Изучаем фауну России. Европейская болотная черапаха
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 24552 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные в статье материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии. Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, в связи с остротой экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Организуя процесс изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать задачи обучения детей, развития их интеллекта, но и осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время). СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Европейская болотная черепаха - вид пресноводных черепах из рода болотных черепах. Пожалуй, это один из наиболее широко известных в нашей стране видов рептилий. Биологические и экологические особенности этих пресмыкающихся в настоящее время хорошо изучены и, безусловно, заслуживают внимания. • Внешний облик Голова, шея, ноги и хвост у болотной черепахи тёмные, с многочисленными жёлтыми пятнами. Глаза с жёлтой, оранжевой или красноватой радужкой. Края челюстей гладкие, «клюв» отсутствует. Панцирь у черепах этого биологического вида овальный, невысокий и слегка выпуклый, гладкий, его верхняя и нижняя части (карапакс и пластрон) подвижно соединены друг с другом неширокой эластичной связкой. Карапакс у молодых черепах округлый. Задняя часть пластрона закругленная. Панцирь взрослых черепах сверху окрашен в тёмно-оливковый, буро-коричневый или тёмно-бурый, почти чёрный цвет, с мелкими жёлтыми пятнышками, точками или штрихами. Пластрон — тёмно-бурый или желтоватый с размытыми тёмными пятнами. Длина панциря у европейской болотной черепахи достигает 12—35 см. Конечности снабжены длинными острыми когтями. Между пальцами развиты небольшие перепонки. Хвост очень длинный, у взрослых черепах его длина составляет до 3/4 длины панциря, а у детёнышей хвост относительно ещё длиннее. Такой хвост может играть роль дополнительного руля при плавании (эту функцию выполняют в основном задние конечности). Масса животного достигает 1,5 кг. Самцы отличаются от самок более длинным и толстым хвостом и слегка вогнутым пластроном. Самки обычно крупнее самцов и имеют плоский или слегка выпуклый пластрон. • Распространение и места обитания Болотная черепаха имеет обширный ареал и распространена в южной, восточной и центральной Европе, на Кавказе, в Средней Азии, до западного Туркменистана и западного Казахстана на востоке и на северо-западе Африки. В России её можно встретить в европейской части, а также в Смоленской, Брянской, Тульской, Орловской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Калужская областях, верховьях Дона. Считается, что в доледниковое время на территории Европы этот вид был распространён гораздо шире. Известны эпизодические находки болотной черепахи в более северных широтах, за пределами естественного ареала, что, вероятно, объясняется завозом их туда людьми. Обитает черепаха в лесных, степных и лесостепных районах. Встречается в различных пресных водоёмах: болотах, прудах, озёрах, медленно текущих реках, каналах. Рек с быстрым течением избегает, предпочитает равнинные водоёмы с пологими берегами, хорошо прогреваемыми мелководными участками, как заросшие растительностью, так и без неё. Как правило, держится вблизи водоёмов, но может и удаляться от них на небольшое расстояние. Изредка, например, во время размножения, черепахи уходят от воды иногда на расстояние до 500 м. По некоторым данным - до 7—8 км от водоёмов. Иногда встречается в черте посёлков и городов. В горы поднимается на высоту до 1000 м над уровнем моря. • Образ жизни и характерные черты поведения Болотная черепаха хорошо плавает и ныряет, подолгу может оставаться под водой. В обычных условиях плавающие и кормящиеся в водоёме черепахи всплывают на поверхность через каждые 15—20 минут. Но в эксперименте черепахи в воде при температуре 18 °C без доступа воздуха выживали до двух суток. Полностью водной черепаху назвать нельзя — это полуводное животное. По суше передвигается не так быстро, как в воде, но проворнее сухопутных черепах. Осторожное животное: при опасности быстро скрывается в воде и зарывается в ил у берега или прячется под камнями, при жизни в горной местности способна прыгают в воду даже с трёхметровых уступов. Болотная черепаха активна днём. Подолгу находится на берегу, греясь на солнце. Периодически уходит в воду и снова возвращается на берег (поведенческая терморегуляция). Раньше ошибочно считалось, что эти животные ведут ночной и сумеречный образ жизни, охотятся в тёмное время суток, а днём только греются на солнце на берегу. Но, по наблюдениям А. Г. Банникова, черепахи кормятся в течение всего дня, особенно в утренние часы, а ночью спят на дне водоема. Сезонная продолжительность активного периода зависит от климатических факторов и неодинакова в разных частях ареала. В России болотная черепаха появляется после зимовки в апреле—мае, при температуре воздуха +6—14 °C и воды +5—10 °C. На зимовку уходит в конце октября—начале ноября. Зиму проводит на дне водоёмов, зарывшись в ил. В тёплые годы и на юге ареала может быть активна и зимой. • Питание Болотная черепаха всеядна, но основной и предпочитаемой пищей для неё, как правило, являются различные небольшие животные, в первую очередь беспозвоночные: моллюски, черви, ракообразные, водные и наземные насекомые, а также их личинки. Растительная пища занимает в рационе меньшую долю. Болотная черепаха иногда поедает водоросли, мягкие и сочные части водных и околоводных высших растений. В рационе представителей данного вида рептилий преобладают насекомые и другие членистоногие:личинки стрекоз, плавунцов, комаров, кивсяки, мокрицы, жуки. В степи черепаха поедает много саранчовых, в лесу же в рацион входят ракообразные и многоножки. Болотная черепаха может охотиться и на мелких позвоночных: амфибий и их личинок, молодых змей, а иногда - даже на птенцов водоплавающих птиц. Случается, что это пресмыкающееся поедает и падаль. Например, трупы водоплавающих птиц. Ранее существовало мнение о преимущественном питании данной рептилии рыбой, но наблюдения показали, что рыба занимает лишь незначительную долю в её рационе. Черепахе обычно не удаётся поймать здоровую рыбу, и её добычей становится снулая, больная или раненая рыба, а также мальки. По данным А. Г. Банникова, на Кавказе рыба составляет в рационе болотной черепахи около 3 %, по данным украинских учёных — 12—13 %. Добычу черепаха отыскивает как на суше, так и в воде. С пойманной жертвой черепаха уходит в воду, так как только там может её проглотить. Крупные кормовые объекты она расчленяет на куски при помощи острых роговых челюстей и когтей. В поиске пищи черепаха пользуется не только зрением, но и обонянием. • Размножение и развитие Половой зрелости черепахи достигают в возрасте 5—9 лет, при длине карапакса 9 -12 см. Спаривание в разных частях ареала может происходить в марте-октябре. В России спаривание наблюдается весной, в конце апреля-начале мая. Сперма самцов может сохраняться в половых путях самки до 1 года и более, поэтому пойманная в природе самка способна отложить оплодотворённые яйца через полгода и более содержания в неволе. Яйца откладываютсяна берегу, обычно неподалёку от водоёма, но часто в поисках места для гнезда черепахи удаляются на значительное расстояние от воды. В зависимости от района обитания за сезон самка делает до трёх кладок. Результаты исследования, проведённого А. Г. Банниковым, указывают на тот факт, что первая кладка яиц может наблюдаться уже в середине мая. При этом яйца, возможно, были оплодотворены ещё в предыдущем году. Вторая кладка происходит в конце июня, а третья — в июле. В северных и предгорных частях ареала черепахи могут делать только 1—2 кладки. Яйца откладываются в ямку, которую самка выкапывает задними лапами на предварительно расчищенной головой и передними ногами площадке. Процесс рытья может занимать одини - два часа. Гнездовая ямка имеет вид кувшина с широким горлом и в глубину достигает 10 - 17 см, диаметр в верхней части - 5 -7 см, в нижней - до 13 см. Яйца откладываются порциями по 3 - 4 штуки с небольшими интервалами (3 - 5 минут). После этого процесса самка закапывает ямку задними лапами и маскирует место кладки, разглаживая поверхность земли пластроном. В кладке 3—19 белых яиц, покрытых твёрдой известковой скорлупой. Яйца эллипсоидной формы, длиной 28—39 мм, шириной 12—21 мм и массой 7—8 г. Инкубационный период длится 60—110 суток, в зависимости от температуры окружающей среды. Молодь вылупляется в августе—сентябре. Появившиеся из яиц молодые черепахи долгое время не выбираются на поверхность почвы. Наоборот, большая часть молодняка зарывается глубже, выкапывая небольшие отнорки от гнездовой камеры, проводит зиму под землёй и начинает вести активный образ жизни только следующей весной. Некоторые детёныши поступают иначе. Они выходят из гнезда и перемещаются в водоём, в котором затем зимуют. Новорождённые черепахи почти чёрные, со слабо выраженным жёлтым рисунком. Они имеют большой желточный мешок на брюшке, за счёт которого питаются в течение зимы. Длина их карапакса около 22—25 мм, масса — около 5 г. Как и у некоторых других рептилий, у болотной черепахи определение пола потомства температурное: при температуре инкубации яиц выше +30 °С из них появляются только самки, а при температуре ниже +27 °С — только самцы. При промежуточных значениях температур появляются детёныши обоих полов. В 2013 году в зоологическом музее ветеринарного факультета Днепропетровского аграрного университета из хранящихся на полке в качестве экспонатов яиц вылупились несколько болотных черепах. Каким образом им удалось выжить при очевидно неблагоприятных условиях, неясно. • Роль в природе и жизни человека Гнезда болотных черепах очень часто разоряются различными хищными зверями и птицами, которые поедают как яйца, так и детёнышей этих рептилий. К естественным врагам болотных черепах в дикой природе относятся лисица, енотовидная собака, выдра, крупные виды врановых. Болотная черепаха является окончательным хозяином паразитов, например, таких, как сосальщики и многие виды круглых червей. В неволе при правильном уходе болотные черепахи могут жить 25—30 лет и более. По сообщению одного из англичан, у него жила особь, дожившая до 90-100 лет, а в ботаническом саду на юге Франции одна болотная черепаха прожила более 120 лет. Однако, безусловно, это редчайшие, исключительные примеры продолжительности жизни представителей даннного биологического вида. В Средние века болотная черепаха широко употреблялась в пищу в Западной Европе. Церковь считала черепашье мясо постной пищей, как и рыбу. Поэтому особенно интенсивно торговали черепахами на рынках во время религиозных постов. В настоящее время этот вид утратил пищевое значение. В связи с ошибочным мнением о преимущественном питании рыбой болотную черепаху долгое время считали вредным видом. Наблюдения в аквариумах и бассейнах показывают, что большинство попыток нападения черепахи на рыб оканчиваются неудачей. Поэтому вряд ли можно говорить о существенном вреде, причиняемом рыбоводству болотной черепахой. Но если черепаха случайно окажется в садке рыбоводного хозяйства, где плотность посадки рыб очень высока, атака может оказаться успешной. В действительности же в естественных условиях черепахе редко когда удается поймать здоровую рыбу. В экосистемах водоёмов болотная черепаха также не играет «вредной» роли, являясь своего рода санитаром, удаляющим больных и погибших рыб, а также других животных. • Численность в природных условиях Ещё в XIX веке болотная черепаха была многочисленным видом во многих местах своего ареала. Но позднее она постепенно исчезла из многих районов, освоенных человеком. Болотная черепаха стала редкой в густонаселенных областях Западной Европы. В целом в Европе болотная черепаха исчезла из многих частей своего ареала. Основной причиной сокращения численности этих рептилий является уничтожение их местообитаний из-за осушения мелких водоёмов, изменения русла рек, мелиорации болот. В России болотная черепаха является нередким видом, образующим в южных районах популяции с высокой плотностью, в то время как в северных районах её численность сокращается. Высокая численность европейских болотных черепах может сохраняться там, где деятельность человека благоприятствует процветанию этого вида. Замечено, что болотная черепаха широко расселяется по создаваемым человеком каналам и водохранилищам. В некоторых областях с тёплым климатом болотная черепаха испытывает конкуренцию со стороны завезённого североамериканского вида пресноводных черепах - красноухой черепахи. Болотная черепаха встречается на территории многих заповедников. Она охраняется в различных странах Европы. Этот вид занесен, например, в Красные книги Белоруссии (2002), Латвии (1991), Литвы (1992), Молдавии (1978). ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Каково значение панциря в жизни черепахи? 2. Является ли панцирь абсолютной защитой от хищников? Что означает словосочетание «абсолютная защита»? 3. Что такое пластрон и карапакс? 4. Какова может быть длина панциря у болотной черепахи? 5. Может ли черепаха временно покинуть свой панцирь? Почему? 6. Как удаётся черепахе откусывать фрагменты пищи? Ведь зубы у неё отсутствуют… 7. Как могут использоваться черепахами длинные острые когти? 8. Каковы вешние отличия между самкой и самцом болотной черепахи? 9. Почему болотная черепаха широко распространена на территории России? 10. Где, кроме болот, можно встретить болотных черепах? 11. Где проводят зимнее время болотные черепахи? 12. Каковы основные объекты питания болотной черепахи? 13. Почему с пойманной жертвой черепаха уходит в воду, а не поедает её на суше? 14. В каком возрасте черепахи достигают половой зрелости? 15. Где черепахи откладывают свои яйца в период размножения? 16. Какова продолжительность развития зародыша болотной черепахи внутри отложенного яйца? 17. Как ведут себя «новорождённые» болотные черепахи после вылупления из яйца? 18. Какой фактор внешней среды оказывает влияние на определение пола у черепах в процессе их развития внутри яйца. 19. Почему болотные черепахи много времени проводят на суше, греясь под солнечными лучами? 20. Какие животные питаются болотными черепахами в природе? 21. Кому угрожает наибольшая опасность погибнуть от зубов хищника: взрослой или молодой черепахе? Почему вы так думаете? 22. Что означает фраза: «Болотная черепаха является окончательным хозяином паразитов»? 23. Каковы обычные сроки жизни болотной черепахи? 24. Можно ли считать болотную черепаху серьёзным вредителем рыбного хозяйства? Почему? 25. Каково значение болотных черепах для природных сообществ? 26. Почему в настоящее время наблюдается сокращение численности этих рептилий? 27. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения. «Люблю посидеть на берегу водоёма, наблюдая за его осторожными обитателями. Неподвижность делает меня для них «невидимкой», и это позволяет подсмотреть то, что обычно скрывается от взгляда человека, бодро шагающего по песку около самой кромки воды. Вокруг меня вьются стрекозы – большие любители поохотиться вблизи воды и отложить в неё яйца, из которых впоследствии выведутся хищные личинки. Почти у самых моих ног, на небольшой глубине, беспечно резвится стайка рыбёшек. Тишина и спокойствие… Но вдруг стайка рассыпается, рыбёшки прячутся в зарослях растений, а на её месте появляется довольно крупное создание с шарообразным панцирем и четырьмя ластами вместо ног. Болотная черепаха! Я узнал её сразу. Пытаюсь не выдать свой восторг от встречи, снова замираю. Черепаха вытягивает длинную шею, голова животного поднимается над поверхностью воды. Оно и понятно: нужно внимательно осмотреться и убедиться в том, что вокруг нет опасности. Насторожившееся земноводное всё ещё держало в зубах остатки своей трапезы – кусочем стебля водного растения. Но вот черепаха успокоилась. Она выбралась на камень совсем рядом со мной, дожевала остаки своего обеда, прикрыла глаза и предалась заслуженному отдыху под жаркими лучами полуденного солнца. У меня появилась возможность рассмотреть животное внимательно, во всех «деталях». Это бесхвостое создание выглядело очень привлекательно. С его гладкого белого панциря, всё ещё стекали капли воды. Конечности-ласты, покрытые чешуйками, в процессе отдыха животного были расслаблены и совершенно неподвижны. Длина панциря, как мне казалось, составляла сантиметров тридцать. Очевидно, рядом со мной отдыхал детёныш болотной черепахи, у которого вся жизнь была ещё впереди. Минут через пять или семь рядом с нами неожиданно вынырнула болотная черепаха более крупных размеров, с длиной панциря сантиметров в 60. Вероятно, это была мать моей новой знакомой. Открыв глаза, моя черепашка увидела свою соплеменницу, легко соскользнула с камня и устремилась за ней. Я был рад восстановлению семьи этих милых моему сердцу амфибий и мысленно пожелал им всего самого доброго…» 28. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления. КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ Панцирь черепахи имеет защитное значение, но он не всегда спасает её от врагов, т.е. не является абсолютной защитой. Несмотря на его наличие, черепахи (в особенности – в очень молодом возрасте) нередко становятся жертвами хищников. Черепаха не может временно покинуть свой панцирь, а затем вернуться в него снова, поскольку он, по существу, является наружной частью её внутреннего скелета. Черепаха отрезает фрагменты пищи острыми краями челюстей, поэтому она легко обходится без зубов. Когти используются этим животным для удерживания или разрывания на части пойманной добычи, для рытья грунта, фиксации на неровной поверхности при ходьбе или лазании. Широкое распространение болотной черепахи на территории России указывает на её способность адаптироваться к различным условиям существования. Поймав свою жертву, болотная черепаха уходит в воду, потому что, находясь на суше, глотает её с большим трудом или не может этого сделать вообще. После окончания охоты, которая, как правило, осуществляется в водной среде, болотные черепахи много времени проводят на суше, греясь под солнечными лучами. Так они повышают температуру своего тела и активизируют процесс пищеварения. Фраза «болотная черепаха является окончательным хозяином паразитов» означает, что в её теле находят приют и «сытный стол» взрослые формы, а не личинки паразитических животных. Болотные черепахи играют важную роль в природных сообществах. Они являются ограничителями роста некоторых видов растений, санитарами водоемов, регуляторами численности многих видов животных, объектами питания для представителей некоторых видов хищных животных и многих видов паразитов, поставщиками органических веществ для бактерий-редуцентов. В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: 1. Панцирь у болотной черепахи не шарообразный. Верхняя его часть выпуклая, нижняя – плоская, а у взрослых самцов – даже слегка вогнутая внутрь тела. 2. Черепаха по своей классификации - не земноводное (амфибия), а пресмыкающееся (рептилия), несмотря на полуводный образ жизни. 3. Питается это животное, находясь в воде, а не лёжа на камне над её поверхностью. 4. Хвост у болотной черепахи имеется, и довольно длинный. 5. Панцирь у этой рептилии не белый, а окрашенный в тёмные тона. 6. Конечности пресмыкаюшегося не превращены в ласты, несмотря на то, что между пальцами имеется плавательная перепонка. 7. Болотная черепаха с длиной панциря 25-30 см является взрослым; даже, скорее всего, старым животным, а не детёнышем. Болотных черепах с длиной панциря 60 см не бывает. 8. Черепахи не живут семьями. Забота о потомстве у них сводится только к поиску места для размножения, выкапыванию ямки в грунте, откладыванию в неё яиц и их зарыванию в почву или песок. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧЕРЕПАХИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о европейских черепахах, живущих в водоёмах России. 2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных. 3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания. 4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности. 5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования». 6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка. ЛИТЕРАТУРА 1. Брем А. Жизнь животных. – М, 2003. 2. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971. 3. Банников А. Г., Даревский И. С., Ищенко В. Г., Рустамов А. К., Щербак Н. Н. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. Учеб.пособие для студентов биол. специальностей пед. институтов. — М.: Просвещение, 1977. 4. Болотная черепаха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecosystema.ru/08nature/rept/004.htm, свободный. (Дата обращения: 28.05.2021). 5. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007. 6. Гуржий А. Н. Черепахи аквариумные и сухопутные. — М.: Дельта-М, 1999. 7. Гуржий А.Н. Ваш террариум. – М.: Вече, 2005. 8. Европейская болотная черепаха[Электронный ресурс]. – Режим свободный. (Дата обращения: 28.05.2021). 9. Европейская болотная черепаха [Электронный ресурс]. – Режим свободный. (Дата обращения: 28.05.2021). 10. Животный мир Молдавии. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – Кишинёв. – 1981. 11. Жизнь животных. Том пятый. Земноводные. Пресмыкающиеся / Под ред. А.Г. Банникова. – М.: Просвещение, 1985. 12. Махлин М. Д. Черепахи у вас дома. — М.: Дельта-М, 2000. 13. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М., 1991. 14. Орлова В. Ф., Семенов Д. В. Природа России. Жизнь животных. Земноводные и пресмыкающиеся. — М.: Издательство АСТ, 1999. 15. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - №6. 16. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7. © Александр Кулев, 2022 Дата публикации: 23.02.2022 05:02:38 Просмотров: 1230 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |