Ничего не меняй, кроме себя
Анатолий Агарков
Форма: Эссе
Жанр: Размышления Объём: 31285 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Счастлив тот, кто живет своими
мыслями и чужими чувствами. (парафраз Л. Толстого) Счастлив тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами. (парафраз Л. Толстого) Привет, потомок! Слушай, а ведь я тебя не воспитывал. За то, что ты ныне такой, самостоятельный и успешный, образованный и целеустремленный, низкий поклон тестю моему - передай, не поленись. Не знаю, рассказывал ли он тебе в соответствующем возрасте о воспитании мальчиков в индейском племени и античной Спарте – два классических и антагонистических примера. Давай уж я задним числом заполню брешь отцовского недостования – тебе интересно, а мне для очистки совести. Значит так. Краснокожие никогда не били своих пацанов – ударить, значит унизить. Потому так гордо стояли сыны Великого Маниту у столба пыток. Спартанцы воспитывали у будущих воинов пренебрежение к боли путем привыкания – за любую провинность на алтарь и бичевали, покуда статуя божества не засочится кровью. История мусолит такой факт - будто мальчишка лисенка украл и спрятал его под туникой. Пока родитель вел дознание, а звереныш грыз похитителю живот, тот держал на мордахе смайлик – мол, ничего не ведаю, и все путем. Тебе какой метод более по душе? Правильный ответ – ну их к черту злобных тварей под рубашкой и столбы пыток. «Мы пойдем другим путем», - сказал маме студент Ульянов и вон как далеко утопал по костям возлюбившего его народа. Впрочем, у каждого свой крест. И какой же русский не любит быстрой езды? И какой же американец не боится вьетнамцев? На кровавой разборке двух цивилизаций образованные и нашпигованные, вооруженные до зубов янки драпали очумело при малейшей опасности, бросая раненных и оглашая окрестности истошными воплями, а полуголые и голодные, с примитивным оружием дети Меконга, сжигаемые напалмом, умирали молча, но выстояли и победили. Как бельмо в глазу, а точнее проклятие дядюшки Сэма война во Вьетнаме, сколько б Джон Рембо его ни отмазывал на экране. Впрочем, ложь в западном мире - обычная практика: политики с журналистами успевают надуть публику и друг друга раз десять до завтрака и во время. Хотя, тьфу на Америку – незрелая нация и не пример. Суть ее – доллар, то бишь мораль безнравственности; все остальное – выдумки литературы и кино…. Вернемся к нашим баранам. Как сохранить чувство собственного достоинства, обитая в современной среде? Может статься, что и никак. А может, единственный выход – жениться и демонстрировать перед супругой. Главное – чтобы не шибко умная попалась, но догадалась, о каком достоинстве идет речь. Впрочем, не хочу оскорблять женатых людей – мои жизненные катаклизмы носили личный и по большей части надуманный характер, ничего не имеющий общего с эпической картиной человеческого несчастья. Разводы и временные депрессии мои – это не трагедия Нюры Карениной. К тому же не могу не заметить, что расставался со своими благоверными, не унижая ни их, ни своего достоинства – по-людски. И это самое ценное, что было меж нами – не считая детей, конечно. Пребывая в поиске равновесия за пределами семьи и брака, очень не сразу уяснил: пока живы, мы не знаем, чего заслуживаем в жизни, но чувство собственного достоинства и есть то самое, что удерживает на плаву нашу личную сущность – кстати, легко дается и ничего не стоит. Оно ничуть не ущемляется выбором жизненной концепции «как карта ляжет». Его еще можно считать наградой и в случае непредвиденного летального исхода. Хорошо! Сговоримся. Посмотрим, Что осталось на свете. Пойми: Ни надменным, ни добрым, ни бодрым Не хочу я ходить меж людьми. Чем гордиться? Чего мне ломаться? И о чем еще стоит гадать? Дело кончено. Времени масса. Жизнь идет. Вообще – благодать! Я хотел, чтобы всё человечье, Чем я жил эти несколько лет, Было твердо оплаченной вещью, Было жизнью... А этого нет. Я мечтал, чтоб с ничтожным и хилым Раз в году пировала гроза, Словно сам Громовержец с Эсхилом,– Но и этого тоже нельзя. Спать без просыпу? Музыку слушать? Бушевать, чтобы вынести час? Нет!.. Как можно смирнее и суше, Красноречью у камня учась. (П. Антокольский) Павел Григорьевич как всегда прав - все неприятности нашей жизни происходят от слов. Значит, будем учиться красноречию у камня! Кстати, скупость в словах - первый признак мужского достоинства. Вот тебе истина без доказательств – унижают не люди и обстоятельства, а собственные недостатки. Пример самый простой – твое курение есть саморазрушительная неспособность быть довольным жизнью без никотина. Разве не так? Пусть мусульмане считают эту привычку непокорностью Богу, а христиане сваливают на первородный грех, я склонен думать, что причина зависимости - твое невежество в этом вопросе: если б ты знал, что теряешь, выкурив сигарету, сам бы бросил и других убеждал. Жду не дождусь твоего просвещения, а пока ломаю голову, над названием этой главы – как договорились, последней. «Заключение» - слишком просто и звучит по тюремному. «Сделай себя мужчиной» - суть-то в этом, но как-то двусмысленно. «Эволюция души и разума» - можно и так, но уж больно помпезно. Помню эту эволюцию в себе, да и в тексте, должно быть, заметил ты – мысли скачут с темы на тему, задерживаясь лишь для того, чтобы почесаться, плюнуть и заверещать. Кого-то напоминают – верно? Да я и не отрицаю родства с приматами - это читатели священных писаний Богом деланы. Но не склонен завидовать - на самом деле, мы есть то, что о себе думаем. Отсюда по поводу еще одна истина – человек редко присутствует там, где на самом деле находится. Вечно копается в прошлом или заглядывает в будущее, а просто спокойно побыть в настоящем и задуматься, редко кому дано. Хотя, наверное, здорово обобщил. Современные молодые люди, выросшие под кислотными облаками, очень возможно ни в чем не копаются и никуда не заглядывают: выпил, выкурил, овладел – монтана! Или как у вас теперь приветствуют пик наивысшего блаженства? Ну что ж, пора, как говорится, Начать сначала тот же путь. Слегка взбодриться — ламца дрица! И повториться в ком-нибудь. Ремонт не срочен и не скучен. Бывал же я переобучен Раз двадцать на своем веку. Бывал не раз перекалечен — И нынче, лекарем подлечен, Хоть слушателей развлеку! В чужих владеньях партизаня, Чужим подругам послужив, Чужие вынесу терзанья, Согреюсь у костров чужих. Не о себе речь завожу я, Но верю в молодость чужую, Свой давний опыт истребя. Себя играть — даётся просто. Но ведь заманчивей раз во сто Играть другого — не себя! Другой — вон тот, двадцатилетний, В линялых джинсах, волосат, Меж сверстниками не последний, Кто не оглянется назад; Московский хиппи или битл, Какой ни выбери он титул, Как часто моды ни меняй, Какой заразе ни подвержен, Как ни рассержен, как ни сдержан — А смахивает на меня! (П. Антокольский) Прекрасно понимаю, что каждый человек индивидуален, но…. В мире немало апатичных людей, ничего не подвергающих сомнению, не испытывающих непреодолимого желания, безумную и неослабевающую необходимость разобраться в законах Вселенной. Незачем, считают, выдумывать всякую ерунду: как существуем, так и ладно - не нами заведено. На свете, говорят они, все может быть - вон медведь в берлоге себе живет и книг не читает. Про остальное, мол, знать не знаем, и знать не желаем, а скажут – не будем запоминать. Иные считают, что нет такой проблемы, которую невозможно решить с помощью бани, водки или чтения библии. Для кого-то эти утверждения истинны, другие ищут радикальные меры. Или образно – есть в чаще людской полянки, на которых обитают отшельники, отринувшие суету, но ищущие свои лазейки из темницы обыденности. Что касается меня, то в последнее время эти поиски ни грамма не раздражают. Не могу даже представить – как это в моем положении можно быть недовольным жизнью? Ведь я люблю свою работу - люблю за то, что она дает возможность знакомства с новыми людьми и живого общения. Очень даже мне по душе, как теперь протекают дни - от непринужденного выполнения служебных обязанностей и наслаждения прекрасными видами Пятиозерья к диалогам с интересными собеседниками. В ходе раздумий над этой работой (теперь я о рукописи) не раз ловил себя на мысли, полной искренней благодарности зигзагу судьбы, что привел меня в санаторий, будто юношу в страну чудес Нарнию или старца в страну утраченной молодости и сбывшихся надежд - благодарности за мою бесконечную удовлетворенность жизнью. Никогда прежде не ощущал себя до такой степени не обремененным происходящим в душе и окружающем мире. Хотя, будь верующим, насторожился: известно – когда Бог хочет свести с ума, начинают исполняться все желания. Но слава Создателю – не грешен! Люди, как правило, считают счастье чем-то вроде мгновенной вспышки, которая может случиться вдруг, как негаданная удача, если повезет чуть-чуть. Однако я убежден, счастье возникает совсем иначе – это не что иное, как следствие работы над собой. Не надо ни с чем бороться, кроме собственных недостатков, пускаться в путешествия на край Земли – счастье можно отыскать в себе, если выбрать верное направление. Отсюда такая мысль – все невзгоды-печали нашего мира создают несчастные люди. Не только в глобальном масштабе, как в случае с Черным Бараком Белого Дома и мутантами Киева, но и личностном. Взять хотя бы мою жизнь – все, кто пытался мне навредить, плохо кончили или живут. Но не будем о скверном – июнь на дворе! Время, спаявшее зори на небе, когда утро зарождается вечером. Время шиповника и сирени - воздух чист и благоухает. Время полыхающих голубизной небес, зеркального блеска целительных вод лечебных озер, дикого счастья дикой природы. Время безумия сбывшихся надежд. Но покой и воля окрест…. Ночами на озере крякают утки, играя «салочки» в теплой воде. Рассвет начинает распевка птиц, в котором солируют соловьи. Потом солнце из-за горизонта тьму раздвигает и колобком на небо чистое - залюбуешься! - робкое нежаркое еще дрожит, запутавшись в еловых иголках. Воздух окрашен в зыбкие утренние тона – не цвет, а его предчувствие: вздох о розовом, намек о прозрачном. Сама Дивия, славянская богиня природы, пригубив золотой прозрачный бокал шампанского счастья, встала на цыпочки, потянулась до хруста засохших веток под ветром: да посмотрите же на меня – какая я! Тут же бабочки открывают салон красоты над травою муравчатой и цветами лазоревыми в радужных бриллиантах росы. Ничего себе женщины похожи на них. Они считают, что санаторий – не оправдание быть некрасивой. Черт знает, какие силы удерживают их, чтобы прямо на пляже не сбросить остатки одежд и закружить в колдовском вихре вакханок. А когда пронесется, отшумев, веселый солнечный день, тени длинные растянутся по земле, роса падет, от цветов запах идет - дурманит и кружит шальные головы. С озера веет вечерней прохладой, лес стихает, к потемкам готовясь - будто прошел кто, волоча подол по шуршащим листьям, и пальцем погрозил: не шалить! Вот и кончился день, зорями отгорев, отблистав бликами на водной ряби - погас, напоследок судорожно вздохнув. Ночь пришла в Пятиозерье - растворились все краски. Черное небо из края в край засыпало звездами – маленькими мигающими бисеринками, сами по себе висящими в пустоте. Между стволами тускло мерцает зеркало озера. Звенят комары. Сердца наших барышень заходятся от полной луны – словно бегом с горы. И, боясь спугнуть тишину, шмелем гудит мужской шепоток: «Не покидай меня, безумная мечта …». Как устоять? И осипшим сопрано: «Люби еще меня, сладкий мой …». Так может сказать только женщина, испытавшая разом четыре оргазма. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядем в копны свежие под соседний стог. Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет. Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты, Унесу я пьяную до утра в кусты. И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска веселая в алостях зари. (С. Есенин) Создается впечатление, будто край Пяти Озер нарочно создан и сбережен Природой для себя самой. Да, она – Вечный Двигатель, но ведь и Ему требуется передых. А отдыхающие, будто избранные в раю. И кстати, слово «рай», пришедшее из персидского языка, дословно означает «сад, обнесенный стеной». Как наш санаторий! Но не будем мешать: пусть себе любятся - идем дальше. Открою тебе еще одну тайну. Когда в десять лет дочитал многотомник «Всемирная история», со мной приключился метафизический кризис…. Думаю, в возрасте не усомнишься - ты и сам рос смышленым не по годам. Помню грудничком тебя – уже тогда смотрел на мир умными и встревоженными глазами, словно не впервой тебе было рождаться, и теперь даже не знаешь, стоит скандалить по этому поводу или радоваться вместе с нами. А может, хотелось других родителей? Помню, серебреный рубль дед подарил маленькому дошколенку. А помнишь ли ты, как потратил его? Если нет, подскажу. Что первым выносят из горящего дома? Что берут с собой на необитаемый остров? Ну, конечно, любимую книгу. И ты разменял презренный металл на книжку у соседского мальчишки по прозвищу Бегемот. Вспомнил? Так вот, захлопнув последний том «Всемирной истории», я расстроился, что с победой социализма в глобальном масштабе эпоха войн, великих людей и величайших подвигов навсегда канула в Лету. Ну, надо же испортить такую малину! А мне что осталось? Мне-то что делать? Для чего я родился? В чем смысл моего существования? Известно – жизнь жестока к мечтателям, но в чем же они провинились? Самое странное, что не случилось ничего такого, что могло бы спровоцировать этот кризис, но чувство обиды переполняло вопросами – как же так? и за что? Больше всего мне хотелось тормознуть ход Истории, нажав на стоп-кран вроде тех, что установлены в электричках. А еще лучше – повернуть ее (не электричку, Историю) вспять, во времена Гектора и Ахилла, где я совсем и не собирался мечом махать. Мое дело – сидеть на троне, завернувшись в тогу, и учить этих античных уму-разуму с высоты моего знания Всемирной истории. Слава мне! И красоте ума человеческого – кто б воспел! Естественно, поиски реверса и стоп-крана развития человечества были напрасны. Но, наверное, именно желание вернуться в эпоху, где все живут сегодняшним днем, а мне ведом их завтрашний, и было началом стремления понять этот мир и предугадать возможные пути его эволюции. Но такое не сразу пришло. Когда же мне было десять, я мог лишь грустить и мечтать. Самое противное состояние – это когда не знаешь, чем голову занять. Но придумал - если не могу быть «там», то могу быть похожим на тех, кто «там». И тут же из книг толпы героев для подражания - у Ахилла меч быстрый, у Гектора ноги, у Робинзона….. Как приятно струиться сквозь время, когда могучие государства создаются и рушатся в голове за один вечер, но вот беда - не угнаться за всеми! Если б можно разделиться, охотно бы так и сделал, чтобы не упустить ничего положительного. Но потом придумал такую затею - сегодня я в роли гладиатора Спартака: говорю как он, хожу как он, думаю и поступаю…. Завтра – князя киевского Святослава…. разбойника Робина Гуда…. разведчика Штирлица….. и т. д. Это была не просто игра. Входя в роль Юлия Цезаря, думал, что способен разрешить все проблемы не только древнего Рима, но и современного мира, обитатели которого – несмышленыши: должны меня слушаться и поражаться моей прозорливости. Причем, в голове было четко и ясно, как реформировать наши законы, чтобы «догнать и перегнать». А на практике – школа, институт, служба, и так далеко было мне до Кремля. Не падай, надменное горе! Вставай, молодая тоска! Да здравствует вне категорий Высокая роль чудака! Он будет — заранее ясно — Смешон и ничтожен на вид, Кольцом неудач опоясан, Дымком неустройства повит. А кто-то кричит: «Декламируй. Меча не бросай, Дон-Кихот! В горячей коммерции мира Ты мелочь, а всё же доход. Дерись, разъярясь и осмелясь, И с красным вином в бурдюках, И с крыльями ветряных мельниц, Ты этим прославлен в веках. Недаром, сожженный как уголь, В потешном сраженный бою, Меж марионеток и кукол Ты выбрал богиню свою! Она тебе сердце пронзает, Во всем отказав наотрез». Об этом и пишет прозаик, Когда он в ударе и трезв. (П. Антокольский) Однажды прекрасной ночью, из чреды бессонных на пограничном озере Ханка, когда не ведал уж, на каком я свете, когда пульсировало в голове: к черту жизнь! спать! спать! заснуть и не просыпаться никогда, вдруг постиг одно объединяющее качество моих героев. Старик, это чувство собственного достоинства! Не надо никаких кумиров из глубины веков: я – единственный и неповторимый, герой всех героев…. Что тут сказать? Все стало совершенно просто удивительно прозрачно и ясно, как в родниковой воде. Все открылось, как в солнечный полдень. В ушах забили торжественные колокола, и глаза прозрели доселе невидимое. Вот же кувшин Аладдина и пещера Али-Бабы! Вот чего мне в жизни так не хватало! Все дороги вели к самопознанию, все ветры трубили славу уму, мятежному и пытливому. Сразу обрел внутреннее спокойствие и одновременно бодрящую лихорадку созидания, а театр одного актера прикрыл за ненадобностью. Даже обидно – десять лет отчаянных поисков душевного равновесия всевозможными способами, и одна-единственная мысль, мелькнувшая вдруг в затуманенной голове. Если бы не она, возможно до смерти уморил себя постами без сна. Представь – и тебя бы не было….. Ветшают дни, проходит человек, Но небо и земля — извечно те же. Поэтому живи текущим днём. Благослови свой синий окоём. Будь прост, как ветер, неистощим, как море, И памятью насыщен, как земля. Люби далёкий парус корабля И песню волн, шумящих на просторе. Весь трепет жизни всех веков и рас Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас. (А. Волошин) Дальше мир стал вращаться в нужную сторону. Многие верят, что мир вращается лишь потому, что у него есть ручка, которую крутят либо Бог (надо молиться!), либо сами они – своими желаниями, энергией, волей. Мне эти версии не импонируют: первая – по атеистическим соображениям, вторая - гиперактивностью и бестолковой алчностью. И еще – кажется, Прутков говорил, что нельзя увидеть свое отражение в текущей воде. А мне было нужно и очень хотелось! Куда же направить безудержную энергию? Ответ пришел к седым волосам – искать себя, делать себя, чтобы было гордиться чем, умирая. Чтобы не было мучительно больно…. Чтобы улыбнуться этому миру напоследок – ну что, мол, любезный, согнул ты меня? Черта с два! И еще…. Говорят, человечеству все по силам за исключением двух вопросов – ты меня любишь? кто из нас главный? Эти проблемы – любовь и контроль – никого не оставляют равнодушным: о них спотыкаются, ломают карьеру, губят жизнь…. Ты же не будешь отрицать, что лишь сердечные раны и стремление к власти способны держать нас в постоянной напряге? Все наши мысли тянутся к этому, как металлические стружки к магниту. И как с ними быть? Ответ очень прост – в любой ситуации не теряй своего достоинства. Чтобы научиться спокойствию, как основе стойкости к передрягам обстоятельств, полезно выработать в себе разумную долю отстраненности от окружающего мира. При этом самодисциплина нередко опрокидывает обычный земной порядок. Будешь смеяться, но однажды решился на такой эксперимент. Дело было в стройотряде на АЯМе (амуро-якутская магистраль) вблизи Золотинки. Работу заканчивали поздно, и уже по темну отходили ко сну, совершив водные процедуры под умывальником на свежем воздухе. После захода солнца летом в Якутии случаются комары. Так вот, я себе моюсь, не спеша обтираюсь, а эти беспощадные твари облепили голое тело с ног до головы. Я терплю, народ в экстазе, а на вафельном полотенце красные пятна крови. И так каждый вечер…. Спросишь - зачем? Такова наша жизнь – разве бывает, что вокруг никто не жужжит, не пытается нас отвлечь, вывести из равновесия, прокусить штанину, сожрать с потрохами? А человеку озлиться много ли надо - покажи средний палец, он и бросится на обидчика. Вот я и решил – чем раздражаться и бросаться на комаров, не потерпеть ли мне неудобства в течение нескольких минут по принципу: что бы ни случилось, буду спокоен. Бойцы стройотряда считали, что я воспитывал в себе мужество, на самом деле это были уроки самодисциплины - выдержать сейчас этот, в общем-то, не смертельный физический дискомфорт, чтобы в будущем уметь пережить в спокойствии нечто более разрушительное. Например, душевные неурядицы, которые стерпеть еще сложнее, чем физические – как то ревность, гнев, страх, разочарование, одиночество, стыд и скуку. Поначалу укусы здорово чесались, но усталость брала свое – и я засыпал. Потом пришло привыкание, и даже состояние легкой эйфории, как после бани – тело горело, заряжаясь энергией. Ты не поверишь, но это правда! Как после веника из крапивы. Или иглотерапии. Хочу прояснить: все мы – марионетки обстоятельств. Как только что-то происходит - немедленно реагируем. Но тогда в тайге Восточной Сибири взял и не подчинился рефлексу – сделал нечто, что никогда раньше не делал. И в результате – не заболел малярией, а сумел убедить себя, что невозможное нынче, завтра станет мне по силам. Теперь отвечу на вопрос – почему самопознание продуктивней религии. Верующие всего мира исполняют свои ритуалы с покорностью в организме, не имея никакой гарантии, что однажды из этого что-то путное выйдет, а их усердие никак не поощряется при жизни. Так стоит ли умываться, коли не с кем целоваться? Изучая и совершенствуя себя, получаешь результат налицо здесь и сейчас – как укус комара. Еще в бытность на грешной Земле увидишь плоды осознанной работы над своею натурой. И отойдешь в мир иной без страха, а то еще и с удовлетворением, все самое ценное унося с собой: ведь главное богатство человека – его духовное совершенство. Как тебе эта мысль?! И пусть не пытаются убедить попы, что все от Бога, и вера в это – рационально объяснимое явление, никогда с ними не буду согласным. Однозначно: человек - дитя природы, а религии – его фантазии. Почему же зову тебя в церковь? Потому, что Православие – наша культура, это наследие наших предков. Окреститься – значит сделать им шаг навстречу. Ейбо, устал повторять, а ты словно за гвоздь штаниною зацепился – ни с места! И не сверкай глазами, а то обуглюсь! Давай размышлять. Чаще всего люди обращаются к Богу в преклонном возрасте. Причиной тому тоска по несбывшимся в жизни целям, страх одиночества, думы о близкой кончине – хочется верить во что-то волшебное вопреки интеллекту и здравому смыслу. Думаю, и ты оставил себе лазейку – мол, доживу до твоих лет, тогда и…. Компромисс называется. В свое время религия, завязав жечь ученых на площадях, согласилась с шарообразностью Земли и гелиоцентризмом нашего мира. Теперь далай-лама предлагает верующим всех религий выбрать любые понравившиеся концепции тибетского буддизма и интегрировать их в собственную духовную практику. Компромисс называется. Мы с тобой найдем таковой? Думаю, выражение твоего лица сейчас – ну и умору иногда услышишь от некоторых престарелых! Знаешь что, дорогой, сотри улыбку и сделай так – подними руку вверх… выше…. выше… а потом резко брось ее вниз и скажи: «Хрен с тобой! Едем в Петровку!». Чего ты боишься? Врать не придется: поп же не спросит, веруешь или нет – получил (плату), окропил, окрестил… и гуляй, Витя! Зато после крещения каждый получит свое: я – гармонию, ты - спокойствие, а дочки–внучки – волшебного покровителя. И кстати, раз уж на то пошло – крестных родителей. Если ты со мной не согласен, давай пойдем на компромисс – поступи, как я прошу. Синапсы моего мозга настолько перегружены попытками установить закономерную общность бытия и проблем наших предков, нас и наших потомков хотя бы в пределах пяти поколений, что любое движение навстречу облегчает задачу. Но разве мир не одинаков В веках, и ныне, и всегда, От каббалы халдейских знаков До неба, где горит звезда? Все та же мудрость, мудрость праха, И в ней – все тот же наш двойник: Тоски, бессилия и страха Через века глядящий лик! (Д. Травин) Кстати, если б угораздило нас жить в Индонезии, где нарекают детей удивительно просто – Первый, Второй, Третий (на их языке и вне зависимости от пола) и т. д., то звался бы ты сейчас Первый Агарков, и в тезках у тебя ходили Федор, Людмила и Вероника. В этом году мне исполняется шестьдесят лет, и нет ничего в этом мире, в чем бы я остро нуждался и чего нестерпимо хотел – жизнь моя никогда еще не была столь счастливой. Наверняка ты планируешь к юбилею мне подарок в N-ную сумму. Однако есть гораздо менее затратный, но более приятный способ отпраздновать это событие. На выбор одно из двух – брось курить или давай покрестимся. Сделаешь? Мне будет приятно. Но вернемся к заявленной теме. Никто на свете не заслуживает влачить жалкое существование, но в обществе, как ни прискорбно, есть и бедные, и богатые. Очень многие поставлены в унизительное положение, привыкли к нему и считают нормой. Кстати, ученые подсчитали, что Земля производит достаточно, чтобы удовлетворить все людские потребности, но недостаточно, жизнь доказывает, чтобы удовлетворить нашу жадность. А пока…. Верующие смиряются – все от Бога, ибо сказано: кому велено чирикать, не мурлыкайте; кому велено мурлыкать не чирикайте. Непокорные идут в бандиты. Единственное, что может примирить и уравнять адекватных людей – чувство собственного достоинства. Надо лишь помнить, что ни счет в банке, ни прикид от Версаче не делают человека умнее или духовно богаче. Ни чины, ни звания…. Кстати, наш начмед, слава ему, со мной не здоровается и точит наваху – никак уважаемый достигнуть не может, что в моем возрасте чтят лишь суть человеческую. Внешне, может быть, да – дурачат людей брендовы вещи. А еще законы, по которым живем, и которые никому не нравятся: как только примут их, тут же перестают уважать. Российский менталитет называется. Но есть и общеземной диагноз – собственный комплекс неполноценности. А ведь каждый мечтает о своем, и время – таинство: что-то завтра преподнесет. Запарился жить безвестным и бедным? Потерпи и, может быть, станешь легендой. По большому счету, чтобы известным стать прямо здесь и сейчас, достаточно на видном месте оставить свой след: «здесь был имярек» - например, в сортире или подъезде…. Такие вот мысли - толи бегом убежавшая молодость шлет приветы с иронией, толи брюзгливая старость вступает в права. Но еще не забыл начало главы и о заявке на другой путь. Давай обсудим…. Изначально – жил да был мир, и жил да был я, безнадежно оригинальный, следовательно, единственный в своем роде. Мир родил меня, я открыл его для себя - мир показался убогим. Богу известно, сколько я бился, его переделывая – уйму сил, нервов, здоровья напрасно ухлопал! А потом возроптал: Всевышний, у тебя совесть есть? трудно сразу внушить – мир гармоничен, это я весь в изъянах? Вот как открыт был тернистый путь - принялся за себя! В десять лет мечтал покорить белый свет – стать полководцем и пройти путь монголов от океана до океана, или генсеком и водрузить знамя коммунизма над планетой, в крайнем случае, назло всем умереть красивым и молодым. А если ничего не удастся, то на самый распоследний случай - все до основания развалить, а уж потом…. Не зря в моем дневнике учителя строчили доносы родителям: «не хватает усидчивости». В школе действительно плохо сиделось, но взял эту фразу в качестве жизненного девиза. Надолго…. Теперь мне почти шестьдесят, и время съело выцветшие мечты - универсальной формулы развития человечества не открыл, в генералиссимусы не протырился, в коммунизме разочаровался, и со смертью теперь хочу встретиться как можно позднее. Я потерял счет разочарованиям, а мир непокоренный, как жил, так и будет цвести даже после моей кончины. От этой мысли сильно хочется родиться обратно, да и американский юмор поторапливает, намекая на реинкарнацию – «стоит ли дальше жить, если мы можем похоронить вас сейчас всего за десять долларов?». О, как мы любим лицемерить И забываем без труда То, что мы в детстве ближе к смерти, Чем в наши зрелые года. Еще обиду тянет с блюдца Не выспавшееся дитя, А мне уж не на кого дуться И я один на всех путях. Но не хочу уснуть, как рыба, В глубоком обмороке вод, И дорог мне свободный выбор Моих страданий и забот. (О. Мандельштам) Зато, похвастаюсь, я сейчас, ни капельки не торопясь, никогда никуда не опаздываю – это привычка, выработанная годами. Она позволяет мне себя считать хозяином всех обстоятельств. И давай подобьем итоги - что же такое чувство собственного достоинства? какие ему присущи черты, правила и особенности поведения? Правило первое – всегда и везде в любой ситуации контролируй себя: живи умом, не давай воли чувствам. Правило второе – будь суров с собой: никаких поблажек ни плоти, ни духу, но не забывай, что с дуру можно сломать. Правило третье – все в мире духовном абракадабра и белиберда, кроме того, во что веришь ты. Правило четвертое – учись болтать, не разевая рта, т.е. всегда говори суть и никогда попусту. Правила пятое – в каждом деле, исполненном смысла, ищи удовольствие: нет ничего страшнее для организма, чем работа не в радость, и уныние на лице. Помнишь, как мы с тобой мыли грибы, придумывая им приключения и клички? Груздь сырой, кажется, у нас был Джоном Сильвером, белый гриб – капитаном Флинтом, синявки (сыроежки) – хиляки янки и т. д. т. п. Правило шестое - …. Впрочем, к черту! Хотел десять правил выложить как заветы, но ведь глава последняя у нас, и грех занудствовать на прощанье. К тому же, осознаю, что не всегда был примерным отцом для тебя – так уж сложилась моя жизнь. Зато смело могу сказать словами Приама, царя Трои, о Гекторе: «Ни одному отцу не посчастливилось иметь лучшего сына». И я хочу, чтобы ты был счастлив, вне зависимости от того – примешь ли во внимание мой жизненный опыт или просто прочитаешь сей труд с улыбкой. Сейчас напишу слова, с которых обычно начинают: «Моему сыну посвящаю, с любовью, отец» и послушаем о сути жизни куда более умных людей. Жизнь пронесется, как одно мгновенье, Ее цени, в ней черпай наслажденье. Как проведешь ее – так и пройдет, Не забывай: она – твое творенье. Коль день прошел, о нем не вспоминай, Пред днем грядущим в страхе не стенай, О будущем и прошлом не печалься, Сегодняшнему счастью цену знай! Коль можешь, не тужи о времени бегущем, Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим. Сокровища свои потрать, пока ты жив; Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим. Не бойся козней времени бегущего, Не вечны наши беды в круге сущего. Миг, данный нам, в веселье проведи, Не плачь о прошлом, не страшись грядущего. (О, Хайям) За сим имею честь, родитель твой А. Агарков санаторий «Урал» июнь 2014 г © Анатолий Агарков, 2014 Дата публикации: 19.06.2014 15:24:03 Просмотров: 2736 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |