Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Галина Золотаина



Опыты3 (подборка стихотворений)

Семён Прокатов

Форма: Стихотворение
Жанр: Поэзия (другие жанры)
Объём: 260 строк
Раздел: "Все произведения"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати



СОЗВЕНЫ*
Отнеси строку, отмеченную знаками ”+”, к предыдущей или к последующей, или к обеим сразу, или игнорируй её; подумай над тем, что получается, выбери один из 4-х вариантов по своему вкусу, расставь соответствующие знаки препинания – это будет твоё прочтение, твоя версия стиха, содержащая твою мысль.

НА РАССВЕТЕ
Теряет, обессилев, ночь
свои обширные владения
+ не одобряя изменения +
привычное ночное бдение
обиженно уходит прочь

+ приходит время пробуждения +

вот-вот проснутся петухи –
топтать наседок без смущения
+ реализуя вдохновение +
поэты местного значения
пытаются слагать стихи

+ испытывая упоение +

под утро подавляет сон
бессонницы сопротивление
+ с высокого благословения +
во сне нисходит озарение
на сочиняющих персон

+ в знак несомненного почтения +

проснувшись, ублажает кур
петух, взъерошив оперение
+ и наступает облегчение +
звучит во сне стихотворение,
поёт заснувший трубадур.

ЗОЛОТОЙ ПЕСОК
Без разницы – что в лоб, что по лбу,
не в бровь, так в глаз, не в глаз – в висок:
песок освобождает колбу,
закончив заданный урок

+ особый, временной песок +

последних лет неспешный ток,
песок, который остаётся,
не прерывает ручеёк –
он обмелел, но всё же льётся

+ блестя песчинками на солнце +

сухой пустынный ветер рвётся
в моё закрытое окно –
во внешний мир моё оконце –
и это всё, что мне дано

+ экран застывшего кино +

окно, мне кажется, давно
мерцает кадром постоянным,
я попрывык, но всё равно
стремлюсь к просторам заэкранным

+ к местам то ясным, то туманным +

я шёл путём довольно странным
сквозь строй препятствий и преград,
то перспективным, то обманным,
вперёд, на месте и назад

+ в чаду взысканий и наград +

дубил мороз, жёг снегопад,
дождём и солнцем закаляло –
я жил и прожитому рад,
и не ропщу. А всё мне мало.

ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ
Ещё страдает немотой кино,
из граммофонов слышится Шаляпин,
спиртное как-никак запрещено,
а джентельмены пьют и носят шляпы

+ как будто есть благословенье Папы +

молитву совершив, слегка накапать
в нетерпеливый жаждущий стакан,
потом отдаться алкоголю в лапы
и задеревенеть, как истукан

+ закутавшись в дурманящий туман +

мужчина в шляпе, а в душе – пацан,
всегда до недозволенного падок,
слегка подпитый или сильно пьян –
запретный плод желателен и сладок

+ одна из неразгаданных загадок +

не изменил другой миропорядок,
комфорт души, бездумия уют.
Певцы в неподобающих нарядах
кричат под грохот струн, а не поют

+ о том, что круто, про того, кто крут +

с экрана говорят, но больше врут
и алкоголь, обманчиво-некрепкий,
в рекламе пива беспрерывно льют.
А джентельмены пьют и носят кепки

+ не нужно ни причины, ни зацепки +

дитя свободы современной лепки
не знает блогочестие и честь,
устои стариков разносит в щепки,
но джентельмен – он джентельмен и есть.

ХУДОЖНИК
Он всемогущим был, как бог,
и неуёмным, словно дьявол.
Не стал бы, если б даже мог
раздумывать об этом здраво

+ чтоб на себя найти управу +

он ежедневную забаву
забыть, как еженощный сон,
и не глотать свою отраву
не в силах – слишком увлечён

+ неисправим и обречён +

не подавляя громкий стон
внутри себя, но внешне тихо,
поддерживал небрежный тон –
его рукой водила прихоть

+ неудержимо, даже лихо +

он возбуждался, как шутиха,
огнём взмывающая ввысь,
когда советовали: ты хоть
передохни, угомонись

+ всё нарисовано, окстись +

горел бессловно, но как рысь,
сверлил советчиков глазами,
и снова чувственная кисть
ласкала сонный холст мазками.


ОЖИДАНИЕ
Я жду и жду, что кто-то позвонит.
У преданных друзей свои заботы –
один в гостях и травит анедоты,
другой – турист, и укатил на Крит

+ мой телефон – молчун, беззвучно спит +

моя квартира, как монаший скит
на островке в шумящем океане,
но в звукопоглощающем тумане,
а я всё жду, что кто-то позвонит

+ звонок раздастся – поздний или ранний +

спасая день от тихих ожиданий
разрушится молчанья монолит,
и мне вполне удастся сделать вид,
что не было сомнений и терзаний

+ я жду и жду, что кто-то позвонит +

исчезнет вдруг тягучесть немоты,
наладится общения транзит,
мой телефон опять заговорит,
и голос в трубке спросит: как там ты?

НА СКАМЕЙКЕ В ТЕНИ
От людей и солнца прячась в тень,
в тень деревьев на скамье-причале,
на причале парка целый день
день за днём он проводил в молчанье

+ как в дремоте, словно укачали +

в сонном взгляде тусклый блик печали,
блик печали – ей пять тысяч лет,
лет гонений – отовсюду гнали,
гнали, но везде остался след

+ он невинен, но держал ответ +

он привык к чередованью бед,
бед в короткой, мизерной юдоли,
той юдоли, от которой нет,
нет пути к другой, счастливой доле

+ он чужак, бродяга поневоле +

кожа щёк потрескалась от соли,
соли от просохших горьких слёз,
слёз от унижения и боли,
боли от того, что перенёс

+ засосали мысли, как насос +

в согбенной фигуре был вопрос,
был вопрос беззвучной укоризны,
укоризны к черноте полос,
траурных полос на платье жизни

+ он сидел недвижно, словно врос +

ветерок трепал смешной зачёс,
лысину лаская шаловливо.
Поправляя прядь седых волос,
он сидел в раздумье молчаливом.

ОРЛЯНКА
Не смотри с презрительной усмешкой
на игру подброшенных монет.
Выпадает то орлом, то решкой,
кто-то в курсе – почему, мы – нет

+ нам хоть бы намёк или совет +

все стремятся отыскать ответ
к издавно поставленной задаче,
угадать изломы колких бед,
распознать крутой виток удачи

+ метками случайность обозначить +

тот, кто в курсе, порешил иначе:
пусть игрок не знает тайный ход
случая, пусть неудачник плачет,
а удачливый пускай поёт

+ пусть не знают – нечет или чёт +

пусть имеет шансы и урод,
и красавец заглотнуть приманку.
Если всё известно наперёд,
то какой же смысл играть в орлянку?

+ пусть надежда делает подлянку +

пусть считают рудную обманку
ценным минералом до поры.
Тот, кто в курсе, прав – нельзя изнанку
раскрывать участникам игрЫ

+ Игры на удачу – не дары +

правила незыблемы, стары,
и стремленье выиграть старо –
банк сорвать, богатый клад отрыть
и монету бросить на ребро

+ не предвидя – контра или про +

выиграть – и в шляпу ткнуть перо,
проиграв, не чувствовать вины.
Тот, кто в курсе, делает добро –
перед ним все игроки равны.

НЕ СПИТСЯ
Позвольте мне договорить до точки,
а то и так почти дошёл до ручки,
унынье выпускает коготочки,
сомненье, не смущаясь, строит штучки

+ запутываясь в пальмовом лесочке +

обыденность кладёт свои примочки,
мечта пускает дымные колечки,
бессовестная правда катит бочки,
наносит ложь гуманные просечки

+ непрочна крепость из гнилой дощечки +

я не могу уже плясать от печки,
не выдержать мне повседневной качки,
я перебрал все мудрые словечки
из толстой и когда-то полной пачки

+ не спится от лекарственной накачки +

не поделив рассвет, горланят птички,
в лучах восхода греются, мерзлячки.
И вспыхивают мысли, словно спички,
превозмогая боли и болячки

+ проносятся в неудержимой скачке +

одни, друг с другом вовлекаясь в стычки,
непримиримы, как призывы к стачке,
другие, по заведенной привычке
таятся, словно денежки в заначке.

ОБГЛОДАННЫЙ МОСОЛ
Её высочества поэзии
его нижайшество посол,
я отошёл от дел. На пенсии
грызу обглоданный мосол

+ не то чтоб рад, но и не зол +

к запоям старости пришёл
от лёгкой выпивки отрочества
и на похмелье пью рассол
из-под солений стихотворчества

+ неприхотливый, незаносчивый +

кусок – отраду одиночества,
свою закуску не отдам
другим, стихами озабоченным,
на рифмы жадным грызунам

+ я кость обгладываю сам +

придирчивых мужчин и дам
стремление вполне приличное –
поймать таких, как я, с поличным и
слегка пошлёпать по задам

+ а что, ведь дело-то обычное +

поэзия, её величество,
в монаршей милости своей
не запрещает в дело личное
вовлечь читающих людей

+ отрыжкой грызуна костей +


нацеливать ружьё страстей,
натягивать раздумий лук,
завязывать в узлы сетей
сплетенье ласк и оплеух

+ но мой огонь почти затух +

я напрягаю чуткий слух
и слышу веские претензии
к его нижайшеству послу
её высочества поэзии.

* Меня много лет занимает мысль о том, что творческий процесс наглухо закрыт для читателя, который видит застывший, окаменелый результат. Эта мысль отражена в ряде стихотворений, в особенности, в коротеньком «Поэт». Там высказывается соображение, что стих – «рифмованный ритмический бетон», и есть такие строки: «Обожжена стихом, / твердеет, как шамот, / сырая глина мысли.» Как дать читателю потрогать «сырую глину мысли», когда она уже затвердела, как шамот?
Попытки придать одному стихотворению многовариантность делались давно. В качестве примера приведу «расколотый» сонет А.А.Ржевского «Сонет, заключающий в себе три мысли», опубликованный в 1761 г. Под названием сонета автор поместил указание: «Читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия», т.е. сначала «полный» сонет, затем составляющие его «полусонеты».
А что, если вставлять дополнительную отдельную строчку между последней строкой предыдущей строфы и первой строкой последующей? Эта строчка рифмуется с указанными строками или соответственно с предпоследней и второй. Дополнительный стих и следующий за ним пишутся со строчной буквы; знаки препинания в дополнительном стихе и предшествующем ему не ставятся. Дополнительный стих, выделяется знаком «+» с обеих сторон чтоб визуально выделить из остальных. У читателя есть 4 возможности, указанные в преамбуле. Я называю эту дополнительную строку «соединительным звеном», а стихотворение с его использованием – «созвеном». Соединительное звено – мостик между двумя мыслями, придающий некоторую видимую гибкость, непрерывность поэтическому процессу в противовес законченности, неизменности, окаменелости, причём, сам читатель решает, пользоваться ему этим мостиком или нет, и если пользоваться, то куда по нему идти – вперёд или назад. Другими словами, читатель частично вовлекается в творческий процесс, становится его участником.
Можно несколько расширить вовлечение читателя, усложнив созвен введением дополнительных соединительных звеньев в середину строфы, между внутренними стихами. Стихотворение, которым начинается этот цикл, именно так и сделано.








© Семён Прокатов, 2008
Дата публикации: 04.03.2008 05:54:14
Просмотров: 3469

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 1 число 68:

    

Рецензии

Светлана Осеева [2008-10-06 22:55:06]
Семён, что это за плюсики?

С уважением - Светлана

Ответить