Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Дамба на реке Биррарунг

Александр Учитель

Форма: Рассказ
Жанр: Историческая проза
Объём: 10200 знаков с пробелами
Раздел: "альтернативная история"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Действие происходит в наше время. Ни автору, ни его героям неизвестно, что произошло с Европой к концу 15-го века. В их мире она никакой культурной и геополитической роли не играет.


-1-
По случаю открытия новой дамбы на реке Ворревурнин вожди народа гундичмара объявили корробори. Гундичмара издавна, единственные на всем континенте, строили каменные дома и дамбы для создания резервуаров, в которых они разводили угрей, но с тех пор как они начали культивировать ямс, эти водосборники подучили новое назначение для проведения оросительных каналов. Земледелие первыми придумали народы плодородной долины реки Муррунди, но они не нуждались в искусственном орошении. Гонцы гундичмара оповестили о предстоящем празднестве все народы южного побережья от залива Неэрим на востоке до залива Вонгаджерла на западе. Между этими двумя заливами проходил торговый путь, по которому шел оживленный обмен товарами. Федерация Кулин на берегу залива Неэрим поставляла обсидиан из своей каменоломни Вими-мурринг для изготовления каменных ножей и топоров, лесной народ гадубануд снабжал всех первоклассной древесиной для копий и бумерангов, гундичмара славились своими угрями, нгарринджери с устья реки Муррунди продавали окуней, которых они ловили в двух пресноводных озерах своими знаменитыми сетями, а каурна с побережья залива Вонгаджерла владели монополией на производство охры.
Многое в стране гундичмара было в диковинку собравшимся вождям кланов: и каменные дома с дерновыми крышами, и огромное водохранилище с монументальной земляной дамбой и отходящими от него оросительными каналами. Днем собравшиеся осматривали сооружения, а ночью танцевали при свете костров. Шеренги мужчин и женщин, раскрашенных белыми и красными полосами, сходились и расходились под аккомпанемент деревянных палочек, которыми сидящие вокруг стучали друг о друга. В перерывах между танцами парочки убегали в темноту, где из кустов доносились шорохи и стоны любви.



Тулламарина, вождь народа вурунджери, входившего в федерацию Кулин, танцевал напротив красавицы Нимбульды, дочери вождя народа нгарринджери. Взяв ее за руку, юноша тоже отправился в кусты, где девушка встала на четвереньки. Такое поведение было обычным явлением на корробори, ведь жители континента не верили в связь между сексом и зачатием – по их мнению, женщина беременела, когда в нее вселялся дух предков. Обычно такие краткие соития ни к чему не приводили, но Тулламарина и Нимбульда не могли оторваться друг от друга. Хотя они и не понимали друг друга, они, не сговариваясь, отправились к берегу реки, где утром Тулламарина купил за два обсидиановых ножа лодку, на которой влюбленные спустились к берегу моря. Там Нимбульда собрала съедобные ракушки и испекла их в земляной печи. Дальше им предстояло опасное морское плаванье вдоль берега океана. Вскоре на горизонте показались эвкалиптовые леса страны гадубануд. В лесу Тулламарина подбил бумерангом несколько птиц, и после привала беглецы продолжили свой путь на восток. На третий день лодка вошла в залив Неэрим.
Федерация Кулин состояла из пяти народов: вурунджери, бунвуррунг, вадавуррунг, джаджавуррунг и даунгвуррунг. Вожди вурунджери носили титул нгурунгаэта, вожди бунвурунг и вадавуррунг назывались арвит, а вожди джаджавуррунг и даунгвуррунг – неернеемит. Вернувшись на родину, Тулламарина созвал совет федерации, где он с жаром рассказал об увиденном в стране гундичмара. Затем он сказал:
- Чем мы хуже народа гундичмара? Я предлагаю тоже построить водохранилище на реке Биррарунг, самим разводить угрей и выращивать ямс. Ведь оседлая жизнь намного спокойнее наших постоянных скитаний. Наши женщины не могут выкормить больше одного ребенка, пока его надо носить на руках, и мы вынуждены оставлять стариков умирать, покидая каждое стойбище, а оседлые гундичмара позволяют себе выращивать столько детей, сколько хотят, чтут своих стариков, и, к тому же обеспечены пропитанием круглый год.
Арвит народа бунвуррунг по имени Дерримут возразил ему:
- Для чего заставлять наших женщин копаться в грязи, а охотников – таскать камни? Мы и так неплохо живем, кенгуру всем хватает, а ямс и сам повсюду растет.
Его поддержал Мунангабум – неернеемит народа джаджавурунг, который добавил:
- Ты лучше скажи, зачем ты похитил девушку нгарринджери? Как бы не вышло из этого беды.
- Как же нгарринджери доберутся до нас? – возразил Тулламарина – к тому же мы привычны к тяжелому труду в каменоломнях Вими-мурринг.
- Там каждый работает для себя, когда хочет, а дамбу надо строить всем народом – ответил Дерримут.
Тулламарине не удалось убедить собрание, и большинством голосов его предложение было отвергнуто.
-2-
Полтпалингата, вождь народа нгарринджери, носивший титул рупулли, был не на шутку обеспокоен исчезновением дочери на корробори. Когда же выяснилось, что нгурунгаэта народа вурунджери тоже пропал, ему стало ясно, что произошло. Полтпалингата пришел в ярость и немедленно отправился на родину, где он созвал вождей всех 18 кланов нгарринджери на собрание в Помберуке у переправы на реке Муррунди. Он сказал собравшимся:
- Вурунджери похитили мою дочь, мы обязаны отомстить. Мы всегда так делали, когда людоеды меркани похищали наших женщин. Бубурови из клана турарорн с острова Мунду на озере Мунгкули ответил:
- Меркани – наши соседи, но как же мы доберемся до федерации Кулин?
- Я пошлю вестников к людям Валканди-вони с просьбой пропустить нашу флотилию по рекам Муррунди и Варринг до рубежей страны Кулин.
Предложение было принято, и, когда вестники вернулись с положительным ответом всех народов Валканди-вони, Полтпалингата снарядил флотилию из 30 лодок, сшитых из древесной коры, каждая из которых вмещала до восьми воинов.


На пути вверх по реке перед участниками похода открывались возделанные поля ямса и деревни из деревянных хижин. Добравшись до устья реки Варринг, флотилия повернула на юг и вскоре вошла в рубежи страны Кулин. Здесь воины нгарринджери высадились и ночью атаковали стоянку даунгвуррунг. Перебив всех спящих мужчин, женщин и детей, отряд отправился дальше на юг. Когда вести о вторжении достигли Тулламарины, он выслал ополчение вурунджери навстречу врагу. Обе армии встретились на равнине недалеко от стоянки. Противники выстроились шеренгами друг против друга, и воины вурунджери начали обстреливать врага из копьеметалок-вумера, но копья не могли пробить деревянных щитов. Воины нгарринджери бросили разом возвращающиеся бумеранги, которые, описав дугу, поразили противника в спину. Этот неожиданный маневр вызвал замешательство в рядах вурунджери, и тогда воины нгарринджери бросились в атаку. Каждый из них держал в руках бумеранг "лебединая шея" с крюком с одной стороны и увесистым утолщением – с другой. Повесив крюк на верхний край щитов, воины отпустили второй конец бумерангов, и они, оттолкнувшись от щита, ударили другим своим концом воинов противника по голове. Это удивительное оружие изобрели жители пустыни в центре континента, и оно уже дошло до нгарринджери, но осталось неизвестным в стране Кулин. Издав победный клич, нгарринджери бросились к стойбищу, чтобы завершить победу.
В этот момент к ним выбежала Нимбульда и сказала на языке нгарринджери:
- Остановись, отец! Какая тебе польза от мертвых? Мы же – не людоеды меркани. Если же ты подчинишь себе эту страну, Тулламарина построит тебе водохранилище, как в стране гундичмара, а женщины вурунджери будут выращивать для тебя ямс.
Полтпалингата задумался, он хорошо помнил удивительные сооружения в стране гундичмара. Никогда еще один народ не подчинял себе другой на всем континенте, но неожиданная перспектива завладеть каменоломней Вими-мурринг, получить в свое распоряжение угрей и ямсовые поля поразила его воображение.
-3-

Полтпалингата назначил Бубурови правителем завоеванной страны Кулин и, оставив его там с войском, отправился на родину. Первым делом Бубурови приказал построить каменные дома для новых хозяев страны. Место для основания города было выбрано на берегу залива Неэрим в устье реки Биррарунг на территории народа бунвуррунг, а руководить строительством Бубурови поручил Тулламарине.
Народ роптал, но порабощение стало для него ценой жизни. Туллумарина сказал соплеменникам:
- Не хотели работать по-хорошему, теперь будете таскать камни из-под палки!
- Так вот для чего ты похитил дочь рупулли! – крикнул Мунангабум.
- Держи язык за зубами, пока жив! – огрызнулся в ответ Тулламарина.
Для организации работ Тулламарина разделил людей на рабочие отряды по 16 человек каждый. Вурунджери считали по шестнадцатеричной системе по частям тела от мизинца до макушки, и для обозначения любого числа до 16 достаточно было указать правой рукой на соответствующее место на левой стороне торса. Поэтому для расчета рабочей силы, расхода камня и продуктовых пайков для рабочих, Тулламарина нарисовал на шкуре опоссума схематические фигурки людей, на теле которых точкой было обозначено нужное число, а внутри фигурки был нарисован предмет, к которому это число относилось: камни, ямс, или люди.
Поднаторев в строительных работах при возведении города Биррарунг Марр, пора было приступать к осуществлению главного проекта – возведению дамбы на реке Биррaрунг. Сделать это оказалось совсем не просто: сначала надо было провести обводной канал, затем – построить первую дамбу на реке для отведения ее течения в этот канал, потом – выкопать котлован для водохранилища, и только потом – построить основную дамбу ниже котлована. Когда вся эта трудоемкая работа была наконец выполнена, осталось только разбить каменным топором верхнюю дамбу для спуска воды в котлован. Тулламарина взялся выполнить эту опасную работу сам. Он вышел к середине дамбы с топором в руках и, размахнувшись, ударил по дамбе. С каждым ударом все больше камней, смешанных с землей, летело вниз, и вот, наконец, мощный поток воды, смешанной с камнями, прорвал дамбу и устремился в котлован. В этот момент Дерримут неслышно подобрался к Тулламарине и, сказав ему:
- Предатель, все – из-за тебя! – столкнул его в котлован.
Словарь:
Биррарунг – река Ярра
Биррарунг Марр - Мельбурн
Валканди-вони – "люди теплого ветра", народы долины Муррея на языке нгарринджери
Варринг – река Голборн
Вонгаджерла – залив Сент-Винсент
Ворревурнин – река Гленелг
Меркани – "враги" на языке нгарринджери, которые так называли народ нгаргад
Мунгкули – озеро Александрина
Муррунди – река Муррей
Неэрим – залив Порт Филипп
Помберук – Муррей Бридж











© Александр Учитель, 2016
Дата публикации: 04.09.2016 13:28:06
Просмотров: 1520

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 59 число 15: