Флористика в наше время представляет собой целое отдельное направление искусства, ограниченное не только фантазиями автора (или заказчика, если таковой присутствует), но и определёнными правилами, стилевыми определениями, наконец, просто хорошим вкусом, понятия о котором сформировались за долгие века существования этого эстетичного направления человеческой деятельности. Чтобы сегодня вы могли, не испытывая никаких лишних проблем и затруднений, купить цветы с доставкой и не ломать голову над дизайном своего подарка, прошли целые века, в течение которых флористы всех известных на тот момент частей света оттачивали своё мастерство и развивали фантазию. В Японии искусство оформления цветов известно как икебана, и она тоже подразделяется на несколько стилей и школ. Самой старой школой икебаны считается Икэбоно, названная по имени своего буддистского основателя - если вы видели изображения икебаны на старинных японских гравюрах, то, скорее всего, вы наблюдали именно результаты творчества представителей школы Икэбоно. Наиболее близки нашему, европейскому восприятию, пожалуй, стили хэйка и нагэирэ. Близки по той простой причине, что в качестве основы конструкций в них используются привычные нашему глазу вазы - соответственно, ветки и цветы в них располагаются, как правило, вертикально. Однако вы ни в коем случае не спутаете икебану со срезанными на даче и поставленными в вазу пионами. Руку мастера легко узнать по тому факту, что икебана обязательно словно что-то сообщает нам - мысль, настроение, намёк, с истинной японской скромностью не стараясь при этом привлечь к себе излишнее внимание.
Весьма интересным стилем является морибана. В отличие от хэйки и нагэирэ, в морибоне в ход идут уже не вазы, а плоские подносы и другие "носители", что даёт гораздо большую свободу, но и предъявляет дополнительные требования к мастерству. Специально для стиля морибана были изобретены особые крепления - кэндзаны, которые, будучи немного видны в композиции, не портят его своей искусственностью, и в то же время являются верными помощниками мастера, удерживающими цветы в необходимом положении.