Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Цхинвали (реквием…). Глава 10.3

Сергей Стукало

Форма: Повесть
Жанр: Документальная проза
Объём: 18497 знаков с пробелами
Раздел: "Все произведения"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


"Грузия продолжит перевооружение своих вооруженных сил
по стандартам НАТО, несмотря на то, что это кому-то не нравится".
Зураб Ногаидели (грузинский премьер-министр)



10.3. Милитаризация Грузии и её боевой дух

Растущее информационное противодействие России, вкупе с созданием мощной системы резервистов, беспрецедентным ростом военных расходов, непрерывными учениями и стрельбами — свидетельствует о стремительной милитаризации Грузии.
Сейчас Грузия создала довольно профессиональные силы спецназначения. Во главе спецназа Минобороны и МВД поставлены подготовленные офицеры, прошедшие школу у специалистов НАТО. В Грузии учатся воевать, как воюют американцы, копируя американскую систему: делается упор на огневую мощь – сперва массированный огонь, а затем уже войска. Для этих целей закупаются системы залпового огня, вертолеты и самолеты.
В июне 2005 года в вооруженных силах Грузии проведены самые масштабные в истории страны танковые учения "Броня-2005". В них были задействованы практически все грузинские танки — на тот момент около 100 единиц.
В преддверии учений правительство Республики Южная Осетия заявило, что "демонстрация мускулов вблизи зоны конфликта не может не вызывать обеспокоенность".
29 августа 2005 года на территории Крцанисского учебного центра Министерства Обороны Грузии в пригороде Тбилиси состоялась торжественная церемония начала третьей, заключительной, фазы программы "Обучение и оснащение" Вооруженных Сил Грузии, осуществляемой правительством США.
Сегодня Грузия лидирует среди республик бывшего СССР как получатель военной техники и военного оборудования от США и стран НАТО. Её вооружённые силы прошли ускоренными темпами стадию перевооружения и переобучения. По программе индивидуального партнерства, идут постоянные денежные вливания из США. Американская помощь Грузии критически важна для того, чтобы эта страна оставалась на плаву и сохраняла видимость стабильности. Однако большая часть финансовых вливаний направлена, прежде всего, на укрепление военной мощи Грузии. Армия — самая финансируемая часть бюджета Грузии. Часть этих средств, это для Грузии естественно, разворовывается. Но, тем не менее, по грузинским меркам, это — большие средства.
Грузинская армия получила современное эффективное вооружение, и большие средства, на её оснащение и обучение, и в грузинском обществе опять взяли верх иллюзии, что силовым путём можно решить южноосетинскую, а потом и абхазскую проблемы. В июле 2005 г. в Тбилиси завершена реорганизация силовых ведомств Минобороны и МВД. Именно на эти два ведомства возлагается задача установить контроль над Южной Осетией и, в последующем, над Абхазией.
К концу 2006 года у Грузии появилась более боеспособная, нежели ранее, армия численностью в 30 тысяч человек. Активно строилась военная инфраструктура. В окрестностях города Сенаки завершено строительство современной военной базы, рассчитанной на 3000 военнослужащих.
Основной статьёй расходов грузинского правительства на настоящий момент является не развитие экономики и демократии, а оснащение вооружённых сил. Надо полагать, что нынешние грузинские власти не представляют — как сделать свою страну привлекательной без помощи вооруженных сил. Что ж, в прагматизме им не откажешь. Даже они отдают себе отчет — под какие цели и задачи выдан кредит их западными покровителями.
Российский МИД в связи с увеличением закупок Грузией вооружения у стран НАТО, в частности у Чехии, неоднократно высказывал опасения о возможности "дестабилизации обстановки в Закавказье и усилении искушения Тбилиси применить силу против Сухуми и Цхинвали"..

Чачия Александр Александрович (в системе народного образования Грузии занимал должность заместителя министра народного образования. В 1991 г. ушёл в отставку в знак протеста против политики официальных властей Грузии. В 2000 г. создал партию "Единство" ("Эртоба". С 1999г. — председатель общественной организации "Народное движение "Самегрело". Кандидат философских наук, доктор политических наук):
"Помощь американцев, как правило, заключается в выдаче кредитов, которые мгновенно разворовываются. Нет ни одного примера инвестиционных вложений со стороны Америки! У нас больше $2 млрд. долга американцам, но нет ни одного производства, построенного на их деньги, нет ни одной сельскохозяйственной артели, ни одной технологии завезенной..."

Для не воюющего государства уровень милитаризации Грузии является уникальным (это самый высокий показатель среди всех государств бывшего СССР). Начиная с 2005 года на оснащение и обучение вооруженных сил тратятся беспрецедентные за всю историю постсоветской Грузии суммы. В 2005 году — 324 млн. долл. Это составило 21,4% от расходной части бюджета или 6% от ВВП страны. Примечательно, что первоначально в грузинском бюджете планировалось выделить на оборону в пять (!) раз меньше: всего 65 млн. долл. США или 1,2 % от ВВП.
Сравните: в 2005 г. Россия истратила на оборону около 3 % ВВП, а объявленная Саакашвили "тиранией Лукашенко" Белоруссия — всего 1 %.
В 2006 году Минобороны Грузии на финансирование военных нужд получило 220 млн. долл. (первоначально планировалось израсходовать 77,6 млн. долл.).
Наращиваются закупки вооружения: были приобретены самолеты МиГ-23 в Узбекистане, самолеты L-159 и танки Т-72 в Чехии, артиллерийские системы калибра 122-мм в Болгарии, вертолеты и системы ПВО на Украине. По словам бывшего грузинского министра обороны Ираклия Окруашвили, исходя из грузино-американской военной программы стоимостью 60 млн. долларов, Чехия передала в 2005 году в дар министерству обороны Грузии "определенное количество амуниции и вооружения". В 2006 году Литва, в рамках военно-технического сотрудничества, безвозмездно передала Грузии два боевых корабля, ранее принадлежащих ВМФ СССР, а также 14 тыс. автоматов Калашникова.
Лидеры Южной Осетии и Абхазии неоднократно призывали поставить под жёсткий контроль два грузинских порта — Поти и Батуми, через которые завозится вооружение и техника для грузинской армии.

Виктор Рухиладзе (газета "Сакартвелос Республика", номера за 11… 14 декабря 2002 года, статья – "Пока еще не поздно":
"Должен признать, что то, что пишу, в первую очередь пишу для сведения правительства… Сегодня сбылись подтверждения этих надежд для Грузии по поводу вхождения в состав НАТО. Но спрашивается, какая Грузия войдет в состав такого союза, какую Грузию защитит этот союз от "внешних врагов"? Скажу прямо: ………… если она с неизлечимой болезнью (чекистско-коммунистической, фашистско-звиадистской и в конечном счете, все вместе связанные), войдет в это объединение, то, как говорят, к черту и такое НАТО и его защиту".

Ираклий Окруашвили (бывший министр обороны Грузии):
"Россию не касается вопрос, у кого Грузия купит оружие или получит это вооружение в подарок". "Правительство Чехии приняло решение об оказании нам помощи и сделало подарок в рамках американской военной программы "Операции по сохранению стабильности".

Саломэ Зурабишвили (глава МИДа Грузии, 2006 год):
"Вопрос того или иного использования своих Вооруженных Сил является суверенным правом Грузии".

Здесь автор позволит себе не согласиться с уважаемой госпожой министром: иметь вооруженные силы — суверенное право Грузии. Решать вопросы их комплектования, боевой подготовки и оснащения — суверенное право. Использовать их при обороне государства — суверенное (куда уж сувереннее?) право. А вот применение вооруженных сил для нападения на своих соседей, для проведения этнических чисток, для "борьбы" с мирными жителями, и при этом неизменно потворствовать процветающему среди личного состава мародёрству — тут речь идёт уже не о праве, а о правовом беспределе.
Рассуждая подобным образом, можно договориться до суверенного права грабителя — грабить, а волка – резать ягнят.
Южная Осетия, так уж случилось, не ягнёнок. И даёт отпор, когда её жителей убивают, или тем или иным образом посягают на их права.
Что тут сказать? — Хорошее государство.

Последним политическим ресурсом президента Грузии был вывод российских баз. К 2008 году у него осталось его главное обещание — вернуть территории Южной Осетии и Абхазии. Началом войны в Южной Осетии он убил двух зайцев: во-первых — показал, что не отказался от этой цели, а во-вторых, создал образ врага и консолидировал грузинскую нацию.
Показательно, что, несмотря на нарастающую в США критику режима Саакашвили, явный авантюризм и экстремизм его политики, администрация Дж. Буша продолжает оказывать нынешнему тбилисскому правительству щедрую финансовую помощь. За последние двенадцать лет США вложили в Грузию несколько миллиардов долларов, в том числе на подготовку и оснащение 2000 грузинских пограничников и создание антитеррористических подразделений (некоторые из них находились в Ираке). Нет сомнений, что практика направления грузинских военнослужащих в качестве пушечного мяса для защиты геополитических интересов США в Ирак и в другие неспокойные места планеты не только продолжится, но и расширится.

Алексей Митрофанов (2006 год, на тот момент член фракции ЛДПР Государственной Думы РФ) : "В Грузии идет конкретная подготовка к войне, и президент Саакашвили пришел с мандатом, чтобы поджечь нам Кавказ …"

Цели военных приготовлений во все времена всегда вполне материальны. Сейчас это бесперебойное функционирование газопровода Баку-Джейхан и создание "сюрприза" для России в виде затяжной войны на Кавказе и НАВСЕГДА враждебной, повязанной БОЛЬШОЙ кровью Грузии. Грузинские власти готовили новую, ещё более масштабную трагедию в Южной Осетии. Посудите сами: зачем Грузии, стране с разрушенной экономикой, США выделяли миллиарды долларов на совершенствование армии? За большие деньги и спрос большой. Впрочем, каким бы ни был этот спрос, а Саакашвили отработал выделенные ему кредиты как умел. Бездарно. По накатанному алгоритму. Сценарий развязывания очередной (по замыслу грузинских властей — последней) войны не вошёл в исторические хроники благодаря своей оригинальности.
Те, кто эту "музыку" заказал и оплатил известны. Всё, как всегда.
Вместе с тем, не смотря на возросшую огневую мощь, ожидать скорой победы Грузии не стоит. Хотя бы потому, что подразделения современной грузинской армии имеют существенный изъян — традиционно низкий боевой дух ...

Эрнест и Тревор Дюпюи, авторы "Всемирной истории войн", пишут о грузино-абхазской войне:
"Имея подавляющий перевес в силах, грузины не сумели им воспользоваться. Грузинская армия явила на поле боя абсолютную беспомощность. Единого командования в ней не было до самого последнего времени. В порядке вещей стали ссоры и обиды между военачальниками... Грузинская армия за год с лишним войны в Абхазии не провела ни одной мало-мальски грамотной с военной точки зрения операции" ("Всемирная история войн" Э. и Т. Дюпюи, М., "Полигон", 1993, т. четвертый, с. 749).

О крайне низком морально-психологическом состоянии личного состава грузинской армии свидетельствуют непрекращающиеся инциденты в вооружённых силах Грузии. В 2005 г., в 3-й танковой бригаде, дислоцированной в городе Гори, около 450 военнослужащих устроили сначала массовую попойку, а затем не менее массовую драку. Два батальона сошлись "стенка на стенку" в рукопашном бою. По свидетельствам очевидцев, во время драки раздавались выстрелы.
Достоянием гласности становились неоднократные факты массовых побегов военнослужащих ВС Грузии из расположения своих частей, случаев дедовщины с националистическим подтекстом.
Самой большой и светлой мечтой грузинского солдата является не претворение в жизнь агрессивно-милитаристских планов "саакашистов", а командировка в Ирак. По итогам такой поездки грузинский воин может привезти домой около 10 тысяч долларов США и существенно поправить бедственное положение своей семьи. Не секрет, что после командировки в Ирак, многие грузинские военные под любым предлогом увольняются со службы, так как повторная поездка в Багдад им больше "не светит", а служить в районе границы с Абхазией или Южной Осетией — удовольствие небольшое.
По стойкому убеждению арабов и багдадского дипкорпуса, многие из грузинских солдат в Ираке грешат мародёрством и тривиальным мелким воровством. Жалобы дипломатов и местных чиновников на произвол грузинских солдат стали обычным явлением. Отметим также, что по многочисленным свидетельствам американских военнослужащих в Интернетовских блогах, грузин нельзя принимать в НАТО до тех пор, пока их солдаты не перестанут тащить всё, что ни попадётся им на глаза. В Ираке грузинскую армию представляют "лучшие из лучших", поэтому не стоит удивляться куда более плачевному состоянию дисциплины и морального духа в обычных воинских подразделениях Грузии.

По признанию Тенгиза Китовани (бывший министр обороны Грузии),
"Если бы я не разрешил (гвардейцам) подчистую ограбить сухумских обывателей, то моё воинство оказалось бы неуправляемым" [речь идёт о грузино-абхазской войне 1992 года — прим. автора].

Это сочетание примитивного мародёрства с широким применением против мирного населения и гражданских объектов оснащенных ракетами и бомбами боевых вертолетов, танков, гаубиц, установок системы "Град", а также запрещенного Женевской конвенцией 1979 года оружия — игольчатых снарядов и кассетных бомб (для уничтожения мест компактного проживания абхазского этноса в селах Сухумского и Очамчирского районов), — оставалось и остаётся характерным для действий вооруженных сил Грузии на протяжении всех развязанных ею войн.

Но, пока Грузия наращивает военную мощь — готовится к войне и Южная Осетия.
В силовом блоке республики в январе 2005 года произведены кадровые перестановки. На должность председателя Комитета безопасности Южной Осетии назначен Анатолий Яровой, который ранее занимал должность начальника управления ФСБ в Мордовской автономной республике.
Новый министр обороны Южной Осетии — полковник российской армии 44-летний Анатолий Баранкевич также является гражданином России. Военное ведомство республики он возглавил в самый разгар противостояния летом 2004 г. Имеет боевой опыт войны в Афганистане и Чечне.
Те, кого смущает этот факт, могут вспомнить, что подавляющее большинство других граждан Южной Осетии сами де-юре являются гражданами России. В том числе и Эдуард Кокойты — нынешний президент Южной Осетии.
Новый министр обороны главное внимание уделял комплектованию и подготовке осетинских подразделений, действующих в горах, чего явно не ожидали грузинские военные. Но в Южной Осетии к партизанской войне готовятся давно.
Бывший министр иностранных дел Грузии, госпожа Садоме Зурабишвили, называла появление российских граждан на руководящих постах в Южной Осетии — "захватом территории Грузии". Подводя итог этим назначениям, она допустила резкие высказывания в адрес РФ: "Это уже не только вмешательство во внутренние дела Грузии, но полная аннексия ее территории. Других определений у нас нет".

Кондолиза Райс (Госсекретарь США. Интервью грузинской телекомпании "Имеди" ):
"Я уверена, что жители Абхазии и Южной Осетии сами захотят стать частью грузинского демократического государства ... Грузия станет привлекательной для Абхазии и Южной Осетии, когда она разовьет свою экономику, демократию, обеспечит защиту прав человека … грузинские военнослужащие, подготовленные американскими военными экспертами в рамках программы "Оснащение и обучение", не будут принимать участия в решении внутренних конфликтов Грузии".

К.Райс утверждает, что помощь, оказанная американскими военными экспертами грузинской армии, ставит целью успешную борьбу с терроризмом.
Между тем, у грузинских вооруженных сил сейчас только две цели: Республика Южная Осетия и Республика Абхазия. Несложно догадаться, кого имела в виду Кондолиза Райс под таким удобным термином "террористы" — жителей Южной Осетии и Абхазии.
"Мы начали с Панкисского ущелья и добились успеха", — заметила как-то К.Райс.
Давайте улыбнёмся этой милой женщине. У неё тяжелая работа – выдавать чёрное за белое. И незавидная доля – быть ответственной за эти слова персонально. Впрочем, способна ли она покраснеть от стыда? Госсекретарь – не та должность, на которой Госдепартамент США может позволить себе роскошь держать человека, имеющего такую физиологическую слабость.

В северноатлантический альянс Грузия рассчитывала вступить в 2006…2008 годах. Но к этому сроку тбилисские власти должны были "отработать" территориальную проблему.
В Тбилиси решили, что Южная Осетия — это слабый орешек и нужно начинать именно с него.
До наступления удобных сроков нападения Тбилисские власти колебались, ожидая ослабления российских позиций.
Прогнозировались неурядицы внутри России, связанные с последствиями непопулярных мер её правительства: отменой льгот населению, реформой ЖКХ, системы здравоохранения и образования, а также с инспирированным извне ростом числа громких террористических актов. Расчёт сводился к тому, что Россия будет занята решением социальных проблемы и проблем собственной внутренней безопасности. Ей, при таком раскладе, будет уже не до Южной Осетии.
Эти прогнозы не оправдались.

Военные специалисты полагали, что Грузия предпримет массированное огневое воздействие со своей территории по Цхинвалу, с целью планомерного выдавливания осетинского населения из города, а затем и со всей территории Республики Южная Осетия. Фактически это является повторением геноцида.
Их предположения оправдались. По осетинам били гаубицами, установками залпового огня, использовали авиацию (бомбы и ракеты).
По плану Тбилиси массированные обстрелы должны были привести к тому, что мирное население уйдёт в горные села за райцентр Джава. Планируя захват двумя-тремя диверсионно-разведывательными группами южного портала Рокского тоннеля, грузинские формирования надеялись посеять панику. Эта задача была сорвана.
А вот взять три ключевые высоты вокруг расположенного в лощине Цхинвали им удалось. Пока их оттуда не выбили, они контролировали весь город. Цель этих операций — отрезать Цхинвали и южноосетинские села от Северной Осетии экономически и разорвать ту магистраль, по которой возможен подход крупных резервов со стороны России. После выдавливания мирного населения из города, будет грузинские военные намеревались перекрыть ещё один стратегический объект — Кухтинский мост, который находится за Джавой. При этом Грузия хотела продемонстрировать, что в Цхинвали остались только вооруженные защитники (комбатанты) — люди, против которых можно в полной мере применять тяжёлое вооружение, невзирая на Женевскую конвенцию.



© Сергей Стукало, 2008
Дата публикации: 03.09.2008 12:01:06
Просмотров: 3443

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 61 число 84: