Музыка сфер ( по мотивам новеллы Г. Гейне "Флорентийские ночи"
Елена Савранская
Форма: Стихотворение
Жанр: Философская лирика Объём: 161 строк Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
«…Наконец на сцене появилась темная фигура,- словно вышедшая из преисподней.
Это был Паганини в парадном черном одеянии, в черном фраке, черном жилете ужасающего покроя, какой вероятно, приписывался адским этикетом при дворе Прозерпины…» (Г. Гейне. « Флорентийские ночи» **) Вступление , - диалог друзей : ------------------------------------- МАРИЯ: -…А Паганини? Скажите, Вы видели его? МАКСИМИЛИАН: - По счастью,- да! И даже Вам скажу, он явно первый Средь италийских знаменитостей,- её краса и слава. - По портретам, отнюдь не скажешь, что ему близки Понятья красоты. Скорее, страшен! -Да, но ни один портрет не соответствует ему, Сколь ни пытались,- никто доподлинно не смог изобразить и красками запечатлеть натуру мрачную, Ну, разве что,- глухой и очень странный живописец,- Лизер. Он в нескольких штрихах сумел схватить (в наброске карандашном) его необычайные черты. Но так правдиво! И то пугает, право и смешит,- Как говорил он пафосно порой : «Моей рукой,- представьте что водил сам дьявол!» - Он глухой, Ваш живописец? - Совершенно! Но при том, читать как будто может музыку по лицам музыкантов,- даже в быстрых движениях пальцев! -Что ж, известно,- существуют люди, что как будто умеют видеть в жестах- звуки, в звуках- краски!.. -------------------------------------------------- 1.Скрипач …Едва узнаваем в коричневой рясе, что скрывает члены, Со странным, искаженным неведомым страданием лицом, Он возвышается,-словно мрачный дух- над морской стихией… Сумерки, море в окрасе пламени солнца (оранжево- красном…) Одеяние не скрывает босых ступней, что попирают обветренные скалы. ------------------------------------------- Он завис над мрачной бездной, над котлом завис кипящим : Ряса, капюшон и пояс из веревки. Странно руки, что длинны и худощавы в одержимости трепещут,- плоть, смычок, в одном порыве. Руки, струны - там едины. В мрачной бездне тонет небо: Воды там закат окрасил уходящего светила инфернально - алым светом. Странных глаз его блистанье, тайных, скрытых сил сиянье капюшон сокрыл. Но губы... Губы тонкие все шепчут. Что плетут они - заклятья? Не мечтают ли однажды вызвать демонов из Ада или духов,- силы бури окликать в небес лазури? Чают выпустить из моря заточенных в тех глубинах, в безднах моря погребенных. (А смычок все режет воздух, привлекая гул глубинный бездн морских и высей неба). Чародей, колдун? - Стихии гонят волны. Стонут ветры, Поднимая гул частотный, Вторя ветрам завываньем. Из глубин далеких моря откликаются те силы: свергнуты из Сфер небесных, спрятаны царем и в бездне за печатью Соломона бьются в крепости железной. 2. Соломон* Соломон, мудрец - правитель бросил те горшки во глуби. Но в лучах заката море все доносит вопли горя. Вторят стонам дерзкой скрипки Скрежет, гул и завыванья... Ближе вой. Чудовищ злобных появились очертанья : крокодил с крылами мыши, бородатые тюлени и с оленьими рогами на главах ужасных, змеи. Взгляд существ прикован к скрипке, К взмахам рук костлявых, бледных. Приближаются к утесам, Простирают лапы, крылья. И все ближе стоны, крики. Мастер, что в порыве странном капюшон с главы отбросил Страшен взор. Власы как змеи,- кудри черные обвили бледное чело и скулы. Но пропало наважденье,- Он один. Уж нет виденья. (Лишь в поклоне молчаливом На лице его без грима странная улыбка мима...) Кто он? - темный маг искусный, Жрец стихии, демон скрипки? Резкие его движенья Словно взмахи черных крыльев Демона печали,- бездны помрачающей сознанье, убивающей надежды. Или он всего лишь мастер звуки извлекать,- что душу так волнуют страшным пеньем, в музыку вплетая ветры? 3- Музыка сфер Музыкант приладил скрипку К подбородку, что привычно стал опорой ей. И руки, струн союз,- рождают звуки. Вновь удар смычка! И снова началось преображенье, изливаясь вдохновенно. Звуки ширились, вздымались, Множились, как звук хорала В сводах гулко отражались. Бились,- будто места мало,- вширь и ввысь! Но все пространство Не объять телесным оком,- лишь духовным, дерзновенным. В том пространстве СФЕР мерцанье, изливающих сиянье. Льется музыка. В ней скрипка И скрипач. там светлом лике, сам как ангел средь Великих, озарен сияньем света Новый Человек- планета. Музыка небес, движенье, Сфер чудесное вращенье. В них фигуры пилигримов, Что влечет неодолимо Эта музыка, как знамя. Та, что в нашем сердце снами Та, что остается с нами! Странники поют и скрипка Вторит им с восторгом девы... И сплетаются напевы: То как шепот вод печальны, То звенят как рог пастуший, то как струны арф и пенье, То как гимн победный, властный,- Все равно они прекрасны, созданы с благоговеньем! (Им внимают разве- сердцем, Но внимают с восхищеньем! ) -------------------------------------------------- * Согласно легенде, царь Израильско-Иудейского государства Соломон ( около 965 - 925 гг до н. э.) владел чудесным перстнем- "Соломоновой печатью"- с помощью которого он укрощал демонов. ** … Новелла "Florentinische Nachte"- едва ли не единственный опыт Гейне в этом жанре. Присутствие главного героя- весьма иронического рассказчика- несколько изменяет серьезность повествования… Суеверные ЛЕГЕНДЫ,- окружавшие личность виртуозного скрипача Паганини, преподносятся здесь в характерном для Гейне ироническом обрамлении… …Вместе с тем,- само описание игры Паганини и производимого ею впечатления рождает отношение несколько романтизированное - в чем прослеживают явное влияние творчества Э. Е. А. Гофмана. © Елена Савранская, 2011 Дата публикации: 13.10.2011 20:11:28 Просмотров: 2940 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |