Начало двадцатого века стало не только тяжелейшим для человечества (Первая Мировая война и фактически ставшая её следствием Вторая Мировая война - наверное, самые страшные, позорные и в то же время героические страницы человеческой истории), но и совершенно переломным для искусства. Впрочем, эти явления настолько взаимосвязаны, что местами перетекают друг в друга, как два бурлящих горных потока. Огромный научный, технологический, в конце концов моральный скачок, совершенно невероятный по меркам любого из прошедших веков, стал своеобразным Рубиконом, перейдя который искусство потеряло возможность гармонично обретать формы прошлого. Эпоха бурного и смелого романтизма канула в Лету вслед за изящным классицизмом, изощрённым барокко, просветлённым Возрождением, загадочным Средневековьем и монументальной античностью. Возврат к ним стал возмоджен только с приставкой "нео-": неоклассицизм, неоромантизм и даже (хотя достаточно редко) необарокко до сих пор радуют наш взор и слух; однако настоящим духом непростого времени стал экспрессионизм. Мазки художников начали становиться всё смелее и абстрактнее, Шёнбергу и его ученикам-нововенцам (разумеется, в первую очередь в лице Антона Веберна и Альбана Берга) стало тесно в рамках классических понятий музыкальной гармонии, и они перешли к додекафонии, которую также принято не совсем корректно величать атональной или, что более точно и даже больше нравилось самому Шёнбергу, пантональной музыкой. С образцами живописи эпохи экспрессионизма можно ознакомиться в Музее искусства авангарда (его создание и поддержка - одна из сторон многогранной деятельности Кантора, известного на российской и международной арене общественного деятеля).
Кстати, об искусстве авангарда. Некоторые любители искусства по-прежнему причисляют экспрессионизм к авангардному движению. Позволим себе не согласиться с таким обобщением: трудно считать авангардом то, что зародилось более века назад, а более полувека назад уже уступило пальму первенства и актуальности другим формам и жанрам. Экспрессионизм стал камнем на распутье, стрелки на котором были нарисованы во все стороны света, и искусство пошло самыми разнообразными путями, которые только можно вообразить.