Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Литровенко



Вегетарианство. Проблема выбора

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Размышления
Объём: 13467 знаков с пробелами
Раздел: "Научные и научно-популярные статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Вегетарианство – образ жизни, характеризующийся питанием, исключающим употребление мяса любых животных. В статье обсуждаются причины и степень обоснованности выбора этого образа жизни, возможные положительные и отрицательные последствия вегетарианства для здоровья человека. Обсуждаются ситуации, в которых этот выбор оказывается весьма непростым. Объясняется, почему в одном случае желательно выбрать вегетарианство, а в другом – отказаться от него. Подчеркивается, что в ситуации индивидуального выбора той или иной диеты необходимо обратиться к специалистам.


Отказаться ли от употребления мяса? Сделать это полностью или частично? К этим вопросам в том или ином возрасте приходят многие, и нередко – по совершенно разным причинам. В решении данной проблемы мне видятся, по крайней мере, четыре аспекта: нравственно-этический, эмоционально-психологический, правовой и медицинский. Рассмотрим их более подробно.

Нравственно-этический и эмоционально-психологический аспекты. Убийство животного многими людьми рассматривается как проявление жестокости. Несчастная жертва, подвергающаяся насилию, приводящему к ее смерти, наверняка испытывает физические мучения. Человек не желает такой участи самому себе, следовательно – не имеет морального права жестоко поступать в отношении своих «братьев меньших». «Мы не должны отбирать жизнь у других!». Таков лозунг сторонников вегетарианства. В более легкой форме эта идея прозвучала в свое время из уст любимого и уважаемого мною постоянного ведущего телепередачи «В мире животных», доктора биологических наук, профессора Московского государственного университета Николая Николаевича Дроздова. Он сказал следующее: «Животные – мои друзья, а я друзей не ем». Николай Николаевич, насколько мне известно, уже много лет придерживается вегетарианской диеты.

Вспоминаю рассказы тех, кто видел глаза коров, которых вели на бойню. Говорят, что в них отражаются абсолютная обреченность и глубокая тоска, а некоторые из животных даже плачут. Возможно, что здесь мы имеем дело с фантазиями избыточно эмоциональных и сверхчувствительных людей, и все же…

«Они убивают коров и быков! Какие они жестокие!» - эмоционально высказалась одна из моих бывших студенток о людях, работающих на скотобойнях. Я спросил у нее: «Вы едите мясо?». «Да, конечно, но я ведь сама не лишаю жизни животных!». Удивительный ответ! Странно, что человеку не пришла в голову очевидная мысль: если бы эта девушка не покупала в магазинах или на рынке мясо, и так поступали бы все остальные, то скотобойни просто прекратили бы свое существование, т.к. не было бы спроса на их продукцию.

По существу, моя собеседница, презирая труд людей, работающих на скотобойнях, сама является заказчиком убийства животных на них, и при этом - весьма довольным собой потребителем результатов этого убийства! Ведь совершенно понятно, что, приходя в продуктовый магазин за мясом, каждый из нас обеспечивает социальный заказ на не слишком романтичные, но, безусловно, нужные на данный момент профессии сотрудников скотобоен… Видите, как все неоднозначно, когда мы касаемся проблемы вегетарианства?

Еще вспоминается одна очень давняя история. Мне было лет 9 или 10. Я с бабушкой летом отдыхал в деревне, мы там снимали дачу. У ее хозяев был сын по имени Петя, мой ровесник, с которым мы быстро подружились. Мы в основном проводили время на улице рядом с домом, где было много домашних животных. Нам с Петей особенно нравился поросенок: симпатичный, активный, жизнерадостный. Мы его любили, обнимали, кормили из рук; играли с ним, будто с другим человеком – своим приятелем. Поросенок быстро рос. Мы тоже. В конце августа мы с бабушкой уехали в город – одному из нас нужно было идти в школу.

Приближался Новый год, и мы получили приглашение от наших бывших хозяев по даче - приехать в гости на зимние каникулы. Поехали с удовольствием. Хозяева дачи были нам очень рады. В канун праздника на столе в качестве шикарного блюда появился тот самый поросенок… Петя сидел рядом со мной и с удовольствием ел вкусно приготовленный кусок тела своего четвероногого партнера по летним играм… Я расплакался и убежал из-за стола. Некоторые взрослые смеялись.

А вы, сегодняшние читатели, готовы представить себе праздничное блюдо из недавнего друга или приятеля?! Мне лично всегда казалось, что, если ты любишь кого-то, в тебе должен возникнуть внутренний протест, когда объект твоей симпатии или обожания собираются превратить во вкусный обед или ужин.

Справедливо и обратное: если ты в перспективе собираешься съесть своего питомца, то совсем нелогично и, я бы даже сказал, противоестественно любить его почти так же сильно, как человека… Удивительно, но в психологии некоторых людей эти две идеи, казалось бы, исключающие друг друга, непонятным для меня образом сочетаются. Может быть, такие люди с самого начала любят своих домашних животных как будущее вкусное жаркое, и поэтому не ощущают данного противоречия? Вряд ли это так, но, честно говоря, другое объяснение этого феномена мне на ум не приходит…

Есть еще один важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к нравственно-этическому аспекту обсуждаемой проблемы: «Каким может быть нравственное оправдание охоты и рыболовства?». Давно известно и совершенно бесспорно то, что человек одновременно является существом и социальным, и биологическим. Следовательно, наше поведение зачастую определяется такими же мотивами и потребностями, как и у животных. Отсюда берут свои истоки наши жадность, ревность и другие проявления эгоизма; стремление агрессивно бороться за собственную территорию; присущие многим из нас культ физической силы, в сочетании с желанием лидировать в разных жизненных ситуациях. В противовес этому – высшие, воистину человеческие качества. К ним относятся осознанное стремление помочь попавшему в беду незнакомцу, даже в ущерб самому себе или с реальным риском для собственной жизни; этичное поведение в транспорте (молодой и сильный самостоятельно уступает место старому, больному и слабому), и т.д.

Духовно развитый человек способен жалеть и людей, и животных, он может мысленно представить себя в роли несчастного, обреченного на физическое мучение и гибель существа - объекта охоты или рыбной ловли. Примерно так рассуждают вегетарианцы, прекратившие употребление мяса из-за своих нравственно-этических убеждений. Казалось бы, контраргумент очевиден: охота обеспечивает человека пищей, которая совершенно необходима для его выживания. Но всегда ли это так?

Следует признать, что мясные продукты мы давно уже в основном получаем от различных отраслей животноводства, а не от охоты на дикого зверя. Исключений немного – это отдельные племена и народы, традиционно не занимающиеся по разным причинам содержанием и разведением домашнего скота или птицы. Понятно, что для них охота – важное, а иногда - единственное средство обеспечения своего существования, и поэтому она абсолютно оправдана с нравственно-этических позиций. Это же можно сказать о морском рыбном промысле как отрасли народного хозяйства, поскольку очевидна ее глобальная положительная роль в обеспечении огромного количества людей необходимыми им продуктами питания. Никто, конечно, не осудит и охотника, застрелившего тигра-людоеда, если не было возможности решить эту проблему каким-либо другим способом.

Однако есть и вторая сторона у этой «медали» … Вполне сытый городской житель отправляется «на природу» с дорогими спиннингом или охотничьим ружьем, чтобы наловить рыбки или убить зверя. Эта ситуация для него самого - прежде всего приключение или развлечение, а вовсе не способ добывания пищи, необходимой для собственного выживания. Рога или голову лишенного жизни животного можно будет повесить на стене своего дома и хвастаться ими перед своими друзьями. Мясо добытого животного будет являться всего лишь дополнением к обычной диете, ведь оно не играет большой роли в жизни нашего «героя».

Можно также поразить друзей эффектными фотографиями, на которых удивляют своими размерами убитый зверь или пойманная рыба… Какие мотивы руководили этим вполне благополучным с финансовой и бытовой точек зрения охотником или рыболовом? Желание развеять скуку, стремление к самоутверждению, потребность «пощекотать» собственные нервы ощущением мнимой опасности (ведь в большинстве случаев против человека с совершенным орудием убийства – охотничьим ружьем – даже у хищного зверя почти нет шансов).

Имеет ли моральное право современный человек действовать под влиянием этих мотивов? Выводы делайте сами… Отмечу только, что, видимо, не случайно в цивилизованных странах в последние годы все более популярной становится фотоохота, позволяющая запечатлеть зверя или птицу в условиях дикой природы, таким образом сохранить память об этой встрече, и при этом не отобрать у животного самое дорогое, что у него есть – собственную жизнь!

Разговор у нас сегодня откровенный, поэтому сознаюсь, что мне самому знаком почти непреодолимый азарт рыболова. Вспоминаю многие часы, проведенные с удочкой на берегу реки. Нередко итогом такого дня были 5-7 мелких рыбешек, становившихся затем обедом для домашней кошки, которая, заметим, и так не голодала… Зачем было нужно это бессмысленное убийство? Честно говоря, сегодня мне стыдно за эти воспоминания.

Мы кратко рассмотрели нравственно-этический и эмоционально-психологический аспекты проблемы вегетарианства. Скажем несколько слов о правовом аспекте.

Охота и рыбная ловля даже с целью обеспечения себя животной пищей должны осуществляться с соблюдением разработанных в разных странах законов об охране природы и с учетом других существующих ограничений, чтобы не наносить серьезного вреда сообществам живых организмов. Нельзя добывать представителей охраняемых видов животных. Не разрешается убивать самок копытных млекопитающих в период появления у них потомства, ловить рыбу непосредственно перед ее нерестом, охотиться на территории заповедников, и т.д. Перечень всевозможных запретов можно было бы продолжить. Таким образом, представители человеческого общества, не относящихся к вегетарианцам, должны корректировать свое поведение, связанное с реализацией желания есть мясо диких животных, и это, безусловно, справедливо.

Последний аспект, непосредственно связанный с проблемой вегетарианства, о котором я хотел бы поговорить в этой статье – медицинский. По своей специальности я не врач, а педагог и биолог. Однако из литературных источников мне известно следующее. Строгие вегетарианцы (я бы еще назвал их абсолютными вегетарианцами) категорически отвергают любые продукты животного происхождения, по различным причинам (в том числе – описанным выше). Некоторые придерживаются этой позиции и в настоящее время. Жизнь, как это уже давно известно, является способом существования белковых тел, а белок бывает растительным и животным. Первый обычно неполноценен – в нем отсутствуют некоторые аминокислоты, имеющиеся в животной пище и крайне важные для человеческого организма. Недостаток этих аминокислот в пище может привести к печальным последствиям для здоровья.

Однако растительный белок не всегда неполноценен. Клетки бобовых растений содержат весь спектр необходимых человеку аминокислот. Поэтому горох, соя, бобы, фасоль являются аналогами пищи животного происхождения. Известно, что даже строгие (абсолютные) вегетарианцы, если они употребляют полноценную растительную пищу, характеризуются хорошим здоровьем. Они относительно редко страдают, например, от заболеваний сердца и сосудов, у них долго сохраняется невысокое кровяное давление, реже бывают инфаркты и инсульты. Потребление мяса (в особенности – жирного), наоборот, способствует относительно быстрому забиванию просветов кровеносных сосудов жироподобным веществом холестерином. В итоге нарушается кровоснабжение жизненно важных органов. Следствие – инфаркты и инсульты – бич современного человечества. Поэтому люди, питающиеся преимущественно животной пищей, как правило, долго не живут.

Однако у меня вызывает печальные мысли образ ребенка, который, родившись в семье строгих (абсолютных) вегетарианцев, с первых лет своей жизни питается в основном фасолью или горохом и не имеет возможности выпить стакан кефира; съесть кусок сыра или жареной рыбы… Нужны ли с самого детства такие жертвы, и ради чего они? Следует ли, и допустимо ли ребенка с самого раннего возраста лишать разнообразия вкусовых ощущений, связанного с пищей животного происхождения?

Многие современные вегетарианцы, наряду с растительной диетой, допускают поедание молочных продуктов и птичьих яиц. При этом организм с физиологической точки зрения получает весь необходимый ему состав аминокислот, и, что очень важно, нет необходимости убивать животных. Некоторые пошли еще дальше. Они считают возможным периодически вводить в рацион, кроме перечисленного ранее продуктов, рыбу и мясо птицы. Согласитесь, что это уже не вегетарианство вообще. Это смешанная диета, состоящая из продуктов животного и растительного происхождения, но с доминированием растительной пищи.

Как же вести себя при таком многообразии подходов к организации собственного питания? Как сделать правильный выбор? Как поступить, чтобы, с одной стороны, не нанести вред своему здоровью, а с другой – иметь более или менее чистую совесть перед нашими «братьями меньшими»? Думается, что в детском и юношеском возрасте, в период активного роста и развития организма, питание должно быть разнообразным, сбалансированным и обязательно содержать в себе продукты как растительного, так и животного происхождения. В дальнейшем, будучи взрослым, каждый из нас может выбрать для себя приемлемую диету, позволяющую сохранить здоровье, но при этом - нанести наименьший урон животному миру.

В любом случае для совершения правильного выбора нужно учитывать индивидуальные особенности организма человека, а значит – обязательно посоветоваться с врачом-терапевтом, врачом-диетологом и, возможно, с психологом. Следует помнить, что ошибка выбора в данном случае может иметь очень серьезные последствия!

© Александр Кулев, 2017
Дата публикации: 08.04.2017 05:22:25
Просмотров: 1740

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 82 число 9: