Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Кямал Асланов



Содержание ужей в условиях неволи

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 16763 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В статье приводятся описание биологических и экологических особенностей водяного и обыкновенного ужей, условий содержания их в неволе; полученные автором результаты наблюдений за этими змеями при их содержании в террариуме; обсуждаются возможности организации наблюдений школьников за взаимоотношениями между хищником и жертвой.


Змеи по ряду причин не могут быть рекомендованы для содержания в школьном уголке живой природы. Однако домашними питомцами школьников нередко становятся неядовитые змеи, в частности – ужи. Среди рептилий этой группы, пожалуй, наиболее известны два вида ужей - водяной и обыкновенный.

Водяной уж (Natrix tessellata) широко распространен на юге Украины и Поволжья, на Кавказе, в Средней Азии и в Казахстане (Кудрявцев, Фролов, Королев, 1991). Эта крупная змея (до 140 см длиной) обитает в природе по берегам текучих и стоячих водоемов, в частности на рисовых полях, а также на морских побережьях и островах (Банников, Даревский, Рустамов, 1971). Эта гибкая и стройная змея, в отличие от обыкновенного ужа, не имеет по бокам головы желтых или белых пятен, и поэтому часто принимается людьми за змею другого биологического вида (нередко – ядовитую). Следствием является истребление человеком водяного ужа как «ядовитой змеи», что, к сожалению, осуществляется биологически безграмотными людьми, излишне боящимися змей и не осознающими их позитивной роли в природных экосистемах.

Водяной уж превосходно плавает и ныряет, нередко заплывая далеко в море. Охо­та начинается рано утром. К полудню змеи возвращаются на сушу, вы­ползают на камни и греются, переваривая проглоченную добычу (Чегодаев, 1992). Водяной уж питается преимущественно различной рыбой. Второсте­пенной пищей являются лягушки и жабы, а также мелкие грызуны и из­редка птицы (Банников, Даревский, Рустамов, 1971).

Изучение биологии змей данного вида предполагает ор­ганизацию их длительного содержания в лабораторных или домашних условиях. В дан­ной работе автор хотел бы поделиться собственным опытом содержания водяного ужа в неволе и результатами наблюдений за его питанием.

На протяжении нескольких лет крупные змеи (длиной около 1 метра) жили у меня дома в террариумах с размерами дна 50x25 см и высотой 27 см. В каждом из помещений находилось одно животное. В углу терра­риума располагался электрический источник света и тепла (лампа нака­ливания мощностью 60Вт). Температура воздуха в этом углу (около самого дна) составляла +36-38°С. Освещение террариума и его подогрев осуществлялись ежедневно, с 8.00 до 22.00. В стороне от источника света и тепла устанавливался пластмассовый сосуд с водой следующих размеров: длина - 25 см. шири­на-18 см.; высота бортика - 7 см. Грунт в террариуме отсутствовал, что облегчало процесс уборки нечистот и поддержание нормального гигиени­ческого режима внутри помещения.

Безусловно, оптимальным было бы содержание ужей в специальных террариумах промышленного изготовления, имеющих плотно закрывающиеся дверцы (хорошо известна поразительная способность змей протискиваться даже через небольшие отверстия). Однако, приобретение таких террариумов не всегда возможно по финансовым или другим причинам. В нашем случае террариумы, сделанные из старых аквариумов, прикрывались сверху крышкой из фанеры с 20 отверстиями диаметром 6 мм, служащими для вентиляции. На внутреннюю сторону крышки набивались четыре планки, которые при за­крывании террариума сверху обеспечивали плотный (без зазора) контакт между крышкой и стенками помещения для животного. Крышка закрывала террариум плотно, чтобы змея не могла ее поднять с помощью мускульных усилий тела. Если такая вероятность все-таки была, свер­ху на крышку (по ее краям, но не на отверстия для вентиляции) клался какой-либо груз. При таких условиях содержания за несколько лет не было ни одного побега змей из террариумов.

Поскольку помещения для животных имели сплошные стеклянные стенки, а отверстия для вентиляции располагались только на крышке, внутри террариума возникала высокая влажность воздуха, которая, как известно из литературных источников (Кудрявцев и др., 1991) губитель­но сказывается на здоровье большинства видов рептилий. В этих услови­ях у пресмыкающихся нередко встречаются такие заболевания, как пневмония, водянка, гниение пасти и т.п. Однако, даже длительное со­держание водяных ужей в условиях повышенной влажности воздуха, по нашим наблюдениям, не вызывало у них перечисленных выше заболева­ний. Вероятно, это связано с высокой степенью развития адаптаций у представителей данно­го вида змей к постоянной жизни вблизи водоемов и добыванию кормовых объектов непосредственно в воде.

Важной проблемой при содержании змей в неволе является их корм­ление. Известно, что эти рептилии - хищники и в природе питаются жи­вой добычей. Тот же самый стереотип пищевого поведения сохраняется у змей в лабораторных или домашних условиях. На данный факт указывается в большинстве отечественных специальных изданий, посвященных содержанию пресмы­кающихся в неволе. В некоторых литературных источниках (Кудрявцев и др., 1991) отмечается, что змей можно приучить к питанию мертвыми животными.

Наш опыт показывает, что водяных ужей после длительного, а иногда и после кратковременного голодания можно легко перевести на питание оттаявшей све­жемороженой (но не соленой!) рыбой мелких размеров (салакой, килькой и др.). При опи­санных выше условиях содержания животные регулярно принимали корм, положенный на дно террариума, с интервалом в 5-7 дней. Каждой змее предлагалось по 4-8 некрупных рыб одновременно. Вопреки литературным данным, мы неоднократно наблюдали процесс заглатывания ужами той или иной рыбы не с головы, а с хвоста. Число таких попыток составляло у некоторых змей до 8-12% от общего количества наблюдаемых случаев питания. При этом змеям очень мешали спинные и хвостовые плавники рыбы, направленные в неудобную для ужей сторону. Плавники упирались в края пасти змеи и таким образом существенно замедляли процесс питания. Предварительное (перед помещением рыб в террариум) обрезание плавников с помощью ножниц позволяло легко решить указанную про­блему.

Подтверждением нормального физиологического состояния змей являлась успешно проходившая линь­ка. Старый кожный покров сходил с тел животных единым чехлом, без значительных разрывов. Предложенные в данной публикации подходы к содержанию водяных ужей в лабораторных и домашних условиях позволяют создать благоприятные условия для продолжительного существования изучаемых животных в неволе.

Обыкновенный уж (Natrix natrix) — второй представитель широко известных змей, часто содержащихся в неволе.
Литературные данные (Даревский, 1985) указывают на тот факт, что в природных условиях обыкновенные ужи питаются преимущественно лягушками, жабами и их молодью. Лишь изредка их добычей становятся ящерицы, мелкие птицы и их птенцы, а также мелкие млекопитающие (грызуны). Молодые ужи нередко ловят насекомых. Мелкую рыбу эти змеи поедают лишь эпизодически и в очень небольшом количестве. Известно, что за одну охоту крупный уж может проглотить до восьми лягушат или головастиков озерной лягушки. И.С. Даревский (1985) отмечает, что мелких лягушек уж глотает легко, но на поедание крупных особой он иной раз затрачивает несколько часов. В случае опасности змея отрыгивает проглоченных лягушек, которые, даже побывав в глотке змеи, в дальнейшем могут оказаться вполне жизнеспособными.

Далее приводятся результаты личных наблюдений автора данной статьи за охотничьим поведением обыкновенных ужей при содержании их в неволе.

Мною неоднократно отмечалось, что голодные змеи начинали поиск пищи по собственной инициативе, не дожидаясь появления в террариуме кормовых животных. Поиск потенциальной жертвы сопровождался медленным перемещением ужа по дну террариума. При этом окружающие предметы ощупывались языком змеи. Подсаживание в террариум лягушки сразу же инициировало охотничье поведение голодной рептилии. Змея начинала активно преследовать потенциальную жертву, если первая же стремительная попытка рептилии схватить амфибию челюстями почему-либо оказывалась неудачной.

В специальной литературе отмечается, что преследуемая змеей лягушка издает характерные звуки, подобные блеянию овцы (Даревский, 1985). Однако мне лично при кормлении змей в террариумах эти звуки слышать не приходилось. Видимо, это явление все-таки является эпизодическим, или характерно для длительного преследования, чего при содержании змей в небольших помещениях обычно не бывает. Напротив, очень часто первый же бросок змеи на амфибию оказывался удачным.

В процессе проведения наших наблюдений также выяснилось, что наиболее часто змея ловила лягушку за одну из задних конечностей, нередко с последующей фиксацией краями челюстей и второй задней ноги земноводного. Жертва всегда заглатывалась живьем, без предварительного умерщвления. Если змея захватывала лягушку сзади, то при заглатывании задние конечности жертвы направлялись вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах. В таком состоянии они не слишком мешали змее.

В некоторых случаях змея хватала лягушку за одну из передних конечностёй. Затем челюсти змеи постепенно перемещались на голову амфибии и вторую переднюю конечность лягушки. Если удачным оказывалось первое же нападение ужа на лягушку, жертва нередко захватывалась змеей за голову. В этой ситуации амфибия направляла задние конечности вперед и пыталась оттолкнуть ими голову змеи. Однако эти усилия почти никогда не были успешными. Исключения составляли лишь отдельные случаи, когда лягушка, вероятно, была слишком крупна для данного ужа, или когда змея была не очень голодна. Тогда, при серьезном сопротивлении со стороны жертвы, змея отказывалась от продолжения борьбы с нею.

Если рептилия захватывала челюстями не голову, а одну из задних ног амфибии, то и в этом случае попытки лягушки оттолкнуть голову змеи свободной ногой не были эффективными. В подавляющем большинстве случаев схваченная ужом лягушка была практически обречена.

При благоприятном температурном режиме процесс пищеварения у обыкновенного ужа протекает сравнительно быстро. Нами отмечались случаи, когда проглотившая некрупную лягушку змея уже через два—три дня снова была готова к приему пищи и активно охотилась. Обычно же считается, что змеи средних и крупных размеров переваривают пищу минимум 5—7 дней, в этот период неактивны и отказываются от корма.

Длительное содержание обыкновенных ужей в террариуме позволило перевести их на питание мертвой пищей: вынутыми из морозильной камеры холодильника и размороженными при комнатной температуре или в теплой воде лягушками. Предлагаемый корм брался адаптировавшейся к условиям неволи змеей непосредственно из рук человека, что еще более упростило технологию содержания обыкновенного ужа в террариуме.

Рискну высказать весьма спорное суждение. Полагаю, что некоторым школьникам, по своей инициативе содержащим в домашних условиях обыкновенного ужа, может быть предложено подробное изучение пищевого поведения этой змеи. Слышу возмущенный возглас читателя: «Разве допустимо склонять детей к наблюдению сцен жестокости?!». Подчеркнем, что при организации и проведении наблюдения за охотой и питанием ужа нужно акцентировать внимание школьника не на «смаковании сцен насилия», а на выявлении способов добывания корма хищным животным и его морфологических адаптаций, связанных с питанием. Безусловно, подобные исследования можно предлагать только школьникам с адекватной психикой и правильными жизненными установками. При этом юному наблюдателю нужно объяснить, что охота хищника с последующим поеданием жертвы - естественная потребность, без которой невозможно его выживание. Кроме того, важно отметить, что охотящийся уж не проявляет по отношению к лягушке ни злобы, ни осознанной жестокости. Он всего лишь использует подаренный ему природой комплекс приемов, позволяющий не остаться голодным и не погибнуть от истощения.

Полагаю, что позиция взрослых, проявляющаяся в обязательной попытке во всех случаях скрыть от глаз детей взаимоотношения между хищником и жертвой из соображений «гуманности», является ошибочной. Важно другое. Необходимо сформировать правильное восприятие юным исследователем наблюдаемого явления как реальности, существующей в природе. Конечно, жалко лягушку, которую поедает змея. Но ведь не менее жалко должно быть и змею, погибающую от голода. Думается, что подобный подход к изучению отношений между хищником и жертвой не принесет школьнику какого-либо психологического или нравственного вреда. При этом следует понимать, что само охотничье поведение ужа, защитные реакции потенциальной жертвы, морфологические и поведенческие адаптации змеи при заглатывании добычи являются интереснейшими аспектами зоологического исследования, и без изучения этих аспектов представление школьника о биологии тех или иных видов животных будет неполным или искаженным.

Наконец, нужно принять к сведению и еще один важный аргумент. Скорее всего, школьник, содержащий ужа в домашних условиях, неоднократно самостоятельно наблюдал охоту змеи и заглатывание ею добычи. Поэтому для такого учащегося поведение хищника и жертвы уже не является открытием, больно ранящим психику ребенка. Учителю остается лишь тактично направить внимание юного исследователя в нужно русло, делая акцент на изучении школьником адаптаций хищника и жертвы, проявляющихся в процессе их взаимодействия. Кроме того, безусловно, при проведении наблюдений учащимся должны быть изучены и другие вопросы биологии ужа.

Ниже предлагается разработанная мною инструкция для юного исследователя, из которой преподавателем биологии при необходимости могут быть удалены пункты, связанные с изучением пищевого поведения ужей (в том случае, если педагог сочтет их недопустимыми). В ином же случае данная инструкция может быть использована при организации исследовательской работы школьника в полном объеме.

Инструкция по изучению биологии обыкновенного и водяного ужей, содержащихся в условиях неволи

1. Познакомься по литературным источникам с распространением, биологическими и экологическими особенностями обыкновенного и водяного ужей.

2. Используя литературу для любителей террариума, выясни, как правильно содержать ужей в условиях неволи.

3. Оборудуй террариум для ужей в соответствии с правилами содержания рептилий в неволе. Установи необходимый температурный режим и режим освещения.

4. Помести в террариум ужей и подробно опиши особенности их внешнего строения (размеры и форму тела, его окраску, расположение органов чувств).

5. Обрати внимание на скорость передвижения змей в террариуме, а также - на их способ перемещения в пространстве.

6. Проведи эксперимент и выясни, сколько времени змеи проводят в неподвижности, а сколько – в активном состоянии при различной температуре в террариуме.

7. Проведи эксперимент и выясни, сколько времени змеи проводят в неподвижности, а сколько – в активном состоянии при разном режиме кормления.

8. Изучи особенности питания ужей каждого из содержащихся видов. При этом дай ответы на следующие вопросы:

- Какие виды кормов поедаются рептилией наиболее охотно?

- Всегда ли кормовое животное подвергается нападению змеи ?

- От чего зависит, нападает ли змея на кормовое животное, или нет?

- Как часто питаются изучаемые змеи при различных температурных условиях?

- Как ведет себя змея при охоте на тех или иных животных?

- Как ведет себя животное, на которое нападает змея?

- Всегда ли охота змеи оказывается удачной и почему?

- Как змея поедает свою жертву?

- Что помогает змее проглотить кормовое животное, размеры тела которого больше, чем размеры головы или шеи змеи?

9. Подробно опиши, как изменяются поведение и внешний облик змеи при подготовке к линьке?

10. Как происходит линька у этих животных?

11. Как выглядит старая кожа змеи после окончания линьки?

12. Проведи опыт, в котором изучи влияние температуры на сроки наступления линьки у ужей. Сделай необходимые выводы.

К другим неядовитым змеям, часто содержащимся в условиях неволи, и по этой причине являющимся объектами наблюдения школьников, относятся удавы, питоны, полозы, королевские змеи. Однако, речь о них – в будущих статьях.


ЛИТЕРАТУРА


1. Банников А.Г., Даревский И.С., Денисова М.Н. и др. Жизнь животных. Т.5. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.

2. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971. – 303 с.

3. Гуржий А.Н. Ваш террариум. – М.: Аквариум-Принт, 2006. – 144 с.

4. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели.

- М.: Лесная промышленность, 1991. – 349 с.

5. Сосновский И.П. Амфибии и рептилии леса. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 144 с.

6. Чегодаев А.Е. Удивительный мир рептилий. – СПб: Гидрометеоиздат, 1992. – 176 с.

7. Чегодаев А.Е. Ужи и полозы. Содержание. Разведение. Кормление. Профилактика заболеваний. – М.:

Аквариум бук, 2002. – 80 с.

8. Экзотические домашние животные. – СПБ: ООО СЗКЭО Кристалл, 2006. – 176 с.


© Александр Кулев, 2017
Дата публикации: 20.04.2017 00:14:00
Просмотров: 1895

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 82 число 98: