Идеологи нового века
Евгений Коростин
Форма: Очерк
Жанр: Ироническая проза Объём: 24864 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
… Мы плывем без ветрила и лоций.
Мы устали от виз и абсорбций и от щедро недоданных порций … Юрий Арустамов 2008 г. Интересно, кому и когда взбрело в голову, что можно ничем не рискуя поменять жизнь кардинально, отрекись мы решительно от «чистоплюйства» социалистической морали воспитания. Хотя, оно и понятно, потому как андеграундная варварская мысль, уже давно «болталась» воздухе, как дерьмо в проруби, поджидая своих освободителей из плена небытия, взывая противопоставить слепому потаканию добродетели, дерзостное: «Почему бы и нет!», – ума и здравого смысла. Повозка истории стала, наконец, набирать ход, а из-под колёс, как потревоженные кузнечики, полетели переломанные человеческие судьбы. Целые тома не разобранных грязных скандальных дел и липких «сальных делишек» вскоре легли на полку. Они и по сей день томятся где-то в тиши высоких кабинетов. Но даже спрятанные далеко от глаз, не перестают осквернять нашу память поруганными и растоптанными на ристалище переходного времени идеалами. Порядком потрепанные, но всё же удерживающие при прежней власти свой «высший пилотаж», десять заповедей божественного постулата: «не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего …», сегодня лишь только и могут, что обнажить ухмылку потерявшего источник веры, нашего современника. Если где и присутствуют, то так для проформы, для отвода глаз, пряча за радужной плёночкой тишину и покой какого-нибудь «бедового болота». Дружба народов, братство творческой интеллигенции и прочие, не в меру активные «глагольные формы» общественного сумасбродства, как будто никогда не существовало. Даже не верится, что они, когда-то и вправду стояли на повестке дня, и играли серьёзную роль в жизни страны, сдерживая дух милитаризма и всех проявлений национальной розни. Смута и «расшатывание» многих здравых идей и понятий, сделали своё дело. Наивные простачки перевелись, все знают, что для более подвижной и жёсткой «онлайн» действительности требуются сильные решительные люди, с крепким челом, чтобы, до него не могли достучаться никакие высокие истины и дурманом травой опоить, ослабив его требовательные мускулы. Зачем этим красавцам разная софистика о подмене интересов и потере духовных ценностей. Давно было пора признаться, что живём для себя любимого, и другого такого случая «поозорничать», поохотничать, испытать, так сказать, свои великолепные возможности на деле, не будет. А если во время не взять себя в руки, то навсегда отстанешь от друзей-товарищей, и останется, как какому «приблудному псу», пресмыкаться пред праздною публикой, в поисках куска хлеба. Поэтому, не трогайте вы меня, легко можем обойтись без ваших советов, лишних издержек: парадоксов и ортодоксов расширенного сознания. Ну, разве может мешать нам незамутнённый «общественным самосознанием» взгляд принимать фетиш новой жизни вполне заслужено? Неведомые обстоятельства К чему нам это «ветхозаветное любомудрие», зачем осложнять себя поиском абсолюта, производя эксперименты над собственной психикой, когда прекрасная оболочка, что нас всех окружает, где мы имели случай благорасположиться и вольнодумствовать, отлично мотивируется сотней, другой больших и малых подарков, коими можем себя порадовать. Но, вот беда, едва успели расправить затёкшие косточки в уюте шезлонга, как повсюду, несмотря на уже привычное благодушие и креатив, произошёл какой-то общий центральный сбой, и всякое движение, несмотря на отлаженную автоматику, вконец застопорились. Иными словами, повсюду обнаружилась пропажа каких-то не имеющих реальных очертаний, «нетленных мощностей всего сущего» или «проводников идей», что так же называют «вечные ноумены», однозначно трактующих ход истинного порядка вещей, а аналогов, как оказалось, не было, и быть не может. Какое-то форменное безобразие, оскорбление для «чистого разума». Просто не учли, как всегда самого главного. Не нашлось ни сил, ни времени, ни небольшого железнодорожного состава, чтобы конституционно всё дело оформить и закрепить нотариально, а документ упаковать и отправить на «центральный кремлёвский склад» для хранения. Мало нам этого, так выясняются факты, вообще за гранью реального. То, что мы не осилили технически, немыслимым образом, всё же осело в нас, творчески и практически. Это они, потеряв вес и значение, нарушили, казавшийся столь незыблемым и стойким баланс непроявленных сил. И не верить невозможно. Определённо, что-то нарушилось, потому как вокруг чего ни попадя, живой то, неживой материи сизым туманом стелется вселенская «месть непослушания». Вместо привычного родного, правильного шума, в котором присутствует что-то привлекательное, тот, что днём семафорит доверием и беспечной миру открытостью, а ночью располагает к таинствам и разговору со звёздами, внезапно образовалась непонятная какофония вольнодумствующей стихии, что порождает нехорошие предчувствия и страх неизвестности. Это с её лёгкой руки, какой-то маньячный злой дух шастает проходными дворами, шныряет сырыми и вонючими подвалами, сыплется со стен ветхой штукатуркой, мочится, сквернословит и шарит по тёмным углам, а главное молчит, молчит, и эта серая непростая «тишина», жестоко ранит уши. Раскинув мысли на все четыре стороны, одна из них вернулась «лягушкой-царевной», и «привела в сознание» тот факт, что упростив жизнь от сопутствующих ей сложностей и условностей восприятия, высвободили энергию, от которой ничего хорошего ждать не приходится. У «Правды» на крючке Воистину, «не кнутом, так пряником». Многие, наверняка, думали, что не может не подфартить, и на наш век «человеческой глупости», которая по велению неразумной души, с одинаковым рвением будет творить всё что ни попадя, и поистине великие вещи, и пустяковые, но большей частью полезные, одинаково украшающие быт и его разнообразящие, с лихвой хватит. И вся та насыщенная впечатлениями нередко суматошная фееричная жизнь, фактически строящаяся диалектикой страждущей души, с превеликим удовольствием потянется под крышу, отгородившегося от всего «живого», частного собственника, для того чтобы отвлечь его от хандры, исцелить от духовной немощи. А может быть решили, что она щедрее распустится и заплодоносит, забудь мы своё имя и прозвище, приведи себя к европейскому «спецификату унитарности»? Если надежды не оправдываются ни вчера, ни сегодня, ни, по всей видимости, и завтра ждать не приходится, значит однозначно, нет. Кривая стремительно поползла вниз, и соотношение пользователей и производителей кардинально поменялось, отнюдь не в сторону последних. Регулярные из года в год потери быстро выхолостили весь цвет и самобытность культуры. Предзнаменование Область духовной жизни пока плохо изучена, вернее давно уже там никто по-настоящему «не копал», по крайней мере, в последнее время. Настоящее искусство, то, что могло бы потягаться с невежеством, либо дистанцировалось в затворники, либо, находя для себя неоспоримые преимущества, опуститься до упрощённой формы, переметнулось в искусственность и «выгодный» примитив. Однажды проснувшись, человек не обнаружил следов той самой вселенской, воодушевляющей его картины счастья, что обычно «набрасывал» ему художник о мире действительном. Те же серые фасады домов, стайка «пернатых» на ветвях деревьев, люди с равнодушными глазами и мятущимся видом, ведут свою повседневную, в чём-то спорно-сознательную жизнь, но вот парадокс, следов красивой всепоглощающей идеи бытия, охраняющей вечные ценности от забвения, и близко нет на «карте памяти». Лишь рутина повседневных забот, обостряет позывы пустой голодной до ярких незабываемых впечатлений души. В какое-то время, новый мир предстал совсем иным, чем руководствовался художник прежде, и он стал допускать ошибки в настоящем его отображении. Вернее он пытался вести нас в светлую даль, и даже появлялись удачные наброски, но наш не искушённый последними достижениями прогресса, доверчивый разум тогда был настолько очарован и покорён вездесущим «шаблоном», что на освоение новых вершин творчества, какого-либо желания, под рукой не оказалось. Когда всё самое необходимое развешанное на многочисленных плечиках, упакованное в лакированные цветные обёртки, нестерпимо к себе зовёт, и его можно приобрести по «дармовой цене», о каком-таком искусстве, можно вообще вести речь. «Тёмные типы» Конечно, оступившегося было «негодника» устыдят, поставят на вид, непременно поправят, скажут, что он не внимателен, и не всё так бледно и погано, как кажется с первого раза, и можно сделать ещё попытку. А на шальной и безоглядный взгляд молодёжи и, по мнению преуспевающих сытых людей, в целом раскрывающийся пейзаж не так уж и плох, и позитива, хоть отбавляй. Чисто внешняя нерасторопность соседствует с реактивностью внутренних процессов: тусовки и разборки, сделки и продажи, маркетинг и менеджмент, далеко не исчерпывающий себя список достойных дел, где мы можем лицезреть человека активной жизненной позиции во всей красе. А спроси, сколько их таких – единицы, едва ли наберётся 1 на 1000, а тех, кто владеет основными ресурсами всего-то несколько сотен – 0, 2%, из 145 миллионов населения страны. И много тех: кто по здоровью, кто по возрасту, кто по складу характера, кто чисто из принципа, по нежеланию души, совсем не обладает способностью к предпринимательской деятельности, брезгует либо идёт в полный отказ от какой-либо «самости» и «живости» собственника, и «лихие» 90-е нам это предельно ясно дали понять. Может быть хватит? Но горстка лиц, не желая покидать своего «изумрудного лужка» настаивает. Они продолжают демонстрировать нам «дутый фарс» всезнайства, не бросают попыток навсегда изменить природу человека, в интересах олигархического меньшинства. А достойного ответа набирающего реальный вес от «беспородного» знания на происки «лукавства», одетого в богатую ливрею и занимающего должность, обладающего всеми полномочиями казнить или миловать, нет. И в том виде, какой мы привыкли ему придавать – быть не может. Его сила в творческом переосмыслении, в красоте импровизации, и пусть это будет великая драма, но будет сделана основательно, по всем правилам настоящего искусства. Тогда будет и зритель. А все эти «надо», «следует», «обязательным порядком»; наказать, посадить, посносить головы, демонстрируют нам затмившие глаза порывы страсти. Они остаются безразличными в эстетическом отношении, тем самым, оказываются искусственно взращенными идеями, лишенными поэтики жизни. Точно вокальные партии влюблённого кота на крыше, вызывают лишь негатив, и раздражение, в то время, как песня соловья, и лежащий в её основе, тот же половой инстинкт, совершенно закрывает материальную основу, оно приобретает самостоятельное значение (по Вл. Соловьёву). В объятиях безумного мира Мир однозначно изменился, и мы ушли на новый виток спирали эволюции времени, но пока ещё не сумели создать, так сказать «своего сгущения» (по др. - греч. Кайрос), иначе говоря, показать своего лица, где бы витающие в воздухе не до конца проявленные откровения века получили, наконец, достойное, всестороннее и однозначно понимаемое эстетическое разрешение и развитие. Истинным продуктам вечности (идеям) не свойственно изменять идеальному содержанию, они лишь находят более доходчивые формы выражения, соответствуя пожеланиям времени. Новым вещам, предметам и явлениям материальной жизни, если набраться смелости и терпения, легко можно подобрать соответствующие одежды, чтобы они не только могли проявить свои лучшие качества в сфере духовного интереса, но и раскрывали неподражаемую феноменальность своего присутствия в атмосфере бытия. А на старые образцы уже насела вековая пыль. Затёртые «руками», потерявшие свои изначальные неизгладимые качества для исполнения заветных желаний, они сегодня совершенно не удовлетворяют новым требованиям времени. Ту выдающуюся благородную роль, что искусство играло в духовной жизни общества в период развитого социализма, вспоминать, точно швейной иглой занозы из стопы (подошвы) выковыривать, так же больно и беспричинно весело. В том и другом случае состояние прямо скажем не волшебное, а погранично-истеричное, где непонятно во имя чего страдает психика, напрягая весь организм. Мы ничего не можем поделать, совершенно не в силах подавить непроизвольные реакции организма, потому как от самых простых смысловых ходов художественной ленты или лирики, тех лет, с необыкновенной лёгкостью вышибает слезу, либо нервным смешком жестоко «дёргает» грудь. Скрытые «движения души», скрыты по определению, и по случайности, фактически от тебя не зависимой, выносить их на вид, совсем не хочется, потому что, сопутствующим её динамике жизнедеятельности мотивам, поддерживающим её силу и интерес совершенно чужда искусственная вымуштрованность жизни. Но деваться некуда, наша реальная жизнь потеряла свои выдающиеся пропорции в свете духовного мира. Сотни миллионов картин, как наглядного и всестороннего отражения действительности, так до сих пор и не отвоёваны у небытия. И сегодня контуры мироздания, там, где истина сплелась с реальностью безраздельно, приходится искать на ощупь, с закрытыми глазами. Где ты «юный герой»? Спрашивается, куда подевались, настоящие творческие люди, строители, вершители судеб? Волей неволей приходится держаться за старые ветхие поручни эстетики жизни. Не знаю, заметил кто, иль нет, но как только мы вновь окунаемся в глубины какого-либо забытого интересного произведения, как жизнь заново обретает смысл и определённость. Воспоминания точно нарочно, будят нечто из ряда вон выходящее, сразу выводящее сознание из «общей спячки» всеобщего безумия или культурной порчи. Сразу и не поймёшь, стыдно больше или обидно, за свою повышенную чувствительность, за то, что разгадка на непростые вопросы бытия пришла не молодая и новая, внимательная ко всем, сколько-нибудь значимым мелочам нашей сегодняшней жизни, а на «старославянском» извне, действительным этаким исключительно выдающимся смыслосодержательным символом или то, откровением прошлого времени. Сильная красивая и последовательная «развязка», не подклеенная изнутри цветастою липкою лентой, но не та, что требуется. Новое направление общественного взгляда С позиций реалий сегодняшнего дня: плюрализма мнений и свободы нравов, продуктового и промышленного изобилия, нарушенный дисбаланс видимой стороны жизни с духовной, никак не находит в обществе признания, его любыми путями стараются обойти стороной. Вам предоставят все допустимые направления мысли и взглядов, всё что угодно и укладывается в круг привычного мировоззрения: неправильная политика партии и правительства, отсталость материально-технической базы, сырьевая зависимость, неприспособленность к цивилизованной жизни, «раздираемая» просторами, неоформленность русской души и даже «шершэ ля фам» (ищите женщину), но только, боже упаси от прежней советской «экзотики». От простого и всем понятного качества и искусства жизни, в непревзойдённой красоте и феноменальной щедрости проявлений, бледнеют самые «высокие умы» нашей системы, «подёргивает» аппарат правительства, «потрясывает» стены депутатского корпуса, потому как чувствуют свою незащищённость пред светом истины. Она камня на камне не оставит от навязываемой обществу интоксикации варварства и глупости, скрытого за нею частно-собственнического интереса. Однако нас так долго держали в неведении, за препоном «железного занавеса», что когда он открылся, прежний разумный, что ни говори, взвешенный мир моментально потеснила война за новые идеалы, которая, кстати, не состоялась благодаря чьим-то далеко идущим планам. На нашу неподдельную радость, и другому сценарию не суждено было сбыться, как говорится, «не на того напали». Мало того, въедливый коварный ум нашего соотечественника уже давно копает под систему «надёжную» глубокую яму, но пока это явление не очевидно, так как не нашло ещё своего отражения в пространстве метаисторического континуума. Большинство сограждан, не задумываясь, зажмуривают глаза на прежние заслуги, не признают за искусством чего-либо выдающегося и по истине прогрессивного, вроде, как забава, увлекательное, но бессмысленное времяпрепровождение. И живет оно своими законами непризнанными, нам особо не ведомыми. Что из того, если слегка «просело» и не отвечает прежним представлениям, завтра, может быть, вернётся в исходное положение и «полетит душа в рай». Непроницаемость эгоизма Однако, когда «с чего ни попадя» рвётся смысла «живая нить» между любыми попавшимися на глаза вещами, предметами и явлениями самой разной природы и очередной прошедший день, так и не принеся ничего любопытного, завтра, кажется, начинается заново, тогда вроде бы, некуда и торопиться, потому, как неугомонная это стихия – современная жизнь. Всё в ней, как-то нелепо устроено, и кажется уже вполне закономерным явлением, что ритмы времени бегут быстрее любой интенсивности жизни. Куда бы нас ни заносило, буквально повсюду: в быту, на производстве, в семейных отношениях, относительно нигде, не находим ничего эстетически положительного, где бы идеальное начало овладевало вещественным фактом бытия, воплощая в красоте идею новой, ещё не «обкатанной» в глубине чувственных проявлений форму жизни. Но зато есть технически сложное и красивое изделие, на которое понавесили все сколько-нибудь значимые и полезные для самочувствия и психического здоровья человека вспомогательные функции (нагрузки). Мы торопимся ему предоставить все возможности «подтянуть» качество жизни до немыслимого предела, да так, чтобы душа пела от счастья, а оно лишь искушает, подсаживая на недоверие и комплексы, убивая в нас даже самые зачаточные способности отзываться на предложения окружающей природы. В настоящий «отрыв», где бы можно раскрыть какие-то новые универсалии (парадоксальные незабвенные вещи) в абсолюте неведомого, до конца непостижимого, «искусственный интеллект» не идёт. Внешние низшие силы не годятся для высокого строя мысли, а уж тем более для выполнения ответственных, отвечающих духовным интересам задач, они просто с этим делом не справятся. Жизнь давно уже тяготеет к застывшим формам и не торопится изменять старым привычкам. У нас есть вполне надёжные приёмы взаимодействия с окружающим миром, не требующие излишних телодвижений и тем более необходимости демонстрировать своего лица, лишь только не надо «заплывать за буйки прагматизма» и заигрывать с высшим смыслом. Редкий сплав Очевидно, пространство духовной жизни не выстроено. Без конца упираясь лбом в стену непонимания, волей неволей приходится признать тот факт, что должен быть иной путь, потому, как все предпосылки, все интуитивные догадки и прозрения ведут к нему. Оно не может быть ограничено расчётливым трезвым разумом, ни замкнуто рамками логики и рационализма. По крайней мере, ясно одно – оно не терпит принуждения. И всё же оно организованно, и что-то подсказывает, что на редкость правильно должно быть организованно. Вся жизнь древней Руси была проникнута поэзий, потому что все духовные интересы были понимаемы только на основе самого искреннего верования, хотя бы источник этого последнего и не всегда был чисто христианский. Множество примет, заклятий или заговоров, и других суеверных обычаев и преданий, и доселе живущих в простом народе, свидетельствуют нам, что та поэтическая основа, из которой возникли эти разрозненные члены одного общего целого, была не собственно языческая и уж вовсе не христианская, а какая-то смутная фантастическая среда, в которой с именами и предметами христианского мира, соединялось нечто другое, более согласное с мифическими воззрениями народного эпоса. Не надобно думать, чтоб это смутное понимание христианских идей было достоянием одной только Руси; оно господствовало в средние века и на Западе, но при других условиях принимало другой характер и вело к другим результатам. Отличительною чертой этого смутного состояния было суеверное убеждение в какую-то чарующую сверхъестественную силу, которая ежеминутно, в быту житейском, в том или ином важном случае жизни, может внезапно оказать своё необычайное действие. «О народной поэзии в древнерусской литературе» Ф. И. Буслаев 1859г. Скрытые реалии разумного мира Сегодня в пространстве духовного интереса царит полный произвол, игра «жизненных сил», придающих и самой «глухой», безнадёжной ситуации непосредственность и сторонний интерес, остановлена. «Ярким красавчикам и красоткам» в праздничном одеянии, что ненавязчиво присутствуют и украшают те или иные события нашей жизни, чем грезит память и восторгается воображение, готовым продемонстрировать своё мастерство песни и танца – негде развернуться, потому, как голова забита разным вздором и мыслями невысокого порядка. Они всё время остаются не у дел. Состояние влюблённости и отчаянья мятеж, драматургия разочарования и теплота дружелюбия; сомнения, томления, переживания – сёстры и братья страсти. Однако добры не все, «моровые», как сорная трава «тянутся» на «наделы», лишённые заботы и участия. Им не нужны ни «теплички», ни плодородные земли. В любом закутке, «подзаборной нише» они найдут себе пристанище. Те «необычайные создания», на которые можно бы всецело положиться, и могли бы совершенно по-иному, творчески неподражаемо преобразить иные мгновения незадачливой прозы жизни, блуждают вокруг «серыми тенями». Они разлучены с разумом человека, который преследует сегодня свой «завидный интерес». Народ щурится, жмурился, сердится, хмурится, но «неймёт», а раз ему сейчас плохо и не до шуток, не желает ничего видеть и понимать. Если так им надо (кто наверху), так и получайте, что хотели. А «жрецы культуры» без подсказки, не в состоянии найти, что либо подходящее продуктивное и двигаться дорогою настоящей беспримесной красоты, как по лезвию бритвы, оставляя за собой последнее слово правды. Не мудрено, что впечатления или строй тонких, невидимых глазу, но остро переживаемых состояний обрывается не начавшись. Неподражаемые жизненные силы человека и природы истощены, напитаться положительной энергией им неоткуда. Всё что могло бы нам помочь, варварски низложено и болтается, точно шлея под хвостом лошади, а та, вбив себе в голову, что она и есть ничто иное, как «тягловая сила» метаистории, сбила себе копыта, стараясь понравиться. Нет, это не то живое свидетельство тонкой организации души, нашедшее нужную форму для перевоплощения, не успев зацепить за живое, не то чтобы кружиться, как бывало в хороводе неподражаемых «мыслеформ», одушевляя природу, вдохновляя человека. Раскаяние А может поделом, так нам и надо, и «сумеречные времена» были необходимы для размышления и покаяния. Взамен нам показывают, что не следует вконец расслабляться. Как легко страна приходит в оглупление, когда долго стоит перед выбором. Не тогда ли в игру вступают сильные и напористые «товарищи», с более развитым челюстным аппаратом? Они, «однородны» и стерильны в отношении творчества, им больше не на чём проявить могущества своей природы. Свою элементарность и алчность, они прячут за свободой предпринимательства. Только в диком расслоении общества находят приют своему тщеславию, в нормальном - никогда. Сегодня, эти ловкачи и пройдохи, остепенились, их не узнать, потому как занимают лидирующие позиции, и ненавязчиво предлагают жить по их и «животному этикету». Но, когда выхода нет, и терпение кончилось, приходят «тайные знамения». Не беда, что эти откровения заставляют цепенеть самое стойкое сердце, иначе правда не была бы столь очевидной. Вынутые из смрадных и тёмных кладовых, в которые в хорошее время, мы вряд ли бы осмелились сунуться, чудовищные свидетельства прямо «живописуют» ответами на любые коварные вопросы. Так некоторые, казалось бы, «тогда» не очевидные проступки и тёмные дела, а вслед за ними тянущиеся клейкими и слизкими, желатиновыми нитями этакие «проходящие не заслуживающие внимания людишки», сохраняющиеся на киноплёнке памяти, разве, что для правильного воспроизведения событийного ряда, сегодня, наконец, соизволили показать своё настоящее лицо и склад «кривой души». Факт остаётся фактом. Только лишь благодаря несбыточному желанию современника найти «чёрную кошку в тёмной комнате», нашему новому видению и его «всё расчленяющему» взгляду, несравнимому ни с какой бы то ни было практикой экстрасенсорного постижения, становятся исключительно доступными секреты скрытого мира. Не позволь каким-нибудь активистам, борцам за справедливость, докатиться негодяям до края глупости, где они от лёгких денег и вседозволенности начинают творить вещи дикие и настолько абсурдные, что скрыть слабоумие и животный собственнический интерес уже невозможно, тогда бы мы об этой породе беспримерных стяжателей и понятия не имели. © Евгений Коростин, 2016 Дата публикации: 01.06.2016 12:43:52 Просмотров: 2446 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииНиколай Юрлов [2016-06-01 13:13:24]
Один отставник внешней разведки однажды сказал, что, перестраивая мир, мы приводим его в соответствие с путаницей наших мыслей. Разведчики, как видим, тоже разные бывают... Ответить Евгений Коростин [2016-06-02 09:01:43]
Как заметил классик, смотреть и видеть - разные вещи. С экранов говорят одно, мы находим другое. И эта несоответствие настолько сильно, что оно тут же вскипает, взрывается, перегревается. Сила его уходит в никуда. Если находим в синтезе правды и лжи своеобразие и красоту, то силу, всегда можно хорошо пристроить,тем более в собственных интересах. Вот, ведь, незадача, как найти эту красоту?
Николай, спасибо вам за хороший отзыв, тем более, что он самый важный, потому что первый. |