Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Арон Бакшиэль



Изучаем фауну России. Миноги

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 19328 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом и на уроках биологии.



Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается здесь в научно-художественном стиле, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога инструкции для проведения домашнего изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Эти странные живые существа находятся с рыбами в относительно близком родстве, и все же рыбами в обычном представлении не являются, хотя и происходят от общих предков. Современный облик многих из них является результатом приспособления к паразитическому образу жизни. Отыскав жертву, минога присосется к ней воронкой и тянет из нее не только кровь, но и мышечную ткань, растворяя ее особыми ферментами [7]. Однако не все миноги являются паразитами, о чем подробнее будет сказано далее.

Минога – типичный представитель класса круглоротых. На рыбу она похожа мало: длинное, змееподобное, гибкое тело, покрытое обильной слизью; небольшая голова, бесчелюстной рот в форме воронки-присоски с сильным зубастым языком; отсутствие грудных, брюшных и анального плавников. К тому же, мешковидные жабры миноги абсолютно не похожи на рыбьи. Ноздря одна, а вот глаза три. Правда, третий примитивен и способен только различать степень освещенности. В скелете миноги нет ни единой косточки, потому что он образован хрящом и соединительной тканью [3].

Несмотря на незначительное развитие плавников, миноги ловко и быстро двигаются в воде. Там, где течение не очень быстрое, продвигаются вперед, извиваясь вправо и влево. В быстрых водах они движутся толчками; присосавшись при каждом прыжке к какому-нибудь твердому предмету и остановившись на короткое время, они снова спешат вперед и таким образом преодолевают самое сильное течение [1].

Миноги подразделяются на пресноводных и проходных. Морская минога достигает 90 см. длины. Обитает она в Атлантическом океане, у берегов Европы и Северной Америки. Вовремя нереста входит в реки. На нерестилищах с сильным течением морская минога способна изменять положение камней весом до 1 кг. Вылупившиеся из икринок личинки постепенно претерпевают метаморфоз. Закончившие его особи имеют длину 10-20 см. Взрослые морские миноги паразитируют на рыбах. Они присасываются к ним ротовой присоской, а снабженным зубами языком проделывают отверстие в теле хозяина. Питаясь прежде всего кровью, вытекающей из раны, миноги иногда разрывают мускульную ткань жертвы, вырывая ее движением языка. Если хозяин погибает, миноги ищут нового. Молодые особи предпочитают более глубокие воды, старшие обитают у побережий. Паразитический образ жизни продолжается от одного года до полутора лет. Промысел взрослых морских миног существует с давних пор, и они считаются деликатесом [7].

Проходная тихоокеанская минога довольно крупна: обычная длина около полуметра. Вес чуть меньше сотни граммов, но встречаются и трехсотграммовые. Во взрослом состоянии она обитает в умеренных широтах Тихого океана и живет там два года, вырастая, набираясь сил и готовясь к первому и последнему своему нересту «за тридевять земель» от моря – в среднем течении Амура. Жертвами представителей тихоокеанской миноги оказываются самые разные морские обитатели – от наваги до акулы.

В мелководном заливе при впадении реки в море (Амурском лимане) миноги активно кормятся, а дальше совершают долгое и очень трудное путешествие против течения могучей реки к местам нереста, чтобы отложить там икру и неизбежно погибнуть. Огромное расстояние миноги будут штурмовать совсем не питаясь, точно так же, как кета, горбуша и другие знаменитые лососи [3]. Во время пребывания в реке кишечник у миног деградирует, масса тела уменьшается [4].

В лимане Амура миноги начинают собираться во второй половине лета, а в середине августа их огромные, плотно сбитые «стада» входят в реку. Идут они косяками длиной до нескольких километров.
Перемещаются в основном по ночам, и чем они темнее, тем активнее ход. Ориентированию в темноте, вероятно, помогает своеобразный радар, который, возможно, имеется у этих удивительных животных.

За сутки они одолевают в среднем десять-пятнадцать километров. Общая длина стад этих удивительных мигрантов достигает двухсот километров и даже больше. На всю долгую «дорогу» от моря до нерестилищ уходит около четырех месяцев. Приплывают они на нерестилища до изнеможения уставшими и первым делом основательно отдыхают, потому что нерест тоже требует немалых энергетических затрат. Иногда эта пауза растягивается до двух месяцев. А тем временем проходят в их организмах сложнейшие процессы вызревания новой жизни.

Нерест начинается на глубоких участках с галечниковым грунтом и быстрым течением. Каждая брачная пара роет гнездо в виде продолговатых ямок. Наиболее активен при этом самец. Самка же бережет силы для заключительных актов своей жизни. После окончания процесса икрометания отнерестившиеся животные медленно умирают, забившись под камни или коряги.

Через несколько недель из икринок вылупляются личинки. Постепенно они оседают на дно тихих проток и заливов, зарываются в ил и там продолжают расти и развиваться. На этой стадии развития они называются пескоройками, цветом белые или светло-серые. А питаются своеобразно: втягивают в себя с током воды ил и отфильтровывают все съедобное, направляя его в примитивный кишечник. Растут они очень медленно. В семимесячном возрасте длина пескоройки всего полтора сантиметра, а удваивает она эту длину лишь к году. Двухлетняя минога величиной со спичку, а трехлетняя – с дециметр. В возрасте четырех-пяти лет, вытянувшись до полутора десятков сантиметров и накопив несколько граммов массы, пескоройки покидают ил и отдаются на волю речного течения. Так проходят полтора года, за которые бывшие пескоройки перерождаются в «настоящих миног», только маленьких.

Попав в море, молодые миноги уже умеют быстро плавать. На высококалорийном, варварски добываемом корме они начинают быстро расти, чтобы через пару лет замкнуть свой странный жизненный цикл, вернувшись в реку для нереста.

У морской миноги в Амуре есть пресноводный собрат – ручьевой. Встречается он здесь повсеместно, донный ил и тина – его стихия. Ручьевая минога и внешностью, и образом жизни очень схожа со своим более крупным сородичем. Отличие между ними заключается в том, что после превращения личинка-пескоройка ручьевой миноги становится особью, готовой к нересту. Вместо того, чтобы надолго уйти в морские дали, ручьевая минога вскоре нерестится, и тоже в первый и последний раз в своей жизни [3]. Ручьевые миноги являются непаразитическими животными, питающимися только в личиночном состоянии.

Европейская ручьевая минога обитает в бассейне Северного и Балтийского морей и не является проходной. С наступлением весны, исчезновением льда и потеплением воды созревают четырехлетние личинки, и в апреле-июне при температуре воды 8-12 градусов Цельсия эти уже половозрелые животные нерестятся. Самки и самцы, присосавшись к камням, хвостом выкапывают овальную ямку в песке или гравии. Более крупные камни ртом убираются из подготовляемого нерестилища. Когда подготовка завершена, начинается нерест. Оплодотворение икры происходит вне тела самки, в воде. Часто самцы при нересте присасываются к телу самки. Из мелких грушевидных личинок выклевываются личинки, которые живут, зарывшись в наносах глины и ила у берегов ручьев, приблизительно четыре года. Глаза личинок-пескороек покрыты кожей, а рот, образованный верхней и нижней губой, имеет подковообразную форму. Во время личиночного развития они питаются органическими останками (детритом), в основном растительным, а также микроорганизмами, которых отфильтровывают из воды и детрита [7].

Длина тела каспийской миноги - 45 см, в отдельных случаях встречаются особи до 55 см. Окраска зеленовато-серая, продолжительность жизни 7-8 лет. Это очень древний вид, составляющий особый эндемичный род. Еще нет однозначного представления о том, как проходило его формирование, но в любом случае понятно, что он возник в результате длительной изоляции Каспия от других морских бассейнов мира. Распространена эта минога исключительно в Каспийском море, а местами размножения ей служат реки и ручьи его бассейна.

В отличие от других родственных ей видов, каспийская минога не может питаться кровью рыб, т.к. зубы ее тупые и не способны нарушить целостность покровов этих животных. Она всеядна. Кормом ей служат водоросли, которые она соскабливает с твердого субстрата, и детрит (остатки животных и растений вместе с содержащимися в них бактериями). Эта минога может обгрызать мелких животных, разлагающиеся трупы рыб и других водных организмов. Прожорливая минога растет быстро и перед началом размножения сильно жиреет.

Свое первое и последнее путешествие взрослые каспийские миноги начинают осенью. Раньше самые массовые миграции наблюдались на Волге, но после строительства плотин эти перемещения почти сошли на нет. К счастью для них, миноги еще могут заходить на нерест в реки Урал, Терек, Кура и др. Ход продолжается до появления льда. Плывя вверх по течению только в ночное время, миноги проходят за сутки около 10 км.

Нерест начинается ранней весной, после зимовки, и проходит исключительно в проточной пресной воде. Наиболее крупные особи каспийской миноги выбирают участки с песчано-галечниковым дном в нижнем течении реки, а относительно мелкие особи поднимаются выше, вплоть до ручьев, где выбирают песчаные участки. Сначала самец сооружает нерестовую ямку. Ротовым диском он присасывается к более крупным камешкам и оттаскивает их в сторону. А песок и мелкую гальку просто размывает в стороны извивающимся телом. Других подплывающих самцов хозяин нерестилища старается отогнать. Через какое-то время к нему присоединяется самка, которая помогает завершить устройство овального гнезда. Их действия, когда они, не прекращая движений, временами образуют клубок, производит странное, завораживающее впечатление. Общая картина массового нереста - сотни миног, согласованно извивающиеся, словно в каком-то необычном танце, - зрелище необыкновенное, то ли забавное, то ли жуткое…

Этот вид относится к плодовитым. Ведь самки каспийской миноги выметывают от 14 до 38 тыс. икринок диаметром 0,8-1,5 мм. У крупных особей выше плодовитость и больший размер икринок. Выполнив свой родительский долг, обессиленные миноги расплываются, забиваются в укромные уголки и умирают.

Личинки каспийской миноги, которые, как и у других видов миног, называются пескоройками, очень сильно отличаются от взрослых животных. Рот у них не круглый, а четырехугольный, зубов нет, жаберные отверстия помещаются в продольной складке, глаза недоразвиты и едва заметны сквозь покрывающую их кожу. Обитают пескоройки на умеренно заиленных песчаных участках рек со слабым течением, проводя большую часть времени, зарывшись в песок. Именно в личиночной стадии проходит большая часть жизни миноги. Лишь через 4-5 лет пескоройки претерпевают метаморфоз (во время которого не питаются), превращаясь во взрослых миног. Пескоройки питаются детритом и отфильтрованными микроскопическими организмами, которых втягивают с током воды с помощью фильтровального органа, связанного с жаберным аппаратом. Течение сносит молодых миног в море, где они обитают до полового созревания.

У каспийских миног много врагов. Пескороек в большом количестве поедают любые хищные рыбы соответствующего размера. На отмелях мелководных проток они могут стать добычей черного аиста или серой цапли. В зимнее время главным их врагом является налим. После ската в море молодые миноги ведут придонный образ жизни и часто становятся случайной добычей рыб размером вплоть до белуги, а также каспийского тюленя. В мелководных акваториях ими может полакомиться большой баклан, известный как отличный ныряльщик [2].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.В тело рыбы миноги вводят особые вещества - ферменты. Какова их роль в жизни круглоротых?
2. Каково может быть значение слизи, которой покрыто тело миноги?
3. У миног, в отличие от представителей многих видов рыб, нет жаберных крышек. Является ли эта их особенность недостатком в строении миноги? Почему вы так думаете?
4. Что такое метаморфоз и в чем, с вашей точки зрения, заключается его необходимость?
5. Каспийская минога считается эндемичным видом. Что означает это понятие?
6. Почему нерест миног в нашей стране происходит в весеннее время? Выскажите свои предположения.
7. Что помогает миногам спасаться от хищников в природных водоемах?
8. Найдите ошибки в предложенном ниже тексте. Объясните, в чем заключается ошибочность приведенных фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
«Как много удивительных существ может обнаружить опытный ныряльщик! Вот одно из них – имеющая древнее происхождение, но живущая и ныне рыба под название минога. Замерла, лишь грудными плавниками чуть шевелит. Ее легко узнать по длинному змеевидному телу и широкой околоротовой присоске. Не зря затаилась! Поджидает плывущую на некотором расстоянии от нее большую рыбу, к телу которой готова быстро присосаться, чтобы паразитировать «без стыда и совести»! А если вдруг повезет рыбе – минога не пощадит и проползающего мима большого рака – поступит с ним как настоящий кровосос-преступник! Ужасающее создание, будто из страшной сказки! Но, как выяснилось, само весьма боязливое. Вот мое неосторожное движение – и подводное страшилище, испуганно хлопнув жаберными крышками, метнулось к расщелине между камнями и мгновенно «растаяло», словно мираж! Что ж, пора подниматься к поверхности воды – воздух уже на исходе… Прощай, «мимолетное виденье», до новых встреч на глубине!»
9. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Почитайте эти тексты своим товарищам, найдите ошибки, внесите необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

1. Ферменты миноги, которые вводятся ею в тело жертвы, могут растворять ткани рыбы, превращая их в питательную жидкость, которую минога всасывает с помощью ротовой присоски и использует для своего питания.
2. Слизь, которая покрывает тело миноги, облегчает ей процесс перемещения в довольно плотной среде - воде, убивает вредных микроорганизмов, повышает шансы выскальзывания миноги из челюстей хищника.
3. Жаберные крышки костных рыб защищают жаберный аппарат от механических повреждений и загрязнения. Их ритмичное движение позволяет прогонять воду мимо жаберных лепестков, ускоряя таким образом процесс поглощения кислорода из воды. Минога лишена этих преимуществ, что, вероятно, указывает на ее относительную примитивность и более древнее происхождение по сравнению с рыбами.
4. Метаморфозом является превращение (преобразование) органов личинки в органы взрослого животного. В этом процессе организм миноги становится способным к выполнению функций, связанных с размножением.
5. Животные-эндемики обитают в пределах относительно ограниченного ареала, и нигде более не встречаются.
6. Размножение в весеннее время обеспечивает личинкам миноги благоприятные температурные и кормовые условия для первого и, вероятно, самого трудного периода их жизни.
7. Спасаться от хищников миногам, вероятно, помогают покровительственная окраска, высокая скорость передвижения, придонный образ жизни, способность затаиваться, а также слизь, покрывающая их тело и, вероятно, хотя бы иногда позволяющая выскальзывать из челюстей хищников.
8. В предложенном тексте имеются следующие ошибки. Минога не является рыбой. У нее нет парных плавников. На крупных раков минога не нападает, т.к. они защищены прочным хитиновым панцирем. Как уже отмечалось выше, минога не имеет жаберных крышек.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ МИНОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о миногах, обитающих на территории России.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Рыбы и амфибии. – М.: Издательство АСТ, 2000.
2. Каспийская минога // Наша флора и фауна. – М.: Иглмосс Эдишинз. – 2014. - № 64.
3. Кучеренко С. Минога // Муравейник. – М.: ОИД Медиа-Пресс. – 2005. - № 2.
4. Моисеев П.А., Азизова Н.А., Куранова И.И. Ихтиология. – М.: Легкая пищевая промышленность, 1981.
5. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
6. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
7. Франк С. Иллюстрированная энциклопедия рыб. – Прага: Артия, 1975.



© Александр Кулев, 2018
Дата публикации: 20.08.2018 04:17:18
Просмотров: 430

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 85 число 21: