Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Кобзев



Топор

Павел Миронов

Форма: Рассказ
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 5972 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


ТОПОР

Однажды один человек пришел на берег реки. Берег был пологим, песок – чистым, а вода быстро бежала мимо. Стояла ранняя весна, легкий воздух пьянил человека. Он смеялся и шел вприпрыжку. Увидав воду, человек быстро спустился с ней и упал на колени, чтобы напиться.

Вода ломила зубы, но человек пил, жадно припав к ней. Напившись, человек поднял лицо и увидел свое отражение. Он засмеялся своим белым зубам и светлым густым волосам, он шлепнул по воде, чтобы разогнать свое лицо. Рука прошла через воду и тронула какой-то предмет, лежавший на дне.

Человек пошевелил пальцами, и тяжелая деревянная рукоятка легла в его руку. Из воды был извлечен топор. Новенький, не успевший проржаветь, острый, как бритва, которой человек еще никогда не пользовался. Он был юн и не нуждался в бритвах.

Человек поднял топор. Он долго смотрел на этот инструмент и на дальние дома. Они стояли на том берегу, на пригорке. Это были красивые дома, с резными ставнями и красными крышами. Где-то там дымились трубы и лаяли собаки. Человек взмахнул топором и сказал: «У меня есть топор. Я должен построить дом». Солнце блестело на новеньком лезвии, а березовый лес, из которого вышел человек, зашелестел в ужасе.

«Все строят дома. Все, у кого есть топоры. У меня топор есть. Значит, будет и дом», рассуждал человек, прогуливаясь по березовой роще и оставляя легкие зарубки на их стволах. Из зарубок бежал быстрый сок, в нем тонули муравьи, а человек пил этот сок вместо воды и радовался.

Дни становились длиннее. Шелестела густая листва. Пробегала быстрая гроза, и лес обливался слезами. Светило солнце, и лес дремал под его лучами. Человек бродил по лесу и не строил дом. Он принялся было рубить огромную суковатую березу, но очень быстро натер мозоли.

Он решил, что срубит березу попозже, когда мозоли заживут. Ожидая, пока это произойдет, человек повалил несколько березок потоньше и сложил себе из них шалаш. «На первое время сгодится», сказал он, лег в шалаш и уснул.

День шел за днем, миновала середина лета, а человек так и не приступил к строительству. Он слонялся между березами, кидал топор в деревья и радовался, если от столетних берез отлетала щепка-другая. Когда топор пролетал мимо, он не расстраивался.
Иногда человек бегал к реке, чтобы похвастаться топором перед девочками. Те приходили на реку стирать белье или печь картошку в золе. Человек был юн и недурен собой, к тому же – с топором. Девочкам он нравился. Они часто переходили реку вброд, чтобы посмотреть на топор поближе, полюбоваться его блеском. Девочки думали, что человек строит дом. Он сам так часто говорил, болтая ногами в холодной воде.

Девочки очень уважали человека. Им казалось, что у него есть и другие инструменты помимо топора, а кривоватый шалаш они считали вполне уместным жилищем. «Ты же скоро переедешь в нормальный дом, когда его достроишь, верно?», спрашивали они, и человек соглашался.

«Я скоро его дострою. Только надо разобраться, как это делается. Надо подождать, пока мозоли зарастут. А самое главное – заставить себя работать каждый день. Вот тогда дело пойдет…», говорил он.
А иногда он говорил: «Что-то ничего у меня не получается, не строится. Может, бросить мне это дело?», и тогда девочки утешали его и говорили, что все еще будет, все получится. «Видишь, какой у тебя шалаш? А ведь это только начало!»

Девочки, однако, не задерживались надолго у человека. Кто-то из них приходил, чтобы посмотреть на строительство, а кто-то просто хотел пожить в доме человека, когда тот будет готов. Иные так и говорили ему: «скоро ли твой дом поспеет? Зима недалеко!», но человек им ничего не отвечал. Иногда он даже обижался, и девочки уходили обратно, поднимая юбки над холодной водой.

Миновал июль.

Однажды человек понял, что с его топором что-то не так. Он уже не втыкался в березы, даже если ударить им наотмашь, солнце не блестело на его лезвии, как прежде, да и девочки проходили мимо равнодушно, не узнавая в топоре топора.

Человек сперва не придал этому значения. Солнце стало чаще прятаться за тучами, заходить раньше, а река, бывшая и до того совсем не узкой, разлилась теперь еще шире. «Неудивительно, что они его не видят издалека», думал человек, сидя на берегу и кидая топор в песок.

Он стал реже гулять и все больше сидел у воды или, когда шел дождь, лежал в своем шалаше. Листья на срубленных ветвях давно пожухли, и шалаш уже не спасал от непогоды так, как прежде. Человек хотел нарубить новых ветвей и поправить крышу, но топор не брал уже даже тоненьких ветвей, не говоря уже о толстых и старых березах.

Та самая береза, которую человек пытался срубить, давно залечила свою рану. Рубец засох, ощетинился жесткими и острыми щепками и не пускал человека близко. Березовый сок также иссяк.
Человек теперь пил воду из реки. Он познакомился с раками, норовящими схватить его за нос, с песком, скрипящим на зубах, с тиной, которая давала неприятный запах, а на вкус была куда хуже песка…

Однажды, когда человек спустился к воде напиться, он увидел, что река успокоилась. Настолько она широко разлилась. Человек уже не видел ее движения, зато его отражение стало отчетливым и тяжелым. Человек посмотрел на свое лицо и понял, что постарел. Его волосы поредели, а зубы пожелтели. Глаза, прежде веселые и ясные, потемнели и закатились вглубь головы.

Человек хлопнул по воде рукой, но отражение никуда не делось. Тогда человек заплакал, но и слезы его, падавшие обратно в отраженные глаза, не заставили лицо в воде исчезнуть.

Подул ветер, сдувая с берез последние листья, и человек понял, что ему пора уходить с берега. Он разжал руку и выпустил топор. Тот, ржавый и темный, без всплеска и звука ушел под воду и лег на дно. Невидимое течение обняло его и стало медленно счищать ржавь и пот человеческих ладоней невидимыми песчинками…

Человек же поднялся на ноги и перешел реку вброд. Он поднялся на холм, огляделся и медленно побрел через поле к красным крышам, над которыми поднимался уютный дым. Лето кончилось, и пришла зима.

© Павел Миронов, 2016
Дата публикации: 17.01.2016 23:04:20
Просмотров: 1896

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 73 число 75:

    

Рецензии

Галина Золотаина [2016-01-20 13:18:38]
Хорошая штуковина, симпатично-поучительная. Притчевого закваса.
Вы пробегите по тексту, там кое-где опечатки есть...

Ответить
Лилия Смоляр [2016-01-18 07:15:31]
"спустился с ней" - описка.

Ответить