Иерусалим земной и небесный.
Ирина Хотина
Форма: Очерк
Жанр: Заметки путешественника Объём: 32950 знаков с пробелами Раздел: "Публицистика" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
ИЕРУСАЛИМ ЗЕМНОЙ И НЕБЕСНЫЙ Посещение Иерусалима любым человеком - это его попытка совместить горизонталь своего земного, весьма и весьма материального существования с вертикалью души, неустанно идущей своей дорогой к Высшему Сознанию, именуемого Богом. Опыт этот всегда положительный, потому что энергия "земного" Иерусалима столь велика, чиста и многогранна, что в результате каждый начинает приближаться к своему неповторимому "небесному" Иерусалиму. Не верьте тому, кто говорит, что небесный Иерусалим всегда останется лишь недосягаемой целью. По крайней мере, стремитесь к ней. За свое пятнадцатилетнее проживание в Израиле я неоднократно совершала такие попытки. То с благоговейным трепетом прикасалась к прохладным камням Стены Плача, моля о благополучии и счастье всем живущим на земле, с тем незатейливым убеждением, что тогда люди перестанут ненавидеть и убивать друг друга. Одновременно с детской наивностью вкладывала в щели святыни записочки с изложением своих собственных сокровенных желаний, свято веря в их исполнение Богом. Но, видя тысячи других аналогичных просьб, понимала, что очередь до меня дойдет не скоро. То с любопытством осматривала Гроб Господень - крошечную пещерку с каменной скамьей, где так и не нашло последнего приюта тело казненного. То вслушивалась в монотонные разъяснения гида на раскопках "Города Давида" или осторожно продвигалась в толпе экскурсантов подземными пещерами, где особенно остро ощущаешь на себе груз многовековой истории. На этот раз наш маршрут лежал по крышам, стенам и холмам Вечного города. Поэтому в иллюстрациях к моему рассказу так много панорам. Земной и небесный Иерусалим. Что это? Миф, религиозная экзальтация? Или реальность, смешавшая все вместе - синагоги, церкви, мечети? Город-легенда и город-история, "свет народов" и яблоко раздора. Город Давида, Ирода Великого, Сулеймана Великолепного. Вечность земного бытия и полет души в вечность. Наверное, эта неоднозначность, множественность были заложены изначально в его имени, имеющем в своем истинном ивритском звучании множественную форму - Ирушалаим. Два города, земной и небесный, накрепко связанных друг с другом тайной Божественного Промысла. Чтобы оказаться на границе двух Иерусалимов, между землей и небом, для начала нужно подняться на его стены. Главное, не разочароваться открывшимся взору прозаическим видом. Неприглядный пустырь внизу- это территория армянского подворья в самом центре древнего города, в прошлом - не что иное, как место дворца Ирода Великого. А мы стоим на стенах окружавших его. Во времена римского правления здесь находилась резиденция прокураторов. Вот сюда-то и привели Иисуса на допрос к Пилату. Перечитайте Булгакова, он весьма живописно описывает это место. Сегодня, глядя на серые невзрачные здания армянской семинарии, трудно представить строгое великолепие царского дворца, подчеркнутое помпезностью колоннад и ажурностью террасных анфилад, лепнину фонтанов и благоухающий розовый сад, дурманящий аромат которого так раздражал прокуратора. Как это описаго у Булгакова? "Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожаного снаряжения и пота от конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада..." Почему же в наше время здесь царит удручающее запустение? Почему бесценная земля, имеющая в реальности конкретную цену, исчисляемую миллионами долларов за каждый ее метр, больше напоминает непаханое поле, сорный покров которого скрывает столько исторических открытий? Все дело в статусе кво, который соблюдает израильское государство по отношению к владельцам собственности, и армянам, поселившимся на этой территории приблизительно с III века, в том числе. Уж не знаю почему, под каким предлогом, но владельцы земли отказывают городским властям в проведении археологических раскопок. Мне кажется, люди, выдвигающие любой аргумент, препятствующий прикоснуться к истории земного Иерусалима, отодвигают от себя столь желанный их сердцу град небесный. Остается только надеяться, что когда-нибудь просветление снизойдет в головы армянских христиан. Пара минут переезда на экскурсионном автобусе, и мы уже любуемся видами со смотровой площадки протестантской Церкви Св. Петра Гелликанта. По-другому ее еще называют Церковь Петушиного крика. Она располагается вне стен старого города, поэтому хорошо всем известный золотой шар купола в Восточном Иерусалиме сверкает вдалеке. Сама церковь построена на древнем фундаменте большого и, наверное, в свое время богатого дома, принадлежавшего знатному человеку или чиновнику. Об этом свидетельствует найденный фрагмент напольной мозаики и глубокие подвалы - сборники пресной воды, необходимая вещь в жарком климате, но доступная даже немногим имущим. Наличие этих подвалов, обнаруженных при раскопках в 19 веке, стало для кого-то веским аргументом посчитать это место домом первосвященника Каифы. Турист или паломник может спуститься туда и представить мрачную и сырую темницу, в которой провел Иисус ночь перед казнью. Но если это дом первосвященника, следовательно, в его дворе Петр трижды отрекся от Учителя еще до того как пропели петухи. И вот уже на куполе отстроенной церкви сверкает "золотой петушок" вместо креста. И кому какое дело, что доподлинно известно - дом первосвященника находился в совсем другом месте?! В пределах стен города: или у подножия Храмовой горы, или несколько западнее, ближе к Сионской горе, а может быть, на ней самой. И сейчас, когда раскопаны фундаменты домов побольше и побогаче, ошибочность версии стала очевидной. Но геликанцы ищут пути в свой небесный Иерусалим именно здесь. А вот с крыши моронского монастыря, расположенного в самом центре древнего города, открывается великолепный вид на Восточный Иерусалим. Если позволите, несколько слов об этом малоизвестном направлении христианства. Морон - выходец из Ливана, основал свою общину в IХ веке, придерживаясь православия. Интересно, что наряду с крестом главным символом этой церкви является изображение ливанского кедра. Последователи Морона пришли в Иерусалим вместе с крестоносцами в XI веке и с течением времени переняли католическую атрибутику. С тех пор строят свой небесный Иерусалим, исповедуя православие в католическом костеле. Отсюда же, с крыши моронского монастыря открывается прекрасный вид на главную христианскую святыню - Храм Гроба Господня. Серый купол, что побольше, поставлен над тем местом, которое евангелисты назвали Голгофой. А тот, что меньше и выглядывает из-за колокольни, стоит над пещерой, в которой, считается, тело Иисуса было захоронено, и откуда оно исчезло. Или вознеслось. Кому как нравится. Правда, человека мало-мальски знакомого с еврейскими обычаями, возьмет сомнение, мог ли казненный быть захороненным в пещере, находящейся в десяти метрах от места казни? Да и Голгоф внутри самого храма существуют две. Причем обе официальные. Если вы православный христианин, то ваша Голгофа находится над капеллой Адама, за плексигласовым щитом. Это фрагмент горы, который пронизывает трещина. Если же вы католик, то ваша Голгофа рядом, над греческой церковью. Увидеть вы ничего не увидите, за то, встав на колени перед алтарем и просунув руку в специальное отверстие, можете коснуться священной горы. Давайте снова вернемся к виду иерусалимских крыш и обратим внимание на плоский серый невзрачный купол рядом Храмом Гроба. Знаете, что это такое? Мечеть Омара. Да-да, в подлиннике мечеть Омара выглядит именно так. Когда Омар в 638 году захватил Иерусалим, то решил совершить намаз на могиле пророка Исы. Сделай он это, христиане навсегда бы лишились своих главных святынь. Но уже тогда в свите калифа нашлись мудрые люди, посоветовавшие ему, во избежание будущих кровавых конфликтов помолиться в стороне. Что он и сделал. К сожалению, иудеи этой участи не избежали. А что же тогда предтавляет собой золотой купол, называемый во всех иностранных пуевадителях мечетью Омара? На самом деле это "Купол над Скалой", потому что воздвигнуто это сооружение над скалой Мориа. Той самой, где Бог в последний момент отвел руку Авраама, вознамерившегося принести Ему в жертву своего сына Ицхака. А потом царь Давид перенес сюда Скинию со скрижалями Завета, дарованными Моисею на Синае, откупив этот участок земли у Хирама, царя Тира. Но построить Храм, то есть придать небесному Иерусалиму земное воплощение, так и не решился. За его возведение взялся Соломон, сын царя Давида. Храм Соломона, о великолепии которого осталось множество легенд, стал главной святыней евреев. Он получил название Первого Храма, так как был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Второй Храм был построен по возвращении из галута и стал символом сохранения евреев как нации, не утратившей за долгие годы плена своей веры. По свидетельствам исторических хроник Храм был скромен, если не сказать убог. Таким он, наверное, и остался, если бы не Ирод, странный, страшный, противоречивый человек, решивший увековечить память о себе среди потомков строительством нового Храма, равного Соломонову. Он значительно увеличил размеры здания и расширил прилегающую территорию. Перестроенное здание святыни, обильно украшенное золотом и серебром, стало одним из самых красивых сооружений на Ближнем Востоке. Именно об этом Храме Иисус говорил как о "доме отца своего". Впрочем, так мог бы сказать любой глубоко верующий иудей. А вот менял из него не изгонял, по той простой причине, что их там просто не было. Строго установленным порядком запрещалось входить в Храм с кошельком денег, а уж располагаться людям, обменивающим монеты других стран на шекели (только на шекели можно было приобрести жертвенных животных или внести пожертвование в Храм), запрещено было категорически. Менялы сидели на почтительном расстоянии от здания в специально отведенном месте. Вспомните об этом, когда увидите бойкую торговлю в христианских церквях. Кстати, и сегодня в самом Храме Гроба Господня в широком ассортименте представлены для продажи баночки со святой водой, землей, елеем. Но вернемся к истории. Второй Храм был в тупой ярости разрушен и сожжен римлянами в 70 году, после трехгодичной осады Иерусалима во время первого иудейского восстания. Возникает резонный вопрос, когда для мусульман это место стало святым? Почему построили над ним грандиозное сооружение, которое считают третьей по значимости святыней ислама? Как правило, ответ стандартен: отсюда произошло вознесение пророка Мохаммеда на небо. Но позвольте, Мохаммед никогда не бывал Иерусалиме! Вся его жизнь связана с двумя арабскими городами: Меккой, его родиной, и Мединой, где он умер на руках одной из своих жен, Айши. На самом деле, "вознесение" произошло в Мекке, в 621 году, когда Мохаммед получил согласие языческого арабского племени оазиса Ясриб принять ислам и поклоняться только одному богу - Аллаху и его единственному пророку на земле, самому Мохаммеду. Предшествовавшие переговоры велись трудно, по-восточному неторопливо. Целый год пророк доказывал ясрибцам свою правоту. Наконец, представители племени торжественно поклялись не воровать, не убивать новорожденных девочек, не лжесвидетельствовать, не прелюбодействовать. То есть выполнять те заповеди, которые Аллах изложил через своего пророка Мохаммеда. А до этого, приблизительно за две тысячи лет, передал похожие соседнему народу через пророка Моисея. Но в этом нет ничего удивительного. Ведь бог Моисея - это бог Авраама. А согласно легенде, сын Авраама, или как говорят арабы Ибрагима, Исмаил - начало-начал арабского рода-племени. Об этом много размышлял молодой Мохаммед, когда ходил молиться в Каабу, храм, основанный в Мекке самим Исмаилом. И тут-то его осенило: Ибрагим и Исмаил верили только в одного единого и всемогущего Бога, и для Него строили святилище. Значит, все имеющиеся в нем идолы и многочисленные божки находятся здесь незаконно, потому что его, Мохаммеда, предки изменили Богу праотцев, извратили истинную веру. Но теперь этот Бог, Аллах, или как он зовется у евреев Элохим, хочет вернуть заблудших под свою сень и посылает единственному пророку Аллаха на земле Мохаммеду чудо - величайшую книгу Коран. По аналогии с Моисеем, через которого Бог дал евреям Тору. Двадцать лет проповедовал Мохаммед соплеменникам курайшитам новое учение. Ценой потери состояния своей первой жены Хадиджи, розданного на подаяния беднякам, создал мусульманскую общину в Мекке, терпел унижения и оскорбления. Но все тщетно: богатые и влиятельные курайшиты не признавали Единого Бога, а над самим Мохаммедом смеялись. И вот свершилось! Его идеям, что вера в Аллаха создаст новый народ - правоверных мусульман - доверились знатные люди другого племени, решившие стать ансарами - помощниками великого пророка на земле. Принятие ясрибцами ислама явилось поворотным, решающим моментом в распространении новой религии в арабском мире. Понимал ли это сам Мохаммед? Без сомнения. Именно в это время, в одну из ночей, после многочасовой молитвы, пророк пережил очень своевременное видение, вошедшее в историю под названием аль-исра ва-ль мирадж. Он увидел, как его спящего в храме Кааба, разбудил архангел Джибриль. (У евреев он зовется Габриэль, а в русской транскрипции - Гавриил). Посланник Аллаха приказал ему покинуть Храм и сесть на Бурака, эдакое странное животное белоснежного цвета, наполовину мула, наполовину осла, с человеческим лицом и огромными крыльями. Вот этот самый зверь примчал Мохаммеда прямиком к Иерусалимскому Храму, где его встречали Ибрагим - Авраам, Мусса - Моисей и Иса - Иисус. Были и другие пророки, иудейские, естественно. Но Мохаммед почувствовал себя среди них, ни много, ни мало, имамом, так как руководил общей молитвой. Затем пророку Аллаха преподнесли три чаши: с молоком, водой и вином. Мохаммед выбрал молоко, за что получил похвалу Джибриля, поведывавшему ему, что вино запрещено для мусульман. После этого началось самое интересное: у дверей Иерусалимского Храма оказалось лестница, ведущая на небо, точно такая по которой в трансцендентное путешествие отправлялся Иаков. И Мохаммед начал восхождение в свой небесный Иерусалим, который по описанию «посещавших его ранее» евреев имел семь этажей, или небес. На первом ему повстречался Исмаил. На втором - пророк Иса, сын Мириам, и его двоюродный брат Иоанн, сын Захарии. На третьем - Иосиф. На четвертом - Идрис, на пятом - Гарун. (В литературе имеются указания, что Гарун - это Аарон. А вот по поводу Идриса никаких объяснений мне не попалось. Скорее всего, это - Илиягу, или Илья, самый уважаемый иудеями, после Моисея, пророк. А может быть, я ошибаюсь). На шестом небе Мохаммеда ждал Мусса. И, наконец, на последнем седьмом небе на золотом троне восседал Ибрагим. Праотец арабов и евреев проводил Мохаммеда к самому Богу. Тот был скрыт бесчисленными занавесками и покрывалами, сквозь которые пророку удалось расслышать, что верующие в Аллаха должны совершать 50 обязательных молений. Так как Мохаммед был весьма и весьма набожным человеком, сутками проводящим в молитвах, то такое повеление принял беспрекословно, и стал спускаться обратно. О результатах своего общения с Богом он поведал Муссе, который сразу оценил всю тяжесть подобного божественного предписания для мусульман, и настоял на том, чтобы Мохаммед вернулся к Аллаху и попросил о высочайшем снисхождении. Аллах уменьшил число намазов до 45. Но и такое количество молитв в день показалось Моисею чрезмерным, не дающим возможности верующим заниматься земным делами. И еще 9 раз Мохаммед поднимался к Аллаху, пока Моисей не счел разумной цифру 5. Вот так просто, бесхитростно, честно и красиво! Правда, в дальнейшем, при соответствующей ситуации, пророк Аллаха увидел другие видения, в которых ему было объявлено, что мусульманство особая религия, не имеющая ничего общего с иудаизмом, и тем более с христианством, обожествившем земных людей. Сегодня под куполом, золотой блеск которого к настоящему золоту не имеет никакого отношения, так как является лишь имитацией драгоценного металла, мусульмане поклоняются камню, с которого Мохаммед якобы вознесся в небо, и который, по существу, тоже является имитацией. При этом предпочитают не вспоминать, что в своем видении пророк поднимался по лестнице от ворот Иерусалимского Храма. Храма? О каком Храме вы говорите? Внизу под камнем, в скале, находится подземная мечеть, которую палестинцы, как кроты, вырыли в тайне от всего мира. Священные камни? Не было ничего. Какой-то мусор, который вывезли на помойку. Исторические ценности? Кому они нужны? Подтвердить, что эта земля испокон веку принадлежала иудеям? Есть одна ценность - ислам. Религиозная терпимость? Вот вы, евреи, и терпИте. Ну, что же, терпим. Наверное, потому что хорошо знаем, чем заканчиваются небогоугодные дела. И смотрим, смотрим на саднящий сердце золотой купол, думая о том, какой же мощной, яркой, величественной доминантой города был тот, разрушенный две тысячи лет назад Храм, если даже эта маковка - его жалкое подобие - приковывает к себе внимание со всех сторон Иерусалима? Кстати, мечеть Скалы иногда ошибочно называют еще и мечетью Аль-Акса. Но вот с этой точки, с вершины Масличной горы, хорошо видна настоящая мечеть Аль-Акса. Это - невысокое длинное здание с круглым серым куполом с боку плаца, дающего наглядное представление о размерах Иерусалимского Храма. А вот еще одна картинка оттуда, из небесного Иерусалима. Увековеченная в бронзе у древних стен города встреча, которой никогда не было. Встреча двух противников, героев легенд, романов, фильмов - английского короля Ричарда Львиное Сердце и египетского султана Салах-эд-Дина, более известного под именем Саладин. Один стремился в вечный город, чтобы освободить Гроб Господень и вернуть Животворящий Крест, а другой, изгнав крестоносцев, этим городом правил. На самом деле Ричарду так и не довелось увидеть ни земной, ни небесный Иерусалим. Вся его жизнь - это бесконечная вереница разборок и кровавых стычек, сначала с вассалами Аквитании, континентальной провинции, где он правил как герцог, не будучи наследником английского престола. Потом с родными отцом и старшим братом, которые все время норовили отнять у него владения. Только их поочередная смерть на время изменила его жизнь, похожую на нескончаемый бой. Но, короновавшись, Ричард I не захотел спокойно править своей островной державой, а отправился в Святую землю, став одним из предводителей третьего крестового похода, по пути воюя с местными правителями, которые хоть и были христианами, не особо жаловали рыцарей. Поэтому Ричарду приходилось осаждать города, отдавая их потом на грабеж и насилие своему войску. В Палестине, вначале дела крестоносцев пошли успешно. Они захватили важную стратегическую крепость Акру или Акко, потребовав от Саладина возвращение Животворящего Креста, контрибуцию в размере 200 тысяч золотых и освобождения захваченных ранее пленных христиан. Саладину пришлось согласиться, но к обещанному сроку он не смог выполнить условий, которые на него налагала капитуляция. Взбешенный Ричард, никогда не отличавшийся спокойным нравом, велел заколоть перед воротами Акко более 2 тысяч мусульманских заложников. Вот тогда то и появилось это прозвище - Львиное Сердце. Современники вложили в него не столько преклонение перед храбростью своего предводителя, который несомненно трусом не был, сколько страх перед его жестокостью и кровожадностью. После этих событий удача изменила воинам за веру. Саладин вообще отказался от выполнения принятых им ранее обязательств. А дважды предпринятые Ричардом походы на Иерусалим закончились бесславно. Арабы останавливали отряды крестоносцев на очень дальних подступах к городу, опасаясь его осады, проводить которые Ричард был великим мастером. Освобождения Гроба Господня не получилось, а Животворящий Крест остался в руках мусульман. Как-то незаметно для себя мы спустились со стен. Но от этого ощущение двух Иерусалимов не исчезло, потому что граница между ними и вход из одного в другой находится в сердце каждого поднявшегося в него. Да, да, в земной Иерусалим, как и в небесный, можно только подняться, взойти в него, каждый раз поднимаясь на новую высоту своей души. Не случайно в иврите издревле применительно к процессу входа в Иерусалим употребляется глагол "восходить". И помимо широких дорог, ведущих к воротам города, иерусалимский холм пронизан вот такими крутыми змейками-улочками. Правда, в своем первоначальном виде сохранилась только одна. Подумать только, ей больше двух тысяч лет! Мы как раз стоим на отполированных миллионами ног ступенях, стараясь представить, как с обеих ее сторон, прилепившись к естественным выступам холма, стояли невзрачные домишки, обращенные в сам переулок глухими стенами без окон, создавая иллюзию, что проходящие по ней прохожие оставались незамеченными для местных обитателей. Может быть, изгибами как раз этой улочки Нижнего города отправил Булгаков Иуду их Коринфа в дом первосвященника за положенным ему вознаграждением? Думаю, вас не удивляет, почему я так часто упоминаю Михаила Афанасьевича, хотя в последнее время не являюсь сторонницей его версии случившегося. На мой взгляд, он мало убедил подготовленного читателя, почему казнь беззащитного, не от мира сего, проповедника из Галилеи, каким Булгаков представил своего Иешуа, была так необходима первосвященнику. Не нашел он и веских аргументов, объясняющих предательство Иуды. Другое дело, что тема предательства и возмездия, для него, человека, живущего в эпоху тотальной несправедливости, стала главной в жизни. Но, поднимаясь к своему небесному Иерусалиму, Булгаков во многих вопросах отступил от привычного стереотипа. Он не повел своего героя на казнь узкими иерусалимскими улицами, так называемым "путем страданий", описанным в канонических евангелиях, и по которому сегодня ходят толпы туристов. Может быть, потому что хорошо знал, что во времена Иисуса город имел совершенно другой вид. Тем более, что "Виа Долороза" или «Путь страданий» с полутора десятком остановок-станций проложен францисканскими монахами лишь в 16 веке. Кстати говоря, половина из этих станций вообще не упоминается в евангелиях. Да, и само место казни должно находиться за городскими стенами. Однако, до сих пор не существует единого мнения, где располагалось в 1 веке то место, которое сегодня признается Голгофой – в черте города или вне ее. Видимо, эта неясность смущала Михаила Афанасьевича, поэтому по его версии, Иешуа и остальных осужденных, а также столбы с перекладинами, доставили на Лысую гору на тележках. Спрашивается, куда? Давайте еще раз вспомним культовый роман. Кавалерийская ала, выйдя из Яффских ворот, поскакала к перекрестку дорогой, ведущей на Бейт-Лехем (Вифлеем). И пройдя километр, обогнала вторую когорту Молниеносного легиона, после чего проскакав еще немного, повернула... Вот тут мнение специалистов расходятся. Одни утверждают, что Булгаков использовал малоизвестную версию, согласно которой место казни находится в районе нынешнего иерусалимского рынка Манахе Иегуда. Но сегодня проверить правильность этого предположения не представляется возможным, так как район этот давно застроен. Другие говорят, что при своем феноменальном знании древнего Иерусалима, писатель многое и напутал. А может быть, не он, а Елена Сергеевна, правившая рукопись после его смерти. И ала повернула совсем в другую сторону - к Голгофе Гордона. Как известно, слово Голгофа - это измененное на греческий лад ивритское название "Гулголет", что в переводе означает "череп". Происхождение такого на первый взгляд устрашающего названия связано с двумя опознавательными приметами. Первая, по преданию на этой самой горе был похоронен череп Адама. И по мнению многих исследователей, сомнительно, чтобы римляне выбрали это место для казни смутьянов и разбойников, так оно почиталось священным. И второй момент, сама гора имеет форму черепа. Какую форму имела возвышенность, которую императрица Елена, мать императора Константина, в 4-м веке определила как Голгофу, сказать трудно, потому что еще во 2-м веке император Адриан приказал ее срыть, в целях борьбы с низким сектантским учением плебеев о поклонении мертвому человеку. А на ее месте построил Форум и Капитолий. То место, на котором стоял Форум, Елена признала Голгофой, потому что при раскопках полузасыпанного рва, когда-то окружавшего Форум, были обнаружены фрагменты нескольких полуистлевших деревянных крестов. На один из них возложили больного, который якобы немедленно исцелился. С помощью вот такой "чудотворной экспертизы" была определена его достоверность, и сам крест признан Животворящим. Затем по приказу Константина с места раскопок вывезли все каменные глыбы, кроме той, которую официально объявили Голгофой. Но в конце 19 века английский генерал Чарльз Гордон обнаружил другую Голгофу. По одной версии, попивая кофе по-восточному, а, может быть, покуривая кальян на террасе дома, расположенного в районе современного арабского квартала Шейх Джарах, он обратил внимание на расположенную напротив гору. По другой, разглядывая в бинокль со стен Старого города окрестности, что предписывалось служебными обязанностями, генерал вдруг обнаружил, что чернеющие пустоты пещер одной из скал очень напоминают глазницы и ввалившуюся переносицу человеческого черепа. Сообщение Гордона об открытии им истинного места казни нашло своих горячих приверженцев в лице протестантов. В самом деле, недалеко от этого места находится церковь Святого Стефана, построенная на развалинах древней базилики в память о казни члена первой христианской общины, описанной в Деяниях Апостолов, что можно рассматривать как косвенное доказательство использования этой горы для публичных казней. Проведенные в дальнейшем археологические раскопки обнаружили рядом захоронение, которое тогда признали относящимся к 1-му веку. Оно получило название "Садовая могила". Современные ученые считают такое мнение ошибочным. Но тогда новость об открытии "настоящей" Голгофы облетела весь мир. Вполне возможно Булгаков описывал гордоновскую Голгофу. Мы хоть и не протестанты, но не отказали себе в желании посмотреть на Садовую могилу, тем более что она находится в арабской части города, в стороне от привычных экскурсионных маршрутов. Несмотря на ряд фактов, подтверждающих то мнение, что Гордоновская Голгофа - реальное место казни, согласится с тем, что Садовая могила - место захоронения и вознесения Иисуса, не дают заключения ученых, которые утверждают, что этот склеп уже использовался по назначению значительно раньше. А версия повторного захоронения противоречит Новому Завету, где прямо указывается: казненный был похоронен в новой, еще не использованной гробнице, построенной для себя Иосифом Аримафейским. И в который раз приходится обращать внимание на момент, игнорируемый всеми без исключения христианами - иудеи не хоронили покойных рядом с местом их казни. Последним пунктом нашего небольшого путешествия стала Масличная гора. Мы начали с ее подножия - Гефсиманского сада. Согласно евангелиям, под Гефсиманскими оливами провел последнюю перед арестом ночь Иисус в мольбах о спасении, здесь его схватила стража после пресловутого поцелуя Иуды. В романе же Булгакова Иешуа арестовывают в другом месте, а сюда заманивает Низа предателя, который под этими деревьями встречает свою смерть. Розовых кустов, придающих местности вид ухоженного сада, две тысячи лет назад здесь, конечно же, не было. Как не было и серого здания – Церкви Страстей Господних. А вот оливы, с огромными шершавыми, изгибающимися стволами, вполне возможно во времена Иисуса были молодыми деревцами, беспечно шелестевшими под молодой луной своими серебристыми листьями. Место это на самом деле называется "Гат шемен", то есть "маслодавильня". В греческом звучании звук "т" трансформировался в "ф", а "ш" в "с", и получилось ничего не значащее, непонятное слово Гефсимания. А одна из оливковых рощ, которыми издревле были засажены склоны Масличной горы, стараниями христиан превратилась в сад. Еще одно уточнение. Вы никогда не задумывались, почему Иисус на ночь глядя ушел из города и направился через Кедронский поток, именно сюда, в оливковую рощу? Почему спутники его спокойно уснули? Почему, в конце концов, потребовался поцелуй Иуды для его опознания? Ответ на самом прозаичен. Дело в том, что подножие Масличной горы издревле использовалось паломниками как место стоянки или ночевки при посещении ими Иерусалима. А Иисус - галилеянин, провинциал, пришедший по традиции в столицу на праздник. Весьма сомнительно, чтобы во время одного из главных еврейских праздников, Песаха, он располагался здесь с учениками в одиночестве. Вы представляете себе обстановку, когда под открытым небом ночуют тысячи людей? Но христианская традиция представляет эту картину совсем по-другому. Поэтому не случайно в тут же расположенной церкви царит полумрак. А чеканные профили оливковых деревьев на огромных входных воротах, витражи с темными стеклами помогают посетителям приобщиться к последней ночи, ночи страстей Иисуса. Храм этот еще называют Базиликой Всех Наций. Про "все нации" сильно сказано, потому что в строительстве церкви приняли участие 12 государств. Но понять идею авторов проекта можно - приобщить хоть в какой-то мере каждого к Иерусалиму небесному. И вот, наконец, мы на вершине Масличной горы. От открывшейся картины захватывает дух. "Ирушалаим шель заав!" Наверное, так бы прошептал сам Мессия, появись он здесь. Иерусалим златой! Ма шломхэм? (Как ваши дела?), приветливо обратился бы он к душам праведников, захороненных на склонах Гар Зейтим. "А ваши, как дела?" строго бы спросил у душ грешников. И запылал бы синим пламенем Бейт-Гееном - Геенна огненная - готовый после вердикта Страшного суда принять всех заслуживших наказание. Впечатляющая картинка, не правда ли? По предсказанию иудейских пророков все так и должно произойти именно здесь, на Масличной горе, у подножия которой расположилось ущелье Бейт- Гееном – приход Машиаха, свершение Страшного суда и правосудие, кому в рай, а кому в ад. Все эти понятия, Мессия, Страшный Суд, Геенна огненная, охотно переняли христианство и мусульманство. Хотя в новозаветной литературе самого понятия Геенны нет. Оно было развито значительно позже христианскими богословами. А вот Мохаммед в своих видениях и поучениях, вошедших в Коран, на ее описание не скупился. Так почему иудеи считали, что Мессия придет отсюда? Почему христиане были уверены, что второе пришествие Иисуса произойдет здесь? При чем, те и другие верили так неистово, что в 12 веке турки намертво заложили Золотые ворота, располагавшиеся напротив горы, чтобы помешать иудейскому царю войти в Иерусалим. И опять ответ лежит в еврейской истории и традициях. Когда-то, еще со времен Первого Храма через южный склон Масличной горы вела дорога, по которой три раза в год на самые главные праздники тысячи еврейских паломников поднимались в Иерусалим, чтобы принести жертвы в Храме. Конечно же, были и другие дороги, но они были опасны из-за проживания вдоль них недружелюбных израильтянам народов, или неудобны тем, что религиозному иудею здесь сложно было найти приличный ночлег и кошерное питание. Поэтому ни у кого не вызывало сомнения, что Мессия придет ровным и безопасным путем через Иорданскую долину, поднявшись перед Иерусалимом на Масличную гору. Поэтому по ней спешил Иисус в Иерусалим, чтобы при большом скоплении народа объявить себя Мессией. И, как мы уже говорили, недалеко отсюда, в лагере паломников встретил свой арест. Христиане развили эту идею дальше, решив, что отсюда он и вознесся на сороковой день после смерти. Но уж коли в моем рассказе упоминались версии о наличии разных Голгоф, то следует вспомнить ту, которая говорит о том, что местом казни Иисуса и двух его подельников могла быть и сама Масличная гора. Предположение это основано на том, что по свидетельству исторических документов, римляне часто использовали ее широкие склоны для установления столбов с распятыми. Так в 6 году нашей эры при подавлении антиримского восстания здесь было распято более двух тысяч человек. А во время следующего восстания в 40 году, то есть через несколько лет после казни Иисуса, римляне развешали здесь на крестах еще четыреста человек. История и легенды, древние традиции и фантазии, смерть и воскрешение. Евреи сделали Иерусалим особым местом не только в нашей обычной человеческой истории, но и в измерении трансцендентном. Свой рассказ я начала с системы координат, горизонтали земного бытия и высоты души, в точке пересечения которых каждый строит свой горний Иерусалим. Зависимость этого графика прямая: чем больше реальных знаний и чем чище душа от лжи и невежества, тем выше и прочнее Храм духовный. Стремитесь туда! © Ирина Хотина, 2008 Дата публикации: 12.03.2008 01:13:25 Просмотров: 3298 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |