Одним из самых популярных жанров игр за всю историю является симулятор. Да, бесспорно, любая игра (кроме какой-нибудь простенькой аркады), будучи разработанной умелыми руками и, разумеется, умелыми талантливыми мозгами программистов и гейм-дизайнеров может обеспечить должный эффект погружения. Несколько достойных штрихов от разработчиков локаций, удобный интерфейс, подходящее звуковое и уместное музыкальное сопровождение - и ты можешь почувствовать себя хоть безвестным бродягой из раннего средневековья, хоть солдатом будущего, хоть одним из своих любимых литературных персонажей, особенно если вспомнить успешные "игровизации" культовых книжных вселенных последних лет. Однако именно симуляторы дают возможность не просто втянуться в роль того или иного персонажа, но и взять на себя обязанности и привилегии, недоступные в реальной жизни. Конечно, само по себе слово "симулятор" в первую очередь вызывает неразрывные ассоциации со спортом. Знаменитые футбольные, хоккейные, баскетбольные (а также менеджерско-тренерские) симуляторы от блестящей геймдев-корпорации Electronic Arts - а если быть более точным, от его подразделения EA Sports - с начала 1990-х годов подарили нам тысячи потрясающих часов, проведённых в попытках заполучить в свои жадные руки кубок ФИФА, Лиги чемпионов УЕФА, кубок Стэнли...
Однако нельзя не заметить, что симулировать можно, по сути, всё что угодно - существуют, например, симуляторы игорного заведения www.casino.forum, позволяющие примерить на себя роль управляющего целой империей, включающей в себя всевозможные азартные и увеселительные возможности. Авиасимуляторы - стоит, например, вспомнить легендарную серию MS Flight Simulator - дают возможность стать пилотом, и это почти не художественный оборот речи: лучшие авиасимуляторы достигли невиданных показателей физического и технического реализма. Известно, что в среде профессиональных лётчиков существует даже некоторая общественная дискуссия на тему того, сможет ли фанат авиасимулятора безаварийно посадить реальный самолёт в случае (не дай бог, разумеется) потери дееспособности обоими пилотами и неработоспособности автопилота. Впрочем, большинство всё-таки сходится на том, что сделать этого геймер не сможет, однако, по словам самих пилотов, причины здесь кроются скорее в психологическом факторе, чем в техническом: напряжение и ответственность будут слишком велики для неподготовленной человеческой психики. То есть, по технической части сомнений ни у кого уже нет... Определённым "апогеем симулирования" стала серия симуляторов самой жизни от The Sims. Действительно, чего уж мелочиться и размениваться на частности, когда можно попросту прожить несколько совершенно разных жизней за считанные часы?..
В последние годы всё большее внимание публики приковывают к себе ролевые проекты с открытым игровыы миром. Чем ответят разработчики симуляторов?.. Время покажет.