Истоки
Советская живопись, как и советское искусство вообще, за недолгий период своего существования (равный, естесственно, недолгому по историческим меркам периоду существования государства) прошла весьма насыщенный путь. Началом этого пути был радикальный футуристический авангард, концом же можно назвать соцреализм, не менее радикальный в своём отрицании всего нехарактерного и "не удовлетворяющего запросам трудящихся". При всех внешних и внутренних противоречиях оба течения имели свои шедевры и провалы, своих трудяг и халтурщиков от кисти и палитры, своё идейное и техническое новаторство и эпигонство. Соц арт картины в art-town.ru могут помочь составить довольно содержательное мнение о соцреалистической живописи у людей, не заставших советскую эпоху в дееспособном возрасте. Заставшие же её вполне могут испытать приятную ностальгию, вновь окунувшись в эстетику и контекст прошедших десятилетий.Эль Лисицкий
Одним из наиболее видных деятелей раннесоветской живописи и архитектуры был Лазарь Маркович (Мордухаевич) Лисицкий, более известный как Эль Лисицкий. На тяжёлом этапе становления первого в мире и ещё совсем молодого государства рабочих и крестьян были как никогда актуальны попытки сформировать абсолютно новые эстетические и даже этические критерии, никоим не связанные с историческим контекстом, а иногда и напрямую его отрицающие. Разумеется, это не было чисто отечественным или чисто советским явлением: вспомним общеевропейский расцвет авангарда начала XX века, вспомним композиторов-нововенцев школы Арнольда Шёнберга, законом для которых стали его принципы отрицания тональности и какой-либо связи между звуками, кроме интуитивной; вспомним бескомпромиссный литературный модернизм, достигший апогея в "Улиссе" Джеймса Джойса. Да и дореволюционные русские творцы исповедовали самые разные идеи, ведь ни для кого не секрет, что ещё в 10-е годы ХХ столетия проходили выставки художественного авангарда, на одной из которых был представлен "Чёрный квадрат" Малевича.Эль Лисицкий был именно тем творцом, который мог удовлетворить потребности зарождающейся раннесоветской эстетики, жаждавшей новизны и самостоятельности с одной стороны и практичности, "производственности" форм с другой. Лисицкий с его абстрактными идеями, но чёткими гранями; с его более чем смелым обращением с художественной традицией и в то же время чрезвычайной сдержанностью в художественных средствах (минимализмом, по сути) стал едва ли не флагманом советской архитектурной и живописной мысли. Мало кто задумывался о том, какие страшные испытания ждут народы России и Европы в 40-е годы, и как потянутся люди к проверенным веками эстетическим меркам. Может быть, более поздний соцреализм стал именно тем явлением, которое смогло облечь дух раннего авангардизма и конструктивизма в классические формы.