интерес к изучению природы. Кроме того, чтение и обсуждение художественных (в том числе поэтических) произведений на уроках биологии позволяют заметно активизировать познавательную деятельность школьников.

На педагогическую эффективность использования поэтических произведений указывают и другие авторы, работающие в области методики обучения биологии. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6]. Методика работы со стихотворными текстами при организации познавательной деятельности школьников также была всесторонне рассмотрена в публикации Г.Е. Окуневой применительно к урокам анатомии человека. Этот материал, со ссылкой на данного автора, приводится в моей более ранней статье [3].

При работе с поэтическими произведениями на уроках и при проведении внеклассных занятий могут быть использованы иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии, заимствованные педагогом из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации. Очень желательно также, чтобы к каждому стихотворению учителем были заранее продуманы вопросы и задания для школьников. Впрочем, как показывает моя личная практика, вопросы к тексту стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Безусловно, это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Важно понимать, что работа со стихотворными текстами может эффективно применяться как при первоначальном восприятии школьниками материала, так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В данном процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются разнообразные приемы познавательной деятельности. Очевидно, что это способствует развитию мышления у школьников.

К сожалению, приходится констатировать, что грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных для учащихся седьмых классов по-прежнему очень мало. В этой связи автор данной статьи поставил перед собой вполне конкретную задачу - создать «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы. Мною лично было написано около 150 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных.

В концепцию написания большинства стихотворений входили:

1. Биологическая информация, подлежащая усвоению.
2. Интересная сюжетная линия.
3. Философская идея.
4. Эмоциональный посыл.

Ниже приводятся примеры этих стихотворений, вопросы для их обсуждения с учащимися, краткие ответы на них.

ОСЫ

В воздухе - осиный рой
Вьется тучей под горой,
И зловещий крыльев звук
Слышен далеко вокруг!

Невнимательный мой друг
Наступил на "дом" их вдруг,
И бежал сегодня он,
Словно новый чемпион...

Разозлил... Сам виноват!
Жалят много раз подряд!
Защитили вновь свою
Полосатую семью!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. К какому отряду класса Насекомые относятся осы? Обоснуйте свою позицию.
2. Можно ли ос, которым посвящено это стихотворение, назвать общественными насекомыми? Почему вы так думаете?
3. Почему конкретная оса может ужалить человека много раз подряд, а медоносная пчела – только один?
4. Из чего осы свой строят «дом»?
5. Почему осы защищают свой дом настолько яростно?
6. Почему тело осы имеет яркую полосатую окраску?

Краткие ответы на некоторые из вопросов:

Скорее всего, гнездо ос располагалось под тонким слоем почвы, и поэтому было по случайности легко раздавлено литературным героем стихотворения. Жало осы гладкое, зазубрин не имеет, оно легко извлекается насекомым из кожи человека. Поэтому оса может использовать его в «сражении» многократно. У пчелы жало с зазубриной на конце. Оказавшись в коже человека, оно застревает в нем. Поскольку жало является видоизмененным яйцекладом, при неосторожном движении вслед за ним из тела насекомого извлекается половая система, что несовместимо с дальнейшей жизнью пчелы. Поэтому однократный «укус» пчелой человека оказывается для этого насекомого одновременно первым и последним. Свои гнезда общественные осы часто строят из древесины, тщательно пережевывая ее, смачивая слюной и, по существу, превращая в бумагу. Столь яростная защита осами своего жилища, вероятно, объясняется тем, что в нем находятся их яйца, личинки или куколки. Уничтожение гнезда угрожает преждевременной гибелью семьи (матки-«царицы» и еще беспомощного потомства). Очевидно, что сами осы не осознают последствий этих событий, но «мудрый» инстинкт подсказывает им единственное правильное в этой ситуации решение. Окраска тела осы является предостерегающей. Она «информирует» потенциального хищника о том, что оса может дать отпор, являясь ядовитым животным.

НАЕЗДНИК

Гусеница здесь сидит -
В ярких пятнах и шипах!
Привлекает ее вид,
Иль внушает сильный страх?

На траве еще роса,
Но изящная «оса»
Начинает рыскать всюду!
Я пугать ее не буду...

Бегает «оса» вокруг,
Видит гусеницу вдруг,
А затем - втыкает жало
В тело гусеницы! Мало
Очень времени прошло,
Но уж все произошло!

В тело гусеницы той
Вмиг отложено яйцо!
К ней повернуто судьбой
Смерти скорбное лицо...

Выйдет из яйца личинка -
Незаметна, как песчинка...
А затем недели три
Будет кушать изнутри

Тело гусеницы бедной -
Обреченной, крупной, вредной!
А потом личинка эта
Будет в панцирь вся одета.
В этом - времени вина!
Стала куколкой она...

А затем уж из нее
Тело извлечет свое
Очень стройная «оса»!
Слышу ваши голоса:

"Это - жуткая убийца,
Паразитка, кровопийца!"
Что же мне сказать в ответ?
Идеала в мире нет!

Детки бабочек прекрасных,
В виде гусениц ужасных,
Поедают урожай,
И его безумно жаль!
Здесь поможет, без сомненья,
Нам герой стихотворенья!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Почему тело гусениц многих гусениц покрыто шипами?
2. Всегда ли защитные образования на теле гусениц спасают их от врагов? Почему?
3. Можно ли назвать личинку наездника, развивающуюся в теле личинки другого насекомого, паразитом? Обоснуйте свою позицию.
4. Какой вред человеку могут принести гусеницы бабочек?
5. Как можно назвать способ борьбы с насекомыми-вредителями сельского хозяйства, при котором используются представители отряда Перепончатокрылые - наездники?
6. Почему поедаемая изнутри личинкой наездника гусеница бабочки долгое время не погибает, играя роль «живых консервов»?
7. Анализируя текст данного стихотворения, докажите, что наездники относятся к насекомым с полным превращением (метаморфозом).

Краткие ответы на некоторые из вопросов:

Тело многих гусениц покрыто шипами или волосками, что имеет защитное значение. Однако это приспособление является относительным и не всегда спасает животное от врагов. Многие наездники очень мелки, либо имеют длинные яйцеклады, что позволяет им добраться до незащищенных частей поверхности тела гусеницы. «Волосатых» гусениц, несмотря на эту их защиту, успешно поедают кукушки. Можно привести и другие примеры относительной эффективности защитных адаптаций. Личинка наездника, безусловно, паразит, т.к. долгое время потребляет ресурсы тела еще живого хозяина. Массовое использование человеком наездников является примером биологического метода борьбы с вредителями сельского хозяйства. Находясь в телах гусениц, личинки наездников сначала поедают наименее важные для выживания своих хозяев части их тела. Кроме того, размеры тел личинок наездников поначалу очень малы и, вероятно, на первых порах не наносят большого вреда хозяевам. Как следствие этого, гусеницы некоторое время не погибают, выполняя функцию «живых консервов». Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что в стихотворении слово «оса» взято автором в кавычки, поскольку к настоящим осам наездники не относятся, несмотря на то, что могут быть на них внешне очень похожи.

КОМАР

Я - дама! Самка комара...
Напившись кровушки вчера,
Ищу стоячий водоем -
Я размножаться буду в нем.

Я яйца в воду отложу.
С водою с детства я дружу.
Была личинкою когда -
Меня лелеяла вода...

Как будто рыбка я плыла -
Миниатюрна и мила.
Затем же, сбросив свой покров,
Взлетела ввысь "без лишних слов"...

Теперь я кровь чужую пью -
Я приняла судьбу свою.
А вот самцам природа в дар
Дала способность пить нектар!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Почему самка комара ищет именно стоячий водоем?
2. Какое название можно дать ротовому аппарату комара, учитывая способ питания этого животного?
3. Какая стадия индивидуального развития комара не описана в стихотворении? При подготовке ответа на этот вопрос учтите тот факт, что комары и прочие двукрылые развиваются с полным метаморфозом.
4. Приходилось ли вам когда-либо видеть куколок и личинок обыкновенного комара? Чем они отличаются друг от друга?
5. Как называется сбрасывание хитинового покрова беспозвоночными животными?
6. Почему самке обыкновенного комара необходимо напиться крови, а самец может «позволить себе» питаться нектаром цветков?

Краткие ответы на некоторые из вопросов:

Перед «рождением» взрослых комаров куколки этих животных плавают у самой поверхности воды. Их покровы лопаются, освобождаются тела взрослых насекомых, которые «вырастают» вертикально вверх над этими своеобразными плотиками. Насекомые расправляют крылья, а затем мгновенно взлетают. Быстрое течение воды перевернуло бы «плотик» с «появляющимся на свет» взрослым комаром, что, скорее всего, привело бы к его гибели. Крылья, необходимые для передвижения в воздухе, абсолютно бесполезны в воде. Более того, в этой среде они являются помехой. Будучи уже совершенно беспомощным в водной среде, взрослый комар, скорее всего, утонул бы или стал пищей для других водных животных. Вероятно, поэтому размножение комаров осуществляется именно в стоячем водоеме. В стихотворении не описана куколка обыкновенного комара, которая (и это очень необычно!) тоже подвижна, но ее передняя часть гораздо крупнее, чем головной отдел личинки. Каждый из школьников, наверняка, видел в лужах или надолго оставленных на улице сосудах с водой личинок и куколок комаров, возможно, даже не догадываясь о том, что это именно они. Самке для откладывания полноценных яиц нужна пища с животными белками. Самцов же вполне «устраивают» соки растений, богатые углеводами, а значит – энергией, необходимой им для поиска самок.

СТРЕКОЗА

Да, огромные глаза
"Отхватила" стрекоза!
Под "прицелом" этих глаз
Муха вкусная сейчас...

Быстрый стрекозы полет
Мухе шансов не дает...
Хватка острых челюстей
Принесет удачу ей!

А личинка где живет?
Обитатель пресных вод!
Тоже хищница она -
Хмурый посетитель дна...

Повезло мне! Долго рос
И сильнее стал стрекоз...
Никакая стрекоза
Мне теперь уж "не гроза"!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. К какому отряду класса Насекомые относятся стрекозы?
2. Глаза стрекозы фасеточные. Дайте определение этому понятию.
3. К какому отряду относится муха – будущая жертва стрекозы?
4. Как удается стрекозе поймать в воздухе быстро летающую муху?
5. Как называется ротовой аппарат стрекозы, включающий в себя мощные челюсти?
6. Личинки стрекоз, как сказано в стихотворении, обитают в водной среде. Кроме того, известно, что многие из них дышат с помощью жаберного аппарата. Что можно сказать об эволюционном прошлом этих стрекоз?

Краткие ответы на некоторые из вопросов:

Стрекозы относятся к отряду Стрекозы. Поймать муху стрекозе удается за счет поразительной маневренности и высокой скорости полета. Помогает в этом хищнице, конечно, и ее великолепное зрение. Ротовой аппарат у стрекозы грызущий. Известно, что по особенностям индивидуального развития животных можно судить об их историческом развитии. Учитывая водный образ жизни личинок стрекоз, а также наличие у многих из них жаберного аппарата, учащиеся смогут предположить, что далекие предки этих насекомых жили в воде. Эта гипотеза, высказанная школьником, позволит еще раз вспомнить о предковых формах всех членистоногих животных, а также - о принципиально важных для ученых чертах сходства между членистоногими и многощетинковыми кольчатыми червями.

ВОДОМЕРКА

Она скользит опять по водной глади
И снова так спешит... Чего же ради?
Дано ей чудо - "водные коньки",
Чтоб нынче покорить простор реки...

Она из тех, кто "ходит по воде",
Чуть-чуть лишь прогибая ее пленку.
Она из тех - встречаемых везде -
Знакомых нам давно, почти с пеленки...

Но пусть ее изящное строенье
Не вводит в роковое заблужденье!
Ведь это существо на преступленье
Пойти готово в каждое мгновенье!

На гладь воды вдруг мушка упадет,
И водомерка вмиг ее найдет,
И "кровь" ее немедленно прольет,
Которую легко и жадно пьет!

Ведь водомерки острый хоботок
Печальный жертве подведет итог -
Пронзит ее покровы, как кинжал,
И мушку эту мне, поверьте, жаль...

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Как удается водомерке перемещаться по поверхности воды и не тонуть?
2. Какой тип ротового аппарата у водомерки? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Чем ротовой аппарат водомерки отличается от ротового аппарата, имеющегося у взрослых бабочек?
4. По своему типу питания водомерка является хищником или паразитом? Обоснуйте свою позицию.
5. Кто, с вашей точки зрения, относится к ближайшим родственникам водомерки?

Краткие ответы на некоторые из вопросов:

Водомерка – очень легкое животное, вес которого равномерно распределяется между ее конечностями, опирающимися на поверхность воды. Нижняя поверхность тела покрыта густыми щетинками, которые позволяют при погружении в воду сохранять между ними воздух. Ноги и все тело насекомого смазаны жиром, который не смачивается водой а, наоборот, отталкивает ее от себя. Все это позволяет водомерке не тонуть, легко скользя по поверхности воды. Ротовой аппарат у водомерки колюще-сосущий. У взрослых бабочек он сосущий, не предполагающий прокалывание покровов тела растения. Водомерка однозначно является хищником, поскольку насекомое, подвергшееся ее нападению, погибает. Ближайшими родственниками водомерки являются другие представители клопов, живущие как на суше, так и в воде. К сухопутным родственникам водомерки относятся постельный клоп, разные виды щитников, клоп-солдатик, клопы-хищнецы. Среди них есть паразиты, хищники и насекомые, питающиеся соками растений. Обитающими в воде родственниками водомерки являются встречающиеся на территории России плавт, гладыш, водяной скорпион, ранатра, гребляк. В разговоре с учащимися, вероятно, достаточно назвать два-три вида этих животных, показав их изображения на экране или интерактивной доске.
В последующих статьях мы познакомим учителей-биологов с другими стихотворениями о животных, предназначенными для работы с учащимися седьмых классов. Как и в этой статье, педагогам-практикам будут предложены методические материалы, которые позволят организовать эффективную мыслительную деятельность школьников при обсуждении ими содержания стихотворений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
2. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
3. Кулев А.В. Стихотворные тексты на уроках зоологии. Простейшие, кишечнополостные, черви // Биология в школе, №3, 2018.
4. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
5. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М.: Мир, 1991.
6. Окунева Г. Е. Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006.
7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
9. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.


© Александр Кулев, 2018
Дата публикации: 05.04.2018 02:26:11
Просмотров: 2303

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 58 число 54: