Изучаем фауну России. Орлан-белохвост
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 21484 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом и на уроках биологии.
Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время). СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Можно не сомневаться в том, что человек, увидевший в полёте, метрах в пятидесяти над своей головой, эту огромную, удивительную и неповторимую во многих отношениях птицу, не забудет её никогда! На сегодняшнем занятии мы познакомимся с этим уникальным крылатым обитателем территории России поближе, узнаем многие тайны его жизни, которые обычно скрываются им от людей... • Внешний облик Белохвостый орлан входит в пятёрку самых крупных хищных птиц Европы – размах его крыльев может превышать 2 м., иногда – до 2,5 метра. Вес птицы обычно 4—5 кг, длина тела около 1 м. Как и у других хищных птиц, самка крупнее самца. Есть данные о том, что некоторые самки орланов-белохвостов могут весить до шести с половиной килограммов. Тело птицы имеет бурое оперение. Хвост белый, голова серо-белая, лапы и клюв жёлтые, когти чёрные. • Распространение и места обитания Орлан-белохвост обитает практически на всей территории Евразии: от тундры до Японии и от севера Скандинавии до Румынии. На зимовку птицы улетают в Пакистан, Китай и Северную Африку. Птицы, обитающие на севере нашей страны, обычно на зиму улетают к Каспийскому морю, а птицы средней полосы нередко зимуют около незамерзающих водоёмов. На территории России обитает около 2500 пар орланов, а в Европе гнездится ещё около 500 пар. Невысокая плотность популяции отчасти связана с большим размером птиц и значительной площадью участка, занимаемого парой. В самых «густонаселённых» регионах гнёзда белохвоста находятся не ближе 3 км друг от друга. Чаще же расстояние между соседними парами хищников – 50-100 км. В отличие от орлов, своих близких родственников, орланы предпочитают селиться у воды, на берегах рек, озёр и морей, за что и получили своё второе название – «морские орлы». Поскольку не освоенных человеком мест становится всё меньше, численность белохвостого орлана ежегодно сокращается. Этот хищник занесён в международную Красную книгу и Красную книгу России. • Охота и питание Орлан охотится за всякой добычей. Ежа не защитят от орлана его острые иглы, лис не убережётся своими крепкими зубами, дикому гусю не поможет его осторожность, а ныряющим птицам – их искусство скрываться под водой. По утверждению Альфреда Брема, стада мелкого скота страдают от орлана, а также не подлежит сомнению, что он нападает и на детей. Однако последний факт в современных работах по биологии этого хищника не подтверждается. В большинстве случаев рыба – основа рациона белохвостых орланов. По-настоящему нырять они не умеют, зато, благодаря отличному зрению, могут заметить добычу у поверхности воды и ловко выхватить её. Нередко бросаются на рыбу с высоты, целиком погружаясь в воду. В озёрах чаще всего орлан ловит щук весом до 3 кг, а в реках – сазана и леща. Орланы употребляют в пищу наземных млекопитающих: сусликов, зайцев, сурков, небольших лисичек корсаков, ондатру и даже бродячих собак. Нападают на линялых диких гусей и цапель. Охотясь на небольших водоплавающих птиц – лысух, уток, бакланов, чаек, чистиковых – морские орлы преследуют их, заставляя многократно нырять. Уставшая жертва наконец теряет силы и становится добычей хитрого хищника. Наблюдали случаи, когда орланы, схватив рыбу или птицу (гагару, например), в сотне метров от берега, буксировали её вплавь на отмель, помогая взмахами крыльев. Известны случаи нападения орланов на цапель и грачей. Однажды было замечено, что облетающий скопления водных птиц орлан иногда пугал их, имитируя атаку, чтобы безошибочно определить ослабевших или замерзающих птиц, обречённых на неминуемую гибель. В Кандалакшском государственном заповеднике среди кормов орлана-белохвоста отмечались, например, тюлени, куницы, лебеди, кулики, вороны, дрозды, серый журавль, сова длиннохвостая неясыть, глухарь, тетерев, белая куропатка, треска, камбала. Видовой состав объектов питания разнообразен. Величина жертв различна, ею могут быть как мелкие животные (птенцы различных птиц, мышевидные грызуны, мелкая рыба), так и довольно крупные (журавль, лебедь, щука). Нередко орланы предпочитают не охотиться самостоятельно, а подкарауливать более слабую хищную птицу, например скопу, которая уже добыла «улов». Белохвост гонится за удачливой охотницей. Спасаясь от погони, птица бросает добычу, которая достаётся преследователю. Надо отметить, что прежде всего в когти хищника попадают больные и ослабленные особи: рыба, выброшенная на сушу во время шторма, обессилевшая, плавающая у берега; замерзающие птицы; истощённые зимней бескормицей зверьки. Зимой белохвосты тоже питаются падалью. Таким образом, характер пищи орлана-белохвоста в значительной степени определяется доступностью того или иного корма в районе гнездования. В литературе описаны случаи, когда орланы, гнездившиеся у прудов, где разводились карпы, питались практически лишь карпами. В местах, обеднённых рыбой, орланы разнообразят свой рацион млекопитающими, птицами и иногда падалью. Имеются указания о случаях питания этих птиц даже погибшими лосями. В условиях Кандалакшского залива, на островах которого гнездится масса различных птиц, представляющих довольно лёгкую добычу, орлан является преимущественно орнитофагом. Чаще всего здесь жертвами орлана становится гага – ценная утка, для охраны которой и был организован Кандалакшский заповедник. Исследователями неоднократно наблюдались случаи охоты орлана за гагой на воде. Например, приводятся данные о том, что хищнику удалось схватить жертву в одном случае после 7, а в другом – после 12 попыток. В обоих случаях орлан не смог поднять гагу, а тащил её по воде с большим напряжением и неоднократными передышками, причём иногда садился на жертву, опираясь крыльями на воду, сохраняя плавучесть на несколько секунд, а затем снова тащил добычу к берегу. Вытащив утку на кромку льда или на берег, орлан тут же начинал терзать её. Наиболее доступной для орлана гага становится в период насиживания яиц, когда птица порою неподвижно сидит на открытом месте. В Кандалакшском заповеднике в светлое время года орлан охотится круглосуточно. Добычу выслеживает, летая широкими кругами на различной высоте, на выбранную жертву круто пикирует и хватает её когтями. Будучи мало проворным хищником, он нападает большей частью на неподвижно сидящую добычу. Охотится обычно на открытых местах вдоль побережья, над островками, над мелководьями, реже – над лесными массивами. В пределах охотничьего района орлан имеет излюбленные места добывания пищи. Часто это места колониального гнездования птиц, отдельные мелководные участки залива. Во время охоты орлана на него нередко нападают другие птицы (чайки, полярные крачки, кулики-сороки, белые трясогузки, вороны), в особенности когда он залетает в район их гнездований. Такие птицы, как журавль, лебедь, различные утки, завидев приближающегося орлана, обычно улетают. Отдыхают охотящиеся белохвосты на отдельно стоящих сухих или растущих соснах у берегов моря или озёр, по кромке болот. Любят они также сидеть на крупных прибрежных валунах. • Размножение и развитие Орланы – перелётные птицы, возвращаются с зимовки довольно рано и часто уже к марту размещаются в своих домах. Они формируют пары в 5-6 лет, когда достигают половозрелости, и эти семьи сохраняют на всю жизнь. Во время брачных игр иногда выполняют головокружительный (в буквальном смысле слова) акробатический номер: обе птицы, сцепившись когтями, падают из поднебесья к земле, беспрерывно кувыркаясь. Для гнездования орланы выбирают участки вблизи водоёмов и высокоствольных лесов. Им подходят и хвойные, и лиственные деревья, лишь бы достаточно крупные и мощные, и даже вышки линий электропередач. Орланы строят из толстых прутьев большие гнёзда, располагая их на вершинах мощных деревьев или скалах. На морских побережьях предпочитают гнездиться на неприступных утёсах. Строительный материал таскают в лапах. Новые гнёзда часто строят на основе старых гнёзд врановых или хищных птиц, начинают их строительство летом или осенью предыдущего года. Обычно одна пара имеет не одно гнездо, а два. Первое из них является основным, второе как бы резервным. Оно обычно служит местом отдыха одной или двух взрослых птиц. Внутри птицы выстилают гнездо тонкими веточками, корой, сухой травой и даже шерстью и рыбьей чешуёй. Жилище рассчитано не на один сезон, пара орланов ежегодно обновляет и ремонтирует его, в результате чего оно может достигать поистине гигантских размеров (высоты 5 м и диаметра 2 м) и весить около тонны. В Ленинградской области в стенках гнезда орланов неоднократно обнаруживали гнёзда полевого воробья. Начало откладки яиц приходится в разных районах на конец февраля – начало мая. Как правило, самка откладывает 2—3 яйца, оба родителя высиживают кладку 35-40 дней. В Ленинградской области величина выводка у орлана – 1. Реже 2 птенца. Вылупившиеся птенцы ещё почти три месяца не покидают гнездо, питаясь в основном мелкой рыбой, которую добывают для них мать и отец. В сутки корм птенцам приносится родителями обычно от одного до трёх раз. В большинстве случаев, когда один из родителей охотится, другой дежурит возле гнезда. Если добычу приносит самец, птенцу пищу передаёт самка, забирая её у него из когтей клювом. Птенцы находятся в гнезде примерно 2,5 месяца. Успешно вырастают обычно один, реже два и очень редко три птенца в выводке. Вылетевшие из гнезда молодые орланы по крайней мере 10 дней регулярно возвращаются в него на отдых. В конце лета или в начале осени выводки начинают покидать места гнездовий и кочевать по берегам крупных водоемов. В Ленинградской области с октября птицы постепенно отлетают на места зимовок. В районе Кандалакшского залива в тёплые зимы орланы держались до конца января. Когда значительная часть залива не покрывалась льдом, белохвосты даже иногда оставались зимовать. В северных регионах России молодые орланы чаще отлетают на зимовку к югу, в редких случаях остаются вместе с родителями. Оперение молодых особей тёмно-бурого цвета, клюв тёмно-серый. С каждой линькой птицы постепенно меняются и только к пяти годам полностью обретают взрослую внешность. Именно к этому возрасту орланы приобретают свой белоснежный хвост, который и дал название виду. Продолжительность жизни этой птицы – около 25 лет. Важно знать, что, увидев поблизости от своего гнездовья человека, орланы покидают его на столь длительный срок, что их кладки могут переохладиться, перегреться или их расклюют сороки и вороны, которые часто наведываются к гнёздам, чтобы подобрать оброненные хозяевами кусочки мяса. Результаты исследований, проведённых в Кандалакшском государственном заповеднике, показали, что осмотры человеком гнёзд, в которых были яйца, неизбежно приводит к тому, что птицы их бросают. Однако с появлением птенцов взрослые ведут себя иначе. Даже после неоднократных беспокойств они не бросали гнёзда и доводили до конца выкармливание птенцов. • Причины сокращения численности Фактор беспокойства, уменьшение запасов рыбы и загрязнение водоёмов лишают орлана возможности гнездиться и вытесняют его в глухие, мало затронутые деятельностью человека районы. Съедая животных, погибших от химических ядов, орланы накапливают в своих телах эти вещества и нередко погибают или утрачивают способность к размножению. В Ленинградской области одной из главных причин сокращения численности орлана-белохвоста был отстрел этих птиц во время осенней охоты на уток при использовании подсадных птиц или чучел. Молодые, изголодавшиеся орланы часто налетают на чучела, принимая их за уток, и в результате попадают под выстрел. Известны случаи, когда гнёзда орланов-белохвостов разрушались при рубках леса или сгорали во время лесных пожаров. Естественных врагов в дикой природе у орлана мало. Так, например, районе Кандалакшского залива на него иногда нападают куница и бурый медведь. Нападению подвергаются молодые птицы, покинувшие гнездо и ещё плохо летающие. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Почему орлан-белохвост так широко распространён? 2. В каком случае белохвосты могут остаться на зимовку в тех же местах, где находились в период размножения? 3. Выскажите свои предположения о том, от чего именно может зависеть количество гнездящихся пар орланов в разных местах, но на территориях одной площади? 4. Орлан-белохвост считается околоводной птицей, совершающей свои поисковые охотничьи полёты над поверхностью моря, реки или озера. Как же тогда объектами его питания могут стать типично наземные животные: суслики, зайцы, сурки, лисицы, бродячие собаки? 5. Что позволяет орлану справиться даже с крупной добычей? 6. Почему белохвост часто пытается отобрать добычу у другой хищной птицы, вместо того, чтобы всегда охотиться самому? 7. В чём заключается польза, приносимая орланом природному сообществу? 8. На многих территориях орлан-белохвост является орнитофагом. Что означает этот термин? 9. Объясните, почему полевой воробей не боится устраивать свои гнёзда в гнёздах орлана. 10. Почему в гнезде белохвоста не бывает большого количества птенцов? 11. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения. «Впервые я увидел эту великолепную птицу в Ленинградском зоопарке, много лет назад, ещё в своей юности, и, конечно, был поражён её мощью и красотой. Через несколько лет, в одном из заповедников нашей страны, мне посчастливилось наблюдать её и в природе. Помню, как орёл-белохвост в нескольких десятках метров от меня рухнул в воду с большой высоты, глубоко нырнул и через некоторое время показался на поверхности воды с большой рыбой в клюве. Затем он тяжело взлетел и понёс свою добычу к берегу. Ещё одна встреча с этой гигантской птицей состоялась в густом лесу, где мне с помощью бинокля удалось наблюдать за пятерыми птенцами белохвоста, которые сидели в огромном гнезде, находившемся в кроне высокого дерева. Каждый час к нему подлетала одна из взрослых птиц с той или иной добычей. Это волнующее зрелище, безусловно, сохранится в моей памяти на всю жизнь!» 12. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Почитайте эти тексты своим товарищам, найдите ошибки, внесите необходимые исправления. КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ 1. Орлан-белохвост так широко распространён, вероятно, потому, что является не только хищником, но и падальщиком; нападает на самых различных животных; обладает способностью к длительному полёту, позволяющему расселяться на больших территориях. Он устойчив как к высоким, так и к низким температурам окружающей среды; имеет крупные размеры и большую физическую силу. В природе у него мало естественных врагов. Возможно, есть и другие причины. 2. Остаться на зимовку в местах размножения орланы могут в случае незамерзания значительной части водоема, на котором они охотятся. Тогда птицы оказываются способными обеспечить себя пищей даже в суровый зимний период. 3. Плотность заселения орланами территорий может зависеть, например, от богатства и видового разнообразия кормовой базы, наличия удобных мест для гнездования, степени беспокойства со стороны человека. 4. Белохвост охотится не только над водой, но и над лесами, а иногда – и над открытыми пространствами суши. Поэтому его жертвами могут быть и типичные наземные животные. Кроме того, все они рано или поздно выходят к водоёмам, чтобы утолить жажду, и в этот момент могут стать объектами нападения со стороны орлана. 5. Физическая сила орлана и его длинные когти позволяют убить даже довольно крупное животное. 6. При атаке орланом другой птицы, несущей добычу, им затрачивается гораздо меньше энергии и времени, чем то, которое понадобилось бы для собственной настоящей охоты. Потерянная атакуемой птицей пища становится лёгкой добычей белохвоста. 7. Орлан-белохвост выполняет в природе роль санитара, поскольку он истребляет прежде всего больных, старых, ослабленных животных. 8. Орнитофаг – это животное, питающееся в основном птицами. 9. Полевой воробей – очень мелкая, подвижная, ловкая птица. Её поимка, скорее всего, нереальна для орлана. К тому же, она потребовала бы от хищника слишком больших затрат энергии. Жизнь и размножение в гнезде белохвоста защищает воробья от многочисленных других хищных животных, которые, в отличие от орлана, могли бы оказаться для него опасными. 10. Если учесть размеры птенцов орлана-белохвоста и их аппетит, становится очевидным, что при наличии большого количества птенцов в гнезде они, скорее всего, окажутся обречёнными на гибель. Взрослые птицы просто не смогут обеспечить их необходимым количеством пищи. 11. В предложенном тексте есть следующие ошибки и неточности: Белохвост – не орёл, а орлан. Эта птица не способна по-настоящему нырять, тем более – на большую глубину. Белохвост ловит добычу не клювом, а своими когтистыми лапами. В гнезде орлана бывает не более трёх птенцов. Родители приносят им корм 1-3 раза в день, а совсем не каждый час, как это было указано в тексте задания. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ОРЛАНА-БЕЛОХВОСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов об орланах-белохвостах. 2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных. 3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания. 4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности. 5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования». 6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка. ЛИТЕРАТУРА 1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003. 2. Жизнь животных. Том 6. Птицы / Под ред. В.Д. Ильичёва, А.В. Михеева. – М.: Просвещение, 1986. 3. Коренев П. «Летающая дверь» // Муравейник. – М., 2005. - № 8. 4. Красная Книга природы Санкт-Петербурга. – СПб: Профессионал, 2004. 5. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Т. 1. В 2-х томах. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. 6. Орлан-белохвост // Наша флора и фауна. - М., 2013. - № 5. 7. Редкие и исчезающие животные Крыма: Справочник / Крюкова И.В. и др. – Симферополь: Таврия, 1988. 8. Редкие животные нашей страны / С.Н. Баккал, А.В. Бардин, И.С. Даревский и др. – Л.: Наука, 1989. 9. Скалдина О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2012. 10. Скалдина О.В. Красная книга. Птицы России. – М.: Эксмо, 2013. 11. Скалдина О.В. , Слиж Е.А. Красная книга Земли. – М.: Эксмо, 2013. 12. Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия животных. - Прага: Артия, 1985. 13. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6. 14. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7. 15. Труды Кандалакшского государственного заповедника. Выпуск VIII. – Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1970. © Александр Кулев, 2019 Дата публикации: 12.10.2019 22:52:42 Просмотров: 2517 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |