Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Самулевич



Дед и внук

Александр Литровенко

Форма: Рассказ
Жанр: Ироническая проза
Объём: 10859 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Похоже, дед вытряхнул из малыша на поверхность мужские гены, которые совсем уж утонули невостребованные в неокрепшей детской душе.


Дед и внук.

Кризис, как зима в России, подкрался неожиданно. Ещё недавно всё было великолепно. Предприятия радовали своих сотрудников приличной и своевременной зарплатой, а тут вдруг возникли чёрные дыры, в которые стали исчезать целые фирмы. Появились сложности, о которых даже не предполагали некоторые особо оптимистически настроенные граждане.
Мама Стасика работу и, естественно, зарплату, сохранила, хотя и лишилась приличных бонусов, а вот садик, где малыш проводил большую часть времени, закрылся. К сложной проблеме детского воспитания пришлось привлекать деда, которого срочно вызвали из далёкого городка, где он пребывал в угнетённом состоянии, поскольку неожиданно и несвоевременно был сокращён с должности и отправлен на пенсию. Оставшись без работы, мужчина, можно сказать, захандрил и назначение «главным педагогом» внука его только обрадовало.
А вот Стасика такая новость обрадовала не очень. В своей короткой жизни мальчишке мало пришлось общаться с мужчинами. Папа исчез из семьи ещё до его рождения. О достойной замене мама не позаботилась, или что-то в этой области не сложилось вопреки её желанию. Конечно, гости в квартире были часто, но всё больше из числа маминых подруг. В садике персонал также состоял из одних женщин и малыш к этому привык, поэтому деда встретил настороженно, как обычно и взрослый человек относится к чему-то незнакомому и непонятному…
Стасик – мальчишка сообразительный, несмотря на дошкольный возраст. Хорошо разбирается в компьютере и мобильном телефоне. Легко справляется с некоторыми довольно сложными играми и даже умудряется поставить в неловкое положение взрослых. Как-то, ещё в младшей группе садика, мальчишка неудачно на горшок опустился. Рядом нянечка Шура шваброй орудовала и эту оплошность заметила:
-Ты ссыкуна то своего в горшок спрячь, а то лужу надудлишь, а мне убирай!
Невинно скосив лукавые глазёнки в сторону, Стасик съязвил:
-А Кырылл по другому эту штучку называл.
Тётя Шура за многие годы общения с малышами приобрела определённый опыт и мудро рассудила:
-Понимаешь: некоторые вещи в разное время называют по-разному. Например: белого медведя в детстве кличут «умкой», а, когда вырастет, стало быть, медведем. Так что, может быть, и твою штучку когда-нибудь назовут так, как сказал Кирилл.
При встрече дедушка поцеловал внука в щёчку. Стасику это сильно не понравилось, потому что мужская щетина больно уколола малыша. Другое дело, когда целовала мама или её приятельницы. Получалось мягко нежно и к тому же приятно пахло духами, а не дешёвым табаком.
И вот наступило утро первого рабочего дня. Мама, наскоро приукрасив лицо боевой раскраской, умчалась на работу. Дед, неспешно закончив чаепитие, собрался в ванную побриться, да на пороге кухни встретил внука:
-Здоров, мужик!
-Я не мужик. Я мальчик!
-Ясное дело. Из девочек же мужики не вырастают.
-Не хочу быть мужиком! ! !
-А кем же хочешь? – озадаченно осведомился дед.
-Инженером-программистом.
-Это ещё куда ни шло,- вздохнул с облегчением воспитатель, - а то я, Бог знает что уже подумал. Дурак старый!
-Вот именно!
-Что «именно»?...
-Ну, «дурак старый»…
Такой ярлык деду совсем не понравился. Он даже подумал о телесном наказании внука. Да пока выбирал: отодрать за уши, или нашлёпать ниже талии, малость поостыл и пришёл к выводу, что начинать воспитание с трёпки, не педагогично. Гораздо лучше решать вопрос переубеждением, но никаких убедительных доводов в опровержение высказанной внуком гипотезы, на ум воспитателю не приходило, и он решил пока увести разговор в сторону:
-Ты иди на кухню. Мама тебе «птюху» сделала и чай налила. Позавтракай пока…
-Деда! А что такое «птюха»? – уцепился за незнакомое слово малыш.
Дед почесал затылок:
-Как тебе объяснить? Это на флоте так… утренний бутерброд называют.
-А ты откуда знаешь?
-Так я же служил там в своё время. На подлодке.
-Ух ты! ! !
-Да! Я такой!
-Наверное, ты меня и морские узлы вязать научишь? – решил воспользоваться новостью внук.
Дед закашлялся, чтобы выиграть время на достойный ответ; но ничего не придумал и честно признался:
-Нет! Морские узлы я и сам вязать не умею.
-Что ж ты за матрос тогда?
-Понимаешь: сейчас на корабле, а тем более, на подводной лодке, снастей никаких нет. И необходимость вязать узлы отпала. Конечно, есть швартовка. Некоторые авральные работы, но это деятельность боцманской команды, а я был старшиной электриков.
Внук с сомнением покачал головой:
-Что-то не верится.
-Да докажу я тебе всё, - горячится дед, - фотка у меня есть. С автоматом стою прямо на верхней палубе у боевой рубки.
-Надо посмотреть, что там у тебя за доказательство,- куражится мальчишка.
Дед понимает это и прерывает беседу:
-Ладно! Хватит болтать. Иди, завтракай. А я бриться…
Отправляясь в ванную, старик дверь за собой не прикрыл, чтобы не потерять контроль за проделками внука. Скоро в проёме этой двери появляется детская физиономия, которая с любопытством наблюдает за манипуляциями мужчины:
-Дед, а бриться не больно?
-Нисколечки! Хочешь попробовать?
Мальчишка боязливо ёжится. Вздыхает. Но любопытство перебарывает неуверенность и осторожность:
-Ага!...
-Заходи! Становись рядом!
Дед выдавливает из баллончика побольше пены. Щедро обмазывает ей личико ребёнка. Извлекает опасное лезвие из бритвенного станка и проводит этим станком по щеке мальчишки.
-Дальше сам брейся. Наука не хитрая, но в жизни обязательно пригодится.
Малыш старательно сгребает пену с личика, пытаясь копировать движения и мимику деда, которые подсмотрел несколько минут назад.
Скоро воспитателю это «баловство» надоедает:
-Хватит прихорашиваться! Умывайся! Пойдём собираться.
-Это куда же мы будем собираться?
-Прогуляемся. Воздухом подышим.
-Дед! Ты в окно то смотрел? На улице снег с дождём. Мама говорит, что в такую погоду «хорошая собака хозяина за порог не выпустит».
-Знаешь, внучек. Плохой погоды не бывает – бывает неподходящая одежда. Обуем сапожки, возьмём зонтик – и на прогулку. Заодно, для пользы дела, в магазин заглянем.
При упоминании о торговой точке Стасик навострил ушки. Не сказать, что он недополучал сладости, но ребёнок есть ребёнок. Однако, дед, обожаемые внуком магазины с вкусными вещами, прошёл транзитом и направился в «Хозтовары». Там Стасик тоже бывал, когда мама выбирала посуду, но приятных воспоминаний в душе мальчика этот визит не оставил. Не заинтересовал этот отдел и старшего товарища, а вот инструменты, как раз и стали объектом внимания деда. Здесь он долго и внимательно присматривался, примеривался и выбирал, чтобы приобрести молоток, ножовку, несколько отвёрток, гвозди и шурупы. Все эти нужные вещи были доставлены домой. Мужчина отыскал на балконе нуждающуюся в починке табуретку и приступил к её ремонту.
Малыш, который внимательно следил за действиями деда, вспомнил, как пыталась справиться с молотком мама. Держала она инструмент где-то у самой головки и по гвоздю не била, а тюкала. Результат у неё получился плачевный. Два согнутых гвоздя не считается, а вот два пальца: на одном сломан ноготь, второму досталось с размаха молотком – весомый отрицательный итог проделанной работы. У мужчины всё получалось совсем по другому. Молоток у него порхал, как пушинка, словно сам норовил поддать гвоздю по шляпке, а тот послушно втискивался в дерево. Табуретка на глазах превращалась из развалюхи в удобный и нужный предмет обихода. Стасику работа понравилась, и он не удержался от похвалы:
-Ух, ты! Здорово у тебя получается!
Тут хозяйственный мужчина вспомнил о своём педагогическом предназначении:
-А ты как думал? Небось, самому-то с молотком не приходилось управляться?
-Не – а, - огорчённо признался малыш.
-Так это мы сейчас исправим, если хочешь, конечно?
-Ещё бы! – обрадовался внук.
Дед снова отправился на балкон, где среди хлама и ненужных вещей отыскал подходящую доску. «Наживил» на неё гвоздь и вручил молоток малышу. Долго и терпеливо объяснял внуку нехитрую науку работы этим инструментом. И, действительно. Если первые гвозди категорически не хотели погружаться в древесину: изгибались и даже выскакивали, последующие становились послушнее и, может быть, нехотя, втискивались в доску по самую шляпку. Мальчишка уверенно держал молоток и ловко попадал им куда надо. Скоро без посторонней помощи, он заколотил несколько гвоздей, и дед счёл урок законченным:
-Молодец, старик! – мужчина в знак поощрения толкнул мальчишку кулаком в плечо. Толкнул не сильно, но Стас оказался на полу:
-Э! Да ты слабак, парень! Маменькин сыночек! И на ногах не держишься. Как же ты с мальчишками дрался, или, хотя бы боролся в садике?
-Не позволяют нам воспитательницы и нянечки бороться, а драться тем более. Боятся: как бы чего не вышло. – Отвечает мальчишка.
Дед думал не долго:
-Ладно! Иди, мой руки. Сейчас пообедаем, а потом, как еда немного утрясётся, буду тебя приёмам борьбы учить.
-Что!? Как Джеки Чан буду драться? – радуется внук.
-Как Джеки Чан мало кто может, а элементарные приёмы классической борьбы я тебе покажу…
Обед прошёл быстро. Правда, сначала мальчишка особого рвения к еде не проявлял, но, когда дед пригрозил штрафными санкциями и отменой обещанного урока, челюсти внука заработали значительно быстрее.
Мама, когда пришла с работы, обнаружила в своей квартире два запыхавшихся существа, которые толкались в непримиримой схватке и при случае с удовольствием падали на пол.
-Что происходит? – с ужасом восклицает испуганная женщина.
-Да падения отрабатываем, - отдышавшись, отвечает сынишка.
--Что – о – о?
-Дедушка объяснил: падать тоже нужно уметь. Вот мы и тренируемся правильно падать.
Женщина поворачивается к отцу:
-Папа! Ну что ты, в самом деле, хочешь от ребёнка?
Мужчина спорить и оправдываться не стал, а отправился мыть руки и разогревать ужин, поскольку кроме воспитательных функций, выполнял и сугубо хозяйственные. А диалог между мамой и сыном продолжился:
-Ну, как ты тут, сыночка? – задала она обычный вопрос и получила не совсем обычный ответ:
-Мамулечка! Я не хочу быть «сыночкой»!
-Вот те раз! А кем же ты хочешь быть? – даже растерялась мамаша.
-Настоящим мужиком!
-Как это понимать?
-Мы с дедом сегодня гвозди заколачивали, а завтра будем шурупы винтить. А ещё дед научит меня приёмам борьбы и… в карты играть.
Женщина от такого букета новостей села прямо там, где стояла, на пол.
-Да – а – а, воспитание, кажется, даёт побочный эффект, - подумала она.
В присутствии мамы вечер прошёл, как обычно. Только с вопросами малыш больше к деду обращался почему-то. Спать он лёг без всяких споров и вечернюю сказку не потребовал. Заснул быстро. Только ручонки чуть заметно подрагивали. Наверное, мальчишка во сне боролся, или гвозди заколачивал, чтобы быстрее стать настоящим полноценным мужчиной.
Похоже, дед вытряхнул из малыша на поверхность мужские гены, которые совсем уж утонули невостребованные в неокрепшей детской душе.
ЛИТРОВЕНКО АЛЕКСАНДР.


© Александр Литровенко, 2015
Дата публикации: 24.07.2015 14:12:06
Просмотров: 3191

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 95 число 3: