Изучаем фауну России. Золотой и серебряный караси
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 21592 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии. Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время). СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Этих рыб можно встретить почти везде на территории нашей страны. Они крайне неприхотливы к условиям обитания. Могут легко переносить низкие температуры. Способны жить в очень тёплой воде с температурой выше 40 градусов Цельсия. Они могут перезимовать в промёрзшем до дна водоёме или вынести засуху, которая привела к полному высыханию привычного места обитания. Речь идёт о карасях. Наш сегодняшний герой – популярный персонаж в русской литературе. В качестве главного героя он фигурирует в таких произведениях, как сказка «Карась-идеалист» М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказ «Рыбья любовь» А.П. Чехова, стихотворение «Карась» Н.М. Олейникова и некоторых других. Как биологический объект карась относится к классу Костные рыбы, отряду Карпообразные, семейству Карповые, роду Карасей. Для начала познакомимся с тем, как он выглядит. • Внешний облик Золотой карась может достигать в длину 45-50 см и массы более 3 кг. Но гораздо чаще встречаются взрослые экземпляры массой 500-600 г, и они могут считаться крупными. В неблагоприятных жизненных условиях образует форму, которая достигает в длину всего лишь 10-15 см. Имеет рот без усиков. Спина обыкновенного (золотого) карася обычно тёмно-коричневая, коричневая, с зеленоватым отливом, бока тёмно-золотистые, иногда с медно-красным отливом, парные плавники бывают слегка красноватые. Тело карася сжато с боков, спина высокая, морда по форме туповатая. Чешуя гладкая и крупная. Кроме обыкновенного (золотого) карася в пресных водоемах России могут быть встречены и представители другого, близкого ему вида - серебряного карася. Он несколько мельче золотого, тело его не такое высокое, хвостовой плавник сильнее раздвоен. Брюшная часть тела серебряного карася чёрная или тёмно-серая, чешуя и кости черепа с явным выпуклым рисунком, спина тёмно-серая, бока серебристые, часто с розовым отливом. Есть предположение, что серебряный карась возник в результате естественной гибридизации обыкновенного (золотого) карася с китайским. Именно от этого вида берут своё начало искусственно выведенные человеком и любимые аквариумистами весьма разнообразные селекционные формы золотых рыбок (вуалехвосты, телескопы и многие другие). • Распространение и места обитания Распространён золотой карась в Средней и Восточной Европе, а также в Сибири, до реки Лены. Его нет в системе Аральского моря, бассейне Тихого океана на Колыме, где он замещён серебряным карасём. Естественный ареал серебряного карася сейчас определить трудно, так как во многие водоёмы он был вселён человеком. По сравнению с золотым карасём серебряный карась более привязан к большим озёрам, встречается в больших реках. Золотой карась живёт в заболоченных, заросших водоёмах или озёрах. Как уже отмечалось ранее, легко переносит недостаток кислорода. В реках он редок, держится на участках с замедленным течением. Караси отличаются особенной привязанностью к водоёмам с илистыми грунтами. На зиму они закапываются в ил и выживают даже тогда, когда в холодные бесснежные зимы мелкие стоячие водоемы промерзают до самого дна. Такую же стойкость караси проявляют и при летних засухах, когда озера и болота полностью пересыхают. Они способны закопаться в ил на глубину до 70 см. При этом рыба впадает в анабиоз и практически не нуждается в кислороде и пище. Вероятно, таким поведением карасей объясняются случаи загадочного появления их в некоторых пересохших водоемах после заполнения последних водой. Благодаря необыкновенной выносливости к неблагоприятным факторам карась часто является единственным представителем ихтиофауны водоёмов. В водоёмах сильно заболоченных, с неблагоприятными условиями питания и золотой, и серебряный караси образуют низкотелую, большеголовую, медленно растущую и рано созревающую карликовую форму, а в водоёмах с благоприятными условиями карась высокотел и быстро плавает. • Питание Пищу взрослого карася составляют растительные и животные организмы, а также детрит. Отмечены случаи каннибализма. Эта рыба круглосуточно питается организмами, живущими на дне водоемов (червями, моллюсками, ракообразными, личинками насекомых), и одинаково хорошо видит их и ночью, и днём. Если добыча находится вне сектора обзора карася, он узнаёт о её присутствии с помощью боковой линии. Внешне линия выглядит, как идущая вдоль боков полоса. Это поры (мелкие отверстия), связанные с расположенными под кожей окончаниями нервных клеток – рецепторами давления, позволяющими карасю реагировать на любое движение в водной среде вокруг него на расстоянии, достигающем пяти длин тела рыбы. Рецепторы передают полученную информацию в центральную нервную систему, и карась определяет, какой именно объект находится поблизости в данный момент. Этот орган чувств есть у всех рыб и многих земноводных, но особенно он важен для карася, который часто живет в мутной воде и в густо заросших водоёмах. Помогает карасю найти пищу и хорошо развитое обоняние. Данной особенностью пользуются рыбаки, приманивая карасей фруктовыми ароматизаторами. Караси интенсивно питаются летом, зимой питание полностью прекращается. • Размножение и развитие Половозрелыми караси становятся на 3-м - 4-м году жизни, самцы созревают несколько раньше самок. Икрометание начинается при температуре не ниже 14 градусов Цельсия. В процессе икрометания самки на глубине около полуметра трутся о водную растительность, к которой прилипает икра, поэтому для размножения они выбирают камышовые или тростниковые заросли. Икра мелкая, ярко-оранжевая или золотистая, вымётывается на подводную растительность. Нерест групповой, довольно шумный. Продолжается он 2-3 дня. Поскольку икрометание осуществляется порциями, наблюдается несколько подходов рыб на нерест. Плодовитость золотого большая, до 300 тыс. икринок. Плодовитость серебряного карася – 160-400 тыс. икринок. Развитие икры происходит на водных растениях, к которым были приклеены выметанные самкой икринки. Кроме того, икра может прилипать к птичьим перьям, что способствует появлению карасей в самых, казалось бы, непригодных для жизни рыб местах. Эмбрионы и личинки карася имеют хорошо развитую дыхательную систему из мельчайших кровеносных сосудов, что обеспечивает их нормальное развитие даже в неблагоприятных кислородных условиях. Икру и только что выклюнувшуюся молодь карася поедают лягушки и тритоны, но самые главные враги новорождённых карасей – плавунцы, большие водяные жуки. Они нередко съедают или калечат даже подросших карасят. Сама же молодь карася питается планктоном. Те рыбы, которым удаётся продержаться первые год-два, обычно доживают до половой зрелости. Золотой карась может образовывать гибриды с карпом. Эти гибриды растут медленно, поэтому из карповых хозяйств золотого карася нужно удалять. Продолжительность жизни этой рыбы может достигать 10-12 лет. У серебряного карася часто наблюдается необычное соотношение полов в популяциях. Как правило, самцов меньше, чем самок. Лишь в очень немногих водоёмах самцы и самки встречаются почти в равном количестве. Интересно, что во многих водоёмах существуют бессамцовые популяции серебряного карася. Предполагают, что явление однополости у серебряного карася - приспособительный признак, позволяющий избегать гибридизации при размножении с другими видами рыб на общих нерестилищах. Таким образом, в потомстве получаются только самки серебряного карася, а не межвидовые гибриды. Особи двуполых популяций отличаются лучшим выживанием, более ранним созреванием самок, но отстают в росте. Поэтому в прудовых хозяйствах культивируются однополые популяции карася. Развитие зародыша серебряного карася под оболочкой икринки при температуре воды в интервале от +15 до +20 градусов Цельсия продолжается приблизительно 6 суток. До перехода на внешнее питание, который осуществляется при этой же температуре на пятые сутки после выклева, личинки висят, приклеившись к растениям, лишь изредка поднимаясь вертикально вверх в толщу воды (делают «свечи»), а затем медленно опускаются на дно. • Взаимоотношения с человеком Промыслового значения золотой карась не имеет, используется для местного потребления. Вылавливается удочкой, ставными сетями вместе с другими рыбами. Серебряный карась благодаря хозяйственной деятельности человека широко распространён в прудах. Выносливость и нетребовательность к условиям обитания, высокая плодовитость и необычайно высокая выживаемость его молоди, которая прекрасно переносит зимовку, позволяют серебряному карасю перенаселять мелкие пруды и озёра. Серебряный карась отличается удивительной пластичностью. Широко известная золотая рыбка, полученная из серебряного карася, оказалась прекрасным объектом для селекционной работы. Золотая рыбка выведена от серебряного карася в Китае почти тысячу лет назад, в X-XII вв. В XVI в. она была завезена в Японию. В Китае и Японии в результате длительной селекции получен ряд замечательных ее форм. В 1611 г. золотые рыбки были доставлены в Португалию, в конце XVII века - в Россию, в 1728 г.- в Англию. В настоящее время золотые рыбки - одни из самых популярных аквариумных и прудовых рыбок. Широкому распространению способствует их неприхотливость и чрезвычайное разнообразие. В результате длительной селекции, последующей гибридизации, а также воспитания в различных условиях в Китае, Корее и Японии выведено несколько сотен пород этой декоративной рыбы. В одомашненном состоянии они утратили свойственную дикому предку подвижность, тело у большинства пород стало более коротким и широким. Изменились длина и форма плавников. У некоторых пород отсутствуют спинные плавники, у иных изменены размеры и положение глаз. Имеются рыбы с различными наростами на голове, с прозрачной чешуей. Особенно велико разнообразие окраски. Существует несколько цветовых вариаций: красная, серебристая, черная и др. Самые различные сочетания и изменения этих признаков дают чрезвычайное разнообразие форм золотых рыбок. В настоящее время различают свыше полутора десятков пород золотой рыбки. Это комета, вуалехвост, телескоп, шубункин и многие другие. Комета отличается сильно удлиненным хвостовым плавником, иногда в 3-4 раза превышающим длину тела. У некоторых рыб удлинены также грудные и брюшные плавники. Окраска может быть чрезвычайно разнообразной. В Китае особенно ценятся рыбы с серебристым туловищем и ярко-красным или лимонно-желтым хвостовым плавником. Шубункины имеют несколько укороченное тело и раздвоенный хвостовой плавник. Ценятся шубункины, имеющие прозрачную чешую и пеструю окраску, состоящую из сочетания голубого, черного, желтого и белого цветов (ситцевые). Вуалехвост отличается очень длинным, прозрачным, как вуаль, раздвоенным хвостовым плавником; иногда раздвоен и спинной плавник. К строению вуалехвостов предъявляют совершенно определенные требования: у них должно быть короткое, округлое тело, короткая голова, точное соотношение между размерами тела и различных плавников. У львиноголовки и оранды на голове расположены своеобразные наросты. Небольшие наросты имеются на голове, в частности у ноздрей. Телескопы отличаются выпуклыми глазами различной формы и величины (до 5 см), а также направлением их осей. У небесного ока (или небоглазки) шарообразные выпуклые глаза, направленные вверх, шаровидное тело, спинной плавник отсутствует. У водяных глазок огромные водянистые глаза. Надо отметить, что почти все породы золотых рыбок (пожалуй, за исключением вуалехвостов) выведены при содержании в бассейнах. Поэтому они в большей степени выигрывают при рассмотрении сверху. Золотые рыбки становятся половозрелыми в возрасте одного года. Размножаются они обычно весной: в это время у самцов на жаберных крышках появляется брачный наряд в виде так называемой "жемчужной сыпи" из белых бугорков. Живут представители некоторых пород золотой рыбки долго, до 35-40 лет. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Каково систематическое положение карася в мире животных? 2. Каковы форма и размеры тела серебряного и золотого карасей? 3. Какова может быть роль именно таких формы тела и окраски в жизни этих животных? 4. В какой ситуации рост и развитие карасей замедляются? 5. Почему караси – рыбы, очень широко распространённые на территории России? 6. Что позволяет карасю жить в маленьких, перегретых, загрязнённых водоемах, часто непригодных для представителей других видов рыб? 7. Что такое анабиоз, и в какой ситуации он наблюдается у карасей? 8. Для карасей иногда характерен каннибализм. Что это такое? 9. Каково строение боковой линии у рыб, и каковы её функции? 10. Что такое обоняние, и как его использует карась в своей жизни? 11. В каком возрасте караси становятся способными к размножению? 12. Сколько примерно икринок откладывает одна самка карася за период размножения? 13. Как складываются отношения карасей с птицами? 14. Выскажите своё предположение о том, как может повлиять изменение температуры воды на скорость роста мальков карася. 15. Почему изменение температуры внешней среды влияет на скорость роста молодых карасей? Предложите свои гипотезы. 16. Что называется планктоном? 17. Почему из прудов, в которых выращивают карпов, золотого карася нужно удалять? 18. У какого из карасей встречаются природные популяции, состоящие только из самок? 19. Кто выклёвывается из икринок, отложенных самкой карася? 20. Какой карась (серебряный или золотой) является родоначальником золотых рыбок? 21. Кто будет лучше выживать в природном водоёме: дикая форма серебряного карася или представители различных пород золотых рыбок? Почему вы так думаете? 22. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения. «Очень люблю иногда обратиться к воспоминаниям детства, которые часто были связаны с отдыхом в деревне. Вот я снова сижу на берегу неширокой, но стремительно несущей свои воды реки и внимательно смотрю вниз, туда, где у самого дна весело резвятся карасики-подростки. Их ярко окрашенные полосатые тела хорошо заметны на фоне дна, а игривый характер рыбёшек доставляет наблюдателю массу удовольствия! Эти родственники карпа были хорошо известны всем жителям нашей деревни. Рыбки-малыши быстро росли и вскоре превращались в увесистых созданий с массой тела в 5-7 килограммов. На таких карасей ещё с давних времён, по рассказам стариков, мужики на лодках выходили охотиться с острогой, которой можно было, изловчившись, проткнуть остановившуюся у лодки метровую рыбину, чтобы затем вытащить её из воды… Жуткая история! Даже страшно представить себе, как это могло выглядеть… Но резвящимся в воде малышам это сейчас не грозит. Зато для них весьма опасно появление жука-плавунца, который не щадит подрастающих карасят! А вот и он – собственной персоной! Я не хочу ждать, чтобы прямо на моих глазах разыгралась трагедия. Вскакиваю, спускаюсь с берега в воду и отгоняю старашное насекомое от выводка беззаботно резвящихся рыбок. Но они, видать, ещё не способны отличить, кто им друг, а кто - враг. Метнулись в сторону и пропали в глубине! А воспоминание о них осталось у меня в гостях на много лет…» 23. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления. КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ Обтекаемая форма тела рыбы помогает ей преодолевать сопротивление плотной водной среды в процессе передвижения. Окраска тела карася в основном покровительственная, скрывающая его от глаз потенциального врага. Широкое распространение карася на территории России – результат наличия у него целого комплекса приспособлений к неблагоприятным условиям жизни, которые подробно описаны в данной статье. Анабиоз – состояние организма, в котором тормозятся все его жизненные процессы, но животное в таком состоянии может пребывать долгое время без заметного для себя вреда. Каннибализм – поедание особями данного вида других животных этого же биологического вида. Обоняние – способность воспринимать запахи, в том числе и в водной среде. Птицы, с одной стороны, могут питаться карасями, уменьшая их численность; с другой – на своём оперении переносить икру карася в другие водоёмы, таким образом обеспечивая его расселение. Повышение температуры среды ускоряет процесс роста карасей, а понижение температуры, соответственно, замедляет его. Связано это с повышением или, соответственно, с понижением скорости химических реакций в клетках их тел. При этом нужно иметь в виду, что есть некие критические показатели температуры внешней среды, которые могут привести к перегреву тела рыб и их гибели по этой причине. Из икринок карася, как и у других костных рыб, выклёвываются не мальки, а личинки, которые затем превращаются в мальков. Индивидуальное развитие у этих животных непрямое. Безусловно, исходная (дикая) форма серебряного карася гораздо лучше приспособлена к жизни в природном водоёме, нежели представители разных пород золотой рыбки. Демонстративно яркая окраска последней привлекала бы к ней хищников, укороченная форма тела и слишком большие плавники не позволяли бы золотым рыбкам быстро уплывать от врага, а выпученные глаза телескопа были бы травмированы об острые камни, лежащие на дне водоёма. Кроме того, представители селекционных форм животных обычно более восприимчивы к инфекциям, чем их дикие родственники; у них бывают утеряны некоторые защитные рефлексы, которые полезны при жизни в природе, но не нужны в искусственной среде, созданной человеком. В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: караси не живут в водоёмах с быстрым течением. Окраска их не полосатая, а однотонная. Масса тела карася никогда не достигает 5-7 килограммов. На карасей, учитывая их небольшие размеры, обычно не охотятся с острогой; чаще всего их ловят на удочку или сетями. Жук-плавунец, как и караси, как правило, является жителем стоячих, а не быстротекущих водоёмов. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ КАРАСЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о золотом и серебряном карасях. 2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных. 3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания. 4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности. 5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования». 6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка. ЛИТЕРАТУРА 1. Брем А. Жизнь животных. – М, 2003. 2. Животный мир Молдавии. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – Кишинёв. – 1981. 3. Жизнь животных. В семи т. / Гл. ред. В.Е. Соколов. Том 4. Рыбы. – М., 1983. 4. Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя. – М., 1993. 5. Карась // Наша флора и фауна. – М., 2013. - № 24. 6. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М., 1991. 7. Франк С. Иллюстрированная энциклопедия рыб. – Прага: Артия, 1975 © Александр Кулев, 2021 Дата публикации: 03.01.2021 18:22:49 Просмотров: 1271 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |