Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Кобзев



Изучаем фауну России. Большая синица

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 25496 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом и на уроках биологии.


Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается здесь в научно-художественном стиле, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога инструкции для проведения домашнего изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Представители семейства Синициевые (отряд Воробьиные или Воробьинообразные) населяют как Новый, так и Старый свет [3]. У них прямой, короткий, конический клюв; крепкие ноги, снабженные изогнутыми когтями; короткие крылья. Обычное место их жизни - лес. Голос синиц нередко похож на писк мышей [1].
Пожалуй, наиболее широко известна среди них большая синица, которую, несмотря на ее название, крупной птицей назвать трудно. Однако ее близкие родственницы, относящиеся к тому же самому семейству, уступают по размерам даже этому весьма миниатюрному созданию природы.
Большая синица - поистине вездесущая птица, предмет симпатий многих поколений городских жителей [7]. В данной статье дано подробное описание различных черт биологи и экологии этого замечательного вида.

Внешний облик большой синицы

Длина тела – до 14 см [8]. Для внешнего облика этой птицы характерны также оливково-зеленая спинка, желтое брюшко с черной продольной полосой посредине (у самцов она шире, чем у самок), черная блестящая голова с белыми щеками [4].

Места обитания, образ жизни и поведение большой синицы

Это подвижная, неутомимая, любопытная и драчливая птица. Будучи необщительной и неуживчивой, синица враждебно относится к более слабым, чем она, созданиям, но чрезвычайно пуглива при появлении хищных птиц. Насколько возможно, большая синица держится на ветках деревьев. Она весьма редко спускается на землю, а также неохотно пролетает большие расстояния, поскольку полет ее довольно тяжелый и неуклюжий [1].

Пение большой синицы можно услышать в любое время года, за исключением поздней осени и начала зимы. Весеннее пение в Ленинградской области начинается уже в начале января, иногда даже в конце декабря. Как правило, первыми начинают петь птицы, зимующие около жилья человека. Песня большой синицы подвержена сильной индивидуальной изменчивости. Могут петь не только самцы, но и самки, которые чаще издают песню во время выкармливания птенцов и вождения выводка [6]. Пение большой синицы сравнивается многими со звоном колокольчика [1]. Позыв – звонкое «пинь-пинь» и «пинь-пинь-чэржж»; весной однообразная песня - «зинь-зи-вер», «зинь-зинь».

Вблизи человека живет повсюду в парках и садах. Оседлая птица [8]. Однако эта оседлость не строгая. Большие синицы способны менять участки обитания, а в случае необходимости предпринимать кочевки в поисках кормовых мест. При наличии богатого источника пищи происходит концентрация особей на этих территориях [6].

Зимой синицы из леса откочевывают поближе к человеческому жилью [7]. Уход на зиму из леса к жилью человека, часто на десятки километров, приобретает характер сезонных кочевок. Для многих молодых птиц типичны перемещения и на сотни километров. Это, по существу, настоящие сезонные миграции. Территориальность у большинства больших синиц выражена только в период размножения. Покинувшие гнезда молодые птицы теряют связь с гнездовым участком, а по достижении самостоятельности в большинстве случаев уходят из района своего рождения. На их месте позднее появляются молодые птицы, родившиеся в других местах [6]. В литературе есть данные и о том, что у больших синиц примерно половина молодняка зимует в пределах ста километров от места рождения, треть молодых синиц откочевывает на тысячу и более километров в юго-западном направлении, и лишь немногие остаются зимовать там, где появились на свет. В Средней полосе строго оседло живут лишь некоторые старые птицы. Правда, и это постоянство целиком зависит от кормовых ресурсов мест обитания.

Жизнь больших синиц короткими зимними днями однообразна и проходит в кропотливом поиске корма. Обычно по лесу кочуют объединенные стайки мелких птиц. В эти сообщества обычно входят большой пестрый дятел, поползни, пищухи, буроголовые гаички, лазоревки и большие синицы. Птицы, не спеша и перекликаясь между собой, обследуют стволы, ветви деревьев и так, стайкой, передвигаются по притихшему заснеженному лесу. Зимнее братство идет на пользу всем членам этой разномастной стаи. Птицы в стае быстро замечают опасность. Вечером стайка распадается, и все поодиночке ищут место укрытия для ночлега. Обычно большие синицы выбирают на ночь свободное дупло и проводят темное время суток на его дне, распушив оперение и спрятав голову под крыло.

К концу зимы кормовые ресурсы неоднократно обследованных ветвей и стволов деревьев иссякают. Голодные синицы становятся более доверчивыми по отношению к человеку. Те из них, кто у кормушек привыкли к присутствию людей, иногда безбоязненно берут корм даже с руки [5].
Обитая в условиях дикой природы, большая синица чаще всего селится вдоль рек, озер, недалеко от опушек. В глухих лесах очень редка. Далее чем в 10-15 км от населенного пункта большая синица в тайге обычно не встречается [6].

Питание большой синицы

Широким распространением большая синица обязана своей всеядности и неприхотливости к пище [7]. Выискивает на верках и стволах насекомых и пауков [8]. Гусеницы составляют приблизительно 75 % их летнего дневного рациона [4]. Замечено, что если даже синица не в состоянии съесть насекомое, она все равно его убивает [1].

В питании взрослых птиц в летний период наряду с пауками и чешуекрылыми заметную роль играют жесткокрылые, равнокрылые, двукрылые и полужесткокрылые. Из растительной пищи синицы используют на Северо-Западе нашей страны плоды и семена следующих растений: сосны, ели, липы, клена, березы, сирени, конского щавеля, репейника, бузины, рябины, черники, подсолнечника, конопли, ржи, пшеницы, овса. Кроме того, они охотно кормятся на трупах погибших животных, используя остатки добычи хищников [6].

Зимой питается в основном семенами и другой растительной пищей; чаще всего именно она посещает кормушки [8]. Очень любит семена масличных растений – конопли и подсолнуха; это хорошо известно всем, кто зимой подкармливает птиц с кормушек [4]. В этот особенно трудный для птиц сезон года большая синица выискивает в трещинах коры деревьев личинок насекомых. Находит корм, потроша пакетики с мусором или выставленные на балкон замороженные продукты, склевывает крошки у скамеек и настойчиво требует семечек, если кормушка пуста [7].

Интересно, что у кормушки птичья очередь подчинена строгой дисциплине. Можно заметить, что сначала право на корм здесь имеют старые, наделенные высоким статусом птицы [5]. У большинства зимующих на одном месте стай бывает главный самец – доминант, вожак группы. Это обычно самый крупный и сильный, ярко окрашенный самец [9]. Ранг птицы, кроме половой принадлежности, определяется опытом, возрастом и особенностями окраски оперения. Черная, блестящая шапочка и расширяющийся к брюшку такого же цвета галстук на фоне ярко-желтых перьев груди – это показатель зрелости самца [5]. Особое значение имеет большое черное пятно в нижней части брюшка, почти под хвостом, которое самцы демонстрируют друг другу. Это самый главный признак возраста и иерархического ранга самца [9]. Самки и первогодки в ужасе шарахаются при появлении вожаков на кормушке [5]. Интересно, что, помимо обычной силовой и возрастной иерархии, в стае существует и более тонкая социальная, или психологическая иерархия: в разные моменты жизни стаи ее лидерами могут быть разные птицы [9]. Своя иерархическая лестница есть и у самок. Весной, в период образования пар, те, кто выше по рангу, весьма обычны на кормушке. Они беспощадны по отношению к более слабым собратьям, и это хорошо заметно по их угрожающим позам [5].

Размножение большой синицы

Гнездятся большие синицы в апреле-июне [8]. Как только в воздухе повеет весной, зимние стаи этих птиц разбиваются на пары. Самцы в это время заводят свою нехитрую, но зато звонкую двух- или трехсложную песню [4]. Мартовская песня не просто громкая, она исполняется с азартом. И трель следует за трелью. Каждый самец исполняет несколько типов песен, но услышать их все можно, лишь долго наблюдая за птицей. Встречаются одаренные певцы со звонкой и интересной песней, но попадаются и полные «бездарности». Такие птицы, по-видимому, не участвуют в формировании пар из-за своей неполноценной песни. Одна такая птица, например, пела в Кузьминском лесопарке в Москве. Несмотря на огромные старания самца, песня его даже с десяти метров была еле слышна. Она больше походила на скрипение и скрежетание, чем на хрустально-чистые голоса поющих невдалеке других самцов.

Готовясь к процессу размножения, большие синицы покидают города. Их здесь уже не так много, как во время лютых холодов. Птицы откочевывают в парки и сады, в леса и рощи. Там быстрее можно найти укромное дупло, легче разыскать насекомых, необходимых для выкармливания птенцов. Но и в гнездовой период есть пары, которые гнездятся совсем рядом с человеческим жильем [5], порою даже в центре крупных городов. Замечено, что плотность населения этих птиц после развешивания искусственных гнездовий обычно заметно возрастает. Наблюдалось успешное гнездование больших синиц в стволе пушки во дворе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Известны также случаи гнездования этих птиц в чугунных перилах, в столбах уличного освещения, в полых металлических трубах оград, за обшивками стен зданий и т.п. [6]. Иногда они поселяются в почтовых ящиках, трубах старых водопроводных колонок, даже в старом башмаке, забытом где-нибудь на возвышенном месте [4].

В Ленинградской области большая синица изредка поселяется в сорочьих гнездах, а иногда даже устраивает открытые гнезда, что бывает, правда, очень редко [6]. В большинстве случаев синицы для устройства гнезда стараются выбрать глубокие, темные дупла с маленьким летком [5]. Наибольшая плотность гнездящихся больших синиц наблюдалась в старых парках и лесах, примыкающих к населенным пунктам [6].

Гнездо строит только самка. В Ленинградской области этот процесс начинается в середине апреля. На постройку его птицы затрачивают 3-15 дней, чаще всего 5-7 дней. В холодную дождливую погоду строительство затягивается. Материалом для строительства гнезда могут быть мох, шерсть, перья, коконы пауков, вата, нитки, травинки [6]. Готовое гнездо - очень искусно свитая, а главное - теплая постройка [4]. Во многих случаях самка начинает кладку при недостроенном гнезде. Практически всегда во время откладки яиц самка продолжает приносить в гнездо строительный материал. Его она приносит даже в первые дни насиживания. В полных кладках большой синицы находится от 5 до 14 яиц, но чаще всего бывает 8-12 [6]. По другим данным, в гнездах может быть до 18 яиц, что является своеобразным рекордом среди певчих птиц [5]. Вторая кладка обычно меньше первой примерно на 2 яйца.

Как и у всех синиц, насиживает кладку самка. Самец ее регулярно кормит. Чаще всего период насиживания составляет 13-14 дней. Его продолжительность зависит от поведения самки и сроков ее размножения. Первую кладку самка начинает насиживать с предпоследнего яйца или даже через день или два после завершения кладки. При поздних же сроках размножения насиживание начинается обычно до полного завершения кладки [6].

Самка сидит на яйцах очень плотно и порой не слетает, даже когда открываешь крышку дуплянки. Защищая свою кладку, птица резко и невысоко подпрыгивает, а также приоткрывает клюв, издавая отрывистые шипящие звуки, похожие на тихое чихание или на шипение змеи. Лишь убедившись в том, что эти устрашающие действия ни к чему не приводят, она все же вылетает из дуплянки, оставляя лежащие в глубоком лотке белые, с мелкими светло-коричневыми пятнышками яйца. Отлетев в сторону и придя в себя от пережитого страха, самка начинает громко «пинькать» или «трэкать» - это сигналы тревоги у синиц. К ней присоединяется прилетевший на беспокойные крики самец. Он осторожнее самки и не подлетает близко. Но если в гнезде уже полностью оперившиеся птенцы – оба родителя подлетают к нарушителю спокойствия вплотную и без боязни пытаются отвлечь внимание врага на себя. При этом их громкие сигналы оповещают об опасности желтогрудых, с коротенькими галстуками птенцов, притихших на дне дуплянки…

Маленьких птенцов необходимо хорошо обогревать. Поэтому сначала самка почти не покидает гнездо. Затем она начинает вылетать за кормом, но через каждые 20-30 минут снова согревает птенцов своим телом. Пока птенцы еще не нуждаются в больших количествах корма, основной добытчик семьи – самец. О своем приближении он оповещает тихой синичьей трелью, и, услышав его голос, самка обычно вылетает ему навстречу. Вне гнезда она выпрашивает корм у самца, принимая птенцовую позу и издавая крик птенцов-слетков. Затем летит к гнезду и кормит выводок сама.

Недельные птенцы уже требуют гораздо больше корма. Теперь оба родителя заняты поисками насекомых и пауков почти весь световой день[5]. Маленьких птенцов большие синицы часто кормят, выдавливая им в глотки содержимое тел пауков [6]. За «рабочий день» одна пара «птиц-родителей» приносит своим быстро растущим потомкам от 300 до 500 порций корма, что зависит от возраста птенцов и их количества в гнезде [5].

Вылет птенцов происходит обычно на 19-21-е сутки, но при испуге птенцы способны выпрыгнуть из гнездовья и в возрасте 15 дней. Успешность гнездования при первых кладках обычно выше, чем при вторых. Основные причины гибели птенцов – разорение гнезд человеком и домашними животными, большим пестрым дятлом, белкой, вертишейкой, мелкими куньими. Некоторые гнезда синицы бросают из-за поселения в дупле муравьев. Вторые выводки нередко гибнут от чрезмерного размножения в гнезде блох, особенно если птицы вновь размножаются в том же самом гнезде.

После вылета птенцов из гнезда родители продолжают кормить их на протяжении одной или двух недель. Если самка начинает вторую кладку, первый выводок водит самец. Птенцы выкармливаются преимущественно гусеницами бабочек. Существенную роль играют также пауки, куколки и взрослые особи бабочек, личинки пилильщиков. В качестве минерального корма родители дают птенцам землю, скорлупу яиц, раковины наземных моллюсков [6]. За лето двум выводкам птенцов парой взрослых птиц скармливается около десяти тысяч насекомых [7].

Смертность среди молодых птиц очень велика. Немногие из них переживают первую зиму. По данным кольцевания, лишь две синицы из ста доживают до трехлетнего возраста [5].

Роль большой синицы в природе и жизни человека

Встреча с синицей надолго оставляет в душе у горожанина или сельского жителя ощущение радости. Но роль столь подвижных, активных птичек в жизни человека этим, конечно, не ограничивается. Плодовые деревья, пораженные плодожоркой; дубы, объедаемые гусеницами, буквально кишат стаями синиц, с пронзительным писком обирающих насекомых [7]. Учитывая тот факт, что летом эти птицы кормят молодое поколение насекомыми, большинство из которых считаются вредителями, синиц давно причислили к разряду полезных и наиболее желанных обитателей наших садов и парков [5].

Нельзя забывать и о том, что в природных сообществах взрослые синицы и (в особенности) их еще беспомощные или неопытные птенцы являются кормом для многих хищных животных. В гнездах синиц, как это уже отмечалось выше, живут паразитические беспозвоночные, для которых эти постройки птиц являются естественной средой обитания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Какова биологическая роль весенней песни самца синицы?
2. Почему большая синица так широко распространена и во многих местах весьма многочисленна?
3. В чем заключается значение столь яркой и неповторимой окраски большой синицы?
4. Почему в окраске самки и самца большой синицы есть некоторые отличия?
5. Почему именно семена подсолнуха являются особенно важным кормом для синиц в зимнее время?
6. Иногда случается, что в период сильных морозов и при недостаточном количестве кормов летящая большая синица вдруг замертво падает к ногам человека. Как можно объяснить это трагическое явление?
7. Почему синицы гнездятся не всегда рядом с человеческим жильем, а вот зиму проводят рядом с ним?
8. Почему гнездование синиц чаще наблюдается в старых, а не в молодых парках?
9. Почему ранней весной сначала начинают петь именно те синицы, которые зимовали вблизи человека?
10. Почему большие синицы склонны к относительно оседлому образу жизни?
11. В чем заключается биологический смысл внутривидовой иерархии?
12. Найдите ошибки в предложенном ниже тексте. Объясните, в чем заключается ошибочность приведенных фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
«Когда есть свободное время – люблю прогуляться по аллеям городского парка. Радуют меня не только свежий воздух и приятная глазу зелень растений. Очень часто приносит большое удовольствие и наблюдение за поведением встречающихся здесь птиц. Вот и сейчас замечаю в кустарнике стайку больших синиц. Эти милые, совершенно безобидные птички, обитающие обычно в глухих лесах, «куда не ступала нога человека», вероятно, совершенно случайно залетели в городской парк, а значит, моя встреча с ними - большое везение! Синицы ловко перемещаются по веткам кустарника, внимательно обследуя их в поисках корма. Яркие самцы легко отличаются мною от невзрачных, однотонно окрашенных самок. Птицы постоянно общаются друг с другом с помощью сигналов, по своему звучанию напоминающих звон колокольчиков. С удивлением вижу, как несколько синиц поочередно хватают с ладони человека семена подсолнуха! Поражает то, насколько могут быть доверчивы и смелы эти миниатюрные и обычно очень осторожные птицы! Уже становится все более заметным холодное дыхание наступающей зимы. Скоро большие синицы, как и другие перелетные птицы, соберутся в огромные стаи и отправятся в теплые края. Тогда городской парк совсем опустеет до следующей весны. И поэтому мне грустно…»
13. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Почитайте эти тексты своим товарищам, найдите ошибки, внесите необходимые исправления.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

1. Весенняя песня самца синицы привлекает самок и отпугивает других самцов.
2. Широкое распространение большой синицы и ее многочисленность определяется всеядностью, способностью жить рядом с человеком, умением постоять за себя, высоким потенциалом размножения этой птицы.
3. Яркая и неповторимая окраска больших синиц позволяет им не потерять друг друга в стае, а в период размножения легко найти особь именно своего биологического вида.
4. По особенностям окраски самки и самцы большой синицы легко отличают половую принадлежность каждой взрослой особи.
5. Семена подсолнуха являются накопителями жира, который очень богат энергией, что особенно важно для синиц в период зимней бескормицы и сильных холодов.
6. При низких температурах воздуха и малом количестве корма энергетические затраты птицы, связанные с полетом, могут значительно превосходить количество энергии, полученное ею при питании. Кроме того, летящая птица плотно прижимает оперение к своему телу, уменьшая таким образом толщину его теплоизолирующего слоя. Все это при очень низких температурах окружающей среды может привести к почти мгновенной гибели летящей птицы.
7. Зимой синице без человека выжить очень трудно. Летом же везде достаточно для нее кормов, а в лесу место для гнездования найти проще, чем в условиях городской среды. Поэтому летом синиц в городе значительно меньше, чем зимой.
8. В старых парках дупло найти легче, чем в молодом. Вероятно, поэтому синицы чаще гнездятся именно в старых парках.
9. Можно предположить, что птицы, которые жили рядом с человеком, достаточно хорошо питались в зимнее время. Поэтому их организмы более готовы к размножению ранней весной, чем организмы плохо питавшихся птиц, живших всю зиму в лесу. Кроме того, искусственные гнездовья, которые вывешивает человек в городах и селах, бывает легче найти, чем дупло в лесу. А найденное гнездовье само по себе является важным стимулом к размножению птиц.
10. Большие синицы не склонны к перелетам, поскольку очень хорошо приспособлены к добыванию корма в местах своего постоянного естественного обитания. В зимнее время они активно подкармливаются людьми, что позволяет этим птицам, не улетая на юг, пережить самый суровый сезон года. Но все-таки в полной мере оседлыми птицами их назвать трудно.
11. Внутривидовая иерархия, как форма внутривидовой борьбы за существование, позволяет осуществить естественный отбор в популяциях большой синицы. В итоге выживают и приступают к размножению самые сильные, хорошо приспособленные особи.
12. Большие синицы не являются «совершенно безобидными птицами». Они весьма агрессивны по отношению ко всем тем, кто слабее их, включая и особей своего биологического вида. В глухих лесах эти птицы почти не встречаются. Их присутствие в городском парке совсем не случайно, и встречаются они там нередко, особенно в зимнее время. Самки большой синицы не являются невзрачными птицами, они достаточно ярко окрашены. К перелетным птицами большие синицы не относятся. Зимой городской парк не станет пустым. В нем будут те же синицы и представители других видов птиц, которые прилетают сюда в это время года, надеясь на получение корма от человека. А по аллеям парка, вместе с людьми, будут не спеша ходить голуби, живущие рядом с человеком на протяжении всего года.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ БОЛЬШОЙ СИНИЦЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о больших синицах, обитающих на территории России.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
2. Большая синица // Муравейник. – М.: ОИД Медиа-Пресс. – 2005. - № 2.
3. Все о птицах. – СПб: ООО СЗКЭО , 2007.
4. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. – Прага: Артия, 1984.
5. Забугин В. Большая синица – птица известная // Муравейник. – М.: ООО Издательское дело Муравейник. – 2016. - № 1.
6. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Т. 2. В 2-х томах. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983.
7. Митителло К., Хромушин О. Певчие птицы: энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012.
8. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
9. Симкин Г.Н. Певчие птицы: Справочное пособие. – М.: Лесная промышленность, 1990.
10. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
11. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.


© Александр Кулев, 2018
Дата публикации: 07.09.2018 01:13:58
Просмотров: 2088

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 4 число 19: