Спасение верой
Наталья Гвелесиани
Форма: Эссе
Жанр: Размышления Объём: 16762 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Наталья ГВЕЛЕСИАНИ СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ Думаю понемногу над такой штукой, как спасение по вере, которому привержены протестанты всех направлений. Читая святых отцов православия, я заметила вот какой момент. Некоторые из них, в частности святитель Феофан Затворник, говорят, что поначалу человеку дается некая предуведомительная Благодать, по которой можно понять, что вот – ты встал на правильный путь. Но это только самое начало. Это как бы еще незаслуженная Благодать. Придет срок и она отойдет и человек опять останется один на один со своей греховной природой и грехом в мире. Зачем? Затем, чтобы научиться бороться и побеждать. Но бороться и побеждать с помощью Христа, призывая его вновь и вновь. Поскольку человек без Христа – слаб и беспомощен. И это-то и должен познать человек. Но при этом у него есть свобода и сила воли. Эту свободу и силу воли он должен повернуть на то, чтобы Христос всегда был рядом. А для этого надо иметь внутреннее горение, решимость, стучать в двери и все-таки бороться со своими слабостями, хоть и своими силами их - все равно не победить. И вот, бывало, в такой борьбе проходило у них и 10 лет, и 20, и 30. Наконец, после многолетних подвигов аскетической жизни – у них наступал кризис. Они приходили к пониманию - ощущали всем своим нутром! - что – сколько они не старались, у них ничего не получилось. Не справляются они все равно в полной мере, все равно в глубине души – сидит грех, как ни старались они выкорчевать его корни. И они чувствовали себя такими немощными в эти дни и минуты, такими грешными!.. И вот тогда-то, как я заметила, их озарял внутренний Свет и они понимали, что Христос, наконец, с ними. То есть Христос в итоге приходил к ним только тогда, когда они исчерпывали все средства справиться с грехом своими силами. Это так – в православии, да, наверное, и в католицизме. И вот я когда читала творения православных монахов, то меня все смущал этот момент. Я думала: «А зачем тогда монахи потратили столько лет на труды? Они же сами говорили с самого начала, что немощны и что без Бога своими силами с греховной стороной природы все равно не справиться? Так почему же они все-таки пытались c ней справиться на протяжении такого большого промежутка времени – фактически, своими силами? И почему - Бог не изменил их в самом начале?». В протестантизме объясняется – почему. Потому что человек спасается не делами, а верой. Делами - никому не спастись. Законом - познается грех. Спасается же (изменяется) человек по Благодати, которая незаслуженно изливается на него Свыше благодаря взявшему на Себя грех мира Иисусу Христу. Для этого всего лишь необходима вера в Него и симпатия к Его личности и показанному Им своим собственным примером - образу жизни. Потому что только Христос может изменить своей таинственной Силой эту падшую природу в человеке. Для этого не нужны подвиги аскетизма, надо просто обратиться к Христу, поверить в него и твоя природа измениться без всяких предварительных условий. А уже изменившись, человек будет вести праведный образ жизни. Мелкие слабости у него, может, и останутся, но по крупному его шатать не будет. Признак и последствие такого изменения – появление благих плодов в жизни человека, ведение праведной жизни. Благие дела - это следствие, а не причина благой веры. После этого – можно жить обычной благой жизнью, никак не связанной с суровой аскетикой. Аскетизм тут будет естественным – в виде естественной умеренности, естественного следования «золотой середине». Интересно, что то же самое говорит в индуистской «Бхагаватгите» и Верховная Личность Бога Кришна. Он говорит своему преданному ученику Арджуне примерно следующее: «Конечно, похвально когда кто-то хочет обуздать свои чувства с помощью самоотречения и йоги. Похвально – но не очень разумно. Так как можно потратить на это миллионы жизней, но в один прекрасный момент сорваться и опять оказаться ни с чем. А можно просто обратиться ко мне, и я тотчас же избавлю этого человека от закона кармы». И в буддизме – в конечном итоге человек просто «пробуждается» в один прекрасный момент, просто вспоминает свою истинную природу. После многих и многих трудов над собой. А нужны ли теперь эти труды, если был Христос, взявший на себя грехи человеческой природы? Надо просто поверить в Него! И – пробуждение произойдет гораздо быстрее и проще, чем люди себе это представляют. То есть в католичестве, православии и большинстве других религий и верований существует эта ловушка – когда человек считает, что он должен заслужить милость Свыше какой-то сверхсильной работой над собой. Отсюда – рождаются представления о грозном Боге-властелине, который требует от людей непосильные жертвы и разного рода громоздкие церковные иерархии, накладывающие на людей «бремена неудобоносимые». Поэтому, я думаю, что протестантизм теоретически видит все правильно. Но практически – в протестантизме тоже есть свои ловушки. Например, если православные считают, что человек всегда остается грешником в какой-то мере, как бы он не очищался, то баптисты, наоборот, полагают, что обратившись к Христу, человек обретает свою первоначальную природу и поэтому уже здесь, на Земле – может хотя бы в кругу единомышленников жить по законам божественной Жизни. Мне кажется, что в последнем случае есть искушение так поверить в свою чистоту после принятий Крещения, что собственные недостатки просто спрячутся в Тень (в подсознание). И человек не будет и понимать, что врет сам себе. В протестантизме есть риск упрощенного понимания человеческой природы, риск игнорирования иррациональной силы подсознания. Но это, однако, не значит, что протестанты не правы. Это всего лишь означает, что любую истину можно, понимая неверно или отклоняясь от нее – употребить во зло. ПРОДОЛЖАЮ РАЗМЫШЛЯТЬ О СПАСЕНИИ ПО ВЕРЕ Читаю книгу лекций лекции проповедника Церкви Адвентистов седьмого дня Э. Ваггонера, жившего в конце 19в, "Радостные вести" - о спасении верой. Они строятся вокруг Послания апостола Павла галатам. Заодно я еще раз перечитала и само Послание к галатам, которое я тоже выделяла из корпуса других апостольских посланий. А потом я стала местами читать Пятикнижие Моисея. И пришла в ужас! Бог повелевает побивать людей камнями за какие-то невинные нарушения обрядов. И их - побивают... И вообще - очень много суеверий и жестокости, очень много. Много случайного, неверного, поверхностного. И я утвердилась в мысли, к которой пришла уже давно - что все древнейшие писания - хоть Веды, хоть Ветхий Завет - помимо разумных вещей, полны всяческой чепухи. И если придерживаться такого закона, как это книжники и фарисеи делали, то извините - придешь не к Богу, а к дьяволу. Почему так? Потому что люди голос Бога и его слова услышали, истолковали и записали сугубо по-своему. Так, наверное, обезьяны истолковывают и передают друг другу на своем языке - слова человека. Да они, собственно, и не могли еще, в силу своей неразвитости, дать иное - духовное - истолкование. Да и применить иначе - еще не могли. Так как человек был еще ветхий, а не новый. Плотский, а не духовный. Поэтому те, кто придерживались неукоснительно закона Моисея - в итоге пришли не к Богу, а к дьяволу: Cына Божьего, имеющего характер Бога они не только не узнали и высмеяли, но и убили его. Вот итог попыток жить по закону, услышанному плотскими ушами. Прав был Л.Толстой - он призывал разумно подходить к священным писаниям и чепуху - отбрасывать. Но он не понял, что отбрасывать - может только уже преображенный, духовный человек. А плотский, ветхий человек - слишком неразборчив для столь тонкой работы над текстом. Поэтому, наверное, плевелы до времени оставлены в текстах, как и в жизни в целом - вместе с зернами, чтобы мы по ошибке не выбросили вместе с плевелами - и пшеницу. На востоке говорят, что лебедь обладает способностью из разбавленного водой молока - пить, отделяя его от воды, только одно молоко. Наверное, это наиболее удачная аналогия для того, как надо относиться к духовной пище, к каковой, несомненно, относятся и священные писания всех народов. Я думаю, что вот как надо читать священные писания. Например, вот заповедь хранить Субботу - День Господень. Что такое эта Суббота? Это просто иносказательное название времени, которое человек посвящает Богу, устранившись от всего остального. В идеале - такое время с человеком должно быть всегда. Я где-то читала, что святые субботствуют - всегда. В Притче о Марфе и Марии - субботствует Мария. Пришел Христос, и она оставила все житейские попечения для общения с ним. Это значит, что у нее - День Господень, Суббота. Это типа как есть вот 8 марта, когда мужчины дарят цветы, говорят женщинам приятые слова. Но ведь 8 марта - на самом деле должно быть всегда! "Заповедь" хранить 8 марта - человек придумал сам себе только из-за своей немощи быть человеком каждый день... Поэтому зря, на мой взгляд, адвентисты уделяют так много времени вопросу о Субботе - в какой день ее праздновать и т.д. Или вопросу о том, когда будет Конец Света... Если иудеи непосредственно до того, как записали законы Моисея, были совсем уж дикими человекообразными обезьянами, то законы Моисея для них на том момент были прогрессивными. Но придерживаться их всегда - это все равно что оставаться на животном уровне - тоже всегда, ничуть не развиваясь. Всегда оставаться Савлом, так никогда и не преобразившись Силою Иисуса Христа - в Павла. Все находится в развитии и эти законы к пришествию Христа - уже так устарели, что следующие им - следовали дьяволу, а не Богу уже. Остановившийся в Пути к Богу - пребывает с дьяволом , а не с Богом, даже если он отнюдь не фарисей и с твердой верой следует всем предписаниям Ветхого Завета или Вед, как следовал твердой вере в закон Савл, пока Иисус Христос не преобразил его сердце по дороге в Дамаск. Когда появилась телега, то это было большим прогрессом для человечества. Но если сейчас кто-то станет призывать передвигаться только на телеге, то - это уже и смех, и грех... Мне кажется, что слова про то, что никто не спасается делами закона - это также и про то, что все на свете находится в развитии, человек - существо творческое, и не надо оглядываться назад, на написанное по букве, а надо самим учиться думать и действовать, веря в благо, в любовь, в Бога как Любовь. Просто Любить, а все остальное - приложится. Вот что пишет Э. Вагоннер: "Как Христос пережил смерть ради каждого человека, так и каждый человек должен испытать личный опыт Христа — Его смерть, воскресение и новую жизнь. Христос во плоти делает то, чего не может сделать закон (Гал. 2:21; Рим. 8:3, 4). Но именно это свидетельствует о праведности закона. Будь закон неверен, Христос не вы полнил бы его требования. Он демонстрирует праведность закона, исполняя или делая то, что требуется законом, — не просто для нас, но в нас. Мы «не отвергаем благодати Божией». Если праведности можно достичь исполнением закона, то «Христос напрасно умер». Но утверждать, что закон может быть отменен или что требованиями его можно пренебречь, также означает, что Христос умер напрасно." В этом пункте у всех - некая подмена. Существуют попытки примирить Ветхий и Новый Завет не в духе, а в букве. Когда Христос говорил, что он пришел не отменить, а утвердить закон, то он, специально говоривший притчами, иносказаниями, дабы и его слова не возвели в некий мертвый, вечно неизменный канон, - имел ввиду не преходящие пункты закона Моисея вроде того же побивания блудников камнями. Он имел введу Законы Вселенной, которые человек истолковывает сугубо по-своему, всяк - в меру своего невежества или испорченности. Вот эти Законы Вселенной он и пришел утвердить. Это их он называет Законом, которые пришел утвердить. А когда Павел говорит о том, что никто пусть не хвалится делами закона, мол, ими не спасешься - то он имеет ввиду законы Моисея и все вообще преходящие законы. Все, что существовало до пришествия Христа - находится под ветхим законом ветхого человека и этим ветьхим законом - не спастись! Напротив - это наиболее короткая дорога в ад, выстланная, как говорится, благими намерениями! Кроме того, Павел имеет ввиду, что на познание Бога и его Закона действительно нужна вера и Благодать. И на следование Законам Вселенной - тоже нужна благодать. Все это есть и в Бхагаватгите, написанной 5 000 лет назад. Кришна говорит людям: "Я рекомендовал вам приносить жертвоприношения просто по вашей немощи, так как вы по-другому не понимаете. Вы не понимаете, что человек должен размышлять о более возвышенных предметах, а не собирать сокровища тленные. И чтобы хоть как-то вас образумить, я сказал, чтобы какую-то часть ваших сокровищ вы приносили в жертву мне... Но на самом деле мне совсем не нужны жертвы и сокровища, как и вам они не нужны, хоть вы и держитесь за них... А нужна - просто любовь ко мне и ближнему, и Вселенной. В Бхаговатгите тоже говорится, что можно приносить жертвы на жертвенник, и заниматься йогой, и молиться - миллиарды лет в цепи реинкарнаций и все равно не прийти к Богу, а только запутаться на этом пути. А Бог - он просто Любовь. Я даже думаю, что Христос не зря пришел именно к иудеям и народам, живущих вокруг них. Потому что их понятия были самыми книжными и фарисейскими. Он не пришел к индусам или китайцами или японцам, поскольку у тех понятия были более возвышенные о характере и свойствах Бога, как то видно из той же Бхагаватгиты. Хотя и они тоже давно уклонились, как о том говорится и в их же собственных писаниях. Еще цитата из Э. Вагоннера: "Евангелие не отличается ничем от того, каким оно было во дни Авраама. Сегодня Бог требует того же самого, что Он требовал тогда, и ничего более. Кроме того, благая весть проповедовалась тогда язычникам, поскольку Авраам был «язычником». Он воспитывался как язычник, поскольку «Фарра, отец Авраама... служил иным богам» (Ис. Нав. 24:2). И Авраам был язычником до тех пор, пока ему не было проповедано Евангелие. Поэтому благовествование для язычников никак нельзя было назвать чем-то новым во дни Петра и Павла. Еврейский народ был взят из сре ды язычников, и лишь через благовествование язычникам Израиль был построен и спасен (см. Деян. 15:14-18; Рим. 11:25. 26). "Уже существование народа Израильского само по себе было и остается веским доказательством того, что намерение Божье состоит в том, чтобы спасти Свой народ из среды язычников. Именно во исполнение этого намерения и существует Израиль." Правильно, значит, я поняла - иудеи во дни Моисея были обыкновенными язычниками и Бог им в меру их отсталости дал законы преходящие. Мол, хоть овец мне приносите на жертвеннике, раз вы не понимаете, что такое любовь, может, со временем придете к чему получше... Говоря коротко, человек должен не буквой священного писания руководствоваться, а слышать голос Бога - в своем просветленном Св. Духом сердце и верить ему - вот что такое спасение по вере. «Закон свят, и заповедь свята и правед¬на и добра» (Рим. 7:12) - это сказано не о законах Моисея, а о Законах Вселенной, которые человек может познать через голос Бога в своем сердце. А голос Бога - это голос Любви, Добра, Красоты, Разума. Это и есть - голос Истины. Все это - ясно заключено в лаконичных словах Иисуса: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф.5:17-19). Кто наречется в Царстве Небесном - малейшим? Тот, кто нарушит поверхностную, отжившую букву Ветхого Завета. Кто - не согласиться жить по мертвой букве. Обратим внимание - он наречется последним не на Земле, а в Царствии Небесном, которого он все-таки достоин. Но не соблюсти мертвую, устаревшую заповедь - это еще не великая доблесть. Совершенный человек - человек в Св. Духе, наследующий всю полноту Царствия Небесного - выстроит свою жизнь по живому божественному Закону Вселенной - Закону Любви, который будет открываться ему все больше и полнее по мере Пути - в процессе богопознания и богообщения. Признаки совершенного человека, который имеет Закон Любви в собственном раскрывшемся сердце, столь же точно и лаконично изображены и в Послании Апостола Павла к галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».(гл. 3, ст. 27-28) © Наталья Гвелесиани, 2013 Дата публикации: 11.08.2013 10:58:54 Просмотров: 2430 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |