Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Роковая голубая страсть Оскара Уайльда

Михаил Берсенев

Форма: Статья
Жанр: Публицистика
Объём: 29426 знаков с пробелами
Раздел: "Все произведения"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


(Статья написана на основе воспоминаний современников Оскара Уайльда и монографий о его жизни)


Один из самых рафинированных, умных, манерных и образованных сочинителей конца 19 века в Европе, поэт и драматург Оскар Уайльд, несмотря на всю свою утонченность внешнего облика и поведения, частенько в действиях своих походил на грубого матроса из портового кабака. В нем одновременно жили как простейшие инстинкты, так и необычайно возвышенный полет фантазии и воображения.

Его стихи протрясали публику своей красотой, изысканностью, величественностью. Но, при всем при этом, при попытках завистников высмеять его творчество, принизить масштаб его личности, этот угловатый человек действовал молниеносно и жестко, как грубый мужик. То есть, переходя на более простой язык – бил физиономию. И не слабо! Но весьма утонченно, если так можно выразиться о мордобое.

Однажды, Оскар прочитал написанное им стихотворение среди одноклассников в колледже. То была великолепная вещь! Мелодичная, имеющая глубокий смысл. Поэт облек сие творение в завораживающий стихотворный стиль и вынес свое произведение на суд публики. Стихотворение приняли восторженно, но нашелся один здоровый парень, крупнее и внешне сильнее автора, который по окончании декламирования разразился наглым, оскорбительным, издевательским хохотом.

Нрав Оскара Уайльда «вскипел» немедленно, но этика не позволила ему действовать немедленно. «Король эстетов», как его называли в те годы, приблизился к невоспитанному верзиле и поинтересовался, что же так рассмешило достопочтенного джентльмена в услышанном поэтическом творении. Верзила, желая еще более унизить автора, вновь повторил свой гомерический гогот. На сей раз, эстет, этик, «хороший парень», «милашка» разом «умерли» в Оскаре Уайльде и он со всего маху въехал обидчику кулаком в ухмыляющуюся физиономию.

Уже будучи известным, этот эстет отличался саркастическим складом ума. Он умел и изящно обидеть и весьма грубо «растоптать» морально того, кто ему не нравился. К едкому языку добавлялся боевой гардероб. Яркий, броский, как у индейцев – воинов. Оскар обожал всякие бросике наряды. Разноцветные галстуки, феерические жакеты, надраенные туфли, ослепительные рубашки, лимонные перчатки. В карманчик пиджака он часто втыкал цветок лилии. Сейчас то же самое делают с платочком, ибо это добавляет некий шарм и эстетичность внешнему виду молодого человека.

Однажды Оскар не нашел цветка и появился на публике без оного. Одна из ядовитых «светских львиц» с сарказмом поинтересовалась у поэта, где он оставил свою «неизменную лилию», что вызывала насмешку у части толпы. На поставленный вопрос поэт ответил собственным горьким укусом своего весьма едкого языка. Он сказал, что цветок остался там же, где оставила свою воспитанность эта ядовитая особа. То есть – дома.

Так сложилось, что поэт рано оказался вовлеченным в сексуальную сферу жизни. Отец Оскара, Уильям Уайльд, окулист по профессии, отличался хорошим зрением не только в отношении к пациентам, но и к симпатичным особам женского пола. Его легендарные любовные похождения становились известными как матери Оскара – Джейн Уайльд (больше известной как писательница под псевдонимом Сперанца), так и многим другим людям. Все эти слухи не могли рано или поздно не привести к скандалу, что и случилось.

Одна из подружек любвеобильного доктора, мисс Траверс, подала на него в суд, обвиняя окулиста в изнасиловании. Вероятно, Уильям Уайльд бросил эту девушку, а она, в качестве мести отвергнутой женщины, выдвинула обвинение. Но, также возможно, что изнасилование имело место. Доподлинно сей факт не установлен. Во всяком случае, девушка утверждала, что злодей доктор Уайльд решил изучить не только ее глазки, как окулист, но и другие части тела. Для чего усыпил мисс Траверс хлороформом и надругался над дремлющим телом.

Состоялся суд, который осудил отца Оскара. Сам же юный поэт тяжело переживал этот скандал. Его начали дразнить сверстники, сочиняя стишки про похотливого окулиста. Оскар, таким образом, рано узнал о кривизне в сексуальных отношений людей, о насилии, об использовании сексуального фактора в «разборках» между мужчинами и женщинами. Это знание, вероятно, отразилась и на сексуальной ориентации самого Оскара.

Когда пришло время, он стал проявлять большой интерес к хорошеньким мальчикам, нежели к девушкам. И больше восхищался мужскими скульптурами древнейших богов, нежели женскими изваяниями. Вполне возможно, что у него имелся некий «ген однополой любви», что, якобы, обнаружили недавно ученые. В любом случае, мы этого не узнаем. Но известно, что «Принц эстетов» ушел в «голубизну».

Поэт ценил в жизни прежде всего красоту. Искал ее во всем и повсюду и, наверняка, с перебором. Подобно вороне, он собирал блестящие (сейчас бы сказали – гламурные) безделушки. Бросался в глаза тот факт, что Уайльд сокращал общение с людьми малопривлекательными внешне и все настойчивее искал и стремился к людям красивым. Причем, обоих полов. А по отношению к некрасивым человеческим особям он питает неприязнь и не преминет «уколоть» их саркастическими, обидными словами. «Принц эстетов» хочет сам стать воплощением красоты и желает быть окружен только ею – красотой!

По воспоминаниям современников, сам Уайльд был красив именно женской красотой. Длинные ниспадающие волосы, утонченные черты лица, грация, плавность, манерность в движениях. Он как бы излучал красоту и как-то даже заявил, что хотел бы найти и выпить «душу» красоты, как напиток. Пить сей нектар красоты с тем, чтобы она – красота – попадала внутрь его тела и жила и росла уже изнутри. Вероятно, он где-то нашел аналог этого чудодейственного «нектара красоты», ибо многие его современники улавливали прямо-таки волны обаяния, что исходили от поэта.

Оскар, как и полагается мужчине, женился. Что толкнуло его из мужских объятий в женские? Возможно, барометр его сексуальной ориентации остановился на делении «нормальное»? Отнюдь! Дело в том, что жениться его в большей степени заставило материальное положение, которое к тридцати годам стало желать много лучшего. А девушка по имени Констанс, привлекательная, имела приданное и постоянный доход. Поэт очаровал прелестницу своим остроумием и умением так ласково, четко изложить свою мысль, как умели тогда немногие.

Справедливости ради стоит заметить, что «Принц эстетов» находил невесту весьма очаровательной особой. Возможно, все богатые невесты в чем-то очаровательны, но поэт из многих кандидаток на его руку и сердце выбрал именно ее. Эстетизм – эстетизмом, но сладко кушать, пить приятное шампанское, носить броские, красивые вещи хочется всегда. Трудно оценить доподлинно, сколько было любви, и сколько расчета в отношении Уайльда к своей супруге Констанс Ллойд. Но очевидно одно: эта женщина любила поэта и всегда переживала за него.

Очевидно, Оскар пленил девушку своим необычайным красноречием. Уайльд мог цитировать наизусть целые огромные куски из греческих поэм. Он имел своеобразное представление о незыблемых, казалось бы, вещах. Например, о классиках в литературе. Он признавал их большое влияние на культуру, говорил о них, изредка цитировал. Но однажды обнаружил истинное к ним отношение. Шутя ли, или нет, но он высказался так: «Классики – это те, о ком говорят, но кого никто не читает». Этот оригинальный взгляд на жизнь и искусство также вызывал волнение в душе Констанс. Девушка попала в сети эстета и согласилась стать его супругой.

После женитьбы, разменяв четвертый десяток, Оскар вроде бы отошел от эстетизма, рафинированности, тяги к мужским мускулистым телам и превратился в умеренного, заботливого семьянина. Он стал автором более двухсот статей о своих современниках и о художественных произведениях.

Поэт стал отцом двоих сыновей – Вивиана и Сирила. Казалось бы, живи и радуйся уютному и достойному семейному гнездышку, но тут Оскар столкнулся лицом к лицу с работой природы и растерялся. Его жена из хрупкой девушки превратилась после родов в расплывшуюся толстушку. Да, это уже был не образчик красоты, а просто толстая тетка! Оскар, недолго думая, перебрался в отдельную спальню. Он говорил теперь, что «материнство убивает желание: беременность - могила страсти… Природа оказывается чудовищем; она набрасывается на красоту и уродует ее; она обезображивает тело, которое было белее слоновой кости…». Давая жизнь следующему поколению, женщина подчас жертвует своим здоровьем и молодостью ради продолжения жизни. Особенно в те далекие годы, когда медицина еще была экзотикой среди широких масс. Итак, любовь оказалась убитой, так же, как и красота Констанс. И истинный ценитель красоты Оскар Уайльд не мог без слез глядеть на это и смириться с действием природы. Семья как форма жизни разочаровала поэта, и барометр его сексуальности качнулся вновь к гомосексуальности.

Здесь следует подчеркнуть, некая склонность в характере поэта толкнула его в гомосексуальные связи. Видимо, резко выраженный некогда эстетизм, ранее восхищение мужскими торсами, утонченность и рафинированность мысли и мышления, изысканность в стихосложении и манерность, стремление к непохожести, яркость в одежде – все это, возможно, и обусловило «голубую» любовь Оскара.

Что-то изначально было заложено нестандартное в мозг поэта, раз после разочарования в жене, что родила дважды, он разочаровался в женском роде вообще. Скорее всего, он понял простую вещь: мужчина не может забеременеть, а значит, красоту юного мужского тела не разрушит деторождение. Красивая внешняя оболочка юношей не подвергнется быстрому разрушению из-за родов. Если бы к такому выводу приходили бы все мужчины, то человечество бы очень скоро вымерло. Вероятно, Уайльд думал именно так.

Скорее всего, именно заостренный эстетизм подвигнул его к гомосексуальности. Плюс сильный нрав матери и грязные сексуальные похождения отца. Эстетизм, как стремление к красоте, толкнул его в объятия мужских тел, что мало поддаются «коррозии», как сказали бы сейчас. Он окружает себя молоденькими юношами из числа художников, поэтов. В своей философии он неизменно восхищается юностью, молодостью. Ему до боли обидно, что время все это губит.

Но успокаивает его хотя бы тот факт, что его любовникам никогда не предстоит рожать и тем самым разрушать свой «храм», то есть –молодецкое тело. К этому времени Уайльд уже не стеснялся своей любви к мужчинам. Одному из них он прямо так и писал: «Готов целовать твои веки». Совершенно естественно было бы адресовать эти строки женщине. Но - не для лидера движения эстетизма.

Оскар магически действовал на молодых людей своим необыкновенным красноречием, манерностью и всем обликом. Руки его были усеяны перстнями, в прохладу он носил дорогую, пышную шубу. Он дал начало на моду на зеленую гвоздику в карманчике, и ей последовали многие. Так же, как и на поддерживаю им моду на яркие ткани неимоверных цветовых сочетаний. Один из его почитателей, молодой человек 22-х лет, чуть не помешался от встреч с поэтом и начертал огромными буквами восторженные слова в настольном календаре: «Уайльд! Уайльд!». Молодые люди слетались, как мотыльки на огонь свечи, на обаяние Оскара. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Один из них с горечью констатировал, что в обществе Уайльда он потерял способность думать самостоятельно. Такое гипнотическое воздействие оказывал этот франт на людей. Но и сам Уайльд влюблялся, подчас неистово, все в тех же молодых людей. Да не просто влюблялся, а начинал буквально боготворить объект своей страсти, наделять того несуществующими добродетелями. Он осыпал того юношу или молодого мужчину, в кого был влюблен длинными, витиеватыми комплиментами.

Следует отдать должное Уайльду как драматургу, он много и успешно писал пьесы, которые ставились и давали немалый доход. Так же издавали его сказки, большую часть которых он написал для своих сыновей. Удивительно, как нежно он относился к своему потомству, но при этом, сам же уничтожал свою семью непристойным поведением. Благодаря перу и таланту деньги для своих сомнительных похождений Оскар имел, но они, эти похождения и подорвали его здоровье. К числу таких осуждаемых обществом чрезмерностей относилось и увлечение поэта и драматурга Оскара Уайльда проститутками мужского пола.

К сорока годам писатель погрузнел. Лицо, по воспоминаниям современников, покрылось красными прожилками, а отточенные зубы были изъедены кариесом. А другой молодой человек подметил, что у Оскара теперь «порочный детский рот с пухлыми губами». Что ж, любовь к мальчикам тоже не прошла бесследно. Если в молодости Уайльд отличался своеобразной красотой, стройностью, крепостью мышц, то излишества кардинально изменили его облик. Но излишества, не могли изменить одного – дар рассказчика и сочинителя. Когда Уайльд начинал говорить, все вокруг умолкало. Даже птицы. Это, конечно, метафора, хотя современники внимали его речам также с благоговением, как и усталый путник в лесу слушает дивное расслабляющее пение пичуги в чаще леса.

Пьесы Уайльда, особенно комедии, шли на «ура» в театрах страны. Фразы из них подчас моментально шли в народ. Его афоризмы до сих пор представляют кладезь изящности ума и глубины мысли. Денежные отчисления за пьесы позволяли жить Оскару на широкую ногу. Он уже не стеснялся появляться повсюду со своим любовником – молодым человеком по имени Бози (Альфред Дуглас). Погрузневший драматург и поэт влюбился в белокурого «херувимчика» по уши. Их переписка носила страстный характер в дни их разлуки. Часть этих писем случайно попала в чужие руки и Оскара стали шантажировать, грозя обнародовать оригиналы писем. Но не таков был господин Оскар Уайльд, чтобы поддаться на эти угрозы.

С годами, очевидно, Оскар дурнел не только внешне, но и внутри его развивалась червоточинка. Он стал намного высокомернее относиться к людям. Непонятно, зачем он повсюду, где мог, в открытую появлялся с Бози, который, к слову, был младше Оскара аж на семнадцать лет! Возможно, поэт хотел так выказать презрению существовавшим тогда ханжеским нравам в Англии. Можно предположить и еще более резкий вариант: ему просто было начхать на то, что о нем скажут другие, так он втюрился в молодого Альфреда. Или, совсем уж радикальная мысль: поэт немногого «тронулся рассудком» от излишеств, от болезни сифилисом, что настигла его дважды, от любви к блондинчику Бози, от финансовых трудностей, коим стали следствием чрезмерных затрат на любовников. Точного ответа нет.

Ореол скандала сгущался над ним. Отец Бози, маркиз Куинсберри, взбесился от новости, что его молодой сынок является любовником обрюзгшего к тому времени Уайльда. В крови маркиза кипели бешенство и злость как на сына, так и на «соблазнителя» Оскара Уайльда. Эта ненависть переросла в угрозы. Уайльд заявил об этих угрозах в полицию и маркиза арестовали. Почему Оскар не испугался неминуемой огласки своих неприличных похождений с мальчиками на суде?

Очевидно, он решил бросить вызов всему английскому обществу, забывая о пословице: «Если ты плюнешь в лицо обществу, то оно утрется. Но если общество плюнет в тебя, то ты утонешь». Уальд искал драки и желал вскрыть скорлупу пуританизма. Однозначно, что-то бунтарское жило в характере поэта и драматурга. Отсюда, с этого шага, стало стремительно сбываться предсказание гадалки, данное некогда Уайльду: «…Блестящий успех, затем стена, затем – пустота!». Поэт «плюнул» обществу в лицо своим поведением. И общество утерлось, но набрало в могучие легкие государства побольше воздуха, накопило под языком водопады слюны. Убийственный ответный плевок был уже неминуем.

В английском законодательстве тогда действовала статья, по которой связь мужчины с мужчиной даже по взаимному согласию считалась антиобщественной и преследовалась уголовным правом. И иск Оскара против маркиза Куинсберри обернулся против самого поэта. Маркиз оказался подготовленным бойцом юридического фронта и весьма прозорливым. Он предварительно нанял детективов, которые отыскали свидетелей «голубых» похождений Уайльда. Да и сам истец своими показаниями и ответами в суде начал «рыть себе могилу».

Блистательный язык рассказчика сыграл, на сей раз, с поэтом дурную шутку. На вопрос в суде: «Целовали ли вы этого мальчика?», Уайльд отвечал: «Нет, конечно. Он же некрасивый». Таким образом, получалось, если применить элементарную логику, что Оскар любит целовать мальчиков, но только пригожих! На суде Уайльд всячески уводил из-под удара репутацию своего любовника, все того же белокурого юноши, лорда Бози
(настоящее имя – Альфред Дуглас, сын маркиза Куинсберри). В частности, Оскара обвиняли в том, что видели его обнаженным в постели с неким юношей в отеле. Но на самом деле это был не Оскар, а тот самый Бози. Поэт же этот факт не сообщил, не желая подставлять под удар своего любимца.

Это был пример удивительной «голубой» любви. Ведь если бы Уайльд не выгораживал всячески репутацию юного лорда, обвинение против самого Уайльда бы рассыпалось в пух и прах! Но, эта странная страсть к молодому человеку, очевидно, всепоглощающая, затмевающая и без того затуманенный излишествами разум Оскара движет всеми его поступками и ответами. В большой степени Оскар сам «подставил» себя под удар правосудия, выгораживая Бози. Странный поступок, странная судьба, странная любовь.

Более того, что удивительно, даже из тюрьмы, из КПЗ, как бы сейчас это назвали, Оскар продолжал писать восторженные письма Бози! Вот некоторые фразы: «Ты моя прелестная роза… ты моя лилейная лилия.… Для меня ты весь, от шелковистых волос до изящных ступней – воплощенное совершенство…». Из этого следует, что поэт просто «сбрендил» на почве любви! Такие слова, как правило, адресуют прелестным девушкам, но никак не молодому человеку. Письма эти пишутся во время процесса против самого Оскара! Пишутся во время процесса с обвинениями поэта в непристойностях и содомии!

Зачем такой риск? Отчего такая беспечность? Ведь если бы присяжные заседатели услышали бы отрывки из этих писем, то они немедленно вынесли бы обвинительное заключение в отношении сочинителя. Тогда обошлось в этом плане, но не обошлось в глобальном: Оскара осудили на два года исправительных работ. При вынесении приговора Уайльд чуть не потерял сознание! Интересно, на что он рассчитывал? На гуманизм правосудия? На свою известность? На свою фортуну? Сложно сказать. Итак, общество приговором все же «плюнуло» в сторону Уайльда, как бы отвечая его «плевку» на моральные устои тех лет. После этого «плевка» Оскар стал стремительно «тонуть».

Уайльд мог бежать за границу от суда, но не сделал этого, ибо решил бросить перчатку морали всей страны, всей Англии тех времен. И государство приняло вызов, и буквально растоптало того, кого еще недавно боготворило как величайшего поэта и драматурга. Растоптало безжалостно, так как это дело вскрыло скрытые нарывы на теле общества, что имели место, процветали, но были прикрыты завесой благопристойности. Оскар взбесил многих «сильных мира» тогдашней Англии, ведь скандал, затеянный поэтом и его иском, ударил и по знати страны, в среде которой гомосексуальные наклонности были весьма развиты. Пострадал и прибыльный бизнес публичных домов для гомосексуалистов. Уайльд своим процессом поднял со дна такую бучу в вроде бы прозрачной воде Англии, что волна накрыла многих и в первую голову, самого поэта.

Утонченный сочинитель стихов, большой эстет, великий драматург и любитель ярких дорогих нарядов, перстней, гвоздик попал в лондонскую тюрьму Пентонвилль. Пятьсот одиночных камер. Лохмотья вместо одежды. Кровать, где невозможно спокойно спать. Запах нечистот из туалета, вперемешку с блевотиной. Грубые охранники и знаменитое колесо (сооружение в виде колеса со ступенями, по которым заключенный скакал, подобно белке в колесе, от часа до восьми в день. Шагал без остановки, без возможности продохнуть и без всякого смысла. Колесо нужно вращать обязательно, если не хочешь переломать себе ноги).

Пища отличалась тошнотворностью и в течении нескольких дней известный заключенный не притрагивался к еде. Так же в тюрьме использовали зловещее наказание: осужденный должен был вращать особый цилиндр, находящийся под давлением: 1800 оборотов на завтрак, 4500 – на обед, 5400 – на ужин. И все это при риске лишиться рук! Вот в такой мир попал великий литературный талант не только Англии, но и всей Европы.
Поэт ошеломлен. Он пишет, что поражен ныне тем, «какими демонами могут быть люди». Его почти насильно обрили, и почти сразу поставили крутить колесо.

Вместо подушки – кусок деревяшки. Нет доступа к книгам. Нельзя писать. Для поэта и драматурга все это – скопом - смерти подобно! И она не заставила себя долго ждать. Как вы понимаете, в тюрьмах тех лет белоснежные унитазы и моющие средства, убивающие всех микробов, отсутствовали. Смертельные болезни в условиях антисанитарии развивались весьма стремительно. Камера размером 4 х 2 метра, с голыми стенами – это не шикарные особняки в Лондоне и Париже, к коим привык Уайльд. Тяжелые своды камеры давили на психику посильнее тяжких кандалов.

Но и это было еще не все. Судебные издержки обещал оплатить родной брат Уайльда, Уилли, но не сдержал слово. Поэт воспринял это как предательство. Оскара объявили банкротом для взыскания суммы судебных издержек. Жена инициирует процедуру развода (что вполне естественно после такого приговора и по такому обвинению). В итоге, поэт теряет и семью, и имущество.

Уже тогда Оскар Уайльд стал говорить, что скоро умрет. В тюрьме, в часовне, он потерял сознание и упал, расквасив себе ухо. Его помесили в лазарет на чистые белоснежные простыни, а охранник дал хлеба с вкусным свежим маслом. Оскар съел все жадно, и даже собрал с пола крошки, которые также отправил в рот. Потом уже, когда состояние его совсем ухудшилось, поэта подкормили и дали некоторые поблажки в режиме. Затем перевели в другую тюрьму - Рединг, где условия были явно получше.

Но наряду с облегчением режима, общество все равно издевалось над ним и не простило Уайльду дерзость его поведения и моральное разложение. К примеру, во время переезда из одной тюрьмы в другую на железнодорожной платформе Оскара выставили на посмешище прибывающим пассажирам. Вроде бы не нарочно, так вышло. Хотя, в том и был умысел, возможно. Доподлинно неизвестно. Большой поэт и драматург Европы, Оскар шатался на ветру в наручниках, в тюремной робе, с повисшей головой. Один из зевак подошел и плюнул ему в лицо. Толпа смеялась.

В Рединге охрана отнеслась к литератору с большей человечностью из-за его творчества, где узнику позволили писать и читать. Его перестали брить и он начал понемногу приходить в себя. Прошел год тюрьмы и поэт смог реально взглянуть на свою жизнь. Страсть к красивому, белокурому лорду по имени Бози, которая и ввергла Уайльда в тюрьму, вроде бы угасла. Теперь он трезво мог оценить силу и последствия этой страсти. Начальник тюрьмы назначил Оскара садовником, что было очень хорошо для заключенного. В 42 года Уайльд, будучи в тюрьме, пишет письмо-запрос на помилование с просьбой сократить срок его заключения в тюрьме. Тогда он уже сам писал, что гомосексуализм – это болезнь, но не преступление, за которое следует так жестоко наказывать, кидая человека за решетку.

18 мая 1898 года Оскара освободили из тюрьмы. От короля эстетов, принца парадоксов, утонченного денди и властителя дум Оскара Уайльда осталась лишь тень. Денег на жизнь не было. Судебный процесс, тюремное заключение, издевательства над человеческим достоинством последних лет нанесли непоправимый удар по психике поэта. Он навсегда покидает Англию и едет во Францию, где дописывает свою «Балладу Редингской тюрьмы». Другой бы возненавидел бы мир после таких испытаний, но не Уайльд.

Он не умел держать долго зла на душе. Он даже не ненавидел и не обвинял то общество, которое его растоптало – Викторианскую Англию. Из его писем следует, что он не стыдился в своей биографии факта попадания за решетку. Теперь он стыдится, что «вел жизнь, недостойную художника». И, что самое удивительное, понимая все это, Оскар все равно вступает в любовную переписку с тем самым Бози, из-за связи с которым он и попал в тюрьму! Видимо, ничего поделать с собой поэт не мог: его гомосексуализм и утонченность душевной организации толкали к повторному греху. Он пишет Бози: «Я думаю о тебе постоянно, и люблю тебя неизменно…». Не в силах побороть ни свою страсть к Бози, ни удары судьбы, Оскар вновь думает о самоубийстве, находясь уже во Франции.

Начать новую жизнь не удается. В конце концов, Оскар вернулся к Бози и стал на какое-то время счастлив. То, что из-за возобновления связи он лишался остатков уважения, не остановило поэта, который сам признавался: «…Мое возвращение к Бози было психологически неизбежно… Я не могу существовать вне ауры любви… Я люблю его… Уже одно то, что он разбил мою жизнь, заставляет меня его любить…». Бози же манипулировал бывшим «Принцем эстетов»: то встречался с Оскаром, то прощался, но при этом не пропускал молоденьких портовых мальчиков. Или бросал Оскара одного, а сам оставался на вилле одной богатой американки. Все это происходило уже в Италии.

Как мы видим, Уайльд отчаянно скитался, но нигде не было ему покоя. Бози уже стал надоедать этот постаревший 43-х летний мужчина, который так много перенес. Но пока у Уайльда появлялись деньги – молодой лорд был рядом. А когда поэта лишили почти всех доходов из-за того, что он возобновил связь с Бози, то последний исчезал и сразу становился скупым, злым, жадным. Это отрезвило Оскара, и он вроде бы порвал с Бози, за что получил немалые деньги от матери молодого человека. И Оскар эти деньги принял без угрызения совести: ведь за душой у поэта на сей момент жизни не было уже ни копейки.

Так он и жил после тюрьмы. Денег ему постоянно не хватало, несмотря на очевидный успех созданной им в застенках «Баллады Редингской тюрьмы». Его жена Констанс, которая несмотря на развод беспокоилась о бывшем муже, писала в то время, что теперь «Оскар больше пьет, чем живет нормальной жизнью». «Жизнь меня растоптала…»- так отзывался о своем жизненном пути Уайльд. Он опять, влекомый страстью, судорожно ищет встречи с Бози и проводит время с молоденькими мальчиками.

7 апреля 1898 года умирает его жена Констанс из-за воспаления спинного мозга, и это вновь сильно бьет по психике Уайльда. Оба сына сочинителя остались фактически сиротами, так как их отец Оскар Уайльд в это время пребывал уже во Франции. Их, в конце концов, отобрали у поэта, хотя он раньше, до тюрьмы, был хорошим отцом для своих сыновей. Но оставить их на воспитание гомосексуалисту, причем осужденному судом, общество не могло.

Беда не приходит одна – такова русская половица. Работает она, очевидно, и в Англии. Оскару сделали операцию на горле, а расплатиться было нечем. Некогда великий «Принц эстетов» теперь уже клянчил, если так можно выразиться, у кого угодно различные небольшие суммы. У друзей, у издателей, у новых знакомых. Встречи с Бози вновь возобновились. Теперь поэт совсем изменился, и, по словам современника, превратился в жалкого человека, который толком не знает, зачем живет. Через год, в 1899 году, умирает родной брат Оскара – Уилли, а значит, Уайльд наследует имение в Мойтуре.

Имение можно или продать, или жить в нем. На тот момент, Оскар пребывает в Швейцарии, где попивает вино и шампанское с мальчиками – проститутками. Выясняется, что продать имение невозможно, так как кредиторы грозятся наложить «лапу» на деньги со сделки, и Оскар вновь просит окружающих помочь ему, кто - чем может. В нужде прошли годы, да и тяга Оскара к мальчикам все не унималась. А страсть, особенно саморазрушительная, как известно, требует немалых финансовых вложений. Подчас Оскар закладывал в ломбард все, что имел при себе и оставался, образно говоря, голым.

Один из его современников вспоминал об Оскаре тех лет: «… Этот господин… являл собой пример полной деградации…. Оскар умирал от ощущения заброшенности и тоски, а также бедности». Обычно творческие люди в таком состоянии пьют, но поэта стали выгонять из баров, так как если он был один, то платить ему было нечем. Тех, кто готов был угощать его, становилось все меньше. «Пузатый и грязный»- так вспоминал другой знакомый поэта тех лет. Кто-то тогда намекнул Уайльду, что Оскару нужно вновь начать писать пьесы и рассказы, стихи, и что архиважно - привести себя в рабочее состояние. Но бывший «Принц эстетов» горько ответил, что писать больше не хочет, ибо он раньше писал, не зная жизни. Но когда познал ее, пройдя через мучения, желание писать о ней как раз и отпало напрочь.

Уайльд продолжал скитаться. А затем в ухе произошло воспаление. В том самом ухе, которое он повредил при падении в тюрьме. Доктор на корню запретил поэту употреблять спиртное, но тот не послушался. Море потребляемого шампанского ослабило и без того больной организм. И в этом вопросе поэт оказался верен себе – предался алкогольным излишествам. Болезнь на фоне такой беспечности развилась стремительно. Он уже почти не сопротивляться. Сначала в Оскаре умер сочинитель, затем кормилец семьи, затем муж и отец и, наконец, дошла очередь до него самого. Больше его в этом мире ничего уже не держало.

Оскар Уайльд скончался 30 ноября 1900 года в номере низкопробного отеля, в котором уже долгое время жил в долг (хозяин с уважением относился к таланту поэта) в возрасте сорока шести лет. «Принц эстетов» перестал теребить воображение людей своим физическим присутствием. Но остались его талантливые произведения с одной стороны, и все тот же шлейф скандальности и порочности с другой. Дети поэта никогда не ухаживали за могилой отца.






© Михаил Берсенев, 2009
Дата публикации: 05.11.2009 18:39:02
Просмотров: 4836

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 69 число 7: