Загадки евангелий. Глава 29. «Они сказали ему: «Равви», что значит учитель» (Иоанн 1:38).
Ирина Хотина
Форма: Монография
Жанр: Размышления Объём: 16551 знаков с пробелами Раздел: "Критические заметки на полях Нового завета." Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
ГЛАВА 29. ОНИ СКАЗАЛИ ЕМУ: «РАВВИ», ЧТО ЗНАЧИТ УЧИТЕЛЬ (Иоанн 1:38). Как мы выяснили в предыдущей главе нашего исследования, во всех трех синоптических евангелиях эпизод прихода Иисуса на Иордан заканчивается описанием «гласа с небес», то есть признанием Иисуса машиахом-мессией высшими силами. Поздние редакторы добавили сюда также «признание» его «сыном божьим». В то время как в четвертом евангелии данный эпизод имеет продолжение: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где он живет; и пробыли у него день тот. Было около десятого часа» (Иоанн 1:35-39). Оказывается, Иисус приходил к Иоанну не единожды. По крайней мере, дважды. Зачем? Но что удивительно, на следующий день после грандиозного события, описанного евангелистом, как признание высшими силами Иисуса машиахом, он оказался интересен только двум ученикам Иоанна. Только двум из массы людей, приходящих к Иоанну для принятия миквы! Только ученикам Иоанна, и никому из евреев-паломников, ожидающих машиаха! Почему?! Почему евангелист не описывает красочной картины, как евреи в радостном порыве приветствуют Иисуса как машиаха? Разве они не слышали торжественного рассказа Иоанна «о духе, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нем». Ответ однозначен: отсутствие информации о какой-либо реакции людей на «явление» Иисуса может свидетельствовать только об одном, никаких «разверзающихся небес и духа-голубя» Иоанн не видел и об этом не свидетельствовал. Иными словами, никакого признания Иисуса машиахом высшими силами не произошло. И как подтверждает евангелист Матфей, Иоанн до последнего своего дня сомневался в Иисусе: «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матфей 22:3). На самом деле, все евангелисты вставили в свои тексты легенду о приходе машиаха, созданную последователями Иисуса значительно позже описываемых событий. Что же касается придуманного четвертым евангелистом «гласа с небес», признающего Иисуса «сыном возлюбленным», и последующих редакторских правок в евангелиях синоптиков, то заикнись о такой ереси Иоанн в реальности, то и он и Иисус были бы забиты камнями за богохульство. И все! Никакого христианства впоследствии бы не возникло. А сейчас обратим внимание, что ученики Иоанна называют Иисуса «равви». Это означает, что четвертый евангелист сообщает один из самых важных достоверных биографических фактов об Иисусе, который христианством напрочь игнорируется. Ведь тогда придется признать, что человек, возведенный в ранг бога, являлся еврейским раввином. Почему этот факт следует считать достоверным? Потому что четвертый евангелист не отличался большой любовью к иудаизму и иудеям. Противопоставив Иисуса и Иоанна их соплеменникам, он сделал иудеев главными злодеями своего рассказа. А насочиняв про новозаветных героев религиозных сказок языческого характера, фактически отделил их от религии своих праотцов. Поэтому вряд ли, он стал бы выдумывать это обращение к человеку, которого сделал своим божеством, обозначив тем самым его высокий уровень образования в иудаизме. Нет никаких сомнений, что автор в своем сочинительстве воспользовался воспоминания человека из достаточно близкого к Иисусу окружения. И авторитет этого человека был настолько высок и непререкаем, что не позволил скрыть деталь, которая была крайне важна для близких Иисуса. Вполне возможно, что таким авторитетным человеком был апостол Иоанн. Для исследователей Нового завета информация и разъяснения евангелиста о том, что «равви значит: учитель» крайне важны, как для общего понимания, о чем вообще идет речь в Новом завете, так и в отдельных эпизодах, когда окружающие называют Иисуса «учитель», или он бросает обвинения своим оппонентам, называя их «учителями». К сожалению, христианство изначально приняло для себя концепцию о гениальном плотнике, восставшем против иудейского духовенства. Тем самым человечеству было навязано ложное представление, как о самом Иисусе, так и его идейном мировоззрении. В то время как обращение «равви», в современном варианте «рабби», «рав» или «ребе», означает только одно, человек, носящий его, имеет звание раввина. Он, конечно же, является учителем, но учит только одному – понимаю Торы, поэтому правильнее было бы назвать его законоучителем. Причем, преподавание Торы – это только одна из обязанностей, возложенных на него. Другая важная функция, которая в те времена вменялась раввинам, осуществление религиозного и мирового суда, то есть решение конфликтов между гражданами. Как мы знаем из рассказов евангелистов, Иисус прекрасно справлялся и с этой обязанностью. Раввин – это не духовный сан священнослужителя. В новозаветные времена, когда существовал Храм, деятельность раввинов не была связана с исполнением обрядов жертвоприношений в Храме. В отличии от коэнов и левитов, получавших свои статусы по рождению, раввином мог стать любой еврей, пожелавший получить высшее религиозное иудейское образование. Результатом такой многолетней учебы являлся колоссальный объем знаний Письменной и Устной Торы, а показателем авторитетности – способность четко и ясно ответить на любой вопрос по еврейскому Закону, т. е. Торе. Понятно, что такое под силу не каждому человеку. Как нет сомнения, что Иисус был очень способным учеником: евангелисты подробно описывают, как люди обращаются к нему с различными вопросами, на которые он непременно дает ответ; передают беседы на сложные религиозные и духовные темы, которые он ведет со своими оппонентами, пытаясь привлечь их на свою сторону. Но самое большое впечатление производят яркие притчи, полные различных аллегорий, которые он рассказывает ученикам, пытаясь в простой форме донести до них глубокий смысл волнующих его тем. К тому же, судя по массе критических заявлений, обращенных к оппонентам, которых Иисус называет «учителям», он, говоря современным языком, находится в тренде. В новозаветные времена шла активная конкурентная борьба разных раввинистических школ, приверженцы которых жестко подвергали критике друг друга, о чем свидетельствует талмудическая литература. Судя по описаниям евангелистов, Иисус в ней активно участвовал. Современные исследователи, скрупулёзно сравнивая его высказывания с изречениями из Торы и Талмуда, с удивлением обнаруживают их схожесть, недоумевая, как плотник, сын плотника мог настолько глубоко знать Писание, чтобы с легкостью вставлять в свою речь цитаты из него. Не нужно обольщаться: плотник на такое не способен. Он должен хорошо разбираться в своем плотницком деле. В то время как для сына или пасынка плотника, выучившегося на раввина, знание Писания профессиональная обязанность. Теперь, имея достаточное количество фактов из жизни Иисуса, проанализируем их, чтобы понять, когда он успел стать раввином? В нашем исследовании мы уже коснулись этой темы, когда разбирали эпизод из евангелия Луки, повествующий о том, как Иисус-подросток сбежал из семьи во время посещения Иерусалима в дни Песаха (см. «Загадки евангелий», глава 16). Мария с мужем нашли его только через три дня в Храме, сидящим среди законоучителей-раввинов. Их слишком длительные поиски вызвали у беглеца раздражение и обиду. Евангелист Лука, весьма далекий, как от реальных событий, так и от иудаизма и иудейских традиций, расценил самостоятельный и тайный приход мальчика в Храм, как его желание показать родным свое истинное предназначение машиаха. А поведение законоучителей, усадивших юного Иисуса среди себя, как признание в нем машиаха. Поздние редакторы придали этому эпизоду свое виденье, согласно которому Иисус-отрок приходит Храм, как в дом своего отца-бога, потому что там ему надлежит быть: «мне должно быть в том, что принадлежит отцу моему» (Лука 2:49). Но тогда, следуя христианской логике, его должны были найти в Дебире – Святая Святых Храма. В том месте, которое считается обиталищем Всевышнего. Именно там следовало бы ««возлюбленному сыну» оказаться, чтобы показать окружающим, кто, на самом деле его отец. Подобное желание и поведение подростка было бы понятно или оправдано, если бы речь шла о храме, посвященном какому-нибудь языческому богу, в любой другой стране, кроме Иудеи. Однако, судя по реальности, которую описывает евангелист, Мария и Иосиф находят беглеца не в Святая Святых Храма, и не в помещении для приношения жертв Всевышнему, а в иешиве при Храме - в помещении, предназначенном для изучения Торы, «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лука 2:46). Более того, отрок оказался для своего двенадцатилетнего возраста весьма поднаторевшим в Торе, о чем евангелист сообщает: «все слушавшие его дивились разуму и ответам его» (Лука 2:47). То есть Иисус поступил как еврейский мальчик, для которого духовная близость к Богу означает, прежде всего, желание учиться толкованию Торы. Тогда, в чем состоял конфликт между ним и матерью, заставивший его убежать от семьи? Почему он обиделся так сильно, что не стал скрывать свою обиду и раздражение от окружающих? Ответ лежит на поверхности: мать три дня искала его где угодно, но только не в иешиве при Храме, тем самым проигнорировав его страстное желание получить образование и стать раввином. То ли не приняла в серьез юношескую мечту сына, то ли умышленно не пожелала ее замечать, имея на его будущее совершенно иные планы. Поводов для того, чтобы поступить так у Марии было предостаточно. Может быть, не хотела с ним расставаться, ведь он был старшим, следовательно, ее главным помощником в семье и воспитании младших детей. Может быть, потому что обучение, как в наши дни, так и в те далекие времена, это существенное финансовое бремя для семьи. Может быть, понимала, что звание раввина – это та ступень, которая позволит ему в зрелом возрасте проявить свою активную позицию. А что такое, еврейский мужчина с активной гражданской позицией, она знала не понаслышке: десять лет в браке с Иудой Галилеянином, отцом Иисуса, были полны опасностей, тревог, страхов, поражений и побегов с трагическим финалом. Какая мать захочет для своего чада такой жизни? Но настойчивость и непокорность сына заставили ее изменить решение – она дала согласие на его обучение. Отсюда происходит огромный временной пробел в биографии Иисуса, обозначенный исследователями «потерянными годами». На самом деле, для него никаких потерянных лет не было. Все это время он учился далеко от дома, от родных и близких, в Иерусалиме. Поэтому никаких воспоминаний об этих годах никто не оставил. Можно лишь догадываться, что процесс обучения был долгим и трудным, прежде всего, по финансовой причине. Любое образование требует денег, религиозное не исключение. В наши дни в Израиле религиозные лидеры, создав на основе своих религиозных взглядов политические партии, добиваются государственного финансирования всевозможных школ и иешив, шантажируя светские власти выходом из правительственной коалиции. Иисус о таком не мог и помечтать! Наверняка, когда был помладше, за него платила семья, а затем заработок для оплаты обучения был уже его собственной обязанностью. Вполне возможно, чтобы заработать на учебу, ему неоднократно приходилось ее прерывать, что растянуло этот процесс по времени. Так или иначе, но он своей цели достиг, о чем свидетельствует четвертое евангелие, сообщая о том, что окружающие обращаются к нему «равви». Да и в рассказах других евангелистов к Иисусу часто обращаются «учитель», что, как нам объяснил четвертый евангелист, означает «равви». Поэтому заявления исследователей Нового завета о том, что Иисус был неграмотным плотником, но со своими религиозными представлениями, отличными от иудаизма, свидетельствуют лишь об их личной полной некомпетентности в вопросе, который они пытаются освещать. Конечно же, полученное образование позволило ему значительно выделиться из общей массы и стать для своей семьи, родных и знакомых предметом гордости и обрести авторитет. Поэтому в дальнейшем, когда он уйдет из пустыни в Галилею, его ближайшее окружение составят родные и двоюродные братья. Но так ли важно знать, был Иисус раввином или не был?! Ведь евангелисты, хоть и сообщали, что люди называли его равви и учителем, таковым его не считали, а христианство ему в этом отказало. Что в итоге получилось? Религия с весьма сомнительными догмами и ошибочными постулатами, где пастве предлагается все принимать на веру и совсем не рекомендуется задавать вопросов. Цель нашего исследования состоит как раз в обратном - задавать как можно больше вопросов и искать ответы, ибо только таким образом можно докопаться до истины. В данном случае вопрос напрашивается сам собой, соответствовала деятельность Иисуса той, которая должна осуществляться раввином? Прежде всего, раввин должен толковать Тору. Именно этому умению много лет он обучается в иешиве, а потом совершенствуется всю жизнь. Первая его обязанность - обучать Торе любого еврея, пожелавшего понять, какой смысл заложен в древнейших библейских рассказах, зачем выполнять законы и предписания, данные Богом через Моисея и пророков, подкрепляя свои толкования ссылками на признанных еврейских мудрецов. Согласно описаниям евангелистов, как раз этим и занимается Иисус. Он учит в синагоге: «В субботу вошел он в синагогу и учил» (Марк 1:22). Надо понимать, что в синагоге учат только Тору, а не математику или природоведенье. Как правило, раввин толкует недельную главу, т.е. разъясняет заложенные в ней глубинные смыслы, комментирует отдельные моменты, нюансы, отвечает на вопросы слушателей, обязательно подкрепляя свои рассуждения высказываниями мудрецов. В наши дни, это ссылки на Талмуд. В новозаветные времена – на Устную Тору. Однако то, как комментировал Иисус Тору, вызывало удивление у присутствующих. Евангелист Марк констатирует: «В субботу вошел он в синагогу и учил, И дивились его учению, ибо он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Марк 1:22-23). Другой евангелист, Матфей, хотя несколько сместил акценты, но также отразил удивление, возникавшее у людей, слушавших толкования Иисуса: «Народ дивился учению его, ибо он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матфей 7:28-29). Вот на этом противопоставлении Иисуса книжникам и фарисеям, сделанном евангелистами, христианство построило главный свой догмат: сын божий пришел в этот мир в качестве плотника, чтобы дать людям новую религию, которую евреи, в лице фарисеев и книжников, не приняли. Согласиться с таким представлением мешает то, что евангелисты сами же рассказывают, что окружение называет Иисуса равви или учителем. Тогда напрашивается вопрос, кто такие фарисеи и книжники, которые тоже толкуют Тору, но по-другому? Для выяснения нужно вспомнить, что главная обязанность раввина состоит в умении толковать Тору. На иврите толкователь называется «перуш». Особенность этого слова заключается в том, что в его корне присутствуют буквы, имеющие двойное звучание: «пэй-фэй» и «шин-син». Поэтому у греков, имеющих своеобразную фонетику, вместо «перуш» получился фарисей. Иными словами, фарисеи и есть раввины. Более того, книжники – это тоже раввины, имеющие разрешение переписывать Тору, главную Книгу евреев. Отсюда название «книжники». Собственно, выяснение этого факта делает понятным, почему христианство игнорирует самую важную биографическую деталь из жизни своего бога. Потому что тогда нужно признать, что Иисус был таким же фарисеем, как те, кто ему оппонировал. Что христианство оклеветало фарисеев, сделав их лицемерами, ханжами и главными злодеями человечества. Приписав фарисеям всевозможные отрицательные качества, христианские апологеты не могли позволить наивной пастве думать, что Бог-отец послал своего «сына возлюбленного» на землю в качестве фарисея. Неграмотным и безвестным плотником – спокойнее, надежнее, сострадательнее, с верой в чудо. На вопрос, как мог плотник учить в синагоге «как власть имеющий», был придуман ответ, он учил новой вере. Новой вере в синагоге?!!! Вы о чем?! Его сначала погнали бы вон, а потом закидали бы камнями или сбросили бы с высоты за вероотступничество. А уж, если бы объявил бы себя «сыном божьим», то признали бы психически невменяемым со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том плане, что за таким человеком никто никогда бы не пошел. Но если ничего подобного не случилось, если его речам просто удивлялись, значит, он говорил строго в рамках иудаизма. К тому же, кто в синагоге будет слушать плотника?! © Ирина Хотина, 2017 Дата публикации: 11.05.2017 17:33:39 Просмотров: 2106 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |