Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





О вреде литературы, или история стереотипов (Продолжение. Сказки.)

Николя Депардье

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 9219 знаков с пробелами
Раздел: "Все произведения"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Сказки

Русские (славянские) народные сказки представляют собой ценность как народный фольклор прошедших времён, но в то же время они воспитывают новые поколения. На самом-то деле, народных сказок, носящих действительно воспитательный характер крайне мало. Народные сказки, написано-пересказанные слабым стилем написания, имеют динамичный и волшебно-интересный для детей сюжет, более принимаемый ими из-за своей простоты изложения. Но всё же сказки скорее литературная и историческая ценность, нежели воспитательная, более того, некоторые сказки содержат крайне вредные для воспитания основы. Чтобы вам было понятнее, я приведу пример одной из самых что ни на есть вредных русско-народных сказок.

По щучьему велению. Заметьте, что главными героями в русско-народных сказках зачастую выступают Дураки. А если приглядеться, то, кроме того, что дураки, так не редко ещё и Лентяи, что в общем можно интегрировать в разгильдяи. Эта сказка как раз про Лентяя (клинического) Емелю, которому на голову совершенно незаслуженно сваливается чудо в образе волшебной щуки. Своим подарком за освобождение, а именно исполнением в любой момент любых желаний Лентяя, щука потакает его лени. И если Емеля делал хоть что-то до рокового подарка, то теперь ему не нужно делать абсолютно ничего. Зачем носить воду – вёдра допрыгают сами, зачем запрягать коней – сани поедут сами, зачем рубить дрова…и т.д. Более того, поражает жестокость Емели когда он, проезжая на волшебных санях через город давит людей, а на обратном пути, ещё и волшебная дубинка раскидывает стоящих на пути «по щучьему велению». А как вам фраза «по щучьему велению, по моему хотению – пускай царская дочь меня полюбит»? Ещё больше ленясь и совершенно не прикладывая усилий, Емеля добивается успеха, любви, богатств, точнее они сами сваливаются на него «по щучьему велению». А заканчивается сказка так: «Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством». Ни чему не научился, не получил урок, не был наказан, не перевоспитался. Никакой морали. Проводя аналогии с действительностью, я нашёл схожесть достаточно большого количества людей с тем самым Емелей. За последние два-три года появилось множество казино и залов игровых автоматов, по всему городу прямо на тротуарах расставили «одноруких». Спрос стимулирует предложение. Эпидемия. Люди жаждут лёгких денег, чуда, которое свалится с неба и обогатит, изменит им жизнь. Молодежь, на волне лёгких денег, ведётся на финансовые пирамиды и сетевой маркетинг. Лёгкие деньги, лёгкий успех, лёгкая карьера. А НУЖНО учиться, НУЖНО работать, НУЖНО прикладывать силы. Ясное дело, что жизнь – не сказка, но если бы эта сказка про Емелю показывала, что так жить хочется, но это неправильно и плохо (а зачастую именно то чего хочется – плохо) то, возможно, таких вот Емель было бы меньше.

В некоторых сказках встречается и типично славянское отношение к алкоголю. В одной, главный герой королевич (кстати, тоже лентяй и разгильдяй) сначала выпивает полуведёрную чарку вина, затем ведёрную и, наконец, полтора-ведёрную и с каждой выпитой чаркой становится всё сильнее. Снова же, проводя аналогию с действительностью, отмечу, что не редко в троллейбусе, или трамвае, слышу диалоги о том кто сколько выпил и какие подвиги совершал после этого. Обычно в таких диалогах чувствуется желание похвастаться, уважение к себе и гордость. Мы единственная (бывш.СССР) страна в мире, где гордятся тем сколько выпили.

Ещё интересная типично русская народная фраза, которую я встретил в одной из этих сказок. Когда кой-нить Царевич с вызовом отвечает какому-нить Змею Горынычу: "У тебя для меня кишка тонка!". Вдумайтесь в эту фразу. Она означает гомосексуальный (в данном и большинстве случаев, ведь тот же самый Царевич никогда не говорил этой фразы какой-нибудь Василисе) половой акт.

В русских народных сказках главными героями выступают обычно Дураки и Лентяи, в сказках же трудолюбивых немцев и герои трудолюбивые: «Храбрый портняжка», «Золушка», лесорубы там всякие и угольщики. Характерно.

Возвращаясь к стереотипам, хочу отметить, что существует «стереотип русского человека». Пьющего, ленивого разгильдяя, который всё равно всех сильнее, умнее, умелее и вообще герой («вот только с печи встанет»). И, отчасти, это наши сказки.

Сказки о принцах. Здесь не рассматриваются какие-либо конкретные сказки европейского, или отечественного происхождения – внимание уделяется самому образу принца. Принц на белом коне – достаточно полезный стереотип. История его возникновения связана с воспитанием девочек. Отсутствие средств контрацепции, или их большая стоимость, в прошлых веках, заставляла родителей беречь целомудрие своих дочерей, воспитывая их таким образом, чтобы созревшие девушки, начинающие проявлять интерес к «запретному плоду», выходили замуж за мужчин способных в будущем обеспечивать их и семью и вообще вывести их в высший свет. Ведь в те далёкие времена, когда ещё не придумали равноправия, девушки не могли обеспечивать себя своими силами. Впрочем, польза этого стереотипа уже, практически, пережила себя. В нынешние времена больших женских амбиций и карьеристок, «удачная партия», отчасти теряет значимость. Отчасти, т.к. всегда и везде будет существовать такой тип женщин, которые не способны достичь успешности без денег мужского пола. Как бы там ни было, стереотип принца на белом коне достаточно распространён. И в мире конкретных мужчин ведёт к хронической несамодостаточности. Обычно, женщины с устоявшимся стереотипом принца, всю жизнь мечутся от одного мужчины к другому не находя в них того самого принца. Это типичный гендерный стереотип. Поражаюсь, насколько иногда глубоко въедаются подобные стереотипы. Однажды наблюдал как одна девушка ударила своего бойфрэнда по лицу кастрюлей, а когда тот, очумевший, заорал от боли, она презрительно так сказала: «как тебе не стыдно, ты мужчина – ты не должен чувствовать боль».

Принц… А ведь если вдуматься, принц совершенно ничем не знаменателен и ничем не заслуживает всех тех девушек, которые строят на него планы. Он и принц-то лишь потому, что у него папа король, а мама королева и это совсем даже не его заслуга.

Эротические сказки. Возможно вы этого не знали, но большинство романтических сказок, до прохождения цензуры были эротическими, порою даже порнографическими. Это связано с тем, что в те далёкие времена, сказки не писались для детей, а были чем-то вроде того, чем нынче является фэнтэзи и женские рассказы сложенные вместе. Сказка о спящей красавице, будимой поцелуем принца очень романтична, но на самом деле она просто безжалостно переврана цензурой. В оригинале она была, кажется, итальянской и выглядела приблизительно так: красавица уколола палец отравленным веретеном и впала в спячку, при этом кончик отравленной иглы остался торчать у неё в пальце. Её отнесли в домик где-то за городом и положили там (не помню точно-ли в хрустальный гроб). Однажды, проезжающий мимо принц не преминул заглянуть в одиноко стоящий дом и, обворожённый красотой спящей красавицы, её трахнул (извиняюсь за грубость, но я не смог найти более подходящего слова для описания этого действия), спящей. И она, как вы могли подумать, не проснулась. Принц уехал, а у красавицы начал отвисать нос и рости живот, однажды (приблизительно 9 месяцев спустя), всё так же пребывая в мире снов, она родила. Кажется, двух мальчиков. Дети нашли материнскую грудь и сосали из неё молоко. Так они и жили бы, если бы однажды один из младенцев не потерял сосок и не начал сосать палец матери в котором засело ядовитое жало. Дитя его, естественно, высосало, и красавица пробудилась, удивилась прибавлению и стали они так жить в том самом домике. Потом, однажды, принцу взбрело в голову посмотреть как там красавица (что именно ему взбрело в голову, толком не знаю) и он снова приезжает в этот домик. Удивляется найдя её бодрствующей и своим внебрачным детям, которым было бы суждено стать бастардами, если бы у красавицы не было ещё одного сюрприза для принца. А именно того, что она сама принцесса, только заколдованная. Поэтому, обрадованный такой новостью и уже готовым наследникам, принц взял её в жёны и жили они долго и счастливо.

В данном случае, цензура вырезает огромную часть произведения и заменяет её одним лишь только романтическим поцелуем. Но в то же время, теряется сам смысл укола иголкой и объяснение расколдования спящей красавицы. В некоторых же сказках, цензура не так постаралась и там достаточно заменить только некоторое действие, на половой акт, чтобы получить приближённую к оригиналу версию.

Что такое цензура – это не вредная и противная абстракция, которая только тем и занимается, что не даёт людям знать всё как есть. В данном случае это получилось из-за беспрерывного плагиата чужих сказок в разных народах и изменения, со временем, смысла сказок, переведения их на более попсовый, детский уровень (что связано с изменением нравственности и небольших реформаций этого жанра литературы).

Впрочем, данные сказки, прошедшие цензуру, или в первозданной красоте не представляют особого вреда для общества. Подраздел «Эротические сказки» написан для вашего более полного понимания объекта «сказка», с которым мы работали. Просто на всякий случай, чтобы не было: «Ах, сказки! Это же волшебство, радость, чудеса и счастье!»

© Николя Депардье, 2008
Дата публикации: 20.02.2008 00:54:31
Просмотров: 2244

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 93 число 34:

    

Рецензии

Хаали Безфамилии [2009-09-05 05:46:16]
Здравствуйте, Николя.
Очень понравилась Ваша статья. Дело в том, что я тоже пишу "сказки", правда немного другого характера.
Но Ваш труд оценил. Во многом с Вами согласен (по поводу Дураков, Лентяев, Принцесс и Принцев), что-то уже слышал (про цензуру и изначальные "древние сказы").
Спасибо за статью,

с уважением,
Хаали

Ответить
Евгений Гирный [2008-02-22 10:50:17]
Вспомнил некоторые сказки братьев Гримм о качающихся на ветру повешенных и сваренных заживо в котле... :) Что же было в оригинале, если считать, что и здесь поработала цензура? :)

Ответить