Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Осьминог Ося и его друзья - Глава 12

Светлана Беличенко

Форма: Повесть
Жанр: Детская литература
Объём: 7855 знаков с пробелами
Раздел: "Сказочные повести для детей"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Глава 12. Теория и практика медицины.
Несколько месяцев в году О-Медикус оставлял больницу на своих коллег, а сам преподавал медицину. Непростое это было занятие.
О-Медикус превосходно читал лекции студентам медицинского института.
- Итак. Сегодня мы проходим такое интересное вещество, как кровь. Вот, какая кровь у нас с вами, дорогие друзья? Какого она цвета? – с этих вопросов начиналась одна из лекций Оси.
- Голубая, - дружно кричали студенты.
- Синяя, - выкрикивал кто-то с заднего ряда аудитории.
- Нет, ребята, все-таки голубая: кровь наша может быть темно-голубой, если она насыщена кислородом, а может быть светло-голубой – венозная кровь… Но синей она быть не может. Синий цвет более темный, такой крови я лично, хоть и являюсь уже много лет врачом, ни у одного осьминога не видел. Продолжаем изучение. Запоминайте или записывайте, - говорил О-Медикус.
Студенты активно работали щупальцами, записывая информацию.
- У морских червей кровь зеленая, - объяснял О-Медикус.
- А почему у морских червей кровь зеленая? – спрашивали студенты.
- Потому что цвет крови зависит от металлов, которые входят в состав кровяных телец – эритроцитов. Итак, в крови морских червей содержится хлорокруорин. В его составе присутствует закисное железо. Именно поэтому цвет их крови зеленый, - отвечал профессор медицины.
- А у нас, в нашей крови какое вещество? – спрашивала аудитория.
- В нашей крови содержится вещество, называемое гемоцианином. В его составе есть медь. Именно поэтому наша кровь голубая, - отвечал лектор.
О-Медикус изучил анатомию осьминогов досконально, от макушки головы до кончиков щупалец.
Однажды, когда О-Медикус читал очередную лекцию, произошло несчастье, случилось непредвиденное, то, чего никто никак не мог ожидать.
- Итак, рассмотрим сегодня вопрос о том, что такое слух у морских животных, в том числе и осьминогов. Есть такие звуки, которые называются ультразвуки. Частота колебаний таких звуков колеблется от нескольких десятков килогерц до единиц мегагерц. Записали?
- Да-а, - хором ответили студенты.
- Так вот. Продолжаю. Ультразвук способны слышать такие гиганты моря, как киты и дельфины.
За пределами аудитории послышался какой-то громкий звук. О-Медикус продолжил:
- А вот мы с вами способны слышать только этот шум, какой-то неясный гул, речь друг друга, да и все. У вас, ребята, какие ощущения? Вы слышали, сейчас как будто что-то тяжелое упало сверху на дно морское. Я почувствовал звук какого-то удара.
- Да, что-то такое было, - вразнобой отвечали студенты.
- Я много читал исследований (хотя это, конечно, исследования не в современном научном смысле. Это скорее заметки натуралистов)… Так вот… Мой дед Сапий был весьма умным осьминогом, он долго-долго жил, многое повидал на своем веку… Были войны, были раненые и погибшие… Некоторые осьминоги видели сотни, тысячи раненых своими глазами. Именно они и написали эти заметки позже. Они изучали нашу анатомию, помогая лечить раненых. У меня еще не было возможности вскрывать тело осьминога в том месте, где у осьминогов находятся уши. Да и, наверное, это хорошо, что все целы и здоровы. Уши у осьминогов внутри, они находятся глубоко, снаружи их не вылечить, но они нужны нам. Они нужны нам прежде всего, как образованным и интеллектуальным животным, ибо не все животные так высоко развиты, что имеют сложный язык, речь, письменность, культуру…
У студентов глаза на лоб полезли от того, как красиво и интересно читал О-Медикус лекцию. А он, увлеченно продолжал:
- Да, оказалось, что мы все можем говорить на одном языке: осьминоги, кальмары, каракатицы. Конечно, существуют некоторые местные отличия, диалекты, так сказать. Так вот. Сейчас я проверю, как внимательно вы меня слушали. Зачем слух осьминогам и родственным им животным?
- Для того, чтобы разговаривать, - робко сказал один из студентов.
- Общаться, - выкрикнул другой.
- Слышать речь друг друга, - уверенно сказал третий.
- Правильно, - подытожил О-Медикус. Правильно. Если бы мы не были культурно и интеллектуально развитыми, этот орган был бы нам не нужен. Врагов мы и на вкус учуем, пищу по запаху найдем, а для физиологического существования этого достаточно… Еда, потомство, избегание опасности – вот и все, что нужно для жизни. В этом, собственно говоря, и состоит жизнь. Но без всей нашей складывавшейся веками культуры, всего рода осьминожьего, каракатьего и кальмарьего, жизнь была бы, мурена ее возьми, скучна, не так ли?
- Так, так, - шептали изумленные студенты.
- Вот какой важный орган наше ухо. Если мы хотим идти по пути развития, если же нет – оно нам ни к чему. И еще: у осьминогов орган слуха еще орган равновесия.
Тут в аудиторию ворвался испуганный кальмар-первокурсник.
- Простите, уважаемый доктор, у нас там… Господи… Один осьминог заплыл на гигантское чудище, упавшее сверху, он поранился… я не знаю, что-то случилось… ай-ай-ай-ай, ой-ой-ой, - кальмар плакал.
- Да перестаньте Вы реветь! – вышел из себя О-Медикус. - Что произошло, какое чудище?
- То, большое…
- Оно сейчас опустилось?
- Не-ет. Это то, которое давно лежит…
- Корабль что ли?
- Да-а, кажется.
- Так, говори толком, что произошло на корабле?
- Да он, осьминог этот, чашу какую-то нашел, а там… там… острое что-то внутри было, а он плюхнулся, ну и оторвалась у него часть головы. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой, как страшно-то.
- Где он, он жив? – с тревогой спросил О-Медикус.
- Да, вот.
Двое кальмаров на носилках внесли в аудиторию раненого осьминога, который, зная о запрете, полез в давно затонувший недалеко от Октопусурбема корабль.
- О-ох, - вздохнул О-Медикус, когда увидел, как раненый осьминог пытается плыть спиной вниз. - О-ох, статоцисты повреждены. Статоцисты – это пузырьки с заключенными в них кристалликами извести. Операцию будем проводить прямо здесь. Здесь и сейчас – медлить нельзя, - заключил О-Медикус, оглядев раненого.
- А-ах, - пронесся неясный гул по аудитории.
- Не бойтесь. Вы, Вы и Вы, - О-Медикус указал на трех лучших студентов-кальмаров, - будете мне ассистировать. Сейчас я подготовлю инструменты для работы.
В это время пациент завертелся волчком, окончательно потеряв ориентацию в пространстве.
- Ничего. Все восстановится. Вот, один пузырек имеет небольшое повреждение. Смотрите, - он указал двум ассистентам на небольшую трещинку, - здесь нужно зашить эластичными нитями. Только сначала поддуть пузырек, чтобы он держал форму. Вы, Инджениум вместе с Капаксом выполните эту работу. Вашей квалификации достаточно, только аккуратно. Так, еще три добровольца. Привяжите щупальца больного и держите его крепко, а то он своими дерганиями нам все испортит.
Как только щупальца раненого осьминога были крепко привязаны к телу, он потерял сознание. Трое привязывавших щупальца по заданию О-Медикуса отправились в соседний корпус, в госпиталь, за капельницами для пациента. По аудитории сочилась, смешиваясь с морской водой, голубая кровь. Некоторые студенты, впервые увидевшие тяжелораненого, отвернулись. Другие попросили разрешения уплыть. Самые смелые, стараясь не мешать, наблюдали за операцией.
- Быстрее, быстрее. Нам нужно срочно восстановить статоцисты и зашить рану. Потеря крови может оказаться фатальной. Впрочем, если найдется доброволец, готовый отдать свою кровь, можно будет сделать переливание. Один из студентов откликнулся. Второй статоцист лопнул. Кристаллики извести выпали. О-Медикус срочно принял решение заменить лопнувший статоцист на синтетический пузырек, в который он вместе с третьим ассистентом закачал кристаллики извести. Когда оба статоциста были на своих местах, О-Медикус зашил рану. Операция и лекция были завершены. О-Медикус попрощался со студентами, оставив только ассистентов и добровольца на переливание крови. Необходимо было сначала восстановить кровопотерю, а потом поставить больному капельницу с питательными веществами. Через несколько часов уставший О-Медикус выскользнул из аудитории.



© Светлана Беличенко, 2018
Дата публикации: 26.01.2018 20:05:58
Просмотров: 2127

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 15 число 6: