Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Олег Павловский



Нейрофизиологические аспекты обучения

Светлана Беличенко

Форма: Статья
Жанр: Частное мнение
Объём: 6663 знаков с пробелами
Раздел: "Статьи по психологии и педагогике"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Когнитивные потребности (связанные с познавательными психическими процессами) многие исследователи относят к высшим, духовным потребностям человека. Так, например, Абрахам Маслоу ставит желание человека познавать и исследовать мир и самого себя на вершину предлагаемой им пирамиды потребностей. По Маслоу духовные потребности человека являются личностными и приобретенными. Получается, что именно в их (духовных потребностей) наличии заключается отличие человека от животных, и формирование этих потребностей — задача, которую необходимо начинать с раннего детства, так как мотивация к подобного рода потребностям не является врожденной и возникает, а также совершенствуется и /или трансформируется в ходе обучения.
Академик П.В. Симонов, в отличие от Маслоу, выделяющего 5 ступеней потребностей (от низших к высшим) разделил все потребности человека на 3 группы:
— витальные (т.е. необходимые непосредственно для поддержания жизни организма);
— зоосоциальные (к ним, например, относится внутривидовое взаимодействие);
— саморазвития (по мнению Симонова эти врождённо заданные поведенческие программы стратегически нацелены на будущее).
Академик Симонов доказал, что для каждой потребности в мозге человека существуют различные мозговые центры и структуры.
Если подробнее остановиться на потребностях саморазвития, то по Симонову они подразделяются на:
1. Подражательную
2. Т. н. «рефлекс свободы»
3. Игровую
4. Исследовательскую
В педагогической деятельности важно понимать, что потребности человека часто конкурируют между собой. Так, например, духовные потребности, мечты, размышления о возвышенном могут прерваться остро возникшей необходимостью принять пищу или питьё. То есть низшие физиологические потребности в данный момент времени победят более возвышенные. Или, например, чувство страха, сопровождающее новую деятельность, («а вдруг это опасно/незаконно/неправильно/аморально», «а вдруг накажут» и т.д.) может заставить индивида отступить от намеченных действий.
Могут конкурировать между собой и высшие потребности. Например, исследовательская и рефлекс свободы. Человеку от природы свойственно стремление к свободе, желание преодолеть ограничения в свободе передвижения. Поэтому несмотря на желание познавать и исследовать, обучаемый может стремиться поскорее оказаться за пределами класса/школы, что вполне соотносится с врождёнными установками. Также, например, у младших школьников могут конкурировать желание играть (что также является вполне оправданным биологически) и желание исследовать. И подобные нюансы необходимо учитывать в педагогической работе. Так, например, можно реализовать исследовательские задачи на природе, что уже не будет восприниматься как ограничение свободы. Также можно совмещать исследовательскую деятельность с игрой, вплетая в нить игры исследовательские задачи и программы. Учитывая тот факт, что мозг человека в любой промежуток времени — это арена борьбы многих конкурирующих потребностей (согласно д.б.н. В.А. Дубынину), мы можем добиться повышения качества обучения, нивелирования конфликтов среди учеников, а также между учениками и учителем и успешной реализации потребностей саморазвития у обучающихся.
Педагоги начальных и средних образовательных учреждений должны быть осведомлены об основных особенностях работы мозга и учитывать эти особенности при проведении занятий. Кроме того, поскольку потребности саморазвития (в т.ч, например, исследовательская потребность) согласно П.В. Симонову являются врождённо детерминированными, то основная задача педагогики сводится к тому, чтобы помочь личности развиваться, поддержать исследовательское стремление индивида и его желание саморазвития, то есть помогать человеку развивать уже заложенные в нём биологически потребности и стремления.
Ребёнок, родившись, и потом, когда он приходит в коллектив детского сада/школу, уже имеет врождённо заданную программу, ориентированную на познание и изучение окружающего мира и самого себя. Задача родителей, воспитателей и педагогов — сделать это процесс понятным для него, доступным, интересным и постоянным.
Если у ребёнка отсутствует исследовательская потребность и её выражение в виде исследовательского поведения, то причин этому может быть несколько:
1.) У ребёнка нарушена работа отделов мозга, которые отвечают за исследовательскую потребность и исследовательское поведение.
2.) Отсутствует правильный педагогический подход в обучении данного ребёнка.
3.) В семье или среде, где воспитывается ребёнок, допущены грубые нарушения процесса воспитания и развития, естественные исследовательские потребности жёстко подавляются (запретами, наказаниями или иными воздействиями).
Если не брать в расчёт случаи физиологических нарушений, а также те ситуации, где в крахе исследовательской потребности виновата семья и ближайшее окружение ребёнка, а касаться только сферы педагогики, то здесь можно выделить два противоположных по сути педагогических подхода:
1. Обучение, учитывающее врождённо обусловленные потребности саморазвития и способствующее удовлетворению этих потребностей и развитию личности;
2. Обучение, не учитывающее или идущее вразрез с врождённо обусловленными программами и установками, подавляющее их или чрезмерно искажающее их естественное проявление.
Исходя из сути этих двух подходов можно в общем смысле говорить о правильной (естественной, физиологичной) и неправильной педагогике. В глобальной перспективе правильный подход обеспечивает надёжное будущее индивида. Ведь он стимулирует работу важнейших нервных центров, нацеленных на выживание и успешное существование в будущем. Напомним, что согласно исследованиям П.В. Симонова, удовлетворение потребностей саморазвития нацелены на будущее (в процессе реализации этих программ индивид учится, а также отбирает, систематизирует и сохраняет важнейшую информацию, которая пригодится, будет полезна в будущем). Правильный педагогический подход ориентирован на качественное и достаточно хорошо прогнозируемое будущее.
«Неправильная педагогика» не стимулирует и не тренирует работу многих важнейших нервных центров и делает будущее индивидуумов плохо прогнозируемым, непредсказуемым или заведомо неуспешным.
По сути блокировка стремления к саморазвитию, исследовательского поведения тормозит и формирование полноценной личности, что может отрицательно сказаться на будущем индивида, который с вступлением в юридическое совершеннолетие, вероятнее всего, останется незрелым психологически и с точки зрения нейрофизиологии (отсюда могут возникать депрессии, неудовлетворённость собственной жизнью и собственной личностью, отсутствие мотиваций к получению профессии, труду, созданию семьи и мн. др.; инфантильное поведение).


© Светлана Беличенко, 2018
Дата публикации: 19.09.2018 13:34:18
Просмотров: 1325

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 95 число 40: